Формы и методы индивидуальной профилактической деятельности полиции в современных социально-экономических условиях FORMS AND METHODS OF POLICE ACTIVITIES ON INDIVIDUAL PREVENTION IN THE CURRENT SOCIOECONOMIC CONDITIONS Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Научная статья на тему 'Формы и методы индивидуальной профилактической деятельности полиции в современных социально-экономических условиях' по специальности 'Государство и право. Юридические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАКRSCIESCI
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 10 — Государство и право. Юридические науки
  • ВАК РФ: 12.00.00
  • УДK: 34
  • Указанные автором: УДК 343.85:351.74

Статистика по статье
  • 306
    читатели
  • 50
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • индивидуальная профилактика
  • частная превенция
  • деятельность полиции
  • формы и методы воздействия
  • individual preventive measures
  • personal prevention
  • police activities
  • forms and methods of influence
  • individual preventive measures
  • personal prevention
  • police activities
  • forms and methods of influence

Аннотация
научной статьи
по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Титаренко Андрей Павлович

Рассматриваются вопросы о понятии форм и методов профилактической деятельности полиции, их внутреннего содержания с точки зрения действующего нормативно-правового регулирования и социально-экономических условий российского общества. С позиций комплексного подхода предлагаются инновационные варианты применения традиционных форм и методов профилактического воздействия на лиц, потенциально склонных к совершению преступлений.

Abstract 2016 year, VAK speciality — 12.00.00, author — Titarenko Andrey Pavlovich, Tomsk State University Journal

Close attention has always been paid to the forms and methods of preventive law enforcement. This is indicated by characteristics of the legal regulation of the Soviet era of existence of the State, as well as by the current legal regulations. However, the theoretical constructs regarding the inner content of these categories have not changed their ideological platform, justifying the natural process of the withering away of crimes. The analysis of the legal regulation of preventive activities of the police in the current socioeconomic conditions suggests adopting the understanding of a crime as an inevitable phenomenon in any society. Therefore, it suggests, accordingly, that crimes are deterred within socially acceptable limits. This gap between the theoretical constructs and the ideological views on crimes leads to the uncovering of the essential characteristics of the forms and methods of the police as the main subject of preventive influence on the modern stage. The widely replicated legal literature of today has no comprehensive analysis of the forms and methods of individual prevention in the current legal framework. This leads to a formal approach in its implementation, and, as a result, to the low efficiency of the measures in practice. In this study, forms denote forms of preventive measures; methods are sets of techniques and acts used in preventive activities. The most effective forms of impact in modern socio-economic conditions are a survey of citizens, personal observation by a police officer, intelligence activities on the territory, warning citizens through the mass media and individual booklets on the most common offenses in the area. According to some scientists, such forms of individual preventive work as involvement of citizens in socially useful labor and sports and public patronage of the persons likely to commit offenses can also be used in the current situation. The author’s research has shown that prevention methods have retained their external form: persuasion, exercise, encouragement, assistance, coercion. But their inner content has changed in the direction of humanization and liberalization of the impact on persons wanting preventive measures. Coercive measures widely used previously have now been replaced by verbal methods of correction of potential offenders’ behavior. The study of the preventive work of foreign colleagues has shown that in this type of law enforcement authorities are widely supported by community councils, associations and other territorial unions of citizens. Summing up the arguments presented above, the author supports the views of scholars and practitioners who assume that forms and methods of prevention activities cannot be universal for all regions of the Russian Federation. They should take into account the national, economic, religious and other peculiarities of the Russian Federation, cities and districts.

Научная статья по специальности "Государство и право. Юридические науки" из научного журнала "Вестник Томского государственного университета", Титаренко Андрей Павлович

 
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Титаренко Андрей Павлович

Текст
научной работы
на тему "Формы и методы индивидуальной профилактической деятельности полиции в современных социально-экономических условиях". Научная статья по специальности "Государство и право. Юридические науки"

Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402. С. 201-206. DOI: 10.17223/15617793/402/30

УДК 343.85:351.74

А.П. Титаренко

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Рассматриваются вопросы о понятии форм и методов профилактической деятельности полиции, их внутреннего содержания с точки зрения действующего нормативно-правового регулирования и социально-экономических условий российского общества. С позиций комплексного подхода предлагаются инновационные варианты применения традиционных форм и методов профилактического воздействия на лиц, потенциально склонных к совершению преступлений.

Ключевые слова: индивидуальная профилактика; частная превенция; деятельность полиции; формы и методы воздействия.

