Научная статья на тему 'Форсайт в педагогической карьере у студентов будущих бакалавров педагогики'

Форсайт в педагогической карьере у студентов будущих бакалавров педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФОРСАЙТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / TEACHERS' TRAINING / STUDENTS / FORESIGHT OF TEACHING CAREER / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сепиашвили Екатерина Николаевна

Анализ социальной среды и изменения, происходящие в ней, позволяют сделать вывод, что с помощью форсайта можно оставаться конкурентоспособным и успешным в профессиональной педагогической деятельности. Рассмотрев подходы данного определения в отечественном и зарубежном опыте, автор определил, что применение форсайта студентами в своей педагогической карьере поможет им профессиональной деятельности, что повысит качество работы и сделает их конкурентоспособными в изменяющейся социальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORESIGHT IN TEACHING CAREER OF STUDENTS FUTURE BACHELORS IN EDUCATION SCIENCE

The review of social environment and changes in it allows to make a conclusion, that with application of foresight technologies a person can remain competitive and successful in vocational teaching activities. By study of approaches to definition of the foresight in domestic and foreign experiences the author states that the introduction of the foresight technologies in the vocational career helps the students in their teaching activities, improves the quality of the work, and allows to remain competitive in the changing social environment.

Текст научной работы на тему «Форсайт в педагогической карьере у студентов будущих бакалавров педагогики»

УДК 159.9.07 Сепиашвили Екатерина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского

ФОРСАЙТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЕ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ

Sepiashvili Ekaterina Nikolayevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science and Psychology Department, Moscow State University of Technologies and Management

FORESIGHT IN TEACHING CAREER OF STUDENTS - FUTURE BACHELORS IN EDUCATION SCIENCE

Аннотация:

Анализ социальной среды и изменения, происходящие в ней, позволяют сделать вывод, что с помощью форсайта можно оставаться конкурентоспособным и успешным в профессиональной педагогической деятельности. Рассмотрев подходы данного определения в отечественном и зарубежном опыте, автор определил, что применение форсайта студентами в своей педагогической карьере поможет им профессиональной деятельности, что повысит качество работы и сделает их конкурентоспособными в изменяющейся социальной среде.

Ключевые слова:

студенты, форсайт педагогической карьеры, подготовка педагогических кадров, конкурентоспособность.

Summary:

The review of social environment and changes in it allows to make a conclusion, that with application of foresight technologies a person can remain competitive and successful in vocational teaching activities. By study of approaches to definition of the foresight in domestic and foreign experiences the author states that the introduction of the foresight technologies in the vocational career helps the students in their teaching activities, improves the quality of the work, and allows to remain competitive in the changing social environment.

Keywords:

students, foresight of teaching career, teachers’ training, competitiveness.

С переходом на двухуровневую подготовку специалистов, основанную на компетентностном подходе, с введением нового закона «Об образовании в РФ» и ряда других документов, российское образование претерпевает кардинальные изменения. В связи с этим в современных исследованиях уделяется большое внимание изменению системы образования и подготовки выпускников, которое осуществляется на основе практико-ориентированного обучения, где сочетаются фундаментальные знания и практические навыки профессиональной педагогической деятельности. В различных программах, нацеленных на реализацию этих целей, ставятся задачи, в которых можно проследить, что большую роль в этом должны играть те люди, которые являются их участниками [1; 2]. Так в материалах «Форсайт-флота 2013» в программе «Форсайт российского образования» были выделены ключевые выводы, один из которых - это запрос на новые кадры, с учетом конкуренции международных провайдеров в сфере образования [3]. Ведущая роль в их реализации принадлежит педагогам, которые работают сейчас и будут работать в будущем.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» в п. 3.3. «Развитие образования», одной из задач для выполнения стратегической цели государственной политики в области образования как повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, является создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики [4].

