Научная статья на тему 'Формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций'

Формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ. / ДУХОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СВЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATION / INTERACTION / RELIGIOUS EDUCATIONAL ORGANIZATION / SECULAR EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаткин Максим Александрович, Саратовцева Надежда Валентиновна

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью определения условий диалога между институтами светского и религиозного образования в современной ситуации поиска новых форм передачи национальной духовной традиции и ценностных установок российского народа, а также обобщения регионального опыта по взаимодействию указанных институтов. Тем самым цель проводимого исследования состоит в том, чтобы выявить формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций (на примере взаимодействия светских вузов и духовной семинарии). Ведущим методом в исследовании является общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и священнослужителей по изучению проблемы взаимодействия светских учебных заведений с религиозными организациями. При исследовании данной проблемы был использован институциональный подход, позволивший проанализировать особенности институтов светского и религиозного образования и выделить возможные направления их сотрудничества. В статье проведен всесторонний анализ опыта Пензенской области в сфере взаимодействия светских вузов и духовной семинарии. Говорится о традиционной связи светских и духовных образовательных организаций, характерной для дореволюционной российской системы образования. Исследованы институциональные и внеинституциональные формы сотрудничества, сложившиеся между преподавателями вузов г. Пензы и священнослужителями Пензенской епархии, преподающими в Пензенской духовной семинарии. Особое внимание авторы статьи уделили рассмотрению деятельности одной из наиболее интересных внеинституциональных площадок в Пензенской епархии – «Философско-богословскому кафе» (преобразованному в 2017 г. в «Религиозно-философское общество»). Указанная диалоговая площадка объединила более пяти образовательных организаций и учреждений культуры этого региона. В состав «Религиозно-философского общества» вошли более десяти ученых-гуманитариев и представителей духовенства. Авторами статьи проанализированы факторы позитивного и негативного педагогического эффекта существующих форм общения представителей Церкви со студентами. Раскрыты условия их успешного общения. Показаны результаты взаимодействия светских вузов и духовной семинарии. Сделан вывод о том, что построение взаимодействия и интеграция религиозной и светской сфер не только возможны и успешны, но и перспективны. Результаты исследования могут быть использованы органами власти и управления в качестве теоретической базы для развития политики в сфере образования и государственно-конфессиональных отношений, а также при разработке стратегий сотрудничества между светскими и духовными образовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 170216 2017, № 10 (октябрь) УДК 37.013.32

Формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций

Шаткин Максим Александрович1

Пензенская духовная семинария, Пенза, Россия cyprian.inok@gmail.com

Саратовцева Надежда Валентиновна2

Пензенский государственный технологический университет, Пенза, Россия

Saratovtseva.nv@mail.ru

Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью определения условий диалога между институтами светского и религиозного образования в современной ситуации поиска новых форм передачи национальной духовной традиции и ценностных установок российского народа, а также обобщения регионального опыта по взаимодействию указанных институтов. Тем самым цель проводимого исследования состоит в том, чтобы выявить формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций (на примере взаимодействия светских вузов и духовной семинарии). Ведущим методом в исследовании является общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и священнослужителей по изучению проблемы взаимодействия светских учебных заведений с религиозными организациями. При исследовании данной проблемы был использован институциональный подход, позволивший проанализировать особенности институтов светского и религиозного образования и выделить возможные направления их сотрудничества. В статье проведен всесторонний анализ опыта Пензенской области в сфере взаимодействия светских вузов и духовной семинарии. Говорится о традиционной связи светских и духовных образовательных организаций, характерной для дореволюционной российской системы образования. Исследованы институциональные и внеинституциональные формы сотрудничества, сложившиеся между преподавателями вузов г. Пензы и священнослужителями Пензенской епархии, преподающими в Пензенской духовной семинарии. Особое внимание авторы статьи уделили рассмотрению деятельности одной из наиболее интересных внеинституциональных площадок в Пензенской епархии - «Философско-богословскому кафе» (преобразованному в 2017 г. в «Религиозно-философское общество»). Указанная диалоговая площадка объединила более пяти образовательных организаций и учреждений культуры этого региона. В состав «Религиозно -философского общества» вошли более десяти ученых-гуманитариев и представителей духовенства. Авторами статьи проанализированы факторы позитивного и негативного педагогического эффекта существующих форм общения представителей Церкви со студентами. Раскрыты условия их успешного общения. Показаны результаты взаимодействия светских вузов и духовной семинарии. Сделан вывод о том, что построение взаимодействия и интеграция религиозной и светской сфер не только возможны и успешны, но и перспективны. Результаты исследования могут быть использованы органами власти и управления в качестве теоретической базы для развития политики в сфере образования и государственно-конфессиональных отношений, а также при разработке стратегий сотрудничества между светскими и духовными образовательными организациями.

Ключевые слова: духовные образовательные организации, светские образовательные организации, взаимодействие, образование.

