Научная статья на тему 'Формы работы с одаренной молодежью в системе университетского образования'

Формы работы с одаренной молодежью в системе университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ / СИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL THINKING / TYPES OF GIFTEDNESS / THE SYSTEM OF UNIVERSITY EDUCATION CURRICULA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильманшина Сурия Ирековна, Халикова Фидалия Дамировна

Рассмотрены интеллектуальный и академический типы одаренности молодежи. Сделан акцент на видах одаренности по критериям: вид деятельности и сферы психики; степень сформированности; форма проявлений; широта проявлений в видах деятельности; особенности возрастного развития. В соответствие с принципами интеграции, междисциплинарности, проблемного и исследовательского обучения в условиях сформированного профессионального мышления педагога, рассмотрены формы работы с одаренной молодежью в системе университетского образования на примере Казанского федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильманшина Сурия Ирековна, Халикова Фидалия Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF WORK WITH TALENTED YOUTH IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY EDUCATION

Аre considered the intellectual and academic types of giftedness, modern concept. To focus on the kinds of talent, according to generally accepted criteria (type of activity and the scope of the psyche; the degree of formation of endowments; forms of manifestation; manifestation of latitude in the types of activities, particularly the development of age). In accordance with the principles of integration, interdisciplinary, problem and research training in the conditions of a highly professional thinking of a teacher, discussed ways of working with gifted youth in the university education system by the example of Kazan Federal University.

Текст научной работы на тему «Формы работы с одаренной молодежью в системе университетского образования»

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

УДК 378

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.И. Гильманшина, Ф.Д. Халикова

Аннотация. Рассмотрены интеллектуальный и академический типы одаренности молодежи. Сделан акцент на видах одаренности по критериям: вид деятельности и сферы психики; степень сформированности; форма проявлений; широта проявлений в видах деятельности; особенности возрастного развития. В соответствие с принципами интеграции, междисциплинарности, проблемного и исследовательского обучения в условиях сформированного профессионального мышления педагога, рассмотрены формы работы с одаренной молодежью в системе университетского образования на примере Казанского федерального университета.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное мышление, виды одаренности, система университетского образования, учебные программы.

FORMS OF WORK WITH TALENTED YOUTH

IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY EDUCATION

S.I. Gilmanshina, F.D. Khalikova

Abstract. Аге considered the intellectual and academic types of giftedness, modern concept. To focus on the kinds of talent, according to generally accepted criteria (type of activity and the scope of the psyche; the degree of formation of endowments; forms of manifestation; manifestation of latitude in the types of activities, particularly the development of age). In accordance with the principles of integration, interdisciplinary, problem and research training in the conditions of a highly professional thinking of a teacher, discussed ways of working with gifted youth in the university education system by the example of Kazan Federal University.

Keywords: vocational education, professional thinking, types of giftedness, the system of university education cur-

ricula.

Сегодня, наряду с международным экономическим кризисом [3], мировыми экологическими проблемами [2], широким внедрением новых информационных технологий [6, 10], внимание общественности и ученых привлекает непрерывное естественнонаучное образование [8] и явление одаренности подрастающего поколения

[7]. Все больше возрастает необходимость общества в креативных и талантливых людях, одаренной молодежи в области естественных наук и химии в том числе.

В настоящее время учеными признается, что степень, особенность и вид формирования одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (естественных задатков) и социокультурной сферы, опосредованного работой (игровой, учебной) [1]. Единой, общепризнанной систематизации типов одаренности и ее определения в литературе не встречается. Ученые выделяют от 4 до 10 типов одаренности. Кратко охарактеризуем основные типы.

Интеллектуальный тип одаренности (особая умственная самостоятельность интеллектуалов, выраженная в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на осмысление сложных интеллектуальных проблем), вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициента интеллекта. Этот тип оказался не эффективным для

прогнозирования будущих достижений личности.

Академический тип одаренности, когда при высоком интеллекте доминируют особые способности к обучению (особенности мышления, памяти, внимания, а также мотивации, способствующие «легкому» учению). Обычно это медалисты школ, обладатели «красных» дипломов вузов, которые впоследствии достигают профессионального мастерства. При академической одаренности выделяют способности к точным или гуманитарным наукам.

Современные концепции, выделяя разные стороны и виды интеллекта, различают несколько видов одаренности (пространственная, логико-математическая, музыкальная, лингвистическая, социальная и другие). Выделяются виды одаренности по критериям: вид деятельности и сферы психики; степень сформированности одаренности; форма проявлений; широта проявлений в видах деятельности; особенности возрастного развития.

По первому критерию (когда деятельность делят на практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную, духовно-ценностную, а сферы психики - на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационноволевую) выделяют одаренность в ремеслах, спортивную, организационную; интеллектуаль-

1

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

ную различных видов; хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную, музыкальную; лидерскую, аттрактивную; одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служении людям [11]. В соответствии с критерием «степень сформированное™» различают актуальную одаренность (с уже достигнутыми показателями) и потенциальную (имеет потенциал для высоких достижений). По критерию «форма проявления» говорят о явной (проявляется ярко и отчетливо) и скрытой (проявляется в замаскированной форме, можно ошибочно говорить об ее отсутствии) одаренности. По критерию «широта проявлений» выделяют общую (умственную) и специальную одаренность. По критерию «особенности развития» дифференцируют раннюю и позднюю одаренность.