Профилактическая деятельность среди других функций правоохранительных органов традиционно занимала приоритетное значение. Ей уделялось пристальное внимание как в советский период развития [1. С. 35-39], так и в условиях постсоветского правового поля1. Однако теоретические разработки относительно внутреннего содержания форм и методов индивидуальной профилактической деятельности российских правоохранительных органов остались на позициях прежнего законодательства, а общественные отношения шагнули далеко вперед. Ранее профилактическая работа строилась на идеологической платформе, обосновывающей закономерный процесс отмирания преступности и победы идеалов коммунистического общества. К настоящему времени есть основание утверждать, что в вопросах противодействия преступности происходит рецепция восприятия преступности как неизбежного явления любого общества. И речь, соответственно, уже должна вестись не о борьбе с преступностью, ведущей к полному изживания данного негативного явления, а о ее сдерживании в социально-приемлемых рамках.

Категории «форма» и «метод» являются ключевыми в теории деятельностного подхода философии и психологии, но к настоящему времени все чаще фигурируют и в юриспруденции. Так, например, Приложение № 6 к Приказу МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 (п. 3.16 в ред. от 31.12.2013) «Направления научного обеспечения деятельности в системе МВД России» указывает на то, что одним из стратегических направлений научных исследований в МВД России должны стать формы и методы работы участковых уполномоченных полиции. Однако к настоящему времени исследуемые категории как юридические феномены в современных условиях относятся к числу малоизученных. Так, отдельными авторами только перечисляются различные формы и методы профилактического воздействия без раскрытия их содержания [2. С. 28-33; 3. С. 38]. Некоторые ученые указывают на необходимость их совершенствования в рамках внедрения в практику новых форм взаимодействия правоохранительных органов с населением без конкретизации направлений подобного развития (ограничиваясь указаниями на повышение гражданской активности населения [4. С. 50]). По справедливому замечанию С. И. Даниловой, к числу наиболее острых к настоящему времени проблем относится

отсутствие нормативной регламентации так называемых иных форм профилактики [5. С. 34] (тех, которые не нашли закрепления в нормативных правовых актах РФ).

Ситуация, при которой отсутствует правовая характеристика механизмов реализации профилактической работы, приводит к тому, что сотрудники полиции на сегодняшний день слабо представляют, какими превентивными возможностями они обладают, чтобы задействовать весь потенциал профилактических средств.

Понимая значимость представленных категорий для целей настоящего исследования, мы не будем вдаваться в дискуссию по поводу внутреннего содержания самих понятий «форма» и «метод». Они достаточно хорошо освещены в рамках ситуационного подхода в психологии [6, 7]. Однако их адекватное восприятие необходимо для разрешения теоретикометодологических проблем, связанных с индивидуальной профилактической работой сотрудников полиции. Поэтому, присоединяясь к мнению С.В. Та-рабрина, отметим, что в рамках данной работы под формой следует понимать вид проведения профилактических мероприятий [8. С. 84]. Под методом мы будем рассматривать совокупность приемов и способов, которые при употреблении их надлежащим образом способны привести правоприменителя к достижению поставленной цели [9]. В нашем случае это предупреждение преступлений сотрудниками ОВД.

В предупредительной деятельности, например, участковых уполномоченных полиции можно использовать обширный перечень форм профилактики, предложенный А.А. Борченко [10. С. 51-52]. К их числу он относит:

1. Опрос - беседы с жителями административного участка.

2. Личное наблюдение - непосредственное восприятие и оценка поведения граждан в общественных местах и местах индивидуального проживания.

3. Оперативная отработка участка в процессе поквартирного (подворного) обхода и рейдовых мероприятий.

4. Оперативный поиск в местах вероятного появления подконтрольного лица.

5. Оповещение граждан через средства массовой информации о имеющихся на административном участке случаях совершения преступлений.

201

6. Изготовление и распространение в жилом секторе специальных памяток-предостережений о способах защиты от преступника с учетом неоднократно повторяющихся на территории обслуживания видов правонарушений.

По мнению некоторых ученых, к числу форм непосредственного воспитательного воздействия на профилактируемых следует относить также вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного характера с использованием при этом возможностей благотворительных фондов, помощи спонсоров и т.п. [11. С. 173].

Одной из специфических форм профилактического воздействия является шефство представителей общественности над профилактируемым. При этом используется помощь тех лиц, которые могут положительно воздействовать на профилактируемого, нейтрализовать или устранить оказываемое на него неформальным окружением отрицательное влияние [Там же].

Отдельные специалисты полагают также, что в индивидуальной профилактике кроме личности адресатом выступают и внешние обстоятельства (семья, учебный или производственный коллектив) [12.

