Научная статья на тему 'Формы и методы педагогической диагностики сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов'

Формы и методы педагогической диагностики сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1419
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ / FORMS / МЕТОДЫ / METHODS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажиев М.В., Булуева Ш.И.

В статье изучены формы и методы педагогической диагностики сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов. К формам педагогической диагностики относятся: собеседование; коллоквиум; тест; контрольная работа; лабораторная, расчетно-графическая и т. п. работа; эссе и иные творческие работы; реферат; отчет; зачет; экзамен; выпускная квалификационная работа. К методам педагогической диагностики относятся: модульно-рейтинговая система; тесты; кейс-метод; портфолио; метод развивающейся кооперации; проектный метод; деловая игра; «Метод Дельфи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS

In the article, the researchers study forms and methods of pedagogical diagnostics of formation of professional competence of future specialists. The forms of pedagogical diagnostics include an interview, a colloquium, a test, a laboratory work, a graphic, essays and other creative work, an essay, a report, a credit, an exam, a final qualifying work. The methods of pedagogical diagnostics are a module-rating system, tests, a case study, a portfolio, a developing cooperation method, a project method, a business game, “Delphi Technique”.

Текст научной работы на тему «Формы и методы педагогической диагностики сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов»

Последний этап сведения - это финализация трэка, работа с громкостью каждого инструмента в композиции при помощи эквалайзера, а не за счет громкостных соотношений фейдеров. Изменение параметров эквалайзера позволяют «посадить» инструмент в микс таким образом, что он был четко слышен в трэке.

Профессия звукорежиссера сочетает в себе музыкальные и технические знания, которые в совокупности позволяют заниматься творчеством на этапе сведения музыкального мате-

Библиографический список

риала, достигая того или иного художественного замысла [9]. С непрерывным развитием музыкально-компьютерных технологий [10; 11] меняются подходы к сведению, однако фундаментальные принципы, на основе которых происходит процесс микширования музыкального материала, лежат в основе этого процесса. Последовательный и методически выверенный процесс их изучения и применения необходимы в профессиональной деятельности современного педагога-музыканта.

1. Горбунова И.Б., Заболотская И.В., Терентьева H.A. Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании. Методические рекомендации по курсу. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

2. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горелъченко A.B. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2006.

3. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

4. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

5. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

7. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

9. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

10. Горбунова И.Б. Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

11. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества: методические аспекты толкования. Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 175 - 179.

References

1. Gorbunova I.B., Zabolotskaya I.V., Terent'eva H.A. Novyeinformacionnye tehnologiivsovremennom muzykal'nom obrazovanii. Metodicheskie rekomendaciipo kursu. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 1998.

2. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.B. Muzykal'nyjkomp'yuter (novyjinstrumentmuzykanta): uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: SMIO Press, 2006.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

5. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

6. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentai Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; 2-1 (115): 8 - 17.

7. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

9. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

10. Gorbunova I.B. Kameris A. Koncepciya muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya v podgotovke pedagoga-muzykanta. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.

11. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 175 - 179.

Статья поступила в редакцию 12.12.17

УДК 378

Azhiev M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: sovdat@list.ru

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State

University (Grozny, Russia), E-mail: sovdat@list.ru

FORMS AND METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS. In the article, the researchers study forms and methods of pedagogical diagnostics of formation of professional competence of future specialists. The forms of pedagogical diagnostics include an interview, a colloquium, a test, a laboratory work, a graphic, essays and other creative work, an essay, a report, a credit, an exam, a final qualifying work. The methods of pedagogical diagnostics are a module-rating system, tests, a case study, a portfolio, a developing cooperation method, a project method, a business game, "Delphi Technique".

Key words: forms, methods, pedagogical diagnostics of professional competence of future expert.

М.В. Ажиев, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственнй университет»,

г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «(Чеченский государственный

университет», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье изучены формы и методы педагогической диагностики сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов. К формам педагогической диагностики относятся: собеседование; коллоквиум; тест; контрольная работа; лабораторная, расчетно-графическая и т. п. работа; эссе и иные творческие работы; реферат; отчет; зачет; экзамен;

выпускная квалификационная работа. К методам педагогической диагностики относятся: модульно-рейтинговая система; тесты; кейс-метод; портфолио; метод развивающейся кооперации; проектный метод; деловая игра; «Метод Дельфи».

Ключевые слова: формы, методы, педагогическая диагностика, профессиональные компетенции, будущий специалист.

Диагностика является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, преподавателю необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процесса образования. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах учебной деятельности, которая, получается, посредством контроля. Если цель учебного процесса заключается в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, то средствами достижения этой цели являются, во-первых, регулярная работа студента в течение всего семестра и, во-вторых, систематический контроль, дающий возможность оценить полученные им знания.

