Научная статья на тему 'Форсайт как политическая коммуникативная технология'

Форсайт как политическая коммуникативная технология Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО / ФОРСАЙТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / FUTURE PREDICTING / FORESIGHT / INTERACTION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крымова Эльвира Игоревна

Рассматривается один из современных методов долгосрочного прогнозирования Форсайт. Он характеризуется особой концепцией, включающей вовлеченность в процесс различных заинтересованных экспертных, профессиональных и общественных групп, коммуникацию, комплексность использования методик и приемов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foresight Method. Communicative Aspect

One of the modern methods of long-term future predicting is examined in this work. It is Foresight Method which is characterized by a special conception including the involvement of different interested experts, professional and social groups, communication, complexity of the usage of research methods and ways.

Текст научной работы на тему «Форсайт как политическая коммуникативная технология»

ББК 60.524.224

Э.И. Крымова

Форсайт как политическая коммуникативная технология

Ключевые слова: прогнозирование будущего, Форсайт, взаимодействие, коммуникация.

Key words: future predicting, Foresight, interaction, communication.

Метод Форсайт известен, изучается и применяется в нашей стране не так давно. Он возник на Западе; в США, Великобритании, Франции, Австрии этот метод используют с 80-х гг., сначала в области оборонных исследований и перспектив безопасности. По мере распространения метода цели форсайт-проектов становились более разнообразными [1, с. 10]. Выделяют три этапа в развитии данного метода, на которых цели Форсайта кардинально менялись. «Первый этап - технологический Форсайт (Technology Foresight), когда программа применялась для разработки перспектив научно-технической сферы. Первая британская программа (1984 г.) определяла технологический Форсайт как систематическое средство оценки тех научных и технологических достижений, которые в долгосрочном плане могли бы иметь сильное влияние на экономическое и социальное развитие. Второй этап - рыночно ориентированный Форсайт. Третий этап - социально-экономический Форсайт. Сегодня Форсайт является мощным инструментом, применяющимся для различных социально-экономических целей. В результате во многих странах определение «технологический» уже не употребляют» [2]. Форсайт относится к методам работы с будущим, используется с целью «заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые, вероятно, могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды» [3].

Форсайт характеризуется комплексностью использования инструментов научного исследования и достигает результатов за счет сочетания всей системы применяемых методов. При проведении Форсайта могут быть задействованы различные инструменты анализа (в некоторых странах - до десяти методов одновременно), работа с информационными потоками, экспертным сообществом и др. Чаще всего используется метод Дельфи, SWOT-анализ, анализ информационных потоков, методика фокус-групп или панелей экспертов и сценарное планирование. Определяющее место занимают аналитические методы, задающие граничные условия и форматы создания опросных панелей и сценарных вариантов развития, определяющие связность образов будущего и сопряженных с ним стратегий.

В настоящее время Форсайт - системный инструмент формирования будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных и общественных отношениях, культуре и т.д. Методология Форсайта схожа с такими науками и методами работы с будущим, как прогнозирование, футурология и стратегическое планирование. Е. Семенов выделяет несколько отличий форсайта от метода прогнозирования [4, с. 138]. Сопоставление Форсайта с прогнозированием позволяет увидеть культурный и методологический сдвиг в характере работы с будущим.

Во-первых, Форсайт в большей степени, чем прогнозирование признает схоластику в развитии общества и, как следствие, не ориентирован на однозначный расчет будущего, а предвидит его вероятностно, сценарно, вариабельно, что получило название «зондирование» будущего.

Во-вторых, Форсайт в большей степени, чем прогнозирование, опирается на экспертные суждения и оценки, а не только на расчеты специалистов, причем сообщества экспертов в данном случае принципиально шире того, что в прогнозировании называется «группами специалистов». Данная особенность Форсайта получила название «широкий формат участия».

В-третьих, если прогнозирование - завершенный акт, то Форсайт принципиально «процессуален», это прежде всего процесс, и ценность имеет не только продукт (документ), но и сама система взаимодействия участвующих в процессе экспертных сообществ.

В-четвертых, Форсайт, в отличие от прогноза, имеет принципиально более высокий уровень открытости, он имманентно фокусирован на взаимодействии, общении, максимально широком распространении идей в социальной среде.

В-пятых, Форсайт сочетает расчет вероятного будущего с активным влиянием на него. С этой точки зрения прогнозирование оперирует будущим самим по себе, безотносительно к деятельности людей, т.е. как чем-то объективным, Форсайт же рассматривает будущее в системе человеческой деятельности, направленной на его формирование. Форсайт констатирует будущее, формирует стратегии его созидания, дает ориентиры участникам процесса и стимулирует их активность.