Таким образом, одаренность - достаточно многомерное явление, которое выявляется и изучается в процессе обучения и воспитания, в ходе деятельности. Причем, информационный голод одаренная молодежь воспринимает болезненно, что ведет к негативным у них реакциям невротического характера.

Рассматривая варианты учебных программ для одаренной молодежи, следует выделить основные принципы. Это гибкие содержательные «рамки»; крупные содержательные единицы; междисциплинарность; интеграция тем и проблем для изучения; насыщенность содержания обучения; проблемность [9]. Возникает противоречие между указанными принципами и традиционной школьной и вузовской многопредметностью с ее раздробленностью и отсутствием содержательного взаимодействия между дисциплинами, осложняющего развитие системного мышления одаренной молодежи.

Важным направлением преодоления данного противоречия служит переход к более крупным содержательным единицам в работе с одаренной молодежью в системе университетского образования на основе принципов интеграции, проблемного и исследовательского обучения [5] в условиях сформированного профессионального мышления педагога [4].

В качестве примера рассмотрим университетский образовательный кластер Казанского федерального университета (КФУ), включающий три формы работы с одаренной молодежью в области химии: IT-лицей для одаренных мальчиков, Малый химический институт и учебнометодический конкурс «Фестиваль химии» кафедры химического образования.

Лицей при КФУ был открыт 1 сентября 2012 года по инициативе Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова. Обучение ве-

дется с 7-го класса. Индивидуальный отбор осуществляется на конкурсной основе в три этапа: заочное тестирование (он-лайн), очный этап (контрольные работы по русскому языку, математике, логике и профильным предметам), собеседование с учетом портфолио учащихся. Лицей является структурным подразделением КФУ, представляет собой резонансное, уникальное учебное заведение не только в России, но и в мире. Учителя работают профессионально по современным сингапурским и европейским методикам школьного обучения.

В 2013/2014 году в Казанском федеральном университете был запущен пилотный проект для одаренных в области химии учащихся под названием «Малый химический институт», включающий три дополнительные образовательные программы «Химия-9», «Химия-10», «Химия-11» (каждая программа по 72 часа). Зачисление проходит по рекомендации учителей химии и результатов входного тестирования. В 2013 году - это были учащиеся IT-лицея и лицея им. Лобачевского при Казанском федеральном университете, лицеев № 5, 131 г. Казани и лицея №1 г. Зеленодольска, гимназий № 7, 19, 37, 94, 122, школ № 39, 54, 117 г. Казани, всего 38 человек, все они получили документ об освоении соответствующей образовательной программы. В 2014/2015 уч. году в Малый химический институт было зачислено уже 46 человек из образовательных учреждений г. Казани.

Структурно Малый химический институт включает клуб юных химиков, подготовку к сдаче единого государственного экзамена, олимпиадам в очном и дистанционном режимах, проектную деятельность учащихся на кафедрах Химического института им. А.М. Бутлерова.

Начало занятий в Малом химическом институте совпадает с открытием учебнометодического конкурса «Фестиваль химии» в Казанском федеральном университете, проводимого на протяжении двух десятков лет кафедрой химического образования с приглашением учащихся школ, лицеев, гимназий. Цель конкурса - выявление талантливых студентов - будущих учителей, одаренных в области методики обучения химии. Они выступают перед слушателями Малого химического института с занимательными опытами. Ежегодно сценарий выступлений и опыты обновляются.

Фестиваль химии (начинает свою историю с 1994 года) не обошел стороной и IT-лицей. Несмотря на то, что основная дисциплина лицеистов - информатика, ребята проявляют большой интерес к химии. В лицее создана творческая команда по химии, состоящая из призеров Всероссийской олимпиады, Поволжской межрегио-

2

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

нальной олимпиады, Межрегиональных предметных олимпиад КФУ, Всесибирской открытой олимпиады, конкурса «Нобелевские надежды -КНИТУ». В подготовке команды велика роль учителя химии Ф.Д. Халиковой. В то же время повышению мотивации к углубленному изучению химии и развитию творческих качеств учащихся способствовали внеаудиторные мероприятия учебно-методического конкурса «Фестиваль химии», проведенные одаренными сту-

Литература:

1. Белоусова, А.К. Развивающая образовательная среда для одарённых детей. Учебнометодическое пособие. - Ростов-на-Дону, 2009. - 70 с.

2. Галимов Р.Ф., Гильманшина С.И. Формирование природоохранных компетенций в системе педагогического образования // Казанский педагогический журнал. - 2011. №4(88). С. 47-52.

3. Гильманшин И.Р., Кашапов Н.Ф. и др. Информационно-аналитическая система сопровождения мероприятий по повышению энергоэффективности как способ управления проектами в области энергосбережения // Информационные ресурсы России. -2013. №5(135). - С. 2-4.

