Научная статья на тему 'Форсайт-технологии в прогнозировании развития регионов'

Форсайт-технологии в прогнозировании развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1137
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ФОРСАЙТ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КЛАСТЕР / REGIONAL DEVELOPMENT / FORECASTING / FORESIGHT TECHNOLOGIES / INNOVATIONS / COMPETITIVENESS / HUMAN CAPITAL / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков Константин Вадимович

В статье рассматривается роль и значение форсайт-технологий стратегического прогнозирования, ориентированного на развитие приоритетных отраслей экономики регионов с целью интенсификации продвижения высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов. Гипотеза исследования состоит в обосновании необходимости оценки разностороннего воздействия современных технологий прогнозирования на социально экономическое развитие, что, в свою очередь, выступает условием эффективного стратегического управления регионами России. Цель работы заключается в обосновании роли форсайт-технологий как неотъемлемого элемента стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щербаков Константин Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORESIGHT TECHNOLOGY FORECASTING-DEVELOPMENT OF REGIONS

The article deals with the role and importance of foresight technologies of strategic forecasting, focused on the development of priority sectors of the regional economy in order to intensify the promotion of high-tech products and the implementation of investment projects. The hypothesis of the study is to justify the need to assess the multifaceted impact of modern forecasting technologies on socio economic development, which, in turn, is a condition for effective strategic management of Russian regions. The aim of the work is to substantiate the role of foresight technologies as an integral part of the strategy of cluster development of innovative regional economy.

Текст научной работы на тему «Форсайт-технологии в прогнозировании развития регионов»

Key words: state defense order, defense-industrial complex, life cycle, contract.

Rostovtsev Sergey Aleksandrovich, postgraduate student, s_rostovcev@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 338.27

ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

К. В. Щербаков

Рассматривается роль и значение форсайт-технологий стратегического прогнозирования, ориентированного на развитие приоритетных отраслей экономики регионов с целью интенсификации продвижения высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов. Гипотеза исследования состоит в обосновании необходимости оценки разностороннего воздействия современных технологий прогнозирования на социально - экономическое развитие, что, в свою очередь, выступает условием эффективного стратегического управления регионами России. Цель работы заключается в обосновании роли форсайт-технологий как неотъемлемого элемента стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики.

Ключевые слова: региональное развитие, прогнозирование, форсайт-технологии, инновации, конкурентоспособность, человеческий капитал, кластер.

Комплексная программа мероприятий законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий функционирования всех субъектов хозяйствования, последовательно проводимая в Российской Федерации, призвана способствовать активизации инвестиционной и инновационной деятельности регионов [1]. Утверждена долгосрочная целевая программа с целью формирования условий для коммерциализации инноваций [2]. Основные направления ее действия — создание механизма получения экономических преимуществ в результате научно-технической, инновационной, производственной деятельности. Повышения конкурентоспособности региональных товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках предполагается достичь через оптимизацию управления интеллектуальной собственностью [3].

Реализация кластерного сценария стратегического развития, который ориентирован на развитие приоритетных отраслей экономики региона с целью интенсификации продвижения высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов, выступает моделью быстрого роста экономики регионов, вследствие чего актуальным направлением представляется исследование проблемы управления инновационным потенциалом экономики [4]. Гипотеза исследования состоит в обосновании необходимо-

сти оценки разностороннего воздействия указанных факторов на социально-экономическое развитие, что, в свою очередь, выступает условием эффективного стратегического управления регионами России.

Технологический толчок или давление рыночного спроса выступают главными источниками инновационной деятельности [4], представляющей собой сферу разработки и практического освоения нововведений -технических, технологических и организационно-экономических. Помимо собственно инновационных процессов, инновационная деятельность также включает прогрессивные подходы к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг, маркетинговые исследования рынков сбыта товаров и их потребительских свойств.

По нашему мнению, формирование инновационной системы, способной к саморазвитию, выдвигает на первый план роль планирования и прогнозирования. С учётом объективных тенденций развития экономики наиболее целесообразной является модель модернизации региональной инновационной системы, основанная на использовании собственного научно-технического потенциала с привлечением иностранных инвестиций и технологий.