В целом ключевое отличие метода Форсайт от прогнозирования заключается в задаче организации

Политология

взаимодействия между экспертами, властью, компаниями и обществом и выработке общего понимания и общих, согласованных, действий. Именно организационные, политические, управленческие технологии и методы, используемые в форсайт-проектах, имеют большое значение и способны изменить результаты прогнозирования и планирования. Важнейшая особенность методологии Форсайта заключается в том, что организация процесса направлена на создание общего видения будущего у участников, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими действиями. Таким образом, эта методология связана не с предсказанием будущего, а скорее с его формированием.

Вместе с тем исследователи отмечают, что данный метод является инновационным не только с точки зрения способов и методов, «с форсайтом в российскую культурную традицию входит явление столь же крупное и самостоятельное, как образование, наука, экспертиза, прогнозирование, планирование или управление» [4, с. 131].

Важность и необходимость использования такого метода в России в сфере управления и науки связаны прежде всего с задачами повышения конкурентоспособности страны в связи с ограничением государственного финансирования, а также с возрастающей сложностью и повышением роли научной и технологической компетенции.

В частности, Н.Я. Калюжнова называет следующие цели Форсайта в России: «способствовать усилению промышленной конкурентоспособности и расширять торговый потенциал; стимулировать положительные эффекты в сфере экономики, охраны окружающей среды и социального обеспечения на национальном и региональном уровнях; формулировать инновационный подход в политике и программы НИОКР» [2].

В.Я. Кузьминов считает, что «этот инструмент может использоваться для выявления направлений развития в бизнесе, определения форм участия граждан в принятии социально-значимых решений, выборе вектора научно-технической политики, установлении направлений регионального партнерства» [5, с. 27]. Он полагает, что по всем этим направлениям Форсайт будет развиваться в ближайшее время.

Форсайт является системным методом, характеризуется комплексностью подхода с использованием различных исследовательских, прогнозных, проектных методов, форм и жанров работы, поэтому важен принцип комбинирования методов. Базовый принцип мы можем рассмотреть с помощью модели «треугольник Форсайта», описанной А.В. Соколовым [1, с. 12]. В вершинах треугольника располагаются ключевые факторы, обеспечивающие успех работы с экспертами: креативность, извлечение экспертного знания и взаимодействие. Расположение методов внутри треугольника соответствует их «притяжению»

к тому или иному его углу. В частности, к углу «взаимодействие» относятся такие методы и жанры работы, как обратный прогноз, ролевые игры, сценарные семинары, панели населения, конференции, семинары, интервью, мозговой штурм, взаимное влияние, карта руководителя, фокус-группы и др. К углу «экспертиза» -провидение, логические модели, игровая симуляция, SWOT, Дельфи, дорожные карты, панели экспертов, критические технологии, приоритеты и т.д. К углу «креативность» - научная фантастика, написание сценариев, эссе и др. Идея треугольника заключается в том, чтобы задействовать в любом форсайт-проекте комбинацию методов, обеспечивающих успешную реализацию всех трех функций, соответствующих его вершинам. В дальнейшем добавилась еще одна вершина - «доказательность», и треугольник превратился в ромб. Угол «доказательность» втягивает в себя следующие методы и жанры работы: индикаторы, экстраполяция, обзор литературы, патенты и др. Постоянное развитие методов естественным образом используется Форсайтом, усложняя систему его методов. Но ориентация на четыре вектора Форсайта остается значимой и принципиальной, задавая определенные технологические особенности и правила его применения. Остановимся далее на рассмотрении одной из ключевых функций Форсайта - «взаимодействие».

Особая природа Форсайта выражается в том, что значим не только результат, но и сам процесс получения результата. «Форсайт - это комбинация “продукта” (прогнозы, сценарии, приоритеты) и “процесса” (установление связей между всеми заинтересованными сторонами), что способствует не столько предсказанию будущего, сколько достижению консенсуса в обществе на базе планомерного диалога между политиками, специалистами, бизнесменами» [6, с. 4]. Форсайт принципиально «процессуален», и от особенности организации процесса зависит качество «продукта», создаваемого с помощью метода Форсайт. «Форсайт - это сложное поэтапное и многоаспектное взаимодействие экспертных групп, представляющих различные сферы деятельности. Итог его - выбор стратегических приоритетов развития государства, региона, отрасли или компании, основанных на инновациях и направленных на повышение конкурентоспособности, приоритетов, достижение которых становится целью государства, экономических агентов и общества в целом» [6, с. 4].