С. 23]. И даже разъяснение законодательства и правовая пропаганда могут также рассматриваться в качестве форм индивидуальной профилактики правонарушений [13. С. 34].

Анализ содержания листов учета проведенных участковыми уполномоченными полиции профилактических мероприятий за 2011-2014 гг. показал, что в основном сотрудники пользуются вербальными способами воздействия на поднадзорных. Так, 62,9% из числа проведенных участковыми уполномоченными полиции мероприятий составили беседы в различных их вариантах: предварительные (ознакомительные), предупредительные (при наличии фактов антиобщественного поведения), воспитательные (при нейтральном поведении поднадзорного).

По справедливому утверждению А. И. Алексеева, к методам индивидуальной профилактики прежде всего относится убеждение как метод воздействия на сознание и поведение человека, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий, осуществляемых в целях повышения сознательности, организованности и дисциплинированности граждан, добросовестного соблюдения ими норм человеческого общежития [14. С. 54-55]. В нашем случае это формирование убеждения в необходимости законопослушного образа жизни. По мнению С. В. Тарабрина, как правило, желаемое изменение взглядов подучетного, его интересов, потребностей и, в конечном счете, поведения достигается образованием или мобилизацией моральных стимулов [8. С. 85]. Поэтому для достижения профилактических целей убеждение должно быть конкретным, логичным и последовательным. Особенно следует обращать внимание на наличие уверенности сотрудников полиции в целесообразности каждого конкретного приема убеждения.

К числу методов индивидуальной профилактики также относится метод упражнения, под которым

следует понимать целенаправленное и планомерно организованное выполнение лицами, состоящими на учете органов внутренних дел, различных действий, практических дел с целью формирования и развития уважительного отношения к нормам и традициям человеческого общежития. Например, в нашем случае это может быть требование самостоятельного ежемесячного внесения платежей за оказание коммунальных услуг. Результатом систематического использования метода упражнения становится приобретение профилактируемым устойчивых качеств личности -навыков и привычек. При этом чем сложнее формируемое качество, тем большее количество упражнений необходимо выполнить контролируемому для обретения устойчивой привычки.

По справедливому замечанию ученых, конечно, было бы просто нерациональным стремиться сразу привить потенциальным преступникам навыки и привычки, свойственные сознательным членам общества [14. С. 56]. Речь должна идти о выработке на первых этапах простейших навыков социального поведения, таких как готовность к компромиссам, формирование элементарных навыков доброжелательного общения и т. п.

Еще одним методом профилактической деятельности следует считать метод поощрения. В деятельности сотрудников полиции он ограничен в основном словесными формами. Это могут быть или доброжелательная реплика, или одобрительное замечание [Там же]. Однако через органы местного самоуправления есть возможность поощрить подучетного и материально, например за конструирование детской площадки района. Наиболее значимой мерой воздействия стимулирующего характера для лица, состоящего под административным надзором, является частичное снятие ранее установленных судом ограничений (ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») либо вообще досрочное прекращение административного надзора (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 64-ФЗ).

В современных социально-экономических условиях достаточно широко может применяться метод оказания помощи. В частности, он должен использоваться для трудового устройства контролируемого, решения вопросов, связанных с улучшением его бытовых условий, организацией досуга, установлением социально полезных контактов, планированием денежных расходов, выбором жизненных целей и т. д. Нельзя пренебрегать оказанием помощи через воздействие на окружающую микросреду профилактируемого. По справедливому замечанию В. А. Плешакова, отрицательные факторы могут корениться во всех сферах микросреды: в семье, трудовом коллективе, ближайшем окружении [11. С. 99]. Для нейтрализации их пагубного влияния индивидуальная профилактическая работа проводится с носителями подобного фактора. Наиболее кардинальное решение вопроса предусматривает разрыв профилактируемого с данной микросредой (перевод в другой трудовой коллектив, смена места жительства). Если на это есть законные основания, к носителям отрицательного влияния долж-

202

ны применяться меры соответствующей юридической ответственности. Так, при наличии достаточных правовых оснований, лиц, отрицательно влияющих на профилактируемого, следует направлять на лечение от алкоголизма или наркомании. При отсутствии вышеуказанных оснований помощь должна заключаться в работе сотрудника полиции по развенчанию носителя антиобщественного влияния [11. С. 99].