Цель работы заключается в обосновании роли форсайт-технологий как неотъемлемого элемента стратегии кластерного развития инновационной региональной экономики, и обуславливает необходимость решения следующих задач: изучить сущность и современные теоретические подходы к трактовке понятия инновационного развития региона; рассмотреть факторы развития инновационного потенциала федерального округа; исследовать перспективность кластеризации стратегических отраслей экономики; выявить роль форсайт-технологий в формировании инновационной экономики.

В Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года фактически впервые говорится о суверенизации российской экономики как о стратегической цели. Среди главных угроз экономике России (от использования экономического давления развитых стран до исчерпания сырьевой модели экономики) особо обращается внимание на «неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития» [5].

Инновационная экономика представляет собой комплексное, системное явление, базирующееся на существенных преобразованиях не только в сфере технологий, но и в обществе в целом, что диктует необходимость разработки новых методологических подходов к оценке эффективности прогнозирования, а также управлению развитием территорий.

Общая тенденция инновационных экономик, развивающихся в результате влияния информационного прогресса, состоит в формировании нового соотношения между человеческим и физическим капиталом [6].

Стимулирование развития инновационной экономики на основе обеспечения спроса на инновации и, как следствие, на человеческий капитал, при одновременном формировании достаточного предложения необходимого человеческого капитала, является первоочередной задачей, реализуемой в Российской Федерации.

Актуальным направлением исследования проблемы управления влиянием процессов планирования и прогнозирования на уровень инновационного потенциала экономики являются вопросы количественной оценки разностороннего влияния данных факторов на социально-экономическое развитие, что, в свою очередь, выступает условием эффективного стратегического управления регионами России. Оптимизация управления в интересах инновационного развития становится возможной только на основе разработки новых методологических подходов к решению данной проблемы с целью обеспечения предпосылок качественного и стабильного роста регионального хозяйства, включая повышение экономической эффективности, улучшение позиций в глобальной экономической системе, решения социальных проблем.

Важной проблемой для развития региональной инновационной экономики является слабое включение многих инновационных компаний в международный обмен и кооперацию. Для решения этой проблемы предстоит изменить систему налогообложения инновационных компаний и условия их деятельности, активно поддерживать экспорт инновационных компаний, стимулировать развитие частных венчурных фондов [7].

Образование способствует формированию нового инновационного типа мышления, а центральным фактором развития материального и нематериального производства в современной экономике выступают научные знания. Превращению инноваций в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечив таким образом ее перевод на инновационный путь развития, способствует активная промышленная политика.

Причина заключается в том, что в отличие от развитых стран, где инновационная составляющая органически встроена в процесс расширения воспроизводства, в нашей стране она находится только в стадии становления, и грамотное прогнозирование как фактор экономического роста инновационной экономики пока развит и используется недостаточно.

Оптимизация организационных связей позволяет эффективно использовать и наращивать человеческий капитал, который находится в непосредственной связи с инновационной активностью предприятий региона. Концентрации инноваций в регионах способствует высокая плотность специализированных ресурсов инновационного развития, обеспечивающих преимущества кластерного подхода, - высококвалифицированных ученых, инженерно-технических специалистов, близость университетов и научно-исследовательских институтов, других инновационных организаций.

Разрушение практик работы с будущим в России, ранее существовавших в виде идеологии (образа) будущего, футурологической фантастики, создания геополитических стратегий, долгосрочного государственного планирования социально-экономического развития страны, происходило в последние десятилетия на фоне развития в ведущих странах мира особой области управления - стратегирования и долгосрочного планирования, формирования новой технологии работы с будущим — форсайт, а именно технологического, социального, регионального [8]. Форсайт - это технология долгосрочного прогнозирования крупномасштабных процессов, основанная на коллективных экспертных оценках, получаемых от различных социальных групп, готовых активно участвовать в реализации формируемого прогноза. Долгосрочность нужна стратегическим звеньям, регионам, странам. В форсайт должны вовлекаться все слои и социальные группы общества, готовые активно действовать для его реализации.