В технологии Форсайта можно выделить различные этапы, выполняющие различные функции и отвечающие за решение различных задач. Я.И. Кузь-минов высоко оценивает значение коммуникативной составляющей при реализации Форсайта и выделяет в ней два технологических этапа. «Разработка эффективных долгосрочных стратегий требует опоры на целевые ориентиры, которые определяются в результате экспертного анализа “поля возможностей”.

Такие стратегии могут реализовываться сторонами в отношении поставленных целей и предполагаемых мер их достижения. В противном случае они сразу же становятся жертвой “контрполитик”. Форсайт на этом этапе базируется на эффективно организованной коммуникации между экспертами по выработке предложений и на коммуникации с включенными группами интересантов, от кого зависит реализация “поля возможностей”. Первый этап такой коммуникации можно назвать аналитической, а второй - обобщающей, формирующей общие договоренности, смыслы и ориентиры» [5, с. 27].

Исходя из анализа коммуникативной составляющей форсайт-проектов (опыт Японии, Канады, Великобритании) мы можем выделить три различных технологических этапа, различающихся методами, формами, целями организации коммуникации и составом участников процесса.

Первый этап характеризуется такими режимами работы, как выработка экспертных решений, создание экспертных панелей, организация взаимодействия и коммуникации между экспертами, разработка тематического поля форсайт-проекта, опросы экспертов и т.д. На первом этапе Форсайт всегда подразумевает участие многих экспертов из всех сфер деятельности в той или иной мере связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, участниками также могут быть «фабрики мысли», исследовательские и проектные институты. Задача этапа: глубокая и специальная научная проработка вариантов будущего, презентация уникальных подходов и решений.

Задача второго этапа - согласовать «идеальное», научное видение с реальными особенностями и возможностями практики, выявить ограничения, оценить организационные особенности и условия. К участникам второго этапа добавляются органы власти разных уровней, крупный и средний бизнес, инфраструктурные предприятия и т.д. Проводятся расширенные заседания и консультации для представления результатов выработанных экспертным сообществом с включением заказчиков, групп заинтересованных лиц и др. И. Куклина отмечает: «Особое внимание в форсайтных работах уделяется созданию коммуникативных площадок для лиц, готовящих и принимающих решения (представителей министерств и ведомств, организации бизнеса, научных организаций и ведущих экспертов). Реализация постоянных экспертных процедур и формирование экспертного сообщества для оценки и согласованного выбора перспективных научных и технологических направлений обеспечивает валидность прогноза и эффективное использование его результатов» [7, с. 50]. Таком образом, результатом второго этапа является согласованное видение ситуации между экспертным сообществом и лицами, принимающими решения, согласованные сценарии действий и выбор направлений развития.

Третий, заключительный этап - организация общественной коммуникации, целью которой является формирование единого представления о ситуации, понимания и отношения к выработанным решениям и направлениям развития у заинтересованной широкой общественности. Те, от кого зависит реализация в широком смысле результатов Форсайта и принятых в его рамках решений. Например, если Форсайт проводится в научной сфере, то участниками (адресантами) на заключительном этапе должна стать широкая научная общественность. И. Куклина отмечает, что «коммуникативные технологии форсайта - один из эффективных инструментов формирования общественного мнения и позиции профессиональных сообществ. Они позволяют направлять и фокусировать деятельность вовлеченных в процесс компаний, организаций и широких групп людей в единое русло и, соответственно, влиять на постановку целей и задач, обусловленных представлением о возможных путях развития отдаленного будущего. В том числе как наиболее уязвимых, так и обладающих потенциалом роста» [7, с. 50].

С точки зрения коммуникативного аспекта на первом, втором и третьем этапах Форсайта важнейшим результатом является согласование позиций, чтобы не провоцировать «контрполитики» в ответ на решения, идеи и стратегии. С одной стороны, важно включение в группы участников Форсайта всех групп заинтересованных лиц, а с другой - соблюдение строгой научности и содержательности коммуникации в Форсайте.

