Научная статья на тему 'Формы проведения лекций по физике студентам'

Формы проведения лекций по физике студентам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ЛЕКЦИИ / СТУДЕНТЫ / ЗАОЧНИКИ / УЧЕБНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ КУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наслузова Ольга Ильинична, Серюкова Ирина Владимировна

В статье разбираются различные формы проведения лекций по физике для студентов. Преподаватели выбирают нужную форму проведения лекции в зависимости от целей и уровня знаний студентов, а так же от компетенций специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы проведения лекций по физике студентам»

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЗИКЕ СТУДЕНТАМ

Наслузова Ольга Ильинична к.т.н., доцент кафедры агроинженерии Ачинский филиал Красноярского государственного

аграрного университета Россия, город Ачинск, Серюкова Ирина Владимировна к.ф.-м.н., доцент кафедры физики Красноярского государственного аграрного университета

Россия, город Красноярск

Анатация: в статье разбираются различные формы проведения лекций по физике для студентов. Преподаватели выбирают нужную форму проведения лекции в зависимости от целей и уровня знаний студентов, а так же от компетенций специальности.

Ключевые слова: лекции, студенты, заочники, учебные физические конструкторы - дидактических единиц курса.

Лекции, как вид учебного занятия, являются основой подачи теоретического материала в вузах. Живое слово увлекает студентов и несет в аудиторию заряд профессиональной убедительности. Современные требования к подготовке специалистов и новые технологии требуют постоянного совершенствования методов и форм чтения лекций.

Лекция должна быть построена методически правильно. Опыт преподавания физики показал, что, выбирая материал для лекции из огромного теоретического материала, надо учитывать темы лабораторных работ. Лучшее усвоение материала студентами будет в том случае, если

темы лекций и темы лабораторных работ совпадают. Например, теория явления фотоэффекта разбирается сначала на лекции, а затем студент законы фотоэффекта проверяют эмпирически, выполняя лабораторную работу, и в заключение отвечает эту тему на экзамене или зачете.

Лекция должна носить проблемный характер. Освещать 2-3 узловых вопроса, которые должны быть связаны общей проблемой. В самом начале лекции преподаватель ставит проблему и возможности ее разрешения. В конце лекции должен быть обязательно сделан вывод. Это акцентирует внимание студентов на главной проблеме лекции, а не на отдельных моментах лекции.

Тепловое излучение

Экспериментальные законы: 1 Закон Кирхгофа 2.Закон Стефана-Больцмана 3 Законы Вина

? Проблема: почему тепловое излучение не описывается волновой теорией света

Ъ = hv = фотон - гениальная идея Планка

Теоретический закон Планка

Экспериментальные подтверждения

Фотоэффект

Эффект Комптона

? Проблема: является ли корпускулярно-волновой дуализм свойством любой материи

Гипотеза де Бройля

1

Экспериментальные подтверждения: Дифракция электронов и протонов

Для систематизации материала используют учебные физические конструкторы - дидактических единиц курса. В качестве примера приведена структура учебного физического конструктора на тему «Квантовая природа света». Введение учебных физических конструкторов также требует фундаментализация физического образования, его ориентация на овладение глубинными процессами и связями окружающего мира [1]. Возникает проблема - выявления и выделения учебных физических конструкторов, которые, во-первых, выступали бы в качестве носителей и выразителей физических сущностей, представляя их в курсе в явном виде. Конструкторы определяют роль ядер фундаментализации и концентрации материала курса. Во-вторых, в процессе дальнейшей судьбы профессиональной и специальной подготовки студентов эти конструкторы должны сыграть роль фундаментальных физических опор по отношению к теоретическому содержанию этой подготовки. Эти конструкторы должны охватывать наиболее значимые физические закономерности, присущие отдельным фрагментам реальности (мега-, макро- и микромиру, веществу и полю и т.д.). В практическом аспекте эти конструкторы должны служить для формирования алгоритмов расчетов соответствующих физических величин, в том числе и в отношении профессионально-значимых систем. Необходима дидактическая фиксация учебных конструкторов, в физическом аспекте отображающих наиболее важные свойства систем и происходящих в них процессов, а в учебном аспекте занимающих промежуточное место между физическими теориями и внутренними по отношению к этим теориям, понятиям и законам [2].

По данным психологии, картина предметной действительности дается субъекту познания не в понятиях, а в функционально значимых для него образах и моделях. Кроме того, модельный характер является сущностной характеристикой физического знания, что также должно находить свое отражение в учебном курсе [3]. Поэтому в качестве искомых

конструктов целесообразно выбрать физические модели (например, «сплошная среда», «идеальный газ» и т.д.) При изложении тем целесообразно использовать доску, плакаты, схемы, таблицы, что увеличивает наглядность лекции, повышает внимание и активность студентов, а также привлекает к усвоению материала, кроме слуховой, зрительную и двигательную память.

Лекция должна быть направлена на развитие у студентов логического мышления. Поддержание внимания студентов на определенном уровне в течение всей лекции зависит от построения лекции и характера ее проведения. Она должна быть прочитана грамотно и доступно, не должна быть монотонной.

Традиционно студент должен был конспектировать лекцию. Но с уменьшением числа часов выделяемых на лекции для заочников, лектор встает перед выбором либо сократить в 3 раза материал, вынесенный на лекции либо искать новые формы преподавания. Многие лекторы стали использовать при чтении лекций печатный материал, который раздается студентам. В таком материале приводится либо план лекций с выделением в нем главных моментов по рассматриваемым вопросам, либо полностью текст лекции. Конспект лекции позволяет студентам не писать подаваемый материал за лектором, а следить по тексту. Такая методика чтения лекций увеличивает объем подаваемого материала вдвое и дает возможность студенту внимательно прослушать объяснения лектора по трудным вопросам. Некоторые преподаватели в начале курса лекций выдают студентам текст лекций в электроном виде. В этом случае надо обязательно проследить за тем, чтобы студенты перед лекцией распечатали материал лекции. Недостатки такого метода чтения лекций следующие: студенты, имеющие на руках конспекты, не слушают лектора, занимаются своими делами и разговорами; нередко число студентов на лекции

уменьшается. Исправить ситуацию может только требовательность лектора и его умение увлечь студентов.

В течение последних лет на кафедре физики КрасГАУ сложился уникальный опыт методики чтения лекций, в том числе и заочникам. Суть его заключается в том, что для курса отбираются только основные вопросы из программы, которые взаимосвязаны между собой и с темами лабораторных работ. Это создает единое, цельное представление о предмете.

Список литературы:

1. Антошина Л.Г., Неделько В.И., Струков Б.А. Фундаментализация физического образования для студентов нефизических специальностей как стратегическое направление развития высшей школы // Физическое образование в вузах, т. 7, № 1, 2001, с. 10-15.

2. Фоменко В.В. Учебные физические модели как основа фундаментализа-ции и структурирования курса общей физики для нефизических специальностей // Физическое образование в вузах, т. 14, № 4, 2007, с. 92-98.

3. Фоменко В.В. Структура физической модели и ее освещение в курсах физики технического вуза // Физическое образование в вузах, т. 4, № 2, 1998, с. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.