В контексте инновационной стратегии педагогического процесса существенно возрастает роль подготовки педагогов как носителей не только современных знаний, но и создателей новаторских идей и процессов. Что требует от них специальной психолого-педагогической подготовки во время обучения в вузе. Самое главное в этом процессе, чтобы студент сам предвидел и формировал свою педагогическую карьеру, обеспечивая не только краткосрочные цели, но и форсайт в педагогической деятельности. Можно сказать, что это спорный вопрос, но, учитывая социальные перемены, происходящие в российском обществе и государственный заказ, нужно рассматривать все факторы, относящиеся к форсайту при формировании своей педагогической карьеры.

Сам термин «форсайт» получил широкое распространение несколько лет назад и применялся для выделения приоритетов современных исследований на основе базовых сценариев развития науки, технологии, общества и экономики.

Форсайт включает в себя действия, ориентированные на:

- мышление, то есть прогнозирование, оценка технологий, исследования будущего - это попытка определить долговременные тренды и скоординировать на их основе принятие решений;

- обсуждение, то есть процесс, вовлекающий всех стейкхолдеров: общественные организации, промышленные предприятия, исследовательские центры, неправительственные фонды, и так далее;

- очерчивание будущего, где цель форсайта - определение возможного будущего, создание его желаемого образа и определение стратегий его достижения [5].

Форсайт - это систематическое размышление о будущем и воздействие на будущее [6].

Из вышеперечисленного можно определить, что форсайт - это не планирование будущего и не формальное прогнозирование. Это то, что соединяет в себе все данные элементы. В основном уделяется внимание трем абсолютно разнородным вещам. Первое - прогнозирование будущего как нормальная деятельность исследовательского характера и явно относится к познанию. Второе - все прогнозы нужно связать с деятельностью тех, кто принимает решение, кто строит будущее, поскольку рычаги управления настоящим находятся в его руках. Подобный контроль над будущим является также управлением. Есть и третья сторона. «Я хочу не только прогнозировать будущее, но и сделать его. На основании своих идей изменить мир так, чтобы он стал лучше, чем сегодняшний, хотя бы с моей личной точки зрения» [7].

Современному студенту-педагогу, ориентированному на инновационную экономику и смену преподавательских технологий в образовательном процессе, нужно ответить на следующие вопросы, относящиеся к форсайту: 1) каким он видит свое будущее; 2) готов ли участвовать в поиске ответов на различные социальные вызовы; 3) в какой степени его стратегии развития зависят от текущей конъюнктуры социальной и образовательной среды; 4) какие меры он готов предпринимать для развертывания тех или иных вероятных сценариев будущего.

Учитывая интегративный характер подготовки студентов в вузе, рассматривая состав профессиональных компетенций, необходимо определять вектор развития себя в дальнейшем, - на формирование своей педагогической карьеры. Заложить систему ценностных установок самосовершенствования, саморазвития и роста квалификации в дальнейшей деятельности. Опыт профессиональных действий педагогических работников показывает, что как личность и профессионал он будет социально востребован, выполняя те функции, которые кроме него и лучше него никто не осуществит.

Одна из задач образования - это не передача знаний, имеющихся на данном этапе, а формирование самостоятельной способности находить ответы на определенные задачи в различных ситуациях. Так как выбранная профессия является одним из способов ответить на вопрос: где мое место в этом мире; зачем я в нем? - ответы на них тесно связаны с развитием профессионального самосознания, которое является важным в обеспечение профессионального развития, роста и функционирования профессионала.

Под профессиональным самосознанием понимается представление и эмоциональное отношение к себе как о профессионале, совокупность самооценок и описаний. Ему уделяется большая роль, поскольку именно оно позволяет превратить недовольство собой в кадрового рост.