Стратегическое планирование сформировалось в крупном бизнесе в период 1960-70-х годах с целью выработки планов долгосрочного развития на 10-15 лет. В 1980-х годах форсайт-технологии стали использоваться для разработки стратегий и стратегических планов развития крупных городов и регионов. Стратегические планы развития Барселоны (Испания), Стокгольма (Швеция), Большого Питербора (Канада) являются наиболее успешными и известными.

Проведение технологических форсайтов как метода новой зарождающейся экономики знаний на национальном уровне получило значительное распространение в 1970-х годах в Японии. В настоящее время аналогичные исследования проводятся практически во всех странах Евросоюза, Китае, России.

В 1990-х годах на основе разработок независимых аналитических центров (МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Фонд «Институт «Экономики города» и др.) в России в качестве альтернативного варианта административному планированию начала формироваться практика территориального стратегического планирования. Стратегическое планирование, опираясь на разработанные ранее методики работы с будущим, предусматривало согласование представлений о будущем, сопряжение целей и координацию использования заинтересованными субъектами процесса стратегического планирования всех имеющихся ресурсов, что способствовало координированию на основе специальных технологий взаимодействия участников процессов планирования стратегического развития общего будущего, повышению вероятности реализации различных вариантов будущего.

В то же время форсайт-технологии получили широкое распространение при проведении анализа перспективных рынков, прогнозирования социальных процессов, формирования инфраструктуры

национальных и региональных инновационных систем [9]. Форсайт базируется на поведении гражданского общества, а прогноз - на идеях интеллектуалов. Форсайт - это механизм согласования партикулярных интересов отдельных групп граждан: 1 группа граждан - потребители, общественная группа граждан, которая представляет их мнение; 2 группа -ученые; 3 группа - политики. Форсайт предполагает согласование всех групп интересов. Суть форсайта в том, чтобы создать механизм согласования интересов различных слоев общества в данном регионе. В форсайте очень важно, чтобы один и тот же объект рассматривали с нескольких сторон: бизнес, ученые, политики и потребители (общественная группа граждан), вследствие чего будет достигнут потенциальный рост уровня развития общества, новый порядок прогнозов, иной порядок эволюции власти.

Формирование в Российской Федерации качественно иной практики прогнозирования развития регионов позволит существенно усилить позиции страны на мировой арене, поскольку конкурентная борьба разворачивается на основе основных форматов будущего: новых финансово-экономического и военно-политического порядков; стратегий развития глобальных сфер деятельности; перспектив трансформации макрорегионов (ЕС, ЮВА, ШОС, АТР и др.); стратегий развития отдельных стран и крупных регионов. Активная роль России в конкурентной борьбе формируется на основе повышения эффективности стратегирования и форсайта.

Технология форсайта, включающая обширный перечень методов и технологий, достаточно многогранна. Основная его идея состоит в разработке определяющих для мирового сообщества стратегических направлений развития науки, технологии, экономики, социальной сферы на 15-20-летние периоды. Знание стратегических перспектив позволяет сосредоточить усилия и ресурсы для организации качественного «прорыва» в ключевых областях [10].

В Российской Федерации последовательно реализуется комплексная программа мероприятий законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий функционирования всех субъектов хозяйствования, а также активизации инвестиционной и инновационной деятельности. В целях создания условий для коммерциализации инноваций утверждаются долгосрочные целевые программы [3], направленные на формирование действенного механизма получения экономических преимуществ от научно-технической, инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности региональных товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью.

Реализация кластерного сценария стратегического развития [7], который ориентирован на развитие приоритетных отраслей экономики российских регионов (нефтехимия, машиностроение и новые материалы, ав-

томатизация и приборостроение, медицина и фармацевтика, авиация и космическая сфера) с целью интенсификации продвижения нанотехноло-гичной и высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов в данных областях, выступает моделью быстрого роста отрасли нанотехнологий.

