Научная статья на тему 'Формы групповой психологической работы с пациентами, страдающими от последствий спинномозговой травмы'

Формы групповой психологической работы с пациентами, страдающими от последствий спинномозговой травмы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
327
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Трудный пациент
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПИННОМОЗГОВАЯ ТРАВМА / SPINAL CORD INJURY / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / GROUP THERAPY / ТРЕНИНГ / TRAINING / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PERSONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булюбаш Ирина Дмитриевна

Психологическое благополучие личности и лучшее психологическое приспособление пациентов с последствиями спинномозговой травмы может быть достигнуто путем участия в групповой психологической работе. Среди наиболее эффективных форм групповой работы можно выделить: групповую психотерапию, групповые тренинги и группы поддержки. Позитивное влияние на степень субъективного благополучия оказывает участие в групповой терапии партнеров пациентов. Групповая психотерапия и тренинги улучшают адаптацию, нивелируя оппозиционные формы поведения пациентов в отношении врачей и госпитальной среды, обеспечивая должное информирование о болезни и реабилитации, реинтеграцию пациента в семью и сообщество, способствуя адекватному личному осмыслению опыта болезни и личностному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булюбаш Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of Psychological Group Therapy for Patients with Consequences after Spinal Cord Injury

Psychological well-being for patients and better psychological adjustment in patients with consequences after spinal cord injury can be achieved by psychological group therapy. Among the most effective forms of group psychosocial therapy there can be highlighted group psychotherapy, group training and support group therapy. Participation of patients’ partners in group therapy also has a positive impact on the well-being degree. Group therapy improves patients’ adaptation to disorders by decreasing oppositional relation to physicians and hospital circumstances, providing information on disease and rehabilitation plan, as well as patients’ reintegration into family and society, promoting adequate personal reflection on the illness experience and personal growth.

Текст научной работы на тему «Формы групповой психологической работы с пациентами, страдающими от последствий спинномозговой травмы»

Формы групповой психологической работы с пациентами, страдающими от последствий спинномозговой травмы

И.Д.Булюбаш Нижегородский НИИ травматологии и ортопедии, Нижний Новгород

Психологическое благополучие личности и лучшее психологическое приспособление пациентов с последствиями спинномозговой травмы может быть достигнуто путем участия в групповой психологической работе. Среди наиболее эффективных форм групповой работы можно выделить: групповую психотерапию, групповые тренинги и группы поддержки. Позитивное влияние на степень субъективного благополучия оказывает участие в групповой терапии партнеров пациентов. Групповая психотерапия и тренинги улучшают адаптацию, нивелируя оппозиционные формы поведения пациентов в отношении врачей и госпитальной среды, обеспечивая должное информирование о болезни и реабилитации, реинтеграцию пациента в семью и сообщество, способствуя адекватному личному осмыслению опыта болезни и личностному росту.

Ключевые слова: спинномозговая травма, реабилитация, групповая психотерапия, тренинг, личностный рост.

Types of Psychological Group Therapy for Patients with Consequences after

Spinal Cord Injury

I.D.Boulyubash N.Novgorog SRI for Traumatology and Orthopedics

Psychological well-being for patients and better psychological adjustment in patients with consequences after spinal cord injury can be achieved by psychological group therapy. Among the most effective forms of group psychosocial therapy there can be highlighted group psychotherapy, group training and support group therapy. Participation of patients' partners in group therapy also has a positive impact on the well-being degree. Group therapy improves patients' adaptation to disorders by decreasing oppositional relation to physicians and hospital circumstances, providing informa-

tion on disease and rehabilitation plan, as well as patients' reintegration into family and society, promoting adequate personal reflection on the illness experience and personal growth.

Keywords: spinal cord injury, rehabilitation, group therapy, training, personal growth.

Психологическое благополучие личности и жизнь после травмы. Групповая терапия как путь к психологическому благополучию пациентов с ПСМТ

Спинномозговая травма существенно влияет на всю последующую жизнь пациента. Это обусловлено глубокой и постоянной фрустрацией потребностей пациента из-за развития многочисленных ограничений во многих сферах жизни. При такой травме человеку недостаточно только выжить или приспособиться к ограничениям, ему необходимо заново научиться жить полноценной жизнью и личностно развиваться, обрести новые цели, ценности и смыслы. Именно от этого зависит будущее психологическое благополучие и удовлетворенность пациента собственной жизнью [38].

