Научная статья на тему 'Формы трансформации сознания личности средствами манипулятивного воздействия (социальнофилософский аспект)'

Формы трансформации сознания личности средствами манипулятивного воздействия (социальнофилософский аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петракова Анна Сергеевна

В статье рассмотрены в социально-философском аспекте основные формы трансформации сознания личности, подвергшейся манипулятивному воздействию, а также показана зависимость форм манипуляционного управления от конкретно-исторических условий бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы трансформации сознания личности средствами манипулятивного воздействия (социальнофилософский аспект)»

УДК 140.8

Петракова Анна Сергеевна

соискатель кафедры философии и политологии Краснодарского университета культуры и искусств anvsch@mail.ru Anna S. Petrakova

post-graduate student of the chair of philosophy and politology of Krasnodar State University of Culture and Arts anvsch@mail.ru

Формы трансформации сознания личности средствами манипулятивного воздействия (социально-философский аспект)

The forms of transformation of personality's consciousness by means of manipulation (social and philosophical aspect)

Аннотация. В статье рассмотрены в социально-философском аспекте основные формы трансформации сознания личности, подвергшейся манипулятивному воздействию, а также показана зависимость форм манипуляционного управления от конкретно-исторических условий бытия.

Ключевые слова: манипуляция, сознание личности, информационное общество, трансформация сознания.

The summary. In the article the main forms of transformation ofpersonality's consciousness that was subjected by manipulation, is considered. Moreover, author of the article pointed dependence between the main forms of manipulation and concrete historical conditions of existence.

Keywords: manipulation, personality's consciousness, informational society, transformation of consciousness.

Социально-философское изучение манипуляционного управления человеческой личностью имеет глубокие исторические корни, обнаруживаясь, как минимум, со времен греко-римской античности. Предмет, фактически совпадающий с манипуляцией сознанием, исследовался и греческими софистами, Платоном, Аристотелем, и средневековыми мыслителями, и философами Нового времени, вплоть до нашей современности. И, хотя собственно термин «манипуляция» вводится в научный обиход относительно недавно, изучение этого специфического способа социального управления является традиционным предметом социальной философии.

Частая практика применения манипуляция как средства социального управления, когда форма не соответствует содержанию, особенно в условиях России начала XXI столетия, обуславливает актуальность изучения вопросов манипуляционного управления. Более того, определенная результативность применения манипуляционных технологий позволяет говорить о предельности

процесса манипуляции и о возможностях трансформации сознания под влиянием факторов манипуляции.

Как свидетельствует историческая практика, общество, в котором манипуляционное управление становится системным, в котором социальные отношения включают манипуляцию сознанием на базовом уровне, не может быть стабильным и не обладает положительным будущим, основанным на гармонии интересов. И это обстоятельство делает необходимым изучение предмета манипуляционного социального управления, в том числе актуализирует исследование темы трансформации сознания личности средствами манипулятивного воздействия.

Манипуляция (манипулятивное управление) - это процесс скрытого управления сознанием индивида (общества в совокупности образующих его человеческих индивидуумов), заключающийся в инспирированном со стороны «Манипулятора» побуждении его к принятию решений или совершению действий, односторонне отвечающих интересам субъекта манипуляции. На уровне манипуляции действительным субъектом деятельности является только одна сторона социально-деятельного отношения, превращающая другую сторону в средство осуществления своих интересов и целей. [1]

Специфика манипуляции противоположна специфике управления на основаниях «общего дела», в масштабе которого предмет осуществляемой деятельности объективно специализирует участников производства на «управляемую», «управляющую» стороны и «способ их связи». [2].

История человечества показывает возрастание значения манипуляционных форм управления по мере формирования в недрах последнего зрелой антистихийной природы. Изначально социальность человечества была результатом главным образом стихийно-коллективистского сплочения, однако, по мере подъема антистихийно-природных производительных сил, социальное управление перестраивается от оснований «мифологического детерминизма» на основания специализированных управляющих отношений, в составе которых определенное место занимает и манипуляция. На своей вершине названный процесс приводит к положению, когда приобретающие все большую и большую автономность в своем осуществлении производительные силы человечества, обретая качество «автоматического действия» и автоматизации производства, постепенно освобождают начало антистихийной природы от своей необходимой опоры на природу стихийную.