По мнению М. Кинэна, «развитие сетей и кластеров, объединяющих различных «игроков» экономической среды и базирующихся на информационнокоммуникационных технологиях, создает новый контекст существования национальных хозяйств. Происходит размывание политических границ, изменение структуры и интенсивности технологических, финансовых, товарных и трудовых потоков, возникают новые возможности для мобилизации и комбинирования ресурсов. Совершенствуются системы образования, социально-экономические, политические, управленческие коммуникации и технологии. Усиление интеллектуальной составляющей экономического роста приводит к реструктуризации пространства принятия решений и перемещению науки и инноваций в центр политического регулирования» [8, с. 5]. Согласно технологии Форсайта выработка экспертных решений и экспертные методы (экспертиза) из узкопрофессиональных и научных сообществ «переходят» в публичное пространство, становясь частью публичной политики. Появляется возможность открыто влиять на определение путей развития, постановку целей, выбор наиболее предпочтительных из них. При этой ситуации актуализируется роль тех, от кого будет зависеть выполнение или реализация принятого решения. Вовлечение различных субъектов - бизне-

Политология

са, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества - в обсуждение и выработку стратегий развития, согласования путей развития, институциализация коммуникации как специальной площадки согласования позиций делают Форсайт инновационной политической технологией. Данная технология позволяет направлять и фокусировать деятельность вовлеченных в процесс компаний, организаций, профессиональных сообществ и больших групп людей, регулировать их различные цели и стратегии, способствует балансировке интересов, делать принятие решения публичным и позволяет достичь согласованных действий субъектов благодаря выработке единого видения будущего.

Важным результатом Форсайта является не только получение нового знания, но и развитие неформальных связей между участниками, создание единого представления о ситуации. «В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов» [9]. При умелом использовании Форсайта создается благоприятный климат для конструктивного диалога между всеми заинтересованными сторонами по приоритетным направлениям развития в средне- и долгосрочной перспективе. Возвращаясь к ситуации в России,

можно отметить, что основные трудности, с которыми организаторы столкнутся при подготовке первого в России общенационального Форсайта, это сложности активного вовлечения бизнеса, стимулирование его к расширению горизонта своего стратегического планирования, налаживание конструктивного диалога между всеми сторонами процесса - государством, бизнесом, наукой и обществом [10, с. 80]. Поэтому все основные составляющие коммуникативной технологии Форсайта - организация коммуникации между экспертами, вовлечение основных групп интересантов, формирование общественного мнения и подобное - должны стать предметом специального проектирования и организации.

Форсайт как политическая коммуникативная технология, с нашей точки зрения, может рассматриваться в качестве ресурса и средства демократизации, открытости и продуктивности (в смысле формирования и отстаивания интересов) политического пространства страны. Использование основных принципов коммуникативной технологии Форсайта позволит уйти от формализма и бессодержательности российского политического дискурса, выявить новых акторов (креативных, грамотных, профессиональных), делегировать полномочия и «вывести» в публичное пространство политики тех, от кого зависит будущее какой-то конкретной сферы или региона, города или страны в целом.

Библиографический список

1. Соколов, А. Форсайт: взгляд в будущее / А. Соколов // Форсайт. - 2007. - №1.

2. Калюжнова, Н. Региональный форсайт Сибири / Н. Калюжова [Электронный ресурс]. URL: http://stra.teg.ru/ library/global/Prognoz/foresight/10.

3. Сайт «Стратег.РУ» [Электронный ресурс]. URL: http:// stra.teg.ru/library/foresight

4. Семенов, Е. Форсайт как явление культуры / Е. Семенов [Электронный ресурс]. URL: http://riep.ru/works/ almanach/0005/almanach0005_129-141.pdf

5. Кузьминов, Я. Перспективы Форсайта в России безграничны / Я. Кузьминов // Форсайт. - 2007. - №1.

6. Гохберг, Л. Будущее как стратегическая задача / Л. Гохберг // Форсайт. - 2007. - №1.

7. Куклина, И. Форсайт как инструмент активного исследования и формирования будущего / И. Куклина // Российское экспертное обозрение. 2007. - №3. [Электронный ресурс]. ЦЯЪ: http://www.rusrev.org/content/review/default. asp?shmode=8&ida=1759&ids=143

8. Кинэн, М. Форсайт приходит в Россию / М. Кинэн // Форсайт. - 2007. - №1.

9. Что такое Форсайт? / Международный научнообразовательный Форсайт-центр ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ. Москва. [Электронный ресурс]. URL: http://foresight.hse.ru/ whatforesight/

10. Модернизация экономики и общественное развитие : VIII международная научная конференция. Москва. ГУ-ВШЭ. 2007 // Форсайт. - 2007. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.