Психологическое благополучие личности описывается несколькими категориями [33]. Это самопринятие - состояние, при котором индивидуум нравится себе, признавая в себе и положительные, и негативные черты, а также чувствует себя хорошо в отношении своего прошлого. Психологически благополучный человек позитивно относится к другим людям, способен на теплые близкие отношения, вовлечен в жизнь близких и готов с ними сотрудничать. Он также автономен: определяет свои цели, принимает решения и отстаивает свои интересы. Кроме того, психологическое благополучие предполагает управление окружением: эффективное использование возможностей, предоставляемых ситуацией, выбор своего окружения и поддержку своих потребностей. У психологически благополучного индивидуума есть смысл жизни, краткосрочные и долгосрочные цели, к которым он движется, личные убеждения и воззрения. Он оценивает себя как растущую личность и стремится реализовать свой потенциал, ощущая себя продуктивным человеком. Все эти факторы имеют прямое отношение к удовлетворенности своей жизнью.

Среди факторов, связанных с удовлетворенностью жизнью у пациентов с последствиями спинномозговой травмы (ПСМТ), называют хорошее физическое и психическое здоровье, эмоциональную стабильность, принятие инвалидности, социальную поддержку и поддержку сверстников, независимую жизнь. Наиболее продуктивные личности характеризуются предусмотрительностью, целенаправленностью и эффективным социальным функционированием [22].

В^ЬЬ и соавт. [12] выделяет четыре основных аспекта хорошего приспособления у пациентов с ПСМТ. Это способность к управлению своими целями и ожиданиями, позитивное сравнение себя с другими, ощущение себя нужным и принятым другими людьми. Одной из основных стратегий достижения хорошего приспособления авторы называют фокусирование на маленьких достижениях, самостоя-

Сведения об авторе:

Булюбаш Ирина Дмитриевна - к.м.н., старший научный сотрудник, отделение реабилитации ФГБУ «ННИИТО» Минздрава России

О

Ln

го

•н

.Ci

о сС

о

I—

Ln

го

тельное планирование целей, а также фокусирование не только на физических, но и на всех факторах, определяющих жизнь пациента [12].

В то же время социальная изоляция, увеличивающаяся на втором году после травмы (жизнь после выписки из стационара)? негативно влияет на самооценку пациентов [26]. В этот период уровень социальной поддержки обычно падает, что влечет за собой снижение удовлетворенности своей жизнью. В связи с этим большинство пациентов нуждается в социально-психологической помощи для реинтеграции в общество. Маркером эффективной психотерапии пациентов с ПСМТ является именно реинтеграция в общество - приспособление к новому образу жизни с удовлетворением потребности в межличностных отношениях, социальных ролях и самовыражении [2-4].

Таким образом, многие из факторов, определяющих психологическое благополучие у пациентов с ПСМТ, связаны с общением с другими людьми -родственниками, друзьями, сверстниками. От способности пациента поддерживать отношения с ними будет зависеть его самооценка, продуктивность деятельности и удовлетворенность своей жизнью. В соответствии с этим особую значимость приобретают групповые формы психологической работы с данными пациентами (групповая психотерапия, групповые тренинги), формат которых, уже сам по себе, подразумевает развитие коммуникативных навыков, обуславливает социальную поддержку, а также обретение новых целей, ценностей и смыслов.

Наибольшее количество исследований эффективности групповых форм работы с пациентами с ПСМТ было проведено в семидесятые годы прошлого столетия, после чего число работ, посвященных такой работе, неоправданно снизилось. Тем не менее, остается актуальной разработка и определение эффективных моделей групповой работы и идентификация оптимальных стратегий [39]. Среди основных форм групповой работы с пациентами выделяют: когнитивно-бихевиоральную психотерапию, тренинги копинг-эффективности, тренинги, ориентированные на достижение целей, тренинги для достижения специализированных навыков, собственно групповую психотерапию и группы поддержки (support groups).

Особенности группового подхода в психологической работе с пациентами с ПСМТ: цели и эффекты групповой терапии

Анализ пятнадцати исследований, описывающих применение групповой терапии в соматической медицине (1970-1977 гг.), выделил, по крайней мере, пять стрессогенных факторов, которые характеризуют столкновение с серьезными медицинскими проблемами и четыре основных психотерапевтических цели по отношению к стрессогенным аспектам медицинского контекста [11]. Среди проблем названы:

1. Зависимость. Медицинские процедуры формируют зависимость от медперсонала даже в отношении простых потребностей в еде, тепле для тела и выделении.

2. Потеря контроля над жизнью. Личное благополучие оказывается в руках других людей, в компетентности, интересе и заботе которых пациент нуждается.

3. Изменение норм поведения. Болезнь и госпитализация ведут к потере приватности, понижению статуса и изменению личности. Болезнь также влечет за собой принятие роли больного, предполагающей пассивность и беспомощность.