К числу более ограничивающих права граждан, но достаточно эффективных методов профилактики относится принуждение. Однако необходимо помнить, что меры принуждения по отношению к иным методам играют вспомогательную роль. Они применяются, если другие методы воздействия не позволили достичь положительного результата. По справедливому замечанию Д.Г. Нохрина, метод принуждения является «чрезвычайным» методом социального регулирования [15. С. 6]. Он должен вступать в действие только там, где общественные отношения столь специфичны, что любое отклонение от нормативно заданного хода их развития способно причинить значительный вред интересам личности, общества или государства [Там же].

С точки зрения отечественных ученых, метод принуждения включает в себя систему более узких методов, каждый из которых характеризуется особенными, специфическими чертами, прежде всего особым способом реализации и целевым предназначением. Так, в качестве более узких методов выделяют методы пресечения, ограничения, правовосстановления, превенции, юридической ответственности [16. С. 8]. Мы полагаем, что заострять внимание на них в рамках настоящего исследования нет необходимости. Подробный анализ методам принуждения дан в разрезе принудительных мер административного характера [17]. Здесь лишь отметим, что наличие данного метода применительно к рассматриваемому виду деятельности обусловлено повышенной опасностью лиц, склонных к совершению преступлений. Актуальность применения государственного принуждения в административно-правовых отношениях повышается в случае негативного постпенитенциарного поведения лица, отбывшего уголовное наказание в виде лишения свободы. Это свидетельствует о том, что наказание не достигло своих целей. По справедливому замечанию

В. С. Егорова, это предопределяет невозможность эффективного воздействия на такого субъекта иными методами в силу его более глубокой степени нравственной запущенности или наличия психического расстройства, которое исключает возможность адекватно оценивать свое поведение [18. С. 289]. Практика изучения дел по продлению срока административного надзора в отношении лиц, допускающих правонарушения, показала, что в деятельности органов внутренних дел Алтайского края в качестве меры принуждения в большей части (79,6%) применяется обязанность выплаты штрафа (как правило, в размере до 1 000 руб.).

Методы профилактического воздействия также могут складываться из приемов [19. С. 130], к числу которых, по справедливому замечанию А.И. Алексеева, следует относить разъяснение и опровержение [14.

С. 57]. Разъяснение раскрывается через привитие социальных ценностей (например, бережного отношения к общественному имуществу), прогнозирование последствий повторных правонарушений (разъяснение действующего законодательства). Опровержение заключается в выработке убеждения ложности, несостоятельности криминальных установок, идеалов, преодолении извращенных взглядов о нормах во взаимоотношениях людей, развенчании пренебрежительного, циничного отношения к социальным ценностям [14. С. 66].

В профилактической деятельности также могут применяться такие приемы, как активизация сокровенных чувств, «взрыв», вызывание гуманных переживаний, фланговый подход, прием опосредования, нравственное упражнение, просьба, проявление огорчения, организация успеха в деятельности, проявления доброты, внимания и заботы, приемы моральной поддержки и укрепления веры воспитуемого в собственные силы [Там же. С. 68-70].

Изучение передового опыта профилактической работы коллег зарубежных стран показал, что в данном виде деятельности правоохранительные органы широко опираются на общественные советы, ассоциации и другие территориальные объединения граждан, подразделения «добровольной стражи», группы гражданского патрулирования и т.д. [20. С. 11]. Во многих странах возникли общественные движения по оказанию помощи осужденным в период наказания и после их освобождения из тюрьмы [Там же. С. 39]. Отечественные ученые также согласны с тезисом, что более широкое привлечение граждан к работе по предупреждению правонарушений (в том числе и в качестве помощников участковых уполномоченных полиции) позитивно скажется на результатах противодействия преступности [21; 22. С. 25-26].

Необходимо придерживаться следующих требований, предъявляемых к методам индивидуальной профилактической работы:

1. Целью применения методов должна выступать переориентация асоциальных взглядов и традиций контролируемого.

2. К разработке профилактических мер следует подходить комплексно, с привлечением представителей всех ведомств, входящих в систему профилактики правонарушений [23. С. 20].

3. Сами воспитательные мероприятия должны осуществляться последовательно и непрерывно, а в случае работы с ранее судимыми и отбывающими наказание - в тесной связи с режимными требованиями, установленными судом обязательствами и правоограничениями [3. С. 39-40; 24. С. 19-21; 25. С. 30].

4. Любой метод должен применяться в интересах законопослушного общества.