Успешное формирование и эффективное развитие инновационного сектора Российской Федерации осуществляется на основе привлечения передовых достижений науки, техники и технологий, включающих как конкурентоспособные отечественные изобретения, так и иностранные разработки в случае наибольшей эффективности их применения по сравнению с отечественными научно-техническими возможностями.

Таким образом, современная экономическая региональная политика направлена, в первую очередь, на формирование и развитие кластеров при одновременном усилении их взаимодействия с целью создания новых видов продукции, услуг и технологий, стабильное укрепление позиций регионов, обладающих комфортными условиями для ведения бизнеса, развития человеческого потенциала, вложений инвестиций, в том числе иностранных.

Ускорение инновационного развития региона под воздействием человеческого капитала возможно лишь в рамках определенной структуры отношений - национальной инновационной системы, которая предусматривает отказ от упрощенной модели связей интеллектуального потенциала общества с его реализаций в процессе социально-экономического развития. Региональная инновационная система предполагает комплекс прямых и обратных связей внутри саморазвивающейся системы и, как правило, предполагает непосредственное взаимодействие общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообществ в осуществлении общей долгосрочной стратегии развития.

Инновационная экономика представляет собой комплексное, системное явление, базирующееся на существенных преобразованиях не только в сфере технологий, но и в обществе в целом, что диктует необходимость разработки новых методологических подходов к оценке эффективности прогнозирования, а также управлению им [11]. В первую очередь, это касается подготовки кадрового потенциала для региональной экономики.

Инновационная направленность экономики обусловила существенные качественные особенности формирования человеческого капитала, одной из которых является объективная необходимость тесной связи образования с производственной деятельностью. Следует обратить внимание, что сегодня важно не только накопить новые знания и навыки в процессе трудовой деятельности, но и уметь их творчески применить.

Научные знания выступают в современной экономике центральным фактором развития материального и нематериального производства, по-

скольку образование способствует формированию нового инновационного типа мышления. Таким образом, необходимо с помощью активной промышленной политики превращать инновации в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечив ее перевод на инновационный путь развития.

Инновационная экономика меняет все основы организации управления развитием территорий. Учитывая, что интеллектуальный капитал все шире охватывает экономику регионов - от крупных предприятий, производящих уникальную продукцию, до средних и малых - возникают и требуют комплексного подхода к своему решению новые задачи в сфере экономических и социальных проблем. Следовательно, обеспечение прироста валового продукта станет возможным не за счет усиления эксплуатации природных ресурсов, а благодаря развитию человеческого капитала.

Темпы инновационного развития российских регионов в настоящее время все еще недостаточны. Основными причинами, наряду со слабой социальной инфраструктурой, отдаленностью от политического центра, выступают низкая транспортная мобильность населения, низкая плотность населения, усиливающийся отток населения в центральные регионы. Существенной проблемой, непосредственно влияющей на перспективы регионального развития, является недостаточное обеспечение реализуемых и планируемых проектов квалифицированными кадрами. Именно поэтому сфере образования, науки и обрабатывающей промышленности в России должно быть уделено первостепенное внимание.

Разработка и реализация новых методологических подходов к решению проблемы оптимизации управления стратегическим планированием и прогнозированием в интересах инновационного развития позволит сформировать предпосылки качественного и стабильного роста экономики Российской Федерации, улучшит позиции отечественных отраслей в глобальной экономической системе, будет способствовать решению социальных проблем регионов.

Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, развита наука и имеется ее огромный потенциал. С другой стороны, в конкурентоспособности этот потенциал не реализован, не коммерциализирован. Практически Россия сегодня не влияет на развитие глобальной экономики. Главнейшая задача сегодня - развить высокотехнологичное производство. Причем, высокотехнологичным может быть не только промышленное производство, но и интеллектуальные технологии маркетинга, технологии формирования рынков для своей продукции. Необходима систематическая работа по определению перспективных технологий, определению их горизонтов, оценке последствий влияния технологий на экономику и общество. Необходим отбор технологий привлекаемых инвестиционных проектов, чтобы через 15-25 лет они не стали уже кардинально устаревшими и

неконкурентоспособными. Выбор направлений, на которых можно сделать акцент сегодня, исходя из взгляда в будущее на 25-30 лет, безусловно, будет отличаться от выбора на основе 5-10 летней перспективы. Ведь закрыть устаревшее производство, введенное сегодня, а тем более перепрофилировать предприятие, весьма затруднительно как с технической, так и социальной точки зрения. Таким образом, отбор технологий и инвестиций должен базироваться на результатах новейших технологий прогнозирования - форсайт-технологиях.

Необходимо обратить внимание на проблемы, на решение которых ориентирован форсайт - социальные, экономические, политические, для которых понятие долгосрочности разное. В рамках самой технологии необходимо рассмотреть ее системообразующие элементы, четко разграничивать возможности использования того или иного метода. Отметим также, что информация, используемая в форсайте, может быть не всегда достоверной и к настоящему времени не разработан четкий алгоритм верификации результатов форсайта.

На основе проведенного анализа представляется возможным выявить и сгруппировать основные причины снижения инновационной активности в российских регионах и факторы, оказывающие негативное воздействие на реализацию инновационных стратегий:

1. Отсутствие достаточного для осуществления инновационной деятельности объёма финансовых ресурсов;

2. Обособленность функционирования существующих инновационных организаций, вследствие чего достижение синергетического эффекта совместной деятельности с целью повышения инновационности экономики региона, не представляется возможным;

3. Несформированность основных элементов инновационной системы вследствие слабого уровня предпосылок развития региональной инновационной системы.

Форсайт должен быть встроен в систему управления регионом. Очень существенным фактором для России являются проблемы борьбы с коррупцией, в том числе, на региональном уровне. Поэтому антикоррупционные механизмы должны также отрабатываться и в рамках форсайт-исследований. При проведении форсайт-исследований нужно обязательно оценивать степень влияния рыночного регулятора в перспективе, а также оценивать необходимые меры государственного регулирования социально-экономических процессов.

Данная технология выступает важным инструментом повышения эффективности реализации государственной социально-экономической политики, поскольку базируется на политической состязательности взглядов. Однако, не все сферы общественного развития являются публичными. В некоторых случаях важнейшие решения принимаются очень узким кругом

должностных лиц и как это явление совместить с результатами Форсайт-исследований пока не ясно.

Действующее региональное законодательство, касающееся поддержки инновационной деятельности (законы об инновационной деятельности и программы поддержки и развития инновационной деятельности) в большинстве случаев декларирует необходимость поддержки инновационной деятельности в принципе, без уточнения специализации, типа деятельности, рынков, ключевых субъектов. На наш взгляд, должно быть движение от общих программ поддержки инновационной деятельности к целенаправленному созданию условий для определенных видов деятельности, основанному на понимании долгосрочных трендов технологического развития региона - фактически на результатах регионального форсайта, который является в основном прогнозированием состояния определенной территории и может быть как форсайтом последствий (скорее всего, реализации определенных проектов и программ), так и проблемно-целевым. Но в любом случае и проекты, программы, и проблемы определяются не как глобальные, а как имеющие отношения к определенной территории.

Использование рекомендаций по созданию отсутствующих и усилению существующих элементов инновационной системы, стимулированию инновационной деятельности в регионах будет способствовать повышению эффективности мотивации персонала, контроля и организации деятельности хозяйствующих субъектов, выявлению потенциала и резервов дальнейшего инновационного развития экономики. Основой разработки стратегии инновационного регионального развития должны являться результаты диагностики состояния инновационной деятельности, главной целью реализации которой, наряду с региональным технологическим развитием, выступает социально-экономическое развитие территории.

Определенная структура отношений - национальная инновационная система, предусматривающая отказ от упрощенной модели связей интеллектуального потенциала общества с его реализаций в процессе социально-экономического развития, выступает основой ускорения инновационного регионального развития под воздействием человеческого капитала. Инновационная система региона, базирующаяся на комплексном характере разнонаправленных внутренних связей саморазвивающейся системы, при осуществлении общей долгосрочной стратегии развития диктует необходимость построения каналов взаимодействия общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообществ.