4. Страх. Пациенты могут бояться смерти, незнания, ожидать осложнений или побочных реакций от медикаментов.

5. Беспокойство по поводу реакций других людей в отношении собственного состояния. Болезнь и потеря функций могут вызывать напряжение в отношениях между пациентом и его семьей, и близкими. Здесь часты фрустрация, чувство вины и страх отвержения.

Основными психотерапевтическими целями являются:

• Информирование по поводу болезни и ее исхода.

• Реинтеграция пациента в семью и сообщество.

• Адекватное личное осмысление опыта болезни.

• Личностный рост.

Авторы считают, что участие в таких группах помогает индивидуумам достичь вышеуказанных результатов. В этой связи выделяется два типа групп -подготовительные (подготовиться к событию - родам или операции) и адаптирующие. Эти группы нужны для того, чтобы получить нужную информацию, разрешить проблему или научиться копинг-техникам [11].

Первый этап групповой психотерапии для женщин с физической инвалидностью должен быть направлен на достижение доверия и групповой сплоченности и включает техники отражения и самораскрытия, а также позитивного подкрепления и ролевого моделирования [25]. На втором этапе участницам оказывается помощь в осознавании и установлении приоритетности потребностей, а также установлении реалистических целей. На сессиях обсуждаются: сексуальность, зависимость, гнев и самопринятие. Исследование эффективности такой групповой работы выявило увеличение принятия ограничений и зависимости, вызванных инвалидностью, улучшение образа себя и повышение самооценки, большее принятие других и уменьшение страха отвержения. Авторы предположили, что групповая терапия способствует достижению более адаптивного стиля приспособления и готовности к достижению целей.

Изучение эффекта групповой терапии, предпринятое в 1992 г. R.A.Frank (Rosenberg Self-Esteem Scale) у пациентов с ПСМТ, также выявило тенденцию к улучшению самооценки у пациентов, посещавших психотерапевтические группы (по сравнению с контрольной группой) [19]. Помимо улучшения самооценки значимые отличия были также получены по категориям «фактические представления и знания об инвалидности» и «Я-концепция» [28].

Известно также стрессогенное воздействие спинномозговой травмы на родственников пациентов, осуществляющих непосредственный уход за пациентом. Участие партнеров в групповой терапии оказывает позитивное влияние на степень их субъективного благополучия [36]. Кроме того, групповые формы работы улучшают адаптацию пациентов, нивелируя оппозиционные формы поведения пациентов в отношении врачей и госпитальной среды [30], а также помогают в борьбе с химической зависимостью и проблемами с ней связанными [29].

Когнитивно-бихевиоральная терапия и тренинги в групповом формате

Доказана эффективность групповой когнитивно-бихевиоральной терапии при депрессивных состояниях у пациентов со спинномозговой травмой [13, 20, 21]. Были выявлены значимые отличия в уровне адаптации и приспособления пациентов, а также в уровне удовлетворенности жизнью и степени уча-

стия в социальной активности после когнитивно-би-хевиорального тренинга [15, 20, 21, 37]. Снижение уровня депрессии и тревоги расценивалось авторами как улучшение психологического приспособления при ПСМТ, а приобретенные навыки копинга как необходимые для дальнейшей жизни пациентов [24].

Аналогичные виды тренинга использовались и для родственников, ухаживающих за пациентами (группы поддержки по телефону). Особое внимание уделялось тренингу копинг-стратегий, когнитивному переосмыслению, техникам разрешения проблем и управления стрессом. В работу включались и образовательные технологии, касающиеся самопомощи и здорового поведения [35].

Описываются и трудности в применении когни-тивно-бихевиоральной терапии в групповом формате. Это проблемы с мотивацией участия в таких группах и проблемы с посещаемостью (нередко связанные с актуальным соматическим состоянием пациентов или с насыщенным расписанием), а также избегающее и конфликтное поведение пациентов. Несмотря на практические и мотивационные проблемы большинство пациентов позитивно отзывались о программе и рекомендовали применять ее в качестве постоянного элемента стационарной реабилитации. Важно, чтобы медработники и психологи осознавали эти трудности и предпринимали усилия по их устранению [10].

Среди групповых тренингов, базирующихся на когнитивно-бихевиоральной теории использовались: тренинги копинг-эффективности, тренинги, ориентированные на разрешение проблем, и тренинги, ориентированные на достижение навыков.

А.Тренинги копинг-эффективности

Групповой тренинг может быть нацелен на фаси-литацию инструментального копинга (просьбы о поддержке и ее принятие со стороны других людей) и повышение самооценки, что достигается с помощью участия в групповой психотерапии [7]. Доказана большая эффективность тренинга копинг-страте-гий в сравнении с группами поддержки в отношении симптомов депрессии, которые уменьшались быстрее в группе участников тренинга копинг-эф-фективности. В данных группах участвовало от 4-х до 9 участников, занимающихся от 1-2 ч в неделю, продолжительностью от 7 до 10 нед [15].