Следует помнить, что профилактика - процесс творческий. Это деликатное и тонкое дело. В подобной работе не может быть инструкций на все случаи жизни. Следует согласиться с А. А. Борченко, что в реальной действительности определяющую роль могут сыграть любые обстоятельства как субъективного, так и объективного характера [10. С. 51]. Поэтому, на

203

наш взгляд, сотрудникам полиции целесообразно придерживаться следующих правил профилактики:

1. Универсальных профилактических мер не существует, эффективность их всегда избирательна.

2. Профилактическое воздействие - процесс длительный: положительные результаты начинают проявляться не сразу, а постепенно, когда убежденность профилактируемого лица в целесообразности законопослушного поведения перерастет в общественно полезное поведение.

3. Успех профилактики напрямую зависит от полноты исходной информации, в частности о населении, проживающем на обслуживаемой территории.

4. Результативность профилактического воздействия во многом обусловлена способностями сотрудника полиции прогнозировать поведение человека.

5. Немаловажную роль также играет опыт работы сотрудника полиции с людьми. Причем не обязательно в должности представителя власти.

В целом, подводя итог представленным выше рассуждениям, следует поддержать мнения ученых и практических работников, согласно которым формы и методы профилактической деятельности не могут быть универсальными для всех регионов Российской Федерации [4. С. 50]. Они должны учитывать национальные, экономические, конфессиональные и иные особенности субъектов Российской Федерации, городов, районов. Жесткие разграничительные линии между различными формами и методами предупреждения преступлений провести невозможно [11. С. 153]. На практике все они реализуются в тесном переплетении между собой. По нашему глубокому убеждению, только встретившись с человеком, можно

определить его позицию, найти объяснение его действиям и выработать наиболее эффективные способы индивидуального профилактического воздействия.

В то же время термин «профилактика» используется для характеристики не только криминологического вида деятельности, направленного на недопущение самой возможности совершения преступления. Следует учитывать, что выделяют несколько иных разновидностей профилактики [11. С. 153], к числу которых можно отнести: моральную профилактику, предполагающую утверждение нравственных принципов, предписаний и оценок, моделирующих определенный тип поведения и ставящих его под контроль общественной морали; правовую профилактику, направленную на недопущение правонарушений и любых форм противоправного поведения; виктимологическую профилактику, заключающуюся в воздействии на лиц, которые могут стать потерпевшими от правонарушения.

При этом особую значимость приобретают такие меры индивидуального предупреждения преступлений, как умелое сочетание убеждения и принуждения, целенаправленность и непрерывность воспитательного процесса, преемственность и систематичность воспитательных мероприятий, индивидуальный подход [Там же]. Иногда ученые индивидуальную профилактику называют педагогической [26. С. 667-674; 27. С. 10-11], так как она использует воспитательные и обучающие средства предупреждения правонарушений [28. С. 32]. Но все же следует согласится с А.И. Алексеевым, что ни одно педагогическое средство, ни один педагогический метод не могут расцениваться как панацея от всех бед, считаться постоянными, всегда и везде полезными [14. С. 101].

ПРИМЕЧАНИЕ

1 О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений : Постановление Правительства РФ от 28.03.2008 № 216 // Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа / справочные правовые системы. 2015. URL: http//www.consultant.ru; О Порядке заслушивания общественными советами при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах информации должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений : Приказ МВД России от 23.05.2012 № 534 // Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа / справочные правовые системы. 2015. URL: http//www.consultant.ru и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилова С.И. Особенности формирования и развития профилактики преступлений, осуществляемой на стадии предварительного рас-

следования, в советский период // История государства и права. 2013. № 24. С. 35-39.

2. Исаев М.Х. Информационные аспекты предупреждения преступлений и обеспечения безопасности граждан в регионе // Российский сле-

дователь. 2010. № 19. С. 29-33.

3. Бабенко А.В. Место и роль программно-целевого планирования в системе общего и специального предупреждения преступности // Рос-

сийский следователь. 2005. № 5. С. 38-43.

4. Перминов О.Г., Кипман Н.Н. О профилактике преступлений // Российская юстиция. 2009. № 2. С. 48-50.

5. Данилова С.И. Профилактика преступлений, осуществляемая в ходе дознания по уголовным делам: проблемы и пути их решения // Рос-

сийский следователь. 2015. № 5. С. 31-35.

6. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М., 2006. 688 c.

7. Малягина Н. А. Психология управления. М. : Евразийский открытый институт, 2011. 216 с.

8. Тарабрин С.В. Содержание, формы и методы административной деятельности участкового уполномоченного милиции // Актуальные

проблемы формирования положительного имиджа участкового уполномоченного милиции. М., 2011. С. 79-87.

9. Серебрянников Г.С. Метод и методология: понятие и соотношение. URL: http://www.nsportal.ru (дата обращения: 20.05.2015).