Основа принятия различных решений о своем профессиональном развитии должна закладываться во время обучения в вузе, так как любое планирование и прогнозирование начинается с тактических действий и организаторской деятельности по их выполнению. Речь идет о практической организации методического процесса формирования приемов управленческой деятельности в контексте педагогического форсайта, где можно применить принцип Ьвдо-образования, действующий по системе «человек-собери себя сам». Поэтому, когда будущий педагог является студентом, задача вузовской системы во главе с преподавателями - научить планировать свою работу и предвидеть дальнейшую перспективу в педагогической карьере, то есть научиться управлять собой. Здесь выделяют два подхода: 1) становление приемов управленческой деятельности идет в процессе решения учебно-познавательных задач, где они являются средством достижения поставленной цели; 2) приемы управленческой деятельности выступают как предметы социального усвоения, они синтезируются так, чтобы в дальнейшем быть пригодными для сознательного, произвольного использования в незнакомых ситуациях, где на первом этапе производится анализ решения задач различного класса и затруднений, возникающих в процессе решения. Он завершается предварительным составлением предписаний, обеспечивающих применение данного приема при решении определенных управленческих задач. На втором этапе осуществляется прогнозирование результатов и правильного выбора.

Дополнение данных подходов информационно-мыслительными механизмами преобразования информации в процессе решения профессионально-ориентированных задач открывает «неограниченные» возможности диагностики любого из «переходных состояний» процессов пре-

образования, хранения и воспроизведения управленческой информации, что отражает социально-образовательные ориентиры формирования профессиональной деятельности будущего специалиста - педагога.

Еще один аспект профессиональной карьеры заключается в том, что в современной образовательной среде педагог должен реализовывать функцию проектирования хода индивидуального развития каждого конкретного обучающегося, а не транслировать общественный опыт. Поэтому здесь должны применяться такие формы деятельности педагога, как разработка индивидуальных стратегий (вектор) обучения, индивидуальное консультирование. Помогая развиваться студентам, преподаватель должен знать, как развиваться самому в соответствующих условиях образовательной среды, при этом студенты используют пространство вуза как ресурс саморазвития в профессиональной педагогической деятельности.

Для обеспечения своей конкурентоспособности в профессиональной деятельности необходимо делать решающую ставку на превращение теоретических и научных знаний в новую потребительскую ценность, обладающую качественно более высокими свойствами и компетенциями. Поэтому пока студент находится в вузе ему помогают преподаватели в достижении своих будущих целей в профессиональной карьере, но по окончании обучения, становясь специалистом, он переходит на другой уровень, где помогает развиваться не только себе, но и другим.

Следует отметить, что это совместный, систематический процесс, нацеленный на повышение качества принимаемых различных решений в настоящий момент, где уже происходит процесс построения предвидения своего будущего: профессиональный статус и связанные с ним блага, стиль жизни. Все это дает основания в дальнейшем претендовать на более высокую социальную позицию в обществе. При этом в условиях реформирования системы образования государство получает качественно подготовленного специалиста в области педагогики, готового в нестандартных условиях выделять приоритеты в будущем и развиваться в соответствии изменениям социальной и образовательной среды, внедрять и использовать в своей деятельности нестандартные и ответственные решения.

Таким образом, форсайт педагогической карьеры у студентов позволяет поднять уровень профессионально-педагогической подготовки преподавателей, а затем и обучающихся на более высокий уровень, который соответствует не только современным требованиям, прописанным в различных концепциях и программах, но и помогает развиваться обществу в соответствии с макроэкономической политикой нашего государства.

Ссылки:

1. Приоритетный национальный проект «Образование». URL: 1"|Пр://минобрнауки.рф/проекты/пнпо (дата обращения: 10.02.2014).

2. Общественная программа «Детство». URL: http://2010-2030.ru/_ (дата обращения: 10.02.2014).

3. ФОРСАЙТ-ФЛОТ 2013. URL: http://www.foresighttrip.asi.ru/ (дата обращения: 10.02.2014).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009 г.).

5. CORDIS. Community Research and Development Information Service. URL: http://cordis.europa.eu/home_en.html (дата обращения: 10.02.2014).

6. ACIIC logo. URL: http://www.aciic.org.au/ (дата обращения: 10.02.2014).

7. Переслегин С.Б. Доклад на форсайт-семинаре. URL: http://www.vseminfo.ru/video/pereslegin/pereslegin-video_64.html (дата обращения: 10.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.