Поступила в редакцию Received 20.09.2017 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.10.2017

Принята к публикации Accepted for publication 21.10.2017 Опубликована Published 31.10.2017

1 Шаткин Максим Александрович (иеромонах Киприан), кандидат философских наук, доцент кафедры библеистики и богословия Ро ДОО ВО «Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской православной церкви», г. Пенза, Россия

2 Саратовцева Надежда Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза, Россия

Введение

Вопросы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций в современной ситуации поиска новых форм передачи национальной духовной традиции и ценностных установок российского народа представляют особый интерес. Это было подчеркнуто Святейшим Патриархом Кириллом на заседании Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 г. Предстоятель Русской православной церкви отметил, что «до сих пор некоторые люди живут стереотипами советского времени, утверждая, что образование и просвещение находятся в конфликте с религией. <...> Но ведь совершенно очевидно, что этот тезис ложный. Мы подошли к тому, чтобы начать новый этап церковно-государственного взаимодействия в вопросах образования» [1].

Религия является одним из важнейших и древнейших феноменов духовности человека. И в настоящее время ее влияние распространяется и на развитие мировоззренческих и нравственных установок людей, и на их поведение. Более того, в последние годы наблюдается рост религиозной активности, который в условиях России имеет существенные особенности, поскольку здесь лишь недавно атеистическое государство сменилось светским.

В современных условиях духовного кризиса действующая в России система светского образования оказалась неспособной полностью реализовать функции духовно-нравственного обучения и воспитания.

Становятся очевидными идеи о том, что получение образования как некого целостного и конечного продукта включает не только знания, умения, навыки и компетенции. Важнейшей составляющей его является понимание смысла жизни, формирование ценностных установок. В таком контексте абсолютно уместным представляется взаимодействие светских и религиозных организаций, которое будет способствовать оздоровлению духовно-нравственной атмосферы российского общества.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

В настоящее время растет интерес к проблеме изучения соотношения светского и религиозного в российском обществе. В большом количестве научных работ анализируются условия, необходимые для построения конструктивного диалога между светской властью и религиозными организациями, соотношение светских и религиозных ценностей в контексте проблемы построения гражданского общества (З. М. Муртузова, И. Б. Чернова и др. [2, 3]).

Изучению особенностей и характера взаимодействия институтов светского и религиозного образования на примере взаимодействия государственных и религиозных общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждений России посвящена диссертационная работа А. Г. Нестеровой [4].

В настоящее время появляется всё больше научных работ, посвященных изучению проблемы предмета и методологии преподавания теологии в современных российских светских высших учебных заведениях. Авторы статей В. П. Рожков, В. К. Шохин и другие раскрывают основное содержание дискуссий среди ученых по этому вопросу [5, 6].

Оценка участия религиозных организаций в педагогическом процессе, исследование роли религии и церкви в сфере образования представлены в работах В. В. Зень-ковского, С. И. Гессена др. [7, 8]

Особый интерес для настоящего исследования представляют труды В. И. Гара-джи, И. В. Метлика, Т. А. Гучетль и других, раскрывающие специфику взаимодействия институтов религиозного и светского образования в современных условиях [9-

11]. В частности, научный интерес И. В. Метлика связан с вопросами интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы [12].

Урок религии в системе школьного образования - предмет исследований немецкого профессора Института педагогики педагогического факультета Технического университета г. Дрездена Ю. Койновой-Цельнер [13].

Проблемам разработки и использования авторских УМК на уроках православной культуры посвящены научные труды профессора Литовского экологического университета О. Л. Янушкявичене [14-16].

Анализ вышеперечисленных работ позволяет сделать вывод, что вопросы взаимодействия институтов светского и религиозного образования в современной России остаются еще недостаточно исследованными; новые подходы к вероисповедной политике российского государства актуализируют проблему диалога светского и религиозного образования и их воздействия на жизнь современного общества.

Методологическая база исследования

Методологическая база исследования опирается на общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и священнослужителей по изучению проблемы взаимодействия светских учебных заведений с религиозными организациями. При исследовании данной проблемы был использован институциональный подход (К. Манхейм, Ф. Р. Филиппов), позволивший проанализировать особенности институтов светского и религиозного образования и выделить возможные направления их сотрудничества.

Результаты исследования

Взаимодействие классического гуманитарного знания и теологии, являющееся для некоторых представителей современного образования неразрешимой методологической или даже мировоззренческой проблемой, на самом деле традиционно, и его история насчитывает не одну сотню лет.

В отличие как от стран Западной Европы, где уже в XII в. началось становление светской университетской науки, так и от Византии, где традиции светского гуманистического образования придворной аристократии сохранялись вплоть до исчезновения империи, в России до XVIII в. не было образовательных институтов, не являвшихся церковными. В первом высшем учебном заведении России - Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого, светские науки подчинялись богословию и изучались с позиций православия [17]. Высокое качество получаемого в академии образования было очевидно. Ее выпускники стали выдающимися деятелями науки, культуры и просвещения (М. В. Ломоносов, Д. И. Виноградов, Л. Ф. Магницкий, епископ Иннокентий Пензенский, В. К. Тредьяковский, С. П. Крашенинников) [18]. Выпускники Академии, продолжившие в дальнейшем свою преподавательскую и исследовательскую деятельность в других учебных заведениях, дали начало развитию системы российского образования.