10. Борченко А. А. Деятельность участковых уполномоченных милиции по виктимологической профилактике преступлений на административном участке // Проблемы правоохранительной деятельности. 2007. № 1. С. 51-52.

11. Криминология : учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб [и др.] ; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юстицинформ, 2006. 528 с.

12. Пхитиков А.Ю. Криминологическая характеристика и профилактика органами внутренних дел незаконного оборота спиртных напитков (по материалам Кабардино-Балкарской Республики) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с.

204

13. Кравцов Д.А. Меры общей профилактики преступлений, совершаемых в отношении обвиняемых, содержащихся в СИЗО ФСИН России // Российский следователь. 2014. № 12. С. 31-36.

14. Алексеев А.И. Индивидуальная профилактика рецидива преступлений // Российский криминологический взгляд. 2010. № 1. С. 36-93.

15. Нохрин Д.Г. Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. М. : Волтерс Клувер, 2009. 256 с.

16. Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж : Воронеж. ун-т, 1991. 120 с.

17. Анохина С.Ю. Административные наказания и порядок их назначения : лекция. Барнаул : Юрид. ин-т МВД России, 2007. 28 с.

18. Егоров В.С. Понятие и сущность государственного принуждения в уголовном праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 1. С. 286-291.

19. Кикоть В.Я., Лебедев С.Я., Румянцев Н.В. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учебник. М., 2012. 496 с.

20. Осипов С.В. Органы внутренних дел и население в профилактике преступности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1999. 26 с.

21. Уваров И.А. Зарубежные концепции организации криминологической профилактики рецидивной преступности // Российский следователь. 2010. № 17. С. 37-39.

22. Прозументов Л.М., Рачкова Н.М. Уличная преступность: понятие, характеристика и профилактика // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 2 (24). С. 22-27.

23. Крупина М.А. Криминологические аспекты латентной преступности несовершеннолетних (по материалам Санкт-Петербурга и Ленинградской области) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009. 23 с.

24. Кобец П.Н. Современное состояние теории предупреждения преступности и ее роль в оптимизации борьбы с преступлениями // Российская юстиция. 2012. № 1. С. 19-21.

25. Кобец П.Н. Профилактика преступности как сложный, многогранный процесс в условиях России начала второго десятилетия XXI столетия // Российский следователь. 2012. № 20. С. 27-30.

26. Юридическая педагогика : учебник для вузов по специальности 021100 «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2004. 895 с.

27. Иванова А.А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. 34 с.

28. Дорошков В.В., Патов Д.А. Профилактика подростковой преступности как составная часть уголовной политики на современном этапе // Российская юстиция. 2014. № 6. С. 31-34.

Статья представлена научной редакцией «Право» 28 декабря 2015 г.

FORMS AND METHODS OF POLICE ACTIVITIES ON INDIVIDUAL PREVENTION IN THE CURRENT SOCIOECONOMIC CONDITIONS

Tomsk State University Journal, 2016, 402, 201-206. DOI: 10.17223/15617793/402/30

Titarenko Andrei P. Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russian Federation). E-mail: tapavlovich@mail.ru

Keywords: individual preventive measures; personal prevention; police activities; forms and methods of influence.

Close attention has always been paid to the forms and methods of preventive law enforcement. This is indicated by characteristics of the legal regulation of the Soviet era of existence of the State, as well as by the current legal regulations. However, the theoretical constructs regarding the inner content of these categories have not changed their ideological platform, justifying the natural process of the withering away of crimes. The analysis of the legal regulation of preventive activities of the police in the current socioeconomic conditions suggests adopting the understanding of a crime as an inevitable phenomenon in any society. Therefore, it suggests, accordingly, that crimes are deterred within socially acceptable limits. This gap between the theoretical constructs and the ideological views on crimes leads to the uncovering of the essential characteristics of the forms and methods of the police as the main subject of preventive influence on the modern stage. The widely replicated legal literature of today has no comprehensive analysis of the forms and methods of individual prevention in the current legal framework. This leads to a formal approach in its implementation, and, as a result, to the low efficiency of the measures in practice. In this study, forms denote forms of preventive measures; methods are sets of techniques and acts used in preventive activities. The most effective forms of impact in modern socio-economic conditions are a survey of citizens, personal observation by a police officer, intelligence activities on the territory, warning citizens through the mass media and individual booklets on the most common offenses in the area. According to some scientists, such forms of individual preventive work as involvement of citizens in socially useful labor and sports and public patronage of the persons likely to commit offenses can also be used in the current situation. The author’s research has shown that prevention methods have retained their external form: persuasion, exercise, encouragement, assistance, coercion. But their inner content has changed in the direction of humanization and liberalization of the impact on persons wanting preventive measures. Coercive measures widely used previously have now been replaced by verbal methods of correction of potential offenders’ behavior. The study of the preventive work of foreign colleagues has shown that in this type of law enforcement authorities are widely supported by community councils, associations and other territorial unions of citizens. Summing up the arguments presented above, the author supports the views of scholars and practitioners who assume that forms and methods of prevention activities cannot be universal for all regions of the Russian Federation. They should take into account the national, economic, religious and other peculiarities of the Russian Federation, cities and districts.