Б. Тренинги, ориентированные на достижение целей

Целеориентированный подход базируется на теории контроля, теории динамики двигательной системы, а также терапии занятостью. Предполагается, что паттерны движения являются следствием взаимодействия между способностями личности, средой и целями индивидуума. Интервенции психотерапевта связаны с фасилитацией достижения целей [18]. Осмысленные, выделенные индивидуумами цели используются для обеспечения возможности решения проблем и непрямо стимулируют движение к решению задач повседневной жизни.

В тренинге достижения целей выделяют четыре этапа:

1. Постановка осмысленных целей.

2. Анализ основных действий.

3. Внедрение в практику.

4. Оценка результата [27].

Участников группового тренинга фокусируют на целях и новом поведении, необходимом для их достижения, и алгоритме активного разрешения проблем. Время лечения уменьшается за счет адресного

разрешения проблем и удовлетворения индивидуальных потребностей. Описаны и другие виды структурированных групп - группы жизненных тем и жизненных кризисов [14]. Такие группы имеют общую концептуальную основу с группами жизненных умений, но в меньшей степени акцентированы на поведении пациентов. Целью группы жизненных тем является исследование основных ценностей и убеждений. Кризисные группы имеют целью подготовку почвы для совладания с критическими жизненными этапами. Примерами таких групп и являются группы, занимающиеся психологическими проблемами, возникающими в связи с физической нетрудоспособностью.

Одна из таких программ ставит целью развитие умения устанавливать и поддерживать межличностные отношения. Она предусматривает обучение навыку эмоционального самовыражения, не вызывающего у других враждебности и стремления защититься. Отрабатываются четыре типа поведенческих навыков:

1) самовыражение (с осознаванием чувств в межличностном взаимодействии, а также описанием возникающих впечатлений и потребностей);

2) эмпатический ответ, который подразумевает способность правильно понять состояние других людей и выразить это понимание;

3) способность к переключению, которая предусматривает своевременный переход от самовыражения к эмпатическому восприятию;

4) умение эффективно обучать других людей трем вышеперечисленным навыкам [14]. Клиническое исследование ста пациентов с ПСМТ (547 встреч с установлением 8531 цели) показало, что 75% целей были достигнуты ко второй встрече, на последующих встречах оценка достижений снизилась до 56%. Все 100 пациентов оценили данную программу как позитивно влияющую на их физическое, социальное и психологическое приспособление к спинномозговой травме [9]. В.М^Лгоег с соавт. [34] предложил программу

мотивационного консультирования, которая может быть реализована на 4-5 групповых встречах. Стратегия включает:

• активацию текущих проблем клиентов путем использования релаксации и воображения;

• оценку текущих проблем и перевод их в заявление о целях;

• предвосхищение и оценку различных аспектов целей;

• выделение основных целей;

• выводы относительно мотивационной структуры в процессе обратной связи с фокусировкой на структуре и содержании спорных целей. Во внимание принимаются предыдущие попытки их достижения и особенности саморегуляции клиентов;

• конструирование иерархии целей и определение конкретных подцелей.

На первой групповой сессии устанавливаются актуальные проблемы пациентов. Для этого используется метод релаксации, во время которого пациенты должны вспомнить вещи, оказывающие важное влияние на их жизнь. Вторая групповая сессия посвящена оценке влияния проблем на текущую ситуацию и обнаружению целей, достижение которых будет решением данной проблемы. Клиентов побуждают сформулировать цели для каждой проблемы, начиная с фразы «я буду» и «я хочу». Несмотря на то, что многие проблемы могут быть похожи, поставленные цели могут отличаться из-за различного восприятия проблем. Тренеры побуждают участни-

о

н

е

а

н

нду р

о сС

о

I—

Ln

го

s

.CP

ков к осознаванию позитивных аспектов имеющемся проблемной ситуации (осознавание выгоды положения). Балльная оценка позволяет участникам тренинга понять, в какой степени неизменяемая ситуация полезна, а в какой степени обременяет его. В тех случаях, когда реализация целей затрагивает интересы партнера, участники должны сформулировать в деталях границы собственной ответственности.

Целью третьей групповой сессии является рефлексия участников по поводу необходимости собственных действий, оценка трудностей и срочности в достижении целей, оценка готовности к действию, субъективная оценка вероятности успеха, а также формулирование конкретных обязательств. Расплывчатые описания желаемых целей могут вести к бессознательному игнорированию целей или появляющихся возможностей. Для поддержки действия, направленного для достижения цели, необходима разработка пошагового плана действия. В таких случаях участников тренинга побуждают подумать о промежуточных действиях, ведущих к достижению целей (что сделать сегодня, что завтра). Четвертая и пятая групповые сессии характеризуются высоким уровнем межличностных взаимодействий в виде открытой дискуссии. Участников побуждают обсуждать не только свои цели, но и делать заключения в отношении других участников. Обратная связь осуществляется в структурированной манере. Это делается для того, чтобы не усиливать сопротивление процессу, а также для создания атмосферы взаимного интереса и уважения.

Результатом работы в группе являются индивидуальные критерии для отбора сфокусированных целей, типы целей (подход, избегание, поддержка, прояснение) и индивидуальный опыт постановки целей для их достижения. Такая программа может быть использована и для пациентов с ПСМТ.

В. Тренинги, ориентированные на достижение навыков (социальных навыков, личных достижений, разрешения проблем)

Для достижения межличностных навыков и роста ассертивности используются структурированные группы [16]. D.Rogers с соавт. [32] предложил программы для подростков с ПСМТ, фокусирующиеся на развитии социальных компетенций через дидактические навыки, моделирование ситуаций и проигрывание различных ролей. Большое значение имеет аутентичное социальное взаимодействие в терапевтических группах или группах поддержки, а также опыт общения. Такие тренинги включают адаптирование или модификацию поведения, а также поиск индивидуальных стратегий копинга в социальных ситуациях. Из программ тренинга социальных навыков важны программы, развивающие ассертивность, коммуникативные навыки и навыки самоорганизации. Достижение всего этого является неотъемлемой частью социальной реабилитации, улучшая качество жизни и приспособление пациентов [32]. Для улучшения коммуникации между пациентами и реабилитационным персоналом предложены тренинги специальных коммуникативных навыков для персонала, фасилитирующие восстановительный процесс [1].

Программа тренинга личных достижений (Personal achievement skills group approach - PAS) включает как тренировку социальных навыков на первом этапе, так и постановку целей на втором [31]. Сначала участники получают межличностные навыки, улучшающие социальное функционирование. После этого они в состоянии обсуждать свои ценно-

сти и цели и продвигаться к конструктивным действиям. По окончании тренинга его участники (пациенты-инвалиды) имели более оптимистическую жизненную перспективу в целом, а также больший оптимизм в отношении возвращения к труду в сравнении с контрольной группой. Кроме того, в группе участников тренинга личных достижений было значимо больше поставленных самостоятельно целей [31].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно, что высокая оценка собственной способности решать проблемы позитивно связана с низким уровнем депрессии и шкалы психосоциальных нарушений, а также с высокой способностью поступать независимо. Люди, положительно оценивающие свою способность справляться с эмоциями и решать проблемы, лучше справляются и со своими физическими недостатками. В связи с этим для пациентов с ПСМТ может быть полезным тренинг проблеморазрешения [17].

Предложенная PKennedy [23] групповая программа включает 7 тематических занятий, проводимых 2 раза в неделю, и имеет целью достижение эффективного копинга - способности справляться с травмой и управлять своей жизнью [23]. В условиях безопасной и благоприятной групповой среды пациенты могут обсудить свои чувства, проблемы и трудности вместе с психологом.

Первая встреча посвящена знакомству участников группы, а также краткому популярному изложению темы «стресс». Обсуждаются реакции на стресс, внешние и внутренние триггеры стресса, а также способы справиться со стрессом. Используются «домашние задания», заключающиеся в наблюдении за собой в периоды стресса и описании поведенческих стратегий, направленных на его регулирование.

На втором занятии обсуждаются эмоциональные реакции на травму (страх, тревога, гнев). Участников обучают пошаговой системе осознавания проблемных ситуаций, их характеристик, людей, которых можно попросить об изменении условий, возможностей адаптивного изменения собственного поведения. Акцентируется ориентация на разрешение проблем, включающая решение проблем, активное преодоление стресса, переоценку ценностей и изменение смысла ситуаций, развитие коммуникативных навыков.

Третье занятие ориентировано на обучении стратегии разрешения проблем. Решение любой проблемы состоит из нескольких этапов: определение проблемы, определение ее последствий, разработка возможных решений (методика «мозгового штурма»), выбор лучшего решения с оценкой последствий и недостатков, действие и оценка успешности решения. Участникам дается задание определить беспокоящие их ситуации и прописать возможные решения.

Четвертое занятие фокусируется на управлении эмоциональными состояниями. Обсуждаются способы самоподдержки - влияния на свое эмоциональное состояние.