4. Гильманшина, С.И. Профессиональное мышление учителя химии и его формирование. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. - 204 с.

5. Гильманшина С.И., Миннуллин Р.Р. Организация исследовательской деятельности как мотивация к познанию химических явлений // Химия в школе. - 2006. № 3. - С. 58-62.

6. Гильманшина С.И., Моторыгина Н.С. Формирование логического мышления учащихся в условиях инновационной образовательной среды // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-2. С. 398-401.

7. Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д. и др. Формирование опыта учебного творчества в системе «лицей - университет» (на примере гендерно ориентированного обучения химии) // Фундаментальные исследования. - 2015. №2 (часть 11). - С. 2455-2458.

8. Камалеева, А.Р. Концепция формирования самообразовательных умений, навыков и основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи в процессе непрерывного естественнонаучного образования // Вестник Томского госпедуниверситета. - 2012. № 2. - С. 139-146.

9. Ларионова, Л.И. Культурно-

психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 320с.

10. Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р. и др. Организационно-педагогические условия создания информационно-телекоммуникационной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. №23.С. 316-319.

11. Развитие и диагностика способностей /

Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. - М.,

2003.

дентами - будущими учителями, а также посещение лицеистами занятий Малого химического института.

Разработанный подход с представленными формами работы с одаренной молодежью в системе университетского образования представляется целостным и системным, способствует развитию мотивации и творческих качеств, как у учащихся, так и у студентов - будущих учителей.

References:

1. Belousova, A.K. Razvivajushhaja obrazovatel'naja sreda dlja odarjonnyh detej. Uchebno-metodicheskoe posobie. - Rostov-na-Donu, 2009. - 70 s.

2. Galimov R.F., Gil'manshina S.I. Formirovanie prirodoohrannyh kompetencij v sisteme pedago-gicheskogo obrazovanija // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2011. №4(88). S. 47-52.

3. Gil'manshin I.R., Kashapov N.F. i dr. Informacionno-analiticheskaja sistema soprovozhdenija me-roprijatij po povysheniju jenergojeffektivnosti kak sposob upravlenija proektami v oblasti jenergosberezhenija // Informacionnye resursy Rossii. -2013. №5(135). - S. 2-4.

4. Gil'manshina, S.I. Professional'noe myshlenie uchitelja himii i ego formirovanie. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2005. - 204 s.

5. Gil'manshina S.I., Minnullin R.R. Organizacija issledovatel'skoj dejatel'nosti kak motivacija k poznaniju himicheskih javlenij // Himija v shkole. - 2006. № 3. - S. 58-62.

6. Gil'manshina S.I., Motorygina N.S. Formirovanie logicheskogo myshlenija uchashhihsja v uslovijah innovacionnoj obrazovatel'noj sredy // Fundamental'nye issledovanija. 2013. № 10-2. S. 398401.

7. Gil'manshina S.I., Halikova F.D. i dr. Formirovanie opyta uchebnogo tvorchestva v sisteme «licej - universitet» (na primere genderno orientirovannogo obuchenija himii) // Fundamental'nye issledovanija. - 2015. №2 (chast' 11). - S. 2455-2458.

8. Kamaleeva, A.R. Koncepcija formirovanija samoobrazovatel'nyh umenij, navykov i osnovnyh este-stvennonauchnyh kompetencij uchashhejsja molodezhi v processe nepreryvnogo estestvennonauchnogo obrazova-nija // Vestnik Tomskogo gospeduniversiteta. - 2012. №

2. - S. 139-146.

9. Larionova, L.I. Kul'turno-psihologicheskie faktory razvitija intellektual'noj odarennosti. - M.: Institut psihologii RAN, 2011. - 320s.

10. Muhametzjanova F.Sh., Hrapal' L.R. i dr. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija sozdanija infor-macionno-telekommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy v sisteme povyshenija kvalifikacii pedagogov // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013. T. 16. №23.S. 316-319.

11. Razvitie i diagnostika sposobnostej / Pod red. V.N. Druzhinina, V.D. Shadrikova. - M., 2003.

3

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

Сведения об авторах:

Гильманшина Сурия Ирековна (г.Казань, Россия), доктор педагогических наук, кандидат химических наук, доцент, зав. кафедрой химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета, е-mail: gilmanshina@yandex.ru

Халикова Фидалия Дамировна (г.Казань, Россия), кандидат педагогических наук, учитель химии IT-лицея при КФУ, ст. преподаватель кафедры химического образования Химического института им.

А.М. Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета, е-mail: fidaliya.halikova@mail. ru

Data about the authors:

Gilmanshinа S.I.(Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, candidate of chemical sciences, associate professor, head chair of chemical education Chemical Institute after named A.M. Butlerov, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: gilmanshina@yandex.ru

Khalikova F.D. (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences a chemistry teacher at the Lyceum IT-CFI, Art. Lecturer, Department of Chemical Education Chemical Institute. after named A.M. Butlerov, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: fidaliya.halikova@mail.ru

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.