Полагаем, что справедливы слова ректора восстановленной в 2010 г. академии С. Н. Храмешина о том, что «наследником Славяно-греко-латинской академии является всё российское образование» [19]. Продолжателями научных и образовательных традиций Славяно-греко-латинской академии называют себя Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская академия наук, Московская

духовная академия. Помимо различных современных специальностей в Академии и сейчас осуществляется подготовка в области православного богословия [20].

В XVIII в. в России богословие изучалось в синодальных учебных заведениях, а в начале XIX в. (1804 г.) первый университетский устав, разработанный в качестве общего для всех университетов российских губерний, предусматривал создание двух особых церковно-богословских кафедр: 1) догматического и нравоучительного богословия, толкования Священного Писания и 2) церковной истории [21]. Студенты университетов изучали историю библейских событий, историю и нравственное учение Церкви, православные догматы.

В середине 30-х гг. XIX в. в университетах организовались единые богословские кафедры. Тогда же С. С. Уваровым (с 1832 г. - заместитель министра народного просвещения, а с 1838 г. - министр народного просвещения) была сформулирована так называемая «теория официальной народности» [22], включавшая в себя в качестве основных начал национальной жизни православную веру, самодержавие как форму государственного управления и народность как принцип следования национально-культурным традициям и интересам большинства населения. Оценивая данную теорию с точки зрения последующих двух столетий российской истории, необходимо отметить, что отказ от принципа сильной централизованной государственной власти, трансляция иностранных социальных ценностей и идеологий (коммунизм, либерализм) и вытеснение традиционных православных нравственных норм неизменно приводили к кризисным последствиям для страны.

Особую роль сыграло православие в XX в. в судьбах русского зарубежья. Православные университеты и семинарии, основанные в странах Европы и Северной Америки, а также храмы Русской православной церкви за рубежом стали институциональной основой сохранения национально-культурной идентичности русской эмиграции на протяжении нескольких поколений. Через православное богословие происходила интеграция в национальный духовный опыт великих достижений философской мысли первой половины XX в. - философии жизни, феноменологии, экзистенциализма. Накопленный эмиграцией научный (богословский, исторический, религиоведческий) потенциал стал в 1990-е гг. методологической и источниковедческой базой для возрождения системы духовного и теологического образования в России.

Если рассматривать школу и Церковь в качестве базовых институтов социализации человека и передачи ему нравственных норм и традиций народа, то как никогда актуальны сегодня слова русского религиозного философа, литературного критика и публициста, одного из главных теоретиков славянофильства Ивана Васильевича Киреевского о том, что «школа не должна быть заменою, но необходимым преддверием Церкви» [23].

Как известно, с весны 2010 г. в России был начат эксперимент - введение нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-5-х классах общеобразовательных школ. Это нововведение касалось 18 регионов страны [24]. Одним из первых регионов, включенных в эксперимент, была Пензенская область. В случае успешности этого нововведения (что и случилось) практику преподавания такого курса должны были перенести на общеобразовательные школы всех регионов России с 2012 г. [25]

В ноябре 2014 г. в Минобрнауки готовились предложения о введении аналогичного курса со второго по десятый класс общеобразовательных школ [26]. Думается, что воспитательная работа на основе идей православия должна проводиться и в профессиональной, в том числе и в высшей, школе, тем более что президент РФ В. В. Путин обещал: «Конечно, деятельность религиозных конфессий в вузах будет только приветствоваться» [27].

Одна из первых кафедр теологии была открыта в национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» [28]. Это был первый и необходимый шаг к выполнению важной задачи, поставленной Архиерейским собором, - налаживанию качественного, компетентного диалога православного богословия и науки. По словам протоиерея Владимира Шмалия, «кафедра теологии в МИФИ - площадка качественного и компетентного диалога между богословием и наукой» [29].

Справедливы слова профессора Московской духовной академии и семинарии, кандидата богословия, профессора, протоиерея М. Козлова о том, что «православие в вузе - это не религиозная агрессия, а исконная традиция российского образования <.. .> И те, кто в вузах с этим сталкиваются, понимают: а кто ещё, кроме Церкви, может позитивно влиять на нравственную атмосферу в вузе?» [30].

Осенью 2015 г. президиум Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России принял решение придать теологии статус научной специальности [31, 32].

По состоянию на 2015/2016 учебный год лицензию на подготовку теологов получили уже 37 государственных и 10 негосударственных образовательных учреждений. В 2012 г. Министерство образования выделило под теологов 186 бюджетных мест [33].

Важным достижением является создание диссертационного совета по теологии. Первая в России диссертация по теологии представлена к защите 1 июня 2017 г. [3436]. Протоиерей Павел Хондзинский - заведующий кафедрой практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - защитил первую в современной России диссертацию на соискание ученой степени по научной специальности «Теология» [37].

К настоящему времени в России известны уже несколько форм институциализа-ции богословия. В Омском государственном университете учреждено отделение теологии, в Алтайском, Дальневосточном и Рязанском университетах - факультеты, в Тверском и Тульском педагогическом - межфакультетские кафедры, в Кузбасской государственной педагогической академии и в Курской государственной сельскохозяйственной академии - курсы православной тематики и др. [38-42]

К сожалению, в Пензенской области отсутствуют кафедры теологии в светских вузах. Между тем в нашем регионе есть одно из старейших учебных заведений, существующее более двух веков, - Пензенская духовная семинария3. Одним из видных ее семинаристов был уроженец Пензенского края, крупнейший представитель отечественной исторической науки Василий Осипович Ключевский [43]4. Именно Пензенская духовная семинария выполняет роль координатора в деле объединения светского образования и духовного просвещения в нашем регионе.