REFERENCES

1. Danilova, S.I. (2013) Osobennosti formirovaniya i razvitiya profilaktiki prestupleniy, osushchestvlyaemoy na stadii predvaritel’nogo rassledovani-

ya, v sovetskiy period [Features of the formation and development of crime prevention carried out at the stage of preliminary investigation during the Soviet period]. Istoriya gosudarstva i prava — History of State and Law. 24. pp. 35-39.

2. Isaev, M.Kh. (2010) Informatsionnye aspekty preduprezhdeniya prestupleniy i obespecheniya bezopasnosti grazhdan v regione [Information as-

pects of crime prevention and citizen security in the region]. Rossiyskiy sledovatel’ — Russian Investigator. 19. pp. 29-33.

3. Babenko, A.V. (2005) Mesto i rol’ programmno-tselevogo planirovaniya v sisteme obshchego i spetsial’nogo preduprezhdeniya prestupnosti [The

place and role of program-oriented planning in the system of general and special crime prevention]. Rossiyskiy sledovatel ’ — Russian Investigator. 5. pp. 38-43.

4. Perminov, O.G. & Kipman, N.N. (2009) O profilaktike prestupleniy [On prevention of crimes]. Rossiyskayayustitsiya — Russian Justitia. 2. pp. 48-

50.

205

5. Danilova, S.I. (2015) Profilaktika prestupleniy, osushchestvlyaemaya v khode doznaniya po ugolovnym delam: problemy i puti ikh resheniya [Pre-

vention of crime carried out in the course of investigation of criminal cases: problems and solutions]. Rossiyskiy sledovatel ’ — Russian Investigator. 5. pp. 31-35.

6. Kashapov, M.M. (2006) Psikhologiya tvorcheskogo myshleniya professionala [Psychology of creative thinking of a professional]. Moscow: PER

SE.

7. Malyagina, N.A. (2011) Psikhologiya upravleniya [Psychology of management]. Moscow: Eurasian Open Institute.

8. Tarabrin, S.V. (2011) Soderzhanie, formy i metody administrativnoy deyatel’nosti uchastkovogo upolnomochennogo militsii [The content, forms

and methods of administration of district militia officers]. In: Tselinskiy, B.P. (ed.) Aktual’nye problemy formirovaniya polozhitel’nogo imidzha uchastkovogo upolnomochennogo militsii [Topical problems of formation of a positive image of the militia precinct officer]. Moscow: VNII MVD Rossii. pp. 79-87.

9. Serebryannikov, G.S. (2013)Metod i metodologiya: ponyatie i sootnoshenie [Method and methodology: concept and correlation]. [Online]. Avail-

able from: http://nsportal.ru/vuz/filosofskie-nauki/library/2013/03/24/metod-i-metodologiya-ponyatie-i-sootnoshenie. (Accessed: 20 May 2015).

10. Borchenko, A.A. (2007) Deyatel’nost’ uchastkovykh upolnomochennykh militsii po viktimologicheskoy profilaktike prestupleniy na administra-tivnom uchastke [The activity of district militia officers on victimological crime prevention at the administrative area]. Problemy pravookhranitel’noy deyatel’nosti. 1. pp. 51-52.

11. Malkov, V.D. (ed.) (2006) Kriminologiya [Criminology]. 2nd ed. Moscow: Yustitsinform.

12. Pkhitikov, A.Yu. (2008) Kriminologicheskaya kharakteristika i profilaktika organami vnutrennikh del nezakonnogo oborota spirtnykh napitkov (po materialam Kabardino-Balkarskoy Respubliki) [Criminological characteristics and prevention by internal affairs agencies of illicit trafficking of alcoholic beverages (on materials of the Kabardino-Balkarian Republic)]. Abstract of Law Cand. Diss. Moscow.