Человеческое общество, сохраняя себя управляющим целым осуществляющегося производства, постепенно преобразуется из «ручным трудом производящего» в преимущественно потребляющего производимые автоматически действующей промышленностью предметы. В таких условиях в составе общественного управления момент управления человеком как удовлетворяющим потребности жизни существом начинает естественно выходить на первый план относительно управления этим же человеком в качестве субъекта, осуществляющим собственное производство и необходимо

производительно единящегося с другими членами общества. Манипуляционные формы управления сознанием личности выходят на первый план относительно управления по основаниям «общего дела». И это обусловливает как развитие практики манипуляции массовым сознанием, так и появление социальных проблем, вызванных названной практикой.

Манипуляционное управление дифференцируется на три основные формы, обуславливающие особенные трансформации личности объекта манипуляционного воздействия.

В масштабе одной из форм манипуляционное управление осуществляется на неосознаваемом (или слабо осознаваемом) объектом манипуляции уровне, когда именно свободное неявно направляемое деятельное самоопределение «Манипулируемого» превращается в средство достижения целей «Манипулятора». Здесь трансформация сознания объекта манипуляции имеет в основном «итоговый» характер и связана главным образом с психологическим переживанием «разоблачения манипуляции». (Е.Л.Доценко, С.А.Зелинский,

B.В.Шейнов и др.)

В масштабе второй формы манипуляция принимает вид изначально осознанно совершаемой управляемой деятельности, в которой находящаяся на стороне «Манипулируемого» готовность к исполнению воли «Манипулятора» становится результатом предварительной трансформации его сознания средствами направленного идеологического воздействия. Идеологически переорганизовывая сознание объекта манипуляции, «Манипулятор» превращает в глазах последнего свое собственное дело (деятельность, реализующую его собственный интерес), в видимость действительного «общего дела». (С.Г.Азарян, Э.Бернейс, Ж.Бодрийяр, А.Д.Васильев, В.С.Грехнев,

C.Московичи, И.И.Мюрберга, Б.Рассела, М.Фуко и др.)

В масштабе третьей формы манипуляция, как и в первом случае, осуществляется на неосознаваемом объектом манипуляции уровне. При этом «Манипулируемый», фактически действуя в соответствии с замыслами «Манипулятора», считает свою активность результатом собственного личностного самоопределения и остается в этом убеждении до завершения манипуляции, то есть до тех пор, пока «манипулятор» не достигнет за счет «Манипулируемого» своих целей и манипуляция либо прекратиться, либо приобретет новую форму и новые способы осуществления. Сознание объекта манипуляции при этом трансформируется, и данная трансформация, как и в первом случае, носит «итоговый характер», однако происходит она на подсознательном уровне, «Манипулируемым» как таковая, не осознается, но судить о ее наличии позволяют изменения в поведении индивида, расхождение его первоначальных (до манипуляции) и последующих (с момента начала ее осуществления) целей и намерений. (Б.П.Борисов, О.В.Федорченко и др.)

В том случае, когда манипуляция осуществляется в форме, предполагающей неосознанность «Манипулируемым» направленного на него манипулирующего воздействия, предел сохранения отношений управления в форме манипуляции заключается в сохранении названной формы. Однако,

поскольку основанием манипуляции здесь является недостаточная информированность «Манипулируемого» о действительных интересах и целях «Манипулятора», возникающее в итоге манипуляции сознание «обмана» ставит предел возможности дальнейших манипуляций в пределах того же самого предметного основания связи. Выход из возникающего таким образом кризиса заключается, с одной стороны, в смене предмета манипуляции и форм «обмана», но, с другой стороны, в трансформации способа связи таким образом, чтобы манипуляция превратилась из неосознанного в основанное на сознательной связи сторон управление. Важнейшим средством в последнем случае оказывается идеологическое воздействие на объект манипуляции, направленное на перестройку сознания последнего таким образом, чтобы интересы и цели «Манипулятора» пришли в гармоническое соответствие с собственными интересами и целями «Манипулируемого».

Поскольку манипуляционное управление, так или иначе, ориентировано на разрушение исходной автономной целостности человеческой личности и его сознания, последняя стремится распознать манипуляцию, ликвидировать (или минимизировать) исходящие со стороны последней угрозы, сохраняя действительными лишь те формы социального управления, в основаниях которых обнаруживает себя объективно социализирующая социум необходимость «общего дела».

Однако, даже постоянно разоблачаясь и преодолеваясь, манипуляционная форма управления не исчезает из состава человеческого социального управления. Более того, в каждую историческую эпоху возникают условия, обеспечивающие новые возможности для манипулятивного управления. В частности, названные новые условия возникают и в связи с подъемом развития человечества до уровня «информационного общества» и связанного с последним «общества потребления». «Идеальный тип человека, адекватного такому обществу, - это ненасытный потребитель. Его потребности растут гораздо быстрее, чем возможности их удовлетворения. И в этом противоречии содержится источник его трудового энтузиазма...». [3].

Специфическим для «информационного общества», начавшего активно формироваться в мире начиная примерно с 80-х годов ХХ столетия, но в условиях России проявившего себя начиная со второй половины 90-х, является активное внедрение информационных технологий в сферу социальных отношений. Обнаружил себя феномен своеобразного «срастания человека и машины», в условиях которого включенность в «глобальную сеть» открыла себя не только помощником в поиске и обработке информации, ускоряющим во много раз процессы интеллектуального труда, но и фундаментальным посредником, способным стать мощным инструментом направленных манипуляций в формировании сознания личности. «В условиях современного постиндустриального общества в роли основного ресурса социального доминирования выступает массовая коммуникация, что объясняет факт расширения сферы принудительного воздействия убеждающей коммуникации,

используемой в целях социального управления, со стороны субъектов, не являющихся носителями государственной власти». [4].

Специфика социального управления в современной России наглядно демонстрирует прогрессивно нарастающие тенденции перерастания социума из управляемого из оснований «общего дела» в основания управления исходя из принципов «манипуляции». В результате Перестройки вместе с плюрализмом рыночных субъектов экономики и политики сформировался плюрализм субъектов манипуляционного управления, сделавшей открытым для наблюдения факт использования идеологии и внедряющих идеологию в сознание массового человека средств массовой информации, манипуляции последним. «Компьютерные, телекоммуникационные технологии, делая более доступным для человека достижения цивилизации, нивелируют его мнимую свободу ... все больше превращая его в инструмент информационной, политической, духовной экспансии». [5] «Демократия манипуляций» в условиях России конца ХХ - начала XXI столетий обернулась в массовом сознании, столкнувшимся с одновременным разнонаправленным манипуляционным воздействием множества субъектов, в непопулярную «демократию обмана», порождая недовольство населения как самой политикой манипуляционного управления, так и социальными институтами, эту практику осуществляющими. Данное положение вещей способно быть преодоленным только посредством приведения способа манипуляционного управления в соответствие с сущностью человека-человечества в условиях конкретно-исторической ступени вызревания в недрах человечества зрелой антистихийной природы.

Литература:

1. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. - М., 2004. С. 28

2. Борисов Б.П., Федорченко О.В. Общественное мнение как предмет имиджевой регуляции/. Казачье самообразование. 2004. № 4. С. 31-34

3. Ильин В.И. Трансформация повседневной жизни россиян в процессе формирования общества потребления // Социальная синергетика и актуальная наука: Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире: сборник научных трудов / под общей редакцией доктора философских наук, профессора В.П. Шалаева. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. - С. 147

4. Матвеев А.С. Убеждающая коммуникация в системе социального управления: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Матвеев Александр Сергеевич; [Место защиты: Ивановский государственный университет]. - Иваново, 2013. С. 10-11

5. Понарина Н.Н. Создание цивилизации в условиях глобализации // Теория и практика общественного развития 2011. № 5. URL: http: // www.teoria-practica. ru/ru/-5-2011 .html

Literature:

1. Shostrom E. Human is manipulator. Inner travel from manipulation to actualization. M.: 2004. P.28

2. Borisov B.P., Fedorchenko O.V. Public opinion as a subject of imaginary regulation. Cossack self-education. 2004. № 4. P. 31-34

3. Ilyin V.I. Transformation of daily life of Russians in the process offormation of society of consumers// Social synergetics and actual science: Globalization. Globalistics. Potentials and perspectives of Russia in global world: anthology of scientific works /edited by doctor of philosophical sciences, Professor V.P. Shalaev. -Yoshkar-Ola: Mariiski State Technical University. 2010. P.147

4. Matveev A.S. Persuasive communication in system of social management: thesis of dissertation ... candidate of philosophical sciences 09.00.11/ Matveev Alexander Sergeevich [the place of defense: Ivanovo State University]. Ivanovo.2013. p. 10-11

5. Ponarina N.N. Creation of civilization in conditions of globalization// Theory and practice of social development. 2011. № 5. URL: http: // www.teoria-practica. ru/ru/-5-2011 .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.