Абсолютно очевидно, что исключительно светская система образования не способна дать ответы на вопросы о предназначении человека и смысле его существования. Продукт такого образования - одномерный человек - обладает дефицитом духовного иммунитета и понимания собственной ответственности за свою жизнь и жизнь других людей. Успешный и эффективный, всесторонне развитый современный человек должен быть компетентным и в естественных, и в гуманитарных науках, и в религиозных вопросах.

3 Пензенская духовная семинария была открыта 16 июня 1800 г.

4 В 1856 г. Василий Осипович Ключевский поступил в Пензенскую духовную семинарию, однако ее не окончил, в 1861 г. уехал в Москву, где поступил на историко-филологический факультет Московского университета (1861-1865 гг.).

Существующие светские образовательные организации не вполне могут удовлетворить все духовные потребности студентов. Современная воспитательная работа в вузах, как правило, заключается в проведении физкультурно-спортивных, патриотических, культурных и развлекательных мероприятий. Подготовку молодого человека к кризисным ситуациям в его или её последующей жизни - смерть близких родственников, развод, измена или вынужденное расставание с любимым человеком, вынужденная безработица, временная или постоянная потеря работоспособности, - современная система воспитательной работы не осуществляет по многим причинам. Это и нежелание говорить «о негативных вещах», и неумение, а также собственный личный травматический опыт, с которым сам воспитатель не знает, как справиться. Поэтому важную социальную и воспитательную роль играют профессиональные священнослужители, одним из призваний которых является разговор и духовная помощь людям, оказавшимся в подобных ситуациях. С этим связано и невольное субъективное восприятие священнослужителей со стороны молодежи и лиц, далеких от Церкви: одни испытывают к ним невольное уважение как к людям, чей жизненный опыт наполнен глубокими тайнами других людей, другие испытывают к ним страх - зачастую по той же причине. Это обстоятельство обусловливает ту важную роль в нравственной социализации молодежи, которую могут играть лица, являющиеся представителями тех социальных институтов, которые в общественном сознании неразрывно связаны с нравственным учением. В нашем обществе такими социальными институтами являются в первую очередь Русская православная церковь, а также другие традиционные религии, исторически связанные с национальной культурой народов России.

Главная роль в оценке и достижении доверия со стороны представителей светских образовательных организаций к представителям духовенства принадлежит институциональным и внеинституциональным площадкам и формам взаимодействия.

Основной институциональной площадкой взаимодействия светских и церковных педагогов является проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, диспутов. Благодаря инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сегодня все епархии Русской православной церкви проводят региональные этапы Всероссийских Рождественских чтений. Уникальность этой площадки в системе светского и духовного образования трудно переоценить. В каждом регионе страны, где в среднем располагаются три епархии, преподаватели вузов, учителя школ, представители творческой и культурной интеллигенции, представители органов власти, студенты и школьники принимают участие в обсуждении духовных тем, общих для всей страны. Например, в 2016 г. соорганизаторами Чтений, которые провели отдельные секции конференции на различные темы, выступили семь светских вузов г. Пензы [44]. Поэтому можно сказать, что Рождественские чтения - один из факторов обеспечения духовного и нравственного единства нашего государства.

Рождественские чтения являются главной и самой яркой, но не единственной площадкой взаимодействия светских и религиозных учебных заведений. Если говорить о примере Пензенской области, то на базе духовной образовательной организации высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской православной церкви» регулярно проводятся всероссийские и международные конференции, посвященные проблемам христианской педагогики.

В настоящее время Пензенская духовная семинария организует проведение международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика: история и современность» (19-20 октября 2017 г.). Конференция проводится с целью определения

путей воспитания христианина в современных условиях и выявления направлений совместной образовательно-воспитательной деятельности государства и Церкви [45].

Помимо проведения совместных конференций, институциональной площадкой взаимодействия является выделение отдельных секций, посвященных духовно-нравственной проблематике, в традиционных научно-практических конференциях студентов, аспирантов, молодых ученых, а также приглашение на эти секции представителей церковной науки.

Институциональной формой взаимодействия, имеющей индивидуальный характер, является прохождение производственной (педагогической) или преддипломной практики студентов светских вузов в религиозных организациях (как правило, епархиальном управлении либо духовном учебном заведении). Если говорить о Пензенской епархии, то только в 2016/2017 учебном году на её базе проходили экспертную практику магистрант философского факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и преддипломную практику студентка Пензенского государственного технологического университета (ПензГТУ). В последнем случае также можно говорить о такой неинституциональной форме взаимодействия, как научное консультирование представителем Церкви при подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра по теме «Православный туризм как фактор духовно-нравственного воспитания молодежи».