13. Kravtsov, D.A. (2014) Mery obshchey profilaktiki prestupleniy, sovershaemykh v otnoshenii obvinyaemykh, soderzhashchikhsya v SIZO FSIN Rossii [Measures of general prevention of crimes committed by the accused contained in detention units of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Rossiyskiy sledovatel’ — Russian Investigator. 12. pp. 31-36.

14. Alekseev, A.I. (2010) Individual’naya profilaktika retsidiva prestupleniy [Individual prevention of recidivism]. Rossiyskiy kriminologicheskiy vzglyad. 1. pp. 36-93.

15. Nokhrin, D.G. (2009) Gosudarstvennoe prinuzhdenie v grazhdanskom sudoproizvodstve [State coercion in civil proceedings]. Moscow: Volters Kluver.

16. Seregina, V.V. (1991) Gosudarstvennoe prinuzhdenie po sovetskomu pravu [State coercion by the Soviet law]. Voronezh: Voronezh State University.

17. Anokhina, S.Yu. (2007) Administrativnye nakazaniya i poryadok ikh naznacheniya: lektsiya [Administrative penalties and the procedure of their issue: lecture]. Barnaul: Barnaul Law Institute of the Russian Interior Ministry.

18. Egorov, V.S. (2014) Ponyatie i sushchnost’ gosudarstvennogo prinuzhdeniya v ugolovnom prave [The concept and essence of state coercion in the criminal law]. VestnikPermskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 1. pp. 286-291.

19. Kikot’, V.Ya., Lebedev, S.Ya. & Rumyantsev, N.V. (2012) Preduprezhdenie prestupleniy i administrativnykh pravonarusheniy organami vnu-trennikh del [Prevention of crimes and administrative offenses by bodies of internal affairs]. Moscow: Yuniti-Dana.

20. Osipov, S.V. (1999) Organy vnutrennikh del i naselenie v profilaktikeprestupnosti [Law-enforcement bodies and the public in crime prevention]. Abstract of Law Cand. Diss. St. Petersburg.

21. Uvarov, I.A. (2010) Zarubezhnye kontseptsii organizatsii kriminologicheskoy profilaktiki retsidivnoy prestupnosti [Foreign concepts of the organization of criminological prevention of recidivism]. Rossiyskiy sledovatel’ — Russian Investigator. 17. pp. 37-39.

22. Prozumentov, L.M. & Rachkova, N.M. (2013) Ulichnaya prestupnost’: ponyatie, kharakteristika i profilaktika [Street crime: concept, characteristics and prevention]. Kriminologicheskiy zhurnalBaykal’skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki iprava. 2 (24). pp. 22-27.

23. Krupina, M.A. (2009) Kriminologicheskie aspekty latentnoy prestupnosti nesovershennoletnikh (po materialam Sankt-Peterburga i Leningradskoy oblasti) [Criminological aspects of latent juvenile crime (based on Saint Petersburg and Leningrad Oblast)]. Abstract of Law Cand. Diss. St. Petersburg.

24. Kobets, P.N. (2012) Sovremennoe sostoyanie teorii preduprezhdeniya prestupnosti i ee rol’ v optimizatsii bor’by s prestupleniyami [The present state of the theory of crime prevention and its role in the optimization of the fight against crimes]. Rossiyskaya yustitsiya — Russian Justitia. 1. pp. 19-21.

25. Kobets, P.N. (2012) Profilaktika prestupnosti kak slozhnyy, mnogogrannyy protsess v usloviyakh Rossii nachala vtorogo desyatiletiya XXI stoletiya [Prevention of crime as a complex, multifaceted process in the conditions of Russia at the beginning of the second decade of the 21st century]. Rossiyskiy sledovatel’ — Russian Investigator. 20. pp. 27-30.

26. Kikot’, V.Ya. & Stolyarenko, A.M. (eds) (2004) Yuridicheskayapedagogika [Legal Pedagogy]. Moscow: YuNITI: Zakon i pravo.

27. Ivanova, A.A. (2006) Pedagogicheskaya profilaktika v sisteme preduprezhdeniya prestupleniy [Pedagogical prevention of the system of crime prevention]. Abstract of Law Cand. Diss. Nizhniy Novgorod.

28. Doroshkov, V.V. & Patov, D.A. (2014) Profilaktika podrostkovoy prestupnosti kak sostavnaya chast’ ugolovnoy politiki na sovremennom etape [Prevention of juvenile crime as part of the criminal policy at the present stage]. Rossiyskaya yustitsiya — Russian Justitia. 6. pp. 31-34.

Received: 28 December 2015

206

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх