Научная статья на тему 'Формы существования новых религиозных движений как основа их классификации'

Формы существования новых религиозных движений как основа их классификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
725
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (НРД) / СЕКТЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ НРД / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS (NRM) / SECTS / NRM CLASSIFICATION / IMPLEMENTATION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астапова Светлана Михайловна

В статье обобщен опыт мониторинга деятельности новых религиозных движений (НРД) в Краснодарском крае, выявляется их место в системе отношений с государством и обществом, анализируются действующие в этой сфере правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers a review of the experience of activities' monitoring of new religious movements (NRM) in Krasnodar region of Russia reveals its position in the society-state system of relationship and represents the analysis of the actual acts of legislation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Формы существования новых религиозных движений как основа их классификации»

Светлана АСТАПОВА

ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ КАК ОСНОВА ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

В статье обобщен опыт мониторинга деятельности новых религиозных движений (НРД) в Краснодарском крае, выявляется их место в системе отношений с государством и обществом, анализируются действующие в этой сфере правовые акты.

The article offers a review of the experience of activities' monitoring of new religious movements (NRM) in Krasnodar region of Russia, reveals its position in the society-state system of relationship and represents the analysis of the actual acts of legislation in this sphere.

Ключевые слова:

новые религиозные движения (НРД), секты, классификация НРД, реализация прав человека; new religious movements (NRM), sects, NRM classification, implementation of human rights.

Ушедшее XX столетие ознаменовалось появлением духовного явления, которое стали называть «новыми религиозными движениями», «альтернативными религиями», «нетрадиционными религиями», «религиями нового века», а в негативной коннотации — «деструктивными сектами» и «тоталитарными культами». Частью подобных учений, как отзыв на вызовы времени, переосмыслен традиционный источник, другие возникли в результате восприятия идеи какого-либо вероучения в новой для него культурной среде, третьи явились результатом синтеза различных теологических доктрин или разработаны их основателями самостоятельно.

Вследствие этого они вполне могут восприниматься как новые или нетрадиционные движения. А поскольку в практиках таких движений используются элементы, по крайней мере, сходные с религиозными, наиболее употребительным общим термином в отношении них служит условное обозначение «новые религиозные движения»1 (далее — НРД).

Конечно, термин не идеальный, в том числе потому, что не все охватываемые им движения принимают его: одни не считают себя новыми, другие — нетрадиционными, а третьи — религиозными. Кроме того, критерии обоснования новизны и нетрадиционности не сформулированы ни в научном, ни в юридическом смысле, а доказательства религиозности того или иного движения нуждаются в религиоведческой экспертизе.

Но за неимением лучшего этот термин применяется в отношении десятков и сотен разных движений как наиболее нейтральный и наименее оценочный. С этой необходимой оговоркой предлагается воспринимать НРД как «устойчивое выражение», не вдаваясь в его этимологию, и сконцентрироваться на проблемных моментах.

Многие ученые в процессе исследований НРД стремились объединить их в группы по родственным признакам. Довольно широкий спектр существующих типологий представлен в монографии С.М. Дударенок2. Исследователь рассматривает классификации, заложенные еще М. Вебером, Г.В.Ф. Гегелем, А. Тойнби и Э. Трельчем (конечно, вне связи с новыми движениями), изучает современные типологии зарубежных религиоведов — А. Баркер, Э. Бенса, Ч. 1лока,

1 См.: Энциклопедия религий / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М., 2008, с. 892.

2 Дударенок С.М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность. — Владивосток, 2004.

АСТАПОВА Светлана Михайловна — аапираат кафедры госудтрственао-аоафиссноаалъаъа утаошеанй САГС САи Щезндеате СФ religiH_nrm@email.ru

М. Йингера, В. Уильсона, М. Элиаде, отечественных ученых — Е.Г. Балагушкина, И.Я. Кан-терова, Б.З. Фаликова, В.Б. Яшина и др. Анализируя разные модели НРД, автор делает вывод: «... практически все вышеописанные типологии спорны, их сложно согласовать друг с другом, хотя каждая содержит важные подходы к типологизации (НРД). Отсутствие общепризнанной типологии можно объяснить трудностями, с которыми сталкиваются исследователи при выделении сущностных признаков многообразных вероучений, способов их функционирования, отношения к миру... (поэтому) в зависимости от целей, которые ставит перед собой исследователь... любая из существующих типологий может быть полезна»1.

Широкий разброс оценок видового разнообразия (от нескольких десятков до нескольких тысяч) говорит об отсутствии единых критериев для отнесения подобных объединений к категории НРД. В зависимости от вектора изучения, можно объединять НРД по тем признакам, которые интересуют религиоведа. Поэтому предлагаются самые разнообразные классификации:

— в соответствии с культурными и религиозными традициями;

— в соответствии с географией возникновения и распространения;

— отечественные и зарубежные;

— синкретические, эзотерические, оккультные и т.д.

Каждая из таких групп служит раскрытию темы, заданной исследователем.

Типологический подход, описываемый в настоящей статье, имеет практическую цель: определение места НРД в системе отношений с государством и обществом, выявление свойств НРД как субъекта права и объекта правоприменения.

Этот подход, возможно, не несет особой научной новизны, но оправдывается практической потребностью и может быть полезен для представителей власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые регулярно взаимодействуют с некоммерческим сектором, включающим существующие в разных формах религиозные объединения и НРД. Соответственно, есть смысл классифицировать НРД именно по организационно-правовым формам, предусмотренным законодательством, с учетом того,

1 Там же, с. 84.

считают эти движения себя религиозными или нет. Приведенные ниже примеры, связанные с НРД, отражают ситуацию в Краснодарском крае (наш объект исследования). Возможно, для других регионов это не характерно.

Итак, рассмотрим формы, которые НРД выбирают для своего существования, законодательную базу, регулирующую соответствующие правоотношения, а также некоторые вопросы, которые возникают в процессе их деятельности. Но прежде необходимо отметить, что ни одно общественное явление не охватывается специальным законодательством полностью: кроме него, обязательно помнить об общих положениях, определяющих правоотношения всех граждан и объединений в Российской Федерации. Это Конституция Российской Федерации, гражданское, административное, уголовное, семейное, трудовое законодательство — весь массив российского законодательства, постоянно растущий и подвергающийся изменениям.

НРД, существующие как религиозные объединения

Основные нормы, определяющие специфику деятельности религиозных объединений, содержатся в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», который «регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений». Кроме того, существует ряд законов, регулирующих деятельность религиозных объединений в той или иной конкретной ситуации. Это федеральные законы «О некоммерческих организациях», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об альтернативной гражданской службе», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Земельный кодекс с изменениями 2004 г., Налоговый кодекс и др.

НРД, которые считают себя религиозными, в соответствии с п. 1 ст. 6 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» существуют в форме религиозных объединений и на основании п. 2 ст. 6 того же закона делятся на 2 категории: религиозные организации и религиозные группы.

Религиозные организации в соответствии с упомянутым законом и законом «О государственной регистрации юриди-

ческих лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрируются органами ФНС России на основании решения, принятого Минюстом России, и заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В результате этого они получают документально подтвержденный статус юридического лица1. Такая форма существования НРД дает исследователю возможность официального получения информации и способствует налаживанию органами власти контактов с этим движением, изучению этого движения, накоплению материалов по вероучению, истории формирования и фактической его деятельности.

В группе «НРД — религиозные организации» оказываются объединения уже существующих в России конфессий: «Православная Церковь Божией Матери Державная», «Церковь Последнего Завета», а также известные в мире «Вера Бахаи», «Общество сознания Кришны» и причисляемые некоторыми религиоведами к НРД «Свидетели Иеговы» и «Церковь Иисуса Христа святых последних дней».

Что касается религиозных групп, то, согласно ст. 6 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», они могут существовать без регистрации. Эта законодательная норма позволяет верующим сделать предельно простым порядок формирования объединений, хотя возможности группы, по сравнению с религиозными организациями, ограничены. Вместе с тем такая форма существования осложняет ведение мониторинга религиозной ситуации отдельного региона и страны в целом, а также затрудняет изучение вероучения НРД, в чем бывает необходимость. Ведь представители образовавшейся религиозной группы должны уведомлять о своем существовании только тогда, когда имеют намерение преобразовать ее в религиозную организацию. А на практике уведомления поступают не от всех религиозных групп, а только от их части, не имеющей подтверждения 15летнего существования на данной территории. Иными словами, муниципалитеты получают уведомление только от местных групп новых верований и только в том

1 К официальным документам относятся: Устав организации и свидетельства о государственной регистрации, о внесении записи в ЕГРЮЛ и о постановке на налоговый учет.

случае, если группы хотят впоследствии стать религиозной организацией.

Те, кого устраивает положение религиозной группы, или кто не желает обозначать себя как религиозное объединение, не сообщают о себе, поэтому информация о том, сколько в том или ином регионе существует групп НРД и каких исповеданий, всегда неполна.

В федеральном законе, помимо необходимости уведомления, не прописан механизм накопления информации о деятельности такой религиозной группы на протяжении 15 обозначенных лет. После истечения этого срока может оказаться, что, кроме уведомления 15-летней давности, никаких подтверждений о существовании этой группы в данной местности не будет.