Кроме указанных, среди институциональных форм взаимодействия можно отметить следующие:

- организация совместной научной работы двух и более представителей светской и богословской науки по общей теме. Можно выразить уверенность, что такие научные труды будут способствовать качественному изменению уровня гуманитарных исследований;

- взаимное посещение учебных занятий и проведение открытых учебных занятий. Такие учебные занятия могут проходить в двух формах. Во-первых, рассказ по теме занятия с точки зрения представителя теоцентрического мировоззрения. Примером такого занятия является лекция о средневековой философии, прочитанная одним из авторов настоящей статьи в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГуАС) [46].

Перспективным является взаимодействие светской и церковной педагогики в методологической сфере. В первую очередь это усиление духовно-нравственной направленности в дисциплинах гуманитарного блока, которые всегда содействовали развитию внутреннего мира личности. При изучении курса «Философия и история образования», читаемом в ПензГТУ для студентов направления подготовки «Профессиональное обучение», знакомство с историей развития педагогической науки и образования следовало бы построить на идее приоритета воспитания над обучением. Неоценим воспитательный потенциал раздела отечественной философии и истории образования с его педагогическими сочинениями жанра «учительной литературы» («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, которого называли на Руси вторым Златоустом и др.).

На занятии по истории Отечества, в ходе изучения сражения на реке Неве между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском большую пользу приносит просмотр фрагмента художественного фильма «Александр Невский», рассказ о благоверном князе Александре Невском как

о святом праведном воине. Положительные образцы и примеры деятельности знаменитых людей имеют необыкновенно большую воспитательную силу.

Во-вторых, это проведение встреч священнослужителя со студентами с их согласия и по тем вопросам, ответы на которые они хотели бы услышать. Проведение таких встреч стало традицией в стенах ПензГТУ и ПГУАС.

На наш взгляд, было бы целесообразным введение в вариативную часть программы бакалавриата курса «Основы православной культуры», в которой акцент делался бы не столько на ознакомление с культурным и историческим наследием православного христианства, сколько с православной нравственной культурой. Условием введения такого курса является развитие внутри церковной науки нового подхода к осмыслению и разговору о христианской нравственности, который был бы основан на современных достижениях социальных и исторических наук. В настоящее время в Пензенской духовной семинарии ведется работа по подготовке учебного пособия «Актуальные вопросы современного нравственного богословия и христианской социальной философии», призванного реализовать данный подход. Отдельные фрагменты данного пособия публикуются на официальном сайте Пензенской епархии [47] с последующей републикацией в социальных сетях преподавателями светских вузов - участниками «Религиозно-философского общества»5. Данная практика призвана создать условия, в которых обсуждение вопросов нравственной жизни, в том числе с участием священнослужителей, из диковинки превращается в социальную норму для современной молодежи.

Ограничением институциональных площадок взаимодействия является то, что общение происходит в форме научного диалога, в то время как общение со студентами требует, с одной стороны, живого, неформального стиля разговора, с другой стороны, способности к одинаково глубокому обсуждению как смысложизненных, так и семейно-бытовых проблем. Поэтому наряду с институциональными площадками диалога светских преподавателей и священнослужителей важную роль взаимной оценки и установления межличностного доверия играют внеинституциональные площадки.

Среди внеинституциональных форм взаимодействия можно отметить следующие:

- организация круглых столов с участием священнослужителя на темы нравственных основ семейной жизни;

- проведение бесед, посвященных изучению истории православия Пензенского края, его церквей и монастырей. Помимо теоретического знакомства возможна организация и их посещения. На Пензенской земле есть такие места. К примеру, это может быть Успенский кафедральный собор, в котором находится наша пензенская святыня - мощи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, причисленного к лику святых на юбилейном соборе 2000 г. [48] Кстати сказать, святитель Иннокентий является представителем богословской науки, он имел степень доктора богословия, был ректором и профессором Петербургской духовной семинарии;

- светские и духовные образовательные организации сближаются и обмениваются кадрами. Так, духовные образовательные организации имеют возможность набирать и набирают желающих пройти обучение и приобрести духовное звание из среды молодежи. Это обычные современные люди, и далеко не всегда они из семей

5 Внеинституциональная площадка «Философско-богословское кафе» (преобразовано в 2017 г. в «Религиозно-философское общество») будет охарактеризована ниже.

священников, а выпускники общеобразовательных школ, вузов. Например, выпускник Пензенской государственной технологической академии (ныне ПензГТУ) был рукоположен в священнослужители (иерей Олег Андреев).

Одной из наиболее интересных внеинституциональных площадок в Пензенской епархии является «Философско-богословское кафе» (преобразовано в 2017 г. в «Религиозно-философское общество»). Диалоговая площадка объединила более 10 ученых-гуманитариев и представителей духовенства. В работе «кафе» представлены более пяти образовательных организаций и учреждений культуры г. Пензы (Духовная семинария, ПензГТУ, ПГУАС, Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, колледж искусств и др.).

Целью создания «кафе» было установление доверительных отношений и творческое общение между преподавателями вузов (представителями как теоцентриче-ского, так и антропоцентрического мировоззрений) и клириками епархии в неформальной обстановке «за чашкой чая».