Пятое занятие посвящено изменению негативного мышления и негативных убеждений. Рассматривается склонность к генерализации, автоматическим негативным мыслям, катастрофическому мышлению, бездоказательным выводам, «чтению мыслей» (негативным проекциям на окружающих), а также ответственность за события, не поддающиеся контролю.

На шестом занятии детально обсуждаются адаптивные стратегии преодоления стресса: принятие травмы, положительное переосмысление, поиск со-

циальной поддержки, конфронтация со стрессом и активное разрешение проблем. Одновременно акцентируются и неадаптивные стратегии преодоления стресса, такие как отрицание последствий травмы, пассивное ожидание улучшения, жалость к себе, экстремальное выражение эмоций, употребление алкоголя и психоактивных веществ.

Интерактивная беседа на седьмом занятии акцентируется на поиске социальной поддержки (и видах такой поддержки) и отношениях с близкими, друзьями и знакомыми. Особое внимание уделяется праву пациентов выражать свою точку зрения или мнение, изменять их, открыто выражать свои чувства, а также принимать решения, касающиеся собственной жизни.

Группы поддержки (Support groups)

Нередким влиянием спинномозговой травмы на поведение пациентов является социальная изоляция [6]. Группы поддержки противостоят такой социальной изоляции с помощью сверстников, друзей и семей. Помощь пациентам может заключаться в предоставлении соответствующей информации, личного опыта, образования и руководства, обеспечения эм-патического понимания и установления социальных связей. Целью большинства из них является улучшение качества жизни участников1,2. Исследование выявило положительный эффект групп поддержки на психологическое благополучие не только пациентов с ПСМТ, но их партнеров (ухаживающих) [36].

Такая группа дает возможность поделиться опытом и получить пользу от других участников, находящихся в сходных обстоятельствах. Процесс запуска группы поддержки делится на пять этапов. На первом этапе нужно определить, сколько людей нуждается в помощи. Кроме того, необходимо решить будут ли в группе только инвалиды или родственники и близкие тоже. Второй этап - это планирование, основанное на оценке потребностей инвалидов. Для этого нужно оценить потребности инвалидов, которые находятся между «Что есть» и «Что должно быть?». Третий этап - определение места встреч, оно должно быть удобным для транспортировки инвалидов. Четвертый этап - обеспечение рекламы (газеты, радио, телевидение). Пятый этап -разработка темы встречи, основанная на оценке потребностей инвалидов [5].

Результатом участия в группах поддержки является повышение чувства общности и близости, поскольку группы поддержки удовлетворяют потребности пациентов в социальных контактах и связях, информации в отношении здоровья, способов передвижения и эмоциональных проблем. Наилучшими форматами является личная встреча один раз в месяц с публикацией материалов, а также разделение группы на подгруппы ухаживающих и пациентов для обсуждения общих для каждой из групп вопросов [5].

Кроме того, популярными форматами групповых встреч являются не только очные встречи, но и общение участников на форумах. Среди наиболее полезных тем отмечены: получение медицинской информации (85,7%), выступления приглашенного докладчика (78,6%), информация об адаптирующих технологиях (64,3%), копинг-техники (57,2%) и реше-

ние психологических проблем (50%) [6]. Темы, которые поднимались в работе двухгодичной группы для молодых пациентов с ПСМТ, касались: достижения независимости, смены ролей, коммуникации и самовыражения, отношений с реабилитационной командой. Клиенты, отказывающиеся от участия в группе, могли получать индивидуальные консультации, готовящие их к участию в группе. Наличие таких групп в реабилитационном стационаре уменьшает количество конфликтов, связанных с нарушениями поведения пациентов [8].

Выводы

Таким образом, психологическое благополучие личности, удовлетворенность своей жизнью и лучшее психологическое приспособление пациентов с ПСМТ может быть достигнуто через участие в групповой психологической работе. Среди наиболее эффективных форм групповой работы можно выделить: групповую психотерапию (в т.ч. когнитивно-бихевиоральную терапию), групповые тренинги (тренинги копинг-эффективности, тренинги, ориентированные на разрешение проблем и тренинги, ориентированные на достижение навыков) и группы поддержки. Участие партнеров пациентов в групповой терапии также оказывает позитивное влияние на степень их субъективного благополучия. Групповые формы работы улучшают адаптацию пациентов, нивелируя оппозиционные формы поведения пациентов в отношении врачей и госпитальной среды, обеспечивая информирование по поводу болезни и ее исхода, реинтеграцию пациента в семью и сообщество, способствуя адекватному личному осмыслению опыта болезни и личностному росту.