Конечно, органы власти могут проявить (не обязательную по закону) активность и попробовать наладить взаимодействие с представителями таких групп. При ответном желании появляется надежда на получение какой-то (в зависимости от установившихся связей) информации. Но опять-таки закон не обязывает никого осуществлять это взаимодействие, поэтому при отсутствии такого стремления у любой из сторон информационная часть ограничится все тем же уведомлением. То же самое произойдет, если в уведомлении не будут указаны контакты для связи с представителями этой группы. Но даже при позитивном развитии событий (обоюдном тяготении к общению) накапливаемая регулярно (все 15 лет) систематизированная и обработанная информация должна не только храниться в муниципалитетах и пополняться, но и поступать в соответствующую структуру главного исполнительного органа субъекта Российской Федерации для ведения мониторинга религиозной обстановки в регионе. Такой, на наш взгляд, ситуация могла бы быть, однако законодательно это не установлено.

НРД, существующие как общественные объединения и другие некоммерческие организации

Базовыми законами для этой группы НРД являются федеральные законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях».

НРД с такой формой существования можно разделить еще на 2 категории:

— общественные объединения и другие некоммерческие организации, созданные

с участием религиозных объединений для реализации задач этих объединений;

— НРД, избравшие для себя именно эту форму, т.к. не считают себя религиозными.

Что касается первой, смешанной формы существования, когда религиозные организации от своего имени или через своих последователей регистрируют благотворительные фонды или культурно-просветительские учреждения, то она вполне согласуется с п. 1, 2 ст. 18 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Так действует «Общество сознания Кришны», учредившее благотворительный фонд «Пища для жизни», есть общественные организации в «Миссии Чайтаньи» («Институт знания о тождественности»). Ярким примером может служить и «Церковь Объединения» Сен Мен Муна, которая является материнской для множества некоммерческих организаций.

Смысл вышеупомянутой нормы закона в том, что государство разрешает религиозной организации создавать дочерние некоммерческие организации для ведения именно общественной, культурно-просветительской и благотворительной деятельности. В свою очередь, для религиозных объединений грань между собственной религиозной и общественной деятельностью зачастую достаточно призрачна. Поэтому нередки случаи, когда общественное объединение, название которого не демонстрирует свой религиозный источник, занимается распространением вероучения, т.е. явной миссионерской, религиозной деятельностью. А она не прописана (и не могла быть прописана) в федеральном законе «Об общественных объединениях», к сфере регулирования которого относится эта организация. На практике это вызывает недовольство религиозных организаций других конфессий.

НРД, которые религиозными себя не считают, тоже действуют в формах различных некоммерческих организаций — общественных объединений, благотворительных фондов. Это свойственно движениям «Анастасия», «Шри Чинмой», «Агни Йога» (Рериховские общества), «Сант Мат Сюрат Шабд Йога», «Сахаджа Йога», «Трансцендентальная медитация», «ВсеЯСветная Грамота», «Школа планетарного Логоса», «Брахма Кумарис», «Фалуньгун» и др.

Они принципиально избирают такую

форму существования, т.к. отрицают свою принадлежность к религии. Но в своей деятельности многие из них используют практики, сходные с религиозными. Это также вызывает возмущение граждан, столкнувшихся с подобной ситуацией. Но нет органа, который исследовал бы такое несоответствие и дал заключение о том, является ли объединение религиозным или нет.

В соответствии с законом1 определять религиозный характер может только Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте России по запросу Минюста России и относительно либо уже существующей религиозной организации, либо в случае обращения исследуемого объединения для регистрации в качестве религиозной организации. А если объединение не считает себя религиозным и не хочет регистрироваться как религиозная организация, то, несмотря на наличие признаков, указывающих на его религиозный характер, для такой экспертизы нет оснований. Случаи же признания объединения религиозной группой вопреки его собственному мнению неизвестны.

Деятельность НРД нередко оказывается конфликтогенным фактором, что связано с выпадением поведения их последователей из традиционного культурного контекста. Для того чтобы выявить возможные источники конфликтов, необходимо, прежде всего, владеть религиозной ситуацией в муниципальном образовании и регионе в целом. Существенным фактором этой религиозной обстановки является деятельность НРД, которая нуждается в изучении с учетом фона, на котором она осуществляется, а также правовых гарантий реализации прав граждан. Таким образом, владение информацией о процессах, которые несут в себе противоречия и могут вызвать общественные коллизии, необходимо администрациям всех уровней для своевременного снятия конфликтных ситуаций и создания условий для реализации населением его конституционных прав. К тому же внимание со стороны властей способствует законопослушному поведению объединений НРД и их отдельных представителей.

1 Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях), п. 8 ст. 11; Приказ Минюста РФ от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.