Проведённое И.И. Ивакиной исследование показывает, что наблюдается неразвитость механизмов целеобразования и це-леусвоения на всех уровнях профессиональной подготовки в высшей школе, в частности, отсутствие четко заданных и диа-гностичных комплексных конечных целей по качеству профессионально-нравственной подготовки специалистов с высшим образованием, отражающих текущие и перспективные общественные потребности в определенном уровне подготовки кадров в вузах [1, с. 3].

Классификация методов диагностики компетенций может осуществляться на основании разделения на методы оценки сформированных компетенций, и на методы диагностики формирования компетенций.

Методы первой группы должны позволять достоверно оценивать сформированную компетенцию как целостное новообразование - комплекс способностей, используемых для достижения социальных или профессиональных целей. Методы второй группы должны позволять достоверно оценивать элементы компетенции - знания, умения, навыки и способности, которые формируются в процессе обучения. При этом оценка элементов компетенции на разных этапах обучения позволяет диагностировать протекание процесса формирования компетенции, в т.ч. выявлять затруднения и проблемы системогенеза компетенций [2; 3].

Оценка сформированных компетенций из-за их сложной природы представляет собой многофакторную задачу, решить которую на сегодняшнем этапе возможно только с применением экспертных методов принятия решений. Как правило, оценка сформированных компетенций должна осуществляться в процессе наблюдения за выполнением сложных комплексных действий, в полной мере раскрывающих особенности профессиональной деятельности аттестуемого. При этом оцениваются правильность выполнения подготовительных и основных работ, промежуточные и конечные результаты деятельности. В этом случае речь идет о практическом экзамене.

ФГОС ВО устанавливают, что высшие учебные заведения при подготовке бакалавров и магистров обязаны обеспечивать гарантии качества образования, заключающиеся в разработке и применении объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев. При этом педагогическая диагностика сформированности профессиональных компетенций будущих специалистов должна включать результаты их текущего контроля, промежуточной и итоговой государственной аттестации.

К формам педагогической диагностики относятся: собеседование; коллоквиум; тест; контрольная работа; лабораторная, расчетно-графическая и т. п. работа; эссе и иные творческие работы; реферат; отчет (по практикам, научно-исследовательской работе обучающихся и т. п.); зачёт; экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен); выпускная дипломная работа.

Цель каждой формы - зафиксировать приобретенные обучающимся в результате освоения теоретических курсов и полученные при прохождении практики знания, умения, навыки, способствующие формированию профессиональных и общекультурных компетенций.

1. Формы устного контроля (собеседование, коллоквиум, зачеты, экзамен).

2. Формы письменного контроля (тесты, контрольные, эссе, рефераты, курсовая работа, отчеты по практикам, отчеты по научно-исследовательской работе обучающихся).

3. Технические формы контроля (информационные системы и технологии оценивания, электронные обучающие и аттестующие тесты, режим обучающего репетиционного тестирования, аттестующее тестирование знаний, виртуальные лабораторные работы).

К новой компетентностной модели как форме обучения и контроля наиболее приспособлена итоговая государственная аттестация государственный экзамен, подготовка и защита выпускной квалификационной работы (ВКР). Частично компетентност-ный подход может быть реализован при оценивании учебных курсовых работ, учебных и производственных практик и научно-исследовательской работы обучающегося (НИР). Важнейшим условием успешной реализации перечисленных форм контроля является их комплексность и функциональность, предполагающая связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности и социальной активности обучающегося и выпускника.

Оценивание результатов обучения и компетенций выпускника вуза, осуществляется как в ходе мониторинга учебного процесса по формированию компетенций обучающегося, так и по результатам демонстрирования выпускником освоенных компетенций в ходе итоговой аттестации выпускников (ИГА). Поэтому и вузовский фонд оценочных средств, как правило, состоит из двух частей: средств для промежуточной аттестации студентов и средств для ИГА.

Для определения уровня формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, в настоящее время разработаны новые методы, среди которых наиболее распространенными можно назвать: модульно-рейтинговая система; тесты; кейс-метод (ситуационные задачи); портфолио (оценка собственных достижений); метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей); проектный метод (научные, учебные, производственные и рекламные проекты); деловая игра (приближение к реальной производственной ситуации); «Метод Дельфи» («мозговая атака»).

Как известно, компетенцию нельзя наблюдать непосредственно: о ней можно сделать заключение только на основании осуществляемой деятельности, поэтому при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, готовности к поиску решения новых задач. В этой связи при оценивании необходимо определить некий набор различных видов деятельности, который позволит сделать достоверные выводы или заключения о компетенции обучающегося.

Оптимальным может быть путь формирования средств оценки компетенций в сочетании с возможностями традиционного подхода. При этом традиционные оценочные средства должны быть переосмыслены и переработаны в русле компе-тентностного подхода. Традиционные типы контроля были ориентированы преимущественно на диагностику и оценку качества ЗУН. Они по-прежнему могут успешно применяться для текущей и промежуточной аттестации обучающихся, если сделать акцент не на демонстрируемых студентом знаниях и умениях, а на том, как эти знания и умения встраиваются в единую систему формируемой компетенции. В то же время компетентностная модель обучения предполагает разработку и использование новых форм контроля как на этапе итоговой, так и на всех других видах аттестаций. Иными словами, инновационные оценочные средства формируются на основе использования инновационных методов обучения, имеющих выраженный профессионально ориентированный характер.