Важным условием интереса к площадке со стороны светских преподавателей является неуклонное сохранение атмосферы диалога, недопущение превращения «Фи-лософско-богословского кафе» в подобие богословских курсов с четко очерченным разделением между организаторами, лекторами и слушателями. За время существования «кафе» также удалось элиминировать тенденцию некоторых светских преподавателей к ведению «крестовых походов» и насаждению собственной точки зрения. Сохранение атмосферы непринужденного и уважительного общения позволило выполнять «Философско-богословскому кафе» функцию творческой лаборатории, где выступающие могли бы представить свои перспективные научные идеи для их конструктивной критики и методологического развития.

Деятельность «Философско-богословского кафе» позволила к весне 2017 г. укрепить контакты и взаимное доверие со стороны его светских и церковных участников, что, в свою очередь, послужило базисом для приглашения участвующего в деятельности «кафе» священника для встреч со студентами вузов г. Пензы.

Опыт проведения встреч студентов вузов г. Пензы с представителями Русской православной церкви показывает, что сама по себе принадлежность к религиозному институту не является гарантией внимания и доверия студентов, готовности их к диалогу на религиозные или духовно-нравственные темы. В частности, в феврале 2017 г. в одном из вузов г. Пензы была проведена крупная встреча известного проповедника и церковного писателя общецерковного уровня со студентами, а также всеми желающими, которая вызвала негативный эффект, обусловленный следующими факторами: 1) принудительное участие студентов во встрече с приглашенным священнослужителем или мирским лицом, представляющим ту или иную конфессию; 2) агрессивный стиль общения, негативные оценочные суждения в адрес аудитории; 3) непрозрачная система подачи вопросов в форме записок, из-за чего у студентов складывается ощущение срежиссированности диалога, где выступающий отвечает на им же подготовленные вопросы. Данные обстоятельства вызвали нежелание присутствовавших на встрече студентов проводить встречи с представителями Пензенской епархии.

Непременными условиями успешного общения священнослужителя со студентами являются:

1. Наличие педагогического опыта и психологического такта со стороны священнослужителя. Важно, чтобы приглашающие священника преподаватели знали о его возможностях, имели с ним личное взаимодействие, в рамках которого они могли бы

оценить ораторские и педагогические способности священника, его общий культурный и образовательный уровень.

2. Желание со стороны студентов провести такую встречу. У некоторых студентов ПензГТУ был негативный опыт общения с православным духовенством. Однако отрицательно ответивших на предложение пообщаться со священником не было. Две студентки - участницы встречи позже добровольно пришли на заседание «Философ-ско-богословского кафе». В Пензенском государственном университете (ПГУ) студентам нескольких групп поступило предложение о проведении встречи со священником, но оно было отвергнуто в связи с недавним негативным опытом принудительного общения с приезжим проповедником.

Важным фактором согласия или несогласия студентов на встречу со священнослужителем является то, в какой форме преподаватель заочно представляет этого священника. Как показала практика, совершенно неизвестный аудитории священник, о котором она не получила хотя бы приблизительных данных (жизненный путь, личные особенности и таланты, проводимые мероприятия), как правило, не вызывает у неё интереса ни до встречи, ни в её ходе. В связи с этим организаторами встреч сделан вывод о важности предварительного знакомства студентов с конкретными священником, в том числе через ознакомление с его видеолекциями и выступлениями, размещенными в сети Интернет и социальных сетях, в которых зарегистрированы преподаватели.

3. Подбор интересных для аудитории духовно-нравственных тем. Успешное общение священнослужителя со студентами обеспечивается тем, что молодые люди часто сами формулируют вопросы, ответы на которые они хотели бы получить от священника. Это, в свою очередь, позволяет выступающему заранее и наиболее плодотворно подготовиться к общению с аудиторией.

В течение весеннего семестра 2016/2017 учебного года было проведено пять встреч со студентами высшей школы в формате либо тематического занятия, либо свободного общения (ПГУАС, ПензГТУ). Кроме того, была проведена публичная лекция о нравственных аспектах генетических экспериментов перед студентами-биотехнологами ПензГТУ как единственного вуза области, в котором ведется подготовка по направлениям биомедицинской инженерии и биотехнологии, в связи с чем совместное обсуждение учеными и богословами данной проблемы представляет большой научный и мировоззренческий интерес [49].

Педагогические результаты проведения встреч следующие:

- формирование устойчивого интереса к вопросам духовной жизни. Были случаи, когда студенты некоторых групп выступали с инициативой о повторной встрече, также вызвавшей интерес. В то же время необходимо отметить «коллективный интерес»: в данной группе не оказалось студентов, которые бы вступили в индивидуальное общение со священником;

- участие отдельных студентов в собраниях «Философско-богословского кафе». В частности, на заседании, прошедшем в стенах ПензГТУ, посвященном истории таинства Исповеди, добровольно присутствовали четыре студентки, две из которых принимали участие во встрече со священником. Формат общения, когда знакомые и незнакомые преподаватели свободно и искренне обсуждали вопросы духовной жизни, рассказывали про свой духовный опыт, оказал существенное влияние на студентов, которые к концу заседания смогли преодолеть психологический барьер и включиться в разговор;

- готовность к исследованиям по духовной проблематике и подготовке к выступлениям на конференциях разного уровня.

Деятельность диалоговой площадки показала, что формат такого общения и взаимодействия является значимым для развития образовательных организаций. По результатам опросов отмечается положительная динамика в отношении к такому виду работы.