Литература

1. Булюбаш И.Д. Реабилитационный персонал и пациенты с последствиями спинномозговой травмы: оценка состояния, проблемы отношений, стратегии и навыки психологической поддержки. Трудный пациент. 2013; 6: 14-19.

2. Булюбаш И.Д. Психотерапия в восстановительном лечении пациентов с последствиями спинномозговой травмы. Консультативная психология и психотерапия. 2012; 1: 119-138.

3. Булюбаш И.Д., Морозов И.Н., Приходько М.С. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы. Самара: Бахрах-М, 2011; 272.

4. Котова О.А., Байкова И.А. Основные стратегии психотерапии в реабилитации пациентов, перенесших спинномозговую травму. Актуальные проблемы медицины: материалы Респуб. научн.-практ. конф., Гомель, 14-15 ноябр. 2013 г. Гомель, 2013.

5. Anderson C., Balik A., Rubens J., Thoreson J. Implementation and Evaluation of a Pilot Support Group for Individuals with Spinal Cord Injuries. UW-L J. Undergr. Res. 2003; 6: 1-11.

6. Baldwin J., Brown N., Johnson A., Rivard S. The Needs Assessment of a Support Group for Spinal Cord Injury Members of the La Crosse and Surrounding Areas. University of Wisconsin La Crosse J. of Un-dergrad. Res. 2002; 5: 457-468. http://www.learningace.com/doc/ 1894995/027e6e0779fd01895437cbec8f93376e/baldwin-brown-john-son-rivard

7. Beasley C.M. The Impact of anxiety, depression in spinal cord injury after trauma on response to psychotherapy. Thesis - http://www.re-search-degree-thesis.com/showinfo-55-508755-0.html49

8. Bowers J.E., Clark-Mahoney J.P., Forshee T., Reiner K.A., Schilling J.E., Snyder B.S. Analysis of a support group for young spinal cord-injured males. Rehabil. Nurs. 1987; 12: 6: 313-315, 322.

О

Ln

X

J

ro

Spinal Cord Injury Support Group - http://www.patient.co.uk/support/Spinal-Cord-Injury-Support-Group.htm

2Adarker K. Report on consumer focus group conducted for people with spinal cord injuries living in the community. 2009; http://www.aci.he-alth.nsw.gov.au/_data/assets/pdf_file/0004/155281/consumer_focus_group_report_sept09.pdf

-O X

•H

.Ci

o cC

o

I—

LO

X

J

ro

-O X

.CP

9. Byrnes M., Beilby J., Ray P., McLennan R., Ker J., Schug S. Patient-focused goal planning process and outcome after spinal cord injury rehabilitation: quantitative and qualitative audit. Clin. Rehabil. 2012; 26: 12: 1141-1149.

10. Craig A., Hancock K. Difficulties in implementing group cognitive behavior therapy for spinal cord injured persons: A clinical discussion. Austr. Psychologist. 1994; 29: 2: 98-102.

11. Democker J.D., Zimpfer D.G. Group approaches to psychosocial intervention in medical care (Rosenberg Self-Esteem Scale): A synthesis. Int. J. Group Psychotherapy. 1981; 31: 2: 247-260.

12. Dibb B., Ellis-Hill C., Donovan-Hall M., Burridge J., Rushton D. Exploring positive adjustment in people with spinal cord injury. J. of Health Psychol. 2013. http://eprints.soton.ac.uk/355901/VExplo-ring%20positive%20adjustment%20in%20people%20with%20spi-nal%20cord%20injury.pdf

13. Dorstyn D., Mathias J., Denson L. Efficacy of cognitive behavior therapy for the management of psychological outcomes following spinal cord injury a meta-analysis. J. of Health Psychol. 2011; 16: 2: 374-391.

14. Drum J., Knott J.E. Structuring groups for facilitating development. New York: Human Services Press, 1977.

15. Duchnick J.J., Letsch E.A., Curtiss G. Coping effectiveness training during acute rehabilitation of spinal cord injury/dysfunction: a randomized clinical trial. Rehab. Psychol. 2009; 54: 2: 123-132.

16. Dunn M., Van Horn E., Herman S.H. Social skills and spinal cord injury: A comparison of three training procedures. Behavioral Therapy. 1981; 12: 2: 153-164.

17. Elliott T.R., Godshall F.J., Herrick S.M., Witty T.E. Problem-Solving Appraisal and Psychological Adjustment Following Spinal Cord Injury. Cognitive Therapy and Research. 1991; 15: 5: 387-398.

18. Evans R.L., Halar E.M., Smith K.M. Cognitive therapy to achieve personal goals: Results of telephone group counseling with disabled adults. Arch. Phys. Med. Rehab. 1985; 66: 10: 693-696.

