Научная статья на тему 'Формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве'

Формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
337
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ПАРТИСИПАЦИИ / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PARTICIPATIVE FORMS / PARTICIPATIVITY / YOUNG PEOPLE / SOCIO-CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белинская Дина Викторовна

Рассматриваются формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве общества, признаки, отличающие партисипацию от иных форм социального действия, а также элементы, характеризующие разнообразные формы партисипации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION FORMS OF YOUTH IN SOCIO-CULTURAL SPACE

The different participative forms of young people in social and cultural space, the features distinguishing participative forms from other forms of social action, and elements characterizing the various participative forms are considered.

Текст научной работы на тему «Формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве»

УДК 316.334.3:321

ФОРМЫ ПАРТИСИПАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ1

© Дина Викторовна БЕЛИНСКАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: dinabelinskaya@gmail.com

Рассматриваются формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве общества, признаки, отличающие партисипацию от иных форм социального действия, а также элементы, характеризующие разнообразные формы партисипации.

Ключевые слова: формы партисипации; партисипативность; молодежь; социокультурное пространство.

Реализация разнообразных форм партисипации предполагает и может способствовать развитию следующих важных содержательных элементов социокультурного пространства на федеральном и региональном уровнях.

Во-первых, созданию идеологии социального государства, комплексной доктрины, нацеленной на скорейшее решение многих социальных проблем молодого поколения в стране и регионе [1; 2].

Во-вторых, выстраиванию системы действенных и инициативных институтов гражданского общества с учетом российской специфики, поскольку «развитая гражданственность представляет собой социальный капитал, который во многом определяет будущее страны» [3].

В-третьих, базирующаяся на основе концепции духовности пропаганда патриотизма, коллективистских ценностей и здорового образа жизни молодежи. Рассматривая духовность как способ осмысления самого себя, своего места в мире, своих интересов и потребностей, И.В. Налетова приходит к выводу о всепроникающем воздействии духовности на все виды деятельности.

В понятии духовность обозначается «готовность людей к отражению, освоению и преобразованию действительности, что обеспечивается духом как орудием их ориентации в социальном мире; духовность есть способ понять, почему сознание обладает

1 Статья выполнена в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ «Методология изучения социальных взаимодействий гражданского общества, культуры и образования в современных условиях», договор № 6.1537.2011.

собственной культурной онтологией, каким образом и в каких формах оно осуществляется в культуре» [4]. Следуя ее логике, каждая из форм партисипации несет в себе интерио-ризированную ценностную основу, перспективу для будущего поколения.

В-четвертых, партисипация в сфере образования и науки способствует развитию российской системы образования, в связи с трансформациями внутри нее и актуализацией теоретических и эмпирических исследований высшего образования [5]. Кроме того, «процесс профессионального самоопределения студентов, рассматриваемый как активный процесс самостоятельного выбора профессии и соответствующего уровня профессионального образования» [6], позволяет говорить о партисипации как «творческой, совместной деятельности между субъектами образовательного процесса» [7].

В условиях обращения к межкультурной парадигме исследования процессов преподавания, партисипативное управление процессом межкультурного обучения предполагает совместное принятие решений о формах, способах и нормах осуществления коммуникации в условиях определенного межкуль-турного дискурса; создание культурного механизма сотрудничества преподавателя и студентов; актуализацию потенциалов саморазвития участников образовательного процесса в их полисубъектном диалогическом взаимодействии в рамках предложенного межкультурного дискурса [8].

В-пятых, речь идет о построении сильной, независимой внешней политики, обеспечивающей приоритет российских нацио-

нальных интересов в условиях мировой глобализации [9; 10]. Процесс становления

внешней политики Российской Федерации происходит на фоне динамичных глобальных трансформаций, формирующих мировой порядок. По мнению А.З. Цховребовой для России необходим и, самое главное, возможен путь развития, выводящий ее за рамки старой триады - западничество, евразийство и антизападничество. Эту четвертую модель можно назвать интеграционистской или стратегией вовлечения России в глобализирующийся мир и т. д. [10, с. 75]. В условиях современных процессов глобализации, формирующих новые условия развития страны при относительно стабильном развитии российского общества, для государства жизненно важно не только определить приоритеты новой стратегической парадигмы в области национальной безопасности, но и двигаться вперед к современному прогрессивному обществу, главным инструментом создания которого является деятельный, умный, образованный и здоровый человек.

Таким образом, проблема интеграции молодого поколения в социокультурное пространство, в т. ч. на уровне региона занимает сегодня одно из ведущих позиций в области социогуманитарного знания. Эпоха перемен, опосредованная процессами глобализации, вестернизации, принесшая российскому обществу новые модели поведения, ценностнонормативные установки, способствовала развитию т. н. «поколения next».

Современная молодежь отличается своими субкультурными, социсемиотиче-скими, визуальными характеристиками от молодого поколения 90-х гг. ХХ столетия. Более того, социологи отмечают появление новых практик интеграции молодых людей чуть ли не каждые год-два. Большую роль в ярких и быстрых переменах в социокультурных практиках молодежи, играют, выражаясь словами Г. Тарда процессы заражения и подражания, снятые с готовых форм социального бытия общества. В таких условиях парти-сипаторные формы интеграции позволяют молодым людям приобретать собственный опыт, опираясь на социально-ответственное и осознанное поведение и выбор тех средств и методов, ведущих к достижению поставленных ими целей. Тем не менее, следует отметить, формы партисипации молодежи не

столь популярны, поскольку заставляют думать, прежде чем сделать шаг. Развитие подобных форм, их четкое представление и широкое распространение позволит говорить нам о молодежи как о социо- и политикокультурном потенциале страны и региона.

Понимая под партисипаторными формами поведения осознанный тип участия и соучастия в общественных процессах, определим три признака, отличающих партисипа-цию от иных форм социального действия: социокультурная основа действий, социальная направленность действий, социальная ответственность действий [3, с. 259].

Социокультурная основа действий пронизывает, обогащает знаниями, ценностями, нормами, обычаями и символами социальные процессы бытия, тем самым регулируя их, и воспроизводит действие на более высоком уровне.

Социальная направленность позволяет рассматривать формы партисипации как действия, ориентированные на достижение и реализацию конкретных установок, целей социальных групп и движений.

Социальная ответственность действий указывает на конечный результат, его актуальность, непротиворечивость, правомерность действий как единичных актов парти-сипации внутри социальной системы.

Итак, какие конкретно формы партиси-пации мы можем выделить, анализируя социальные практики бытия современной молодежи? Отвечая на поставленный вопрос, рассмотрим их по сферам жизнедеятельности общества.

В экономической сфере к особенностям партисипативных форм, например, школ юных предпринимателей входит реализация экономических планов и задач власти по отношению к гражданам. Иными словами, в рамках форм партисипации мы рассматриваем экономическое поведение молодежи как рациональное, основанное на сознательном выборе конкретных действий и отношений, ориентированных на оценках выгод и затрат.

Экономическое поведение, погруженное в определенный социокультурный контекст, позволяет выделить, по мнению В.С. Люб-ченко, три группы факторов, описывающих в самом общем виде модель экономического человека. К ним она отнесла цели человека, средства для их достижения (как веществен-

ные, так и идеальные), и информацию (знание) о процессах производства и потребления, благодаря которым средства ведут к достижению целей [11].

Рассматривая отличия стратегий экономического поведения российской молодежи по сравнению с экономическим поведением населения зрелого возраста в период финансового кризиса, П.А. Князев характеризует молодежь как наиболее мобильную группу в сфере изменения ценностных ориентаций, экономических установок и экономического поведения. Тем не менее, он отмечает внутреннюю противоречивость экономического поведения молодых людей, в частности, с одной стороны, негативные тенденции проявляются «выраженностью экономически зависимого поведения, псевдорыночных стратегий (мечты о легких высоких доходах при минимуме трудовых усилий), предрасположенностью к теневым и даже криминальным рыночным стратегиям» [2, с. 168]; с другой стороны, молодежь проявляет активность в поиске и смене работ, трудовой миграции, поиске дополнительных работ, получение образования для приобретения новой профессии и т. д.

В целом, преобладающие ценностные ориентации и мотивы молодежи жить настоящим, порождают «осторожнеческую» стратегию экономического поведения и реализации себя как рационального субъекта хозяйственных отношений.