Важным социальным следствием проведения встреч и совместных мероприятий в вузах стало то, что как для профессорско-преподавательского состава, так и для части студентов взаимодействие со священнослужителем стало восприниматься в качестве нормы.

Это направление уже имеет свои традиции и активно разрабатывается в настоящее время с помощью организации бесед, воспитательных мероприятий, круглых столов, паломнических поездок, написания научных статей.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что, имея общую цель - цель духовно-культурного возрождения нашей родины, традиции которой однозначно укоренены в православии, следует помнить о важности сотрудничества и взаимодействия. Еще в Древнем Риме говорили, что при согласии малые дела растут, при несогласии и великие гибнут [50]. Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) сказал почти семьсот лет назад об этом так: «Любовью и единством сохранимся!» Эти слова призывают нас преодолеть «ненавистную разделенность мира», научиться истинной любви и сохранить «человеческое в человеке» [51].

Таким образом, мы видим, что построение взаимодействия и интеграция религиозной и светской сфер не только возможны, но и успешны и перспективны. Дальнейшие исследования по проблемам построения диалога светских и религиозных образовательных институтов будут способствовать выработке эффективной политики в области образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на источники

1. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 года. - URL: http://astrahan.bezformata.ru/listnews/zasedanii-visshego-tcerkovnogo-soveta/56257241/.

2. Муртузова З. М. Соотношение светских и религиозных ценностей в контексте проблемы построения гражданского общества в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2 ч. - Ч. 2. - C. 114-117. - URL: www.gramota.net/materials/3/2016/4-2/28.html ISSN 1997-292X.

3. Чернова И. Б. О некоторых аспектах взаимодействия светских учебных заведений с религиозными организациями // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/o-nekotoryh-aspektah-vzaimodeystviya-svetskih-uchebnyh-zavedeniy-s-religioznymi-organizatsiyami.

4. Нестерова А. Г. Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России: опыт социологического анализа: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - Волгоград, 2007. - 26 с.

5. Рожков В. П. Историко-философское обоснование предмета и методологии теологии в вузах РФ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 16. - Вып. 3. - URL: http://phpp.sgu.ru/sites/phpp.sgu.ru/files/14_3.pdf.

6. Шохин В. К. О проблемах интеграции теологии в системе образования и академических наук // Теология в системе научного знания и образования. - М., 2009. - С. 28-29.

7. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. - М.: Изд-во «Канон», 1996. - 560 с.

8. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

9. Гараджа В. И. Философские вопросы религиоведения // Философия России во второй пол. ХХ века / под ред. Л. Н. Митрохина. - М., 2010. - 367 с.

10. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М.: Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2005. -50 с.

11. Гучетль Т. А. Взаимодействие религиозного и светского в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-religioznogo-i-svetskogo-v-sovremennoy-rossii.

12. Метлик И. В. Указ. соч.

13. Койнова-Цельнер Ю. Урок религии в системе немецкого школьного образования на примере земли Саксония // Христианство и педагогика: история и современность: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. -Пенза: РИО Пензенская духовная семинария, 2017. - С. 190-197.

14. Yanushkevichiene O., Sklyarova T. A study of teaching Orthodox culture by using of statistical methods // International Journal of Cultural Heritage, 2, 22-27, 2017.

15. Янушкявичене О. Л. Методология преподавания Православной Культуры // Православное образование. 2015. -№ 1(11). - С. 56-63.

16. Янушкявичене О. Л. История становления и развития теории духовного воспитания. - Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 464 c.

17. Волков С. Н., Саратовцева Н. В. История педагогики и философия образования. - Пенза: Изд-во ПензГТУ, 2014. - С. 126.

18. Славяно-Греко-Латинская Академия. Первое высшее учебное заведение России. - URL: http://www.sgla.ru/istoria.php.

19. Там же.

20. Там же.

21. Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Преподавание церковно-богословских дисциплин и подготовка историков в Императорском Московском университете // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. - 2016. - Вып. 1(68). - С. 48-49.

22. Волков С. Н., Саратовцева Н. В. Указ. соч. - С. 156.

23. Киреевский И. В. Записка о направлении и методах первоначального образования народа в России. - URL: http://dugward.ru/library/kireevskiy/kireevskiy_zapiska_o_napr.html.

24. Елков И. Священников - в армию, религию - на урок // Российская газета. - 2009. - 23 июля. - С. 4.

25. Кузьмин В., Латухина К. Верой и правом // Российская газета. - 2009. - 23 июля. - С. 2.

26. Уроки религии // Наш город Заречный. - 2014. - № 39(297). - С. 6.

27. Деятельность религиозных конфессий в вузах будет только приветствоваться. - URL: http://duhovnik.com/node/3733.

28. Есть ли в вузе место Богу? - URL: http://maxpark.com/community/4057/content/2032991.

29. Протоиерей Владимир Шмалий: кафедра теологии в МИФИ - площадка диалога между богословием и наукой. - URL: http://www.pravmir.ru/teologiya-v-mifi-vospolnenie-duxovnogo-vakuuma/.

30. Православие в вузе - это исконная традиция российского образования. - URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=455.

31. В России теология стала научной специальностью. - URL: https://news.mail.ru/society/23597808/?frommail=1 12 октября 2015.

