Научная статья на тему 'ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕХНИКУМА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (из опыта работы отделения специальностей «прикладная геодезия», «землеустройство», «информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»)'

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕХНИКУМА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (из опыта работы отделения специальностей «прикладная геодезия», «землеустройство», «информационные системы обеспечения градостроительной деятельности») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕХНИКУМА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (из опыта работы отделения специальностей «прикладная геодезия», «землеустройство», «информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»)»

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕХНИКУМА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

(из опыта работы отделения специальностей «прикладная геодезия», «землеустройство», «информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»)

А. С. Никулин, преподаватель ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры геодезии и строительства», г. Кемерово

Необходимо отметить, что в настоящее время работодатели более охотно взаимодействуют с образовательными учреждениями, потому что поняли, что гораздо экономичнее и эффективнее, когда выпускник, приходя после окончания образовательного учреждения на работу, выполняет все виды деятельности самостоятельно и его не приходится учить заново.

Одна из форм взаимодействия нашего техникума с работодателями - стажировки. В современном производственном процессе все быстро меняется: осваиваются новые технологии, используются спутниковые системы, закупается новейшее геодезическое оборудование и т. д. Если мы хотим готовить компетентного во всех отношениях специалиста, мы должны идти в ногу со временем, не отставая от производства. Поэтому немалые средства тратит руководитель образовательного учреждения Нифонтов Сергей Николаевич на закупку новейшего геодезического оборудования. На заседаниях ЦМК обсуждаются проблемы, возникающие у преподавателей при работе с современным оборудованием. Устанавливаем связи с работодателем, у которого данное оборудование уже внедрено в производственный процесс, с тем, чтобы направлять преподавателей на стажировку. На заседаниях ЦМК обсуждаются результаты прохождения стажировок и принимаются решения о внесении дополнений

или изменений в содержание образовательных учебных программ.

Нередко и сами работодатели проявляют инициативу: в лабораторных и учебных кабинетах техникума устанавливают программное обеспечение, которое внедрено у них на производстве. Работодатель предлагает преподавателям пройти стажировку на получение навыков работы с программным продуктом, чтобы в дальнейшем обучать студентов работе в этой программе. Тогда студент во время производственной практики не испытывает затруднений и не тратит время на освоение программы..

Такое взаимодействие с работодателем позволяет выполнять требования ФГОС к квалификации педагогических кадров: обязательная стажировка в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

Неоценима роль научно-практических конференций по взаимодействию техникума с работодателями. Два раза в год проводятся НПК с привлечением работодателей по итогам прохождения производственной практики студентов. На конференции выступают с докладами как студенты, так и их непосредственные руко-

водители с производства, рассматриваются вопросы о современных технологиях, новом геодезическом оборудовании.

Благодаря взаимодействию с работодателями, находим минусы в подготовке студентов. Работодатели указывают, каких знаний не хватило студентам во время практики, так как содержание программ не в полной мере отражает современное производство. После конференции вносятся дополнения в содержание образовательных программ к тем запросам, которые выдвигают работодатели.

Благотворно влияет на образовательный процесс и деятельность работодателей в качестве преподавателей. Есть такие дисциплины, которые полностью основаны на земельном законодательстве, куда, как и в любое другое законодательство, вносятся поправки, изменения. Преподаватель, который ведет такие дисциплины, должен быть в курсе этих изменений. У среднестатистического преподавателя, как правило, часовая учебная нагрузка доходит до

двух ставок, поэтому он не в силах вовремя отследить эти изменения. Когда такую дисциплину ведет специалист с производства, то он, естественно, в курсе этих изменений, так как это касается непосредственно его работы. Так, Черемных Ирина Анатольевна, начальник отдела земельного контроля по Кемеровской области, рассказывает студентам, как решаются земельные споры в судах, как происходит земельный контроль шахт области и т. д. Студентам интересней общаться с преподавателем-практиком. При таком взаимодействии работодатели не только участвуют в обучении студентов, но и готовят специалистов для себя. Работодатели присматриваются к студентам и определяют, кого можно взять на работу. Они выбирают лучших.

Производственная практика проходит у крупнейших работодателей области. Студен-

ты выполняют во время прохождения производственной практики все виды геодезических работ.