19. Frank R.A. Structured Group Psychotherapy for Individuals with Spinal Cord Injury. A Thesis, Oregon State University, 1992.

20. Kahan J.S., Mitchell J.M., Kemp B.J., Adkins R.H. The results of a 6-month treatment for depression on symptoms, life satisfaction, and community activities among individuals aging with a disability. Rehab. Psychol. 2006; 51: 1: 13-22.

21. Kemp B.J., Kahan J.S., Krause J.S., Adkins R.H., Nava G. Treatment of major depression in individuals with spinal cord injury. J. Spinal Cord Med. 2004; 27: 1: 22-28.

22. Kemp B., Vash C. Productivity after injury in a sample of spinal cord injured persons: A pilot study. J. of Chronic Dis. 1971; 24: 4: 259-275.

23. Kennedy P. Coping Effectively With Spinal Cord Injuries: A Group Program. Oxford University Press, Inc. 2009; 96.

24. King C., Kennedy P. Coping effectiveness training for people with spinal cord injury: preliminary results of a controlled trial. Brit. J. Clin. Psychol. 1999; 38: 1: 5-14.

25. Kriegsman K.H., Celotta B. Creative coping: A program of group counseling for women with physical disabilities. J. Rehab. 1981; 31: 1: 36-39.

26. Marini I., Rogers L. Self-Esteem Differences Among Persons With Spinal Cord Injury. Rehab. Counsel. Bull. 1995; 38: 3: 198-206.

27. Mastos M., Miller K., Eliasson A.C., Imms C. Goal-directed training: linking theories of treatment to clinical practice for improved functional activities in daily life. Clin. Rehabil. 2007; 21: 1: 47-51.

28. Miller D., Wolfe M., Spiegel M. Therapeutic groups for patients with spinal cord injuries. Arch. Phys. Med. Rehab. 1975; 56: 3: 130-135.

29. Perez M., Pilsecker C. Group psychotherapy with spinal cord injured substance abusers. Paraplegia. 1994; 32: 3:188-192.

30. Roback H.B., Raulston G., Catron D., Dengler S. Group therapy with the antisocial spinal-cord-injured patient. J. Spinal Disord. 1990; 3: 2: 183-187.

31. Roessler R., Milligan T., Ohlson A. Personal adjustment training for the spinal cord injured. Rehab. Counsel. Bull. 1976; 19: 6: 544-550.

32. Rogers D., Lee Y, Yang H. Adolescents with spinal cord injury: Indications and suggestions for recreation therapy practice. Amer. J. Recreation Therapy. 2007; 6: 1: 13-24.

33. Ryff C., Keyes C. The structure of psychological well-being revisited. J. of Personality and Social Psychol. 1995; 69: 4: 719-727.

34. Schroer B.M., Fuhrmann A., Jong-Meyer R. Systematic Motivational Counseling in Groups: Clarifying Motivational Structure during Psychotherapy. Handbook of Motivational Counseling / Ed. by W. Miles, E. Klinger. - Jonh Wiley&Sons, Ltd. 2004; 239-258.

35. Schulz R., Czaja S.J., Lustig A., Zdaniuk B., Martire L.M., Perdo-mo D. Improving the quality of life of caregivers of persons with spinal cord injury: a randomized controlled trial. Rehabilitation Psychology. 2009; 54: 1: 1-15.

36. Sheija A., Manigandan C. Efficacy of support groups for spouses of patients with spinal cord injury and its impact on their quality of life. Int. J. Rehabil. Res. 2005; 28: 4: 379-83.

37. Swati M., Orenczuk S., Hansen K. T., Aubut J-A. L., Hitzig S. L., Legassic M., Teasell R.W. An Evidence-Based Review of the Effectiveness of Cognitive Behavioral Therapy for Psychosocial Issues Post Spinal Cord Injury. Rehabil. Psychol. 2011; 56: 1: 15-25.

38. Whiteneck G.G., Charlifue S.W., Fankel H.L., Fraser M.H., Gardener B.P., Gerhart K.A., Krishman K.R., Menter R.R., Nuseibeh I., Short D.J., Silver J.R. Mortality, morbidity, and psychosocial outcomes of persons spinal cord injured more than 20 years ago. Paraplegia 1992; 30: 9: 617-630.

39. Zanca J.M., Dijkers M.P., Hsieh C.H., Heinemann A.W., Horn S.D., Smout R.J., Backus D. Group therapy utilization in inpatient spinal cord injury rehabilitation. Arch. Phys. Med. Rehabil. 2013; 94: Suppl. 4: 145-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.