Инновационная экономика меняет все основы организации прогнозирования. Учитывая, что интеллектуальный капитал все шире охватывает экономику регионов - от крупных предприятий, производящих уникальную продукцию, до средних и малых - возникают и требуют комплексного подхода к своему решению новые задачи в сфере экономических и социальных проблем. Следовательно, обеспечение прироста валового продукта станет

возможным не за счет усиления эксплуатации природных ресурсов, а благодаря развитию человеческого капитала. Главная проблема развития форсайт-исследований в России - проблема кадров. Для проведения региональных Форсайтов должна быть создана некая критическая масса специалистов этого направления в регионах.

Таким образом, современная экономическая региональная политика должна быть направлена, в первую очередь, на формирование и развитие кластеров при одновременном усилении их взаимодействия с целью создания новых видов продукции, услуг и технологий, что будет способствовать стабильному укреплению позиций регионов, обладающих комфортными условиями для ведения бизнеса, развития человеческого потенциала, вложений инвестиций, в том числе иностранных.

Список литературы

1.О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 27.09.2018)

2.О промышленной политике в Российской Федерации. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/-cons_-doc_LAW_173119/ (дата обращения: 28.09.2018)

3.Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/ (дата обращения: 28.09.2018)

4.Ушвицкий Л. И., Тер-Григорьянц А. А. Управление инновационным развитием национальной экономики // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 2 (47). С. 185-192.

5.Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216629/3c3b268a426c0b297b24bd920a10070b63de 85ee/ (дата обращения 30.09.2018 г.)

6.Терехин В.И., Чернобродова В.Л., Бухенский Д.К. Влияние человеческого капитала на социально-экономическое развитие региона [Текст] // Уровень жизни населения регионов России. 2014. №2 (192). С. 86 — 96.

7.Индустриальные парки России. Отраслевой обзор. Выпуск второй 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://investrm.ru/upload/iblock/44b/ 44b195645d4aa6101f5d339ac8f2b96b.pdf (дата обращения: 29.09.2018)

8.Григорьева Е.Э. Егоров Н.Е., Николаев М.В. Методический подход к разработке стратегии инновационного развития промышленных комплексов инструментами форсайта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского гос. политехн. университета. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-podhod-k-razrabotke-strategii-innovatsionnogo-razvitiya-promysMennyh-kompleksov-instrumentami-forsayta (дата обращения: 28.09.2018)

9.Ладыкова Т.И., Васильева И. А., Завиша Е.Н. Форсайт-технологии в прогнозировании инновационного развития региона // Управление экономическими системами. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/forsayt-tehnologii-v-prognozirovanii-innovatsionnogo-razvitiya-regiona (дата обращения: 27.09.2018)

10.Журавлева Л.Е. Форсайт — комплексный подход к прогнозу вероятности реализации инновационных разработок // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forsayt-kompleksnyy-podhod-k-prognozu-veroyatnosti-realizatsii-innovatsionnyh-razrabotok (дата обращения: 27.09.2018)

11.Алферьев Д.А. Современные подходы к построению долгосрочных прогнозов научно-технологического развития // Инновационная экономика. 2018. № 3. С. 1-7.

Щербаков Константин Вадимович, аспирант, konstantin. shcerbakov 7lamail. ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

FORESIGHT TECHNOLOGY FORECASTING-DEVELOPMENT OF REGIONS

K.V. Shcherbakov

The article deals with the role and importance of foresight technologies of strategic forecasting, focused on the development of priority sectors of the regional economy in order to intensify the promotion of high-tech products and the implementation of investment projects. The hypothesis of the study is to justify the need to assess the multifaceted impact of modern forecasting technologies on socio - economic development, which, in turn, is a condition for effective strategic management of Russian regions. The aim of the work is to substantiate the role of foresight technologies as an integral part of the strategy of cluster development of innovative regional economy.

Key words: regional development, forecasting, foresight technologies, innovations, competitiveness, human capital, cluster.

Shcherbakov Konstantin Vadimovich, PhD student, konstantin.shcerbakov7la mail.ru Russia, Tula, Tula state University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.