Таким образом, в вузе должны создаваться условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной практики - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т. п.

Библиографический список

1. Ивакина И.И. Технология разработки и функционирования системы контроля качества подготовки специалистов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2005.

2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Виды общепедагогических умений и их содержание. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 15: 24 - 28.

3. Умаев А.У., Алиева РР. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 14: 127 - 131.

References

1. Ivakina I.I. Tehnologiya razrabotkii funkcionirovaniya sistemy kontrolya kachestva podgotovki specialistov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2005.

2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Vidy obschepedagogicheskih umenij i ih soderzhanie. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 15: 24 - 28.

3. Umaev A.U., Alieva R.R. Professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya vuza. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 14: 127 - 131.

Статья поступила в редакцию 11.12.17

УДК 378

Alieva R.R., senior teacher, Department of Pedagogy and Technology, Vocational State Educational Institution of Higher

Education "Dagestan State Pedagogical University" (Makhachkala, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

Gamzaeva M.V., senior lecturer, Department of Pedagogy and Technology, Vocational State Educational Institution of Higher

Education "Dagestan State Pedagogical University" (Makhachkala, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

TECHNOLOGY OF FORMING OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF A FUTURE TEACHER. The work observes the technology of formation of organizational culture of the future teachers, creating the opportunity for individual, independent work of students, and develop such skills as organizing and conducting experiments and tests. The authors conduct independent focused research, mastering the self-organization activities, the processing of results. It is concluded that various forms of organization of educational activities with application of innovative technologies in the educational work of students have an impact on the process of formation of organizational culture of the future teachers.

Key words: organizational culture, technology of teaching, future teacher.

Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и технологий профессионального образования,

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: rukisha@bk.ru

М.В. Гамзаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования,

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: gamzaeva79@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье изучены технологии формирования организационной культуры будущего учителя, создающие возможность для индивидуальной, самостоятельной работы студентов, развивают такие умения, как: проведение и организация экспериментов и опытов; ведение самостоятельного целенаправленного поиска информации; оттачивание самоорганизационной деятельности; обработка их результатов. Сделан вывод о том, что на процесс формирования организационной культуры будущих учителей влияние оказывают различные формы организации учебной деятельности, с применением инновационных технологий в организации учебной работы студентов.

Ключевые слова: организационная культура, технология обучения, будущий учитель.

Принятая как цель профессионального образования, современная ориентация на личность будущего учителя, предполагает смещение акцента с обучения, которое ориентировано на усвоение традиционного программного материала, на обучение, в процессе которого сам студент должен подключать саморазвитие, навыки и способы самоорганизацию собственной деятельности, самореализацию в условиях профессиональной подготовки.

Главным критерием готовности выпускника к педагогической деятельности выступают не способность к воспроизведению полученных знаний, а наличие качеств, отвечающих за самостоятельный поиск знаний, собственное преобразование педагогической действительности. Поэтому в данном исследовании одной из главных целей выступает цель формирование организационной культуры будущего учителя, способного к самостоятельному алгоритму планирования и проектирования педагогической деятельности [1].

Содержание обучения в современном вузе способствует выработке у будущих учителей в высшей школе устойчивых стереотипов ожидания того, что педагоги вуза сами поставят образовательные цели перед студентом и сами предложат план по их достижению. Как результат этого - отсутствие самостоятельного стремления к осуществлению личной самооценки и анализа собственной деятельности, невозможность сопоставления собственной самооценки и ее согласования с оценкой другого, неразвитая способность к самостоятельному планированию и са-

моорганизации, отсутствие организационного стиля поведения, удовлетворенность учебой и т. д. [2 - 3].

Все выше изложенное требует изменения в содержании обучения студентов, в плане перехода с традиционного овладения знаниями на формирование способности студентов к осуществлению самостоятельного поиска знаний, проявления рефлексии, осуществление самоанализа собственной деятельности, самооценки, самоорганизации, ощущению удовлетворенности выбором учительской профессии.

Категория «педагогическая технология» представлена разными аспектами: процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса и функционирования всех личностных педагогических и методологических средств; процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, методов, средств и содержания для достижения планируемых результатов обучения; научный: педагогические технологии - это та часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, методы и содержание обучения и проектирует педагогические процессы.

С целью вооружение будущих учителей знаниями, умениями и навыками в области организационной культуры нами был внедрен соответствующий курс «Организационная культура учителя».

Цель спецкурса - формирование у студентов системы базовых знаний о теоретических основах организационной культуры, что поможет им в дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.