32. В российских вузах возможно будут преподавать теологию. - URL: http://www.pravoslavie.ru/news/64781.htm.

33. Теология в светских вузах. - URL: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2015/10/d33126/.

34. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 года.

35. Защита первой в современной России диссертации по теологии состоится 1 июня. - URL: http://pstgu.ru/news/press/2017/03/24/70581.

36. В России защищена первая диссертация по теологии. - URL: http://www.pravmir.ru/v-rossii-zashhishhena-per-vaya-dissertatsiya-po-teologii/. - С. 11.

37. Там же.

38. Шохин В. К. Теология. Введение в богословские дисциплины: учеб.-метод. пособие. - М., 2002. - С. 11.

39. Есипова А. В., Стукова Н. М. Студенты об изучении основ православной культуры в вузе. - URL: http://orthodox-conferences.kuzspa.ru/2004_nov/c-07.html.

40. Православие в истории России и Курского края. - URL: http://agrovuz.ru/prepodavateljam/innovacii/item/2390-pravoslavie-v-istorii-rossii-i-kurskogo-kraya.

41. Во всех вузах Кемерова открылись молельные комнаты. - URL: http://hramnagorke.ru/world/1010/.

42. Изучение православной культуры введут в донских вузах. - URL: http://rostov-na-donu.fulledu.ru/school/news/izuchenie-pravoslavnoy-kultury-vvedut-v-donskih-vuzah.html.

43. Василий Осипович Ключевский и Пензенский край. - URL: http://pandia.ru/text/80/130/3648.php.

44. Четвертые региональные Рождественские чтения. «1917-2017: уроки столетия»: программа работы секций. 22-26 ноября 2016 г. - Пенза: Пензенская духовная семинария, 2016. - 24 с.

45. Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность». -URL: https://seminariapenza.ru/международная-научно-практическая-к/.

46. Официальный сайт Пензенской епархии. - URL: http://xn—7sbbracknn1actjpi5e2ih.xn--p1ai/?p=130251; http://xn— 7sbbracknn1actjpi5e2ih.xn--p1ai/?p=130478; http://xn—7sbbracknn1actjpi5e2ih.xn--p1ai/?p=122667.

47. Там же.

48. Архиепископ Феодосий (Погорский) Преосвященный Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский. -Пенза: Русская православная церковь. Пензенская епархия, 2014. - 17 с.

49. Официальный сайт ПензГТУ. - URL: http://www.penzgtu.ru/272/274/archive/4237/;http://www.penzgtu.ru/272/274/archive/4248.

50. Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия // Проблемы современного образования. - 2010. - Вып. 1. - C. 8.

51. Любовью и единением спасемся. - URL.: http://www.stsl.ru/news/all/lyubovyu-i-edineniem-spasemsya.

Maxim A. Shatkin (celibate priest Cyprian),

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Bible Studies and Theology Chair, Penza Theological Seminary, Penza, Russia cyprian.inok@gmail.com Nadegda V. Saratovtseva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogics and Psychology Chair, Penza State Technological

University, Penza, Russia

Saratovtseva.nv@mail.ru

Forms and prospects of cooperation between secular and religious educational institutions

Abstract. The relevance of the study is due to the necessity of defining the terms of dialogue between secular and religious educational institutions in the contemporary context of the search for new forms of national traditions and spiritual values of Russian people reproduction, as well as those institutions regional experiences synthesis. Thus, the purpose of the study is to identify the forms and prospects of cooperation between secular and religious educational institutions (on the example of interaction of secular universities and theological seminary). The main method in the study is the scientific method of theoretical analysis of scientific experience of domestic and foreign teachers, psychologists and clergymen who studied problems of interaction between secular educational institutions and religious organizations. During the study of this problem institutional approach was used, that allows to analyze the peculiarities of secular and religious educational institutions and to highlight possible spheres for cooperation. The article gives a comprehensive analysis of Penza region experience in the sphere of secular universities and theological seminary interaction. Traditional nature of the relationship between secular and religious educational institutions, characteristic of pre-revolutionary Russian system of education, is noted. The authors researched institutional and extra-institutional forms of cooperation established between teaching staff of Penza universities and Penza clergymen teaching at Penza theological seminary. The authors paid special attention to the activities of one of the most interesting extra-institutional sites in the Penza diocese - " Philosophical-theological cafe" (converted in 2017 into the "Religious-philosophical society"). This dialogue platform brought together more than five educational and cultural institutions of the region. "Religious-philosophical society" comprises more than ten scholars in the Humanities and representatives of the clergy. The authors of the article analyzed factors of positive and negative pedagogical effect of existing forms of communication between representatives of the Church and students. The conditions necessary for their successful communication are described. The results of secular universities and theological seminary interaction are shown. It is concluded that the construction of the interaction and integration of religious and secular spheres is not only possible and successful, but promising. The results of the study can be used by authorities as a theoretical framework for education policy and church-state relations development, as well as in the development of cooperation strategies between secular and religious educational organizations.

Key words: religious educational organization, secular educational organization, interaction, education.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Шаткин М. А., Саратовцева Н. В. Формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 10 (октябрь). - С. 189-202. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170216.htm.

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Шаткин М. А., Саратовцева Н. В., 2017

977230412017310

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.