В политической жизни страны и региона можно выделить такие формы партисипации, как демонстрации и монстрации, акции и митинги. Специфичной формой партисипации является монстрация как вид хеппининга, представляет собой массовое мероприятие в форме демонстрации с лозунгами. Однако частичка «де» убрана здесь за свое деструктивное начало. Содержание транспарантов может выглядеть абсурдизированным, тем не менее, они многозначно отражают современность.

При этом монстрации и другие разновидности хеппининга (флешмоб, перфор-манс, ситуационизм) рассматриваются в рамках всех сфер жизнедеятельности общества, поскольку хэппенинг не только включает в себя визуальную импровизацию и не имеет четкого сценария, но и посредством художественных методов позволяет осмыс-

лить окружающую действительность. Таким образом, хэппенинг можно рассматривать как одно из проявлений современной массовой культуры, которая создает образы, симу-лякры действительности и может быть рассмотрена как предмет изучения одного из современных направлений социологии - визуальной социологии.

В социальной и духовной сферах формы партисипаци (флешмобы, шествия, фестивали, дискуссионные клубы) пересекаются и направлены на распространение ценностей семьи, патриотизма, образования, здорового образа жизни. Интересным представляется точка зрения С.Л. Суворовой, рассматривающей партисипативность как «взаимодействие субъектов культуросообразного процесса, обусловленного действием культурного механизма соуправления функционированием межличностной и межкультурной коммуникации как компонентов профессиональной подготовки» [8, с. 24]. На этой основе она выделяет следующие формы участия в партисипативном управлении - выдвижение предложений (проблемный семинар), разработка альтернатив, выбор альтернатив - в которых основным механизмом участия является предоставление возможности обсуждения проблем и поиска их решения.

К элементам, характеризующим разнообразные формы партисипации можно отнести: добровольный характер участия; регламентация действий; наличие обратной связи.

Несмотря на сложившееся общественное сознание, характеризующее современные формы включения молодежи в социокультурное пространство как апатичные, детерминированные низкой политико-правовой и гражданской культурой, партисипативность предполагает и предлагает социально-ответственный и социально-направленный процесс формирования разного рода социальных практик, посредством которых, как нам думается, процессы социализации и интеграции молодежи приобретут особый оттенок, демонстрирующий высокий уровень усвоения ценностно-нормативной системы общества.

Разнообразные формы партисипации молодежи, представленные в виде демонстраций и монстраций, флеш-мобов и шествий, фестивалей и волонтерских движений, могут стать основой интеграции молодежи в со-

циокультурное пространство региона, формирования эффективных социальных взаимодействий региональных властей и молодежи.

1. Бессонова А.А. Молодежь как социальная общность постиндустриальной информационной реальности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 7 (111).

2. Князев П.А. Экономическое поведение российской молодежи в период мирового финансового кризиса // Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2010. № 2.

3. Белинская Д.В., Задонская И.А. Гражданское общество как фактор формирования партиси-паторных практик // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 8 (112).

4. Налетова И.В. Духовность как социокультурное явление // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 1999. Вып. 1.

5. Налетова И.В. Уровни формирования качества высшего образования в современном мире // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 4 (96).

6. Задонская И.А. Роль институтов профессии и образования в регуляции процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 1 (105).

7. Шкитина Н.С. Культурно-исторические

предпосылки становления проблемы эмпа-тийно-партисипативной подготовки будущего учителя // Мир науки, культуры, образования. Челябинск, 2009. № 4 (16).

8. Суворова С.Л. Межкультурное обучение в вузе: методология партисипативного управления // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 3.

9. Налетова И.В. Социокультурные особенности современных процессов глобализации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 12 (68).

10. ЦховребоваА.З. Россия между национальными интересами и глобализацией // Философия права. 2011. № 3.

11. Любченко В.С. Экономическое поведение: методология социологического исследования // Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2007. № 2.

Поступила в редакцию 12.09.2012 г.

UDC 316.334.3:321

PARTICIPATION FORMS OF YOUTH IN SOCIO-CULTURAL SPACE

Dina Viktorovna BELINSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: dinabelinskaya@gmail.com

The different participative forms of young people in social and cultural space, the features distinguishing participative forms from other forms of social action, and elements characterizing the various participative forms are considered.

Key words: participative forms; participativity; young people; socio-cultural space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.