После завершения программы практики студентам предлагается продолжить работать на каникулах. Работодатель это делает для того, чтобы студент смог стать полноценным сотрудником, который после выпуска сможет взять в руки прибор и самостоятельно, ответственно работать на объекте.

Надо понимать, что работа геодезиста в строительстве сопряжена не только с большими сложностями, опасностями, но и с большой ответственностью. Любая ошибка геодезиста может вылиться в многомиллионные дополнительные затраты и привести к перестройке объекта. Поэтому работодатели внедряют систему контроля качества работ и, соответственно, воспитывают в этом направлении студентов.

Обучающиеся по собственной инициативе и договоренности с работодателем трудятся на практике около 9 месяцев.

Фирмы-производители геодезического оборудования проводят в техникуме мастер-классы. После закупки нового оборудования необходимо его осваивать. Процесс освоения преимущественно происходит на продолжительных стажировках, а первоначальное знакомство - на мастер-классах. Иногда работодатели проводят мастер-классы на собственном оборудовании.

При таком тесном взаимодействии образовательного учреждения с работодателями легче отслеживать изменения на производстве, вовремя учесть эти изменения в образовательном процессе. В результате при подготовке компетентных специалистов мы не отстаем от требований современного производства, а даже опережаем по некоторым показателям. Так, не у всех работодателей имеется в наличии такая современная материально-техническая база, как в нашем техникуме.

ФГОС позволяют за счет вариативной части учебного плана разрабатывать новые дисциплины по требованию работодателей, на которых формируются дополнительные компетенции, не заложенные во ФГОС. За счет вариативной части мы оперативно ликвидируем все пробелы в подготовке компетентного специалиста.

Тесное взаимодействие с работодателями позволяет успешно решать проблему трудоустройства наших выпускников. Большинство работодателей отдают предпочтение именно нашим выпускникам, а не студентам вузов, так как у выпускников техникума больше практического опыта и им можно сразу доверить ответ-

ственную работу. В основном студенты имеют возможность хорошо зарекомендовывать себя во время производственной практики и получить предложение о трудоустройстве.

Работодатели заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров, поэтому и идут на тесное и плодотворное сотрудничество с нашим образовательным учреждением.

В заключение хочу сказать, что сложившаяся система взаимодействия с социальными партнерами и работодателями позволяет эффективно решать вопросы, связанные с подготовкой специалистов, востребованных на рынке труда.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА

О. Н. Мильяшенко, заместитель директора по производственному обучению ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»

Рынок труда, как и любой другой свободный рынок, в настоящее время регулируется спросом и предложением рабочей силы. Поэтому выпускник должен рассматривать себя с точки зрения того, что может предложить работодателям.

Конечно, основы понимания своей специальности и видения своей роли в целом важно для выпускника, и не стоит думать, что выпускнику нечего предложить, кроме своего диплома. А серьезных работодателей прежде всего интересует не только цвет диплома, но и потенциал, заложенный в человеке. И чем раньше удается раскрыть этот потенциал, тем сильнее становится организация, тем больше возможностей возникает для постоянного развития личности. Поэтому работодатели ведут настоящую «войну за таланты», выраженную активным поиском и отбором потенциальных кандидатов, начиная со студенческой скамьи.

Кадровый вопрос и вопрос организации поддержки трудоустройства и занятости выпускников и студентов состоят в том, что техникум напрямую заинтересован в реализации своего продукта - качественном трудоустройстве своих выпускников. Происходит взаимо-

действие между производителем специалиста (ГОУ СПО НТЭТ) и его потребителем (социальные партнеры). Выпускник оказывается в пределах системы трудоустройства.

Многоцелевое устойчивое сотрудничество с разными категориями социальных партнеров строится на основе договора о сотрудничестве и совместной деятельности по подготовке специалистов и направлено на повышение соответствия результатов деятельности образовательного учреждения потребностям рынка труда, подготовку востребованных конкурентоспособных специалистов.

Взаимоотношения между социальными партнерами и техникумом всецело зависят от потребностей организаций в специалистах, владеющих современными знаниями и умениями. Задача учебного заведения - привлечь социальных партнеров к решению вопросов содержания образования, трудоустройства

57 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.