Научная статья на тему 'Формы финансового обеспечения управления природоохранной деятельностью на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта'

Формы финансового обеспечения управления природоохранной деятельностью на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙТРАНСПОРТ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / FINANCE / RAIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кручинина Н.В.

Проблема совершенствования управления природоохранной деятельностью на основе внедрения наилучших доступных технологий стоит сегодня перед каждым предприятием железнодорожного транспорта Российской Федерации. В статье будет проведено исследование способов финансового обеспечения качественно нового уровня управления природоохранной деятельностью на примере предприятий инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF FINANCIAL SUPPORT ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN ENTERPRISES RAIL TRANSPORT INFRASTRUCTURE

The challenge of improving environmental management through the introduction of best available technology stands today in front of every railway company of the Russian Federation. This article will study ways to provide financial qualitatively new level of environmental management on the example of infrastructure enterprises of JSC "Russian Railways".

Текст научной работы на тему «Формы финансового обеспечения управления природоохранной деятельностью на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта»

Проблемы экономики и менеджмента

Н.В. Кручинина

канд. экон. наук, доцент, ФГБОУВПО «Московский государственный университет путей сообщения», Поволжский филиал

ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. Проблема совершенствования управления природоохранной деятельностью на основе внедрения наилучших доступных технологий стоит сегодня перед каждым предприятием железнодорожного транспорта Российской Федерации. В статье будет проведено исследование способов финансового обеспечения качественно нового уровня управления природоохранной деятельностью на примере предприятий инфраструктуры ОАО «РЖД».

Ключевые слова: управление природоохранной деятельностью, финансирование, железнодорожный транспорт.

N.V. Kruchinina, "Moscow State University of communications”, branch of the Volga

FORMS OF FINANCIAL SUPPORT ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN ENTERPRISES RAIL TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Abstract. The challenge of improving environmental management through the introduction of best available technology stands today in front of every railway company of the Russian Federation. This article will study ways to provide financial qualitatively new level of environmental management on the example of infrastructure enterprises of JSC "Russian Railways".

Keywords: environmental management, finance, rail.

При значительном износе основных производственных фондов предприятий реального сектора экономики, в том числе и предприятий инфраструктуры железнодорожного транспорта, важной задачей государства на ближайшие 5-7 лет является стимулирование поэтапного перехода на наилучшие доступные технологии. В своей программной статье В.В. Путин отметил: «Новая экономика России - это экономика постоянно обновляющихся технологий. Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза к концу десятилетия с нынешних 10,5 до 25%, то есть достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня» [1]. Если в настоящее время не стимулировать переход от природоохранных мероприятий «на конце трубы» к предотвращению и ликвидации загрязнения, то в перспективе произойдет лавинообразное нарастание объемов загрязнения окружающей среды.

Рост платежей за загрязнение окружающей среды (в пределах установленных норм) в 2 раза к 2012 году и в 8 раз к 2016 году, как предполагает проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)», приведет к росту себестоимости, и как следствие, снижению рентабельности продаж и конкурентоспособности продукции, а для ряда предприятий -и к банкротству. Кроме того, экологические риски являются серьезным лимитирующим фактором конкурентоспособности в условиях вступления Российской Федерации в

48

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ВТО, поскольку для стран Европы и США природоохранные технологии уже давно являются прибыльным бизнесом. Поэтому активизация природоохранной деятельности и переход к наилучшим доступным технологиям - необходимое условие развития предприятия, что в свою очередь, потребует организации финансирования. На решение этой важнейшей задачи и направлены предложения автора.

Возможны различные формы привлечения финансовых ресурсов на предприятия железнодорожного транспорта. Это: собственные инвестиционные средства, выпуск дополнительных облигаций, кредитные ресурсы, бюджетное финансирование, лизинговые схемы.

В 2009 году компанией ОАО «РЖД» была утверждена «Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года», в которой в качестве стратегического ориентира с учетом увеличения грузо- и пассажиропотока установлена целевая планка снижения негативного воздействия железнодорожной отрасли на окружающую среду на 70% от существующего уровня [4]. Столь кардинальные изменения в области охраны окружающей среды и снижения негативного воздействия железнодорожного транспорта могут быть достигнуты только за счет внедрения инновационных технологий и осуществления масштабных инвестиций.

ю

а

ч

а

ц

500

400

300

200

100

0

_ш_

109,4

408-

265,6

13,28

+

317,4

-349-

15,87

Т745"

+

106

120 Д- 100

3825”

80

60 ^ 40

19,12 4- 20

0

2009

2010

2011 2012 (прогноз)

I I Инвестиционна программа ОАО РЖД

I I Экологические инвестиции

—■—Ежегодный уровень индексации тарифов

Рисунок 1 - Параметры индексации тарифов на грузовые перевозки и объемы инвестиционной программы ОАО «РЖД»

В 2010 году Поручением Президента РФ, принятым по результатам работы Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации от 4.01.2010 перед государственными корпорациями и акционерными обществами с государственным участием поставлена задача разработки и реализации программ инновационного развития. Во исполнении этой задачи Компания ОАО «РЖД» актуализировала «Стратегические направления научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года» и на ее основе разработала собственную про-

№ 4 (8) - 2012

49

Проблемы экономики и менеджмента

грамму «Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года», одобренную Минэкономразвития России и утвержденную Советом директоров ОАО «РЖД» 29.11.2010. Указанные документы содержат стратегические цели в области охраны окружающей среды и программу инновационных мероприятий, среди который наиболее важными являются: совершенствование управления природоохранной деятельностью и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих экологический эффект. При этом предусматривается объем финансирования в размере 5 % от общего потока инвестиций [3] (рис. 1).

Чтобы решить заложенные в программах экологические цели и значительно сократить загрязнение окружающей среды необходимо аккумулировать значительные ресурсы, необходимые для финансирования собственных инвестиционных проектов. Одна из проблем такого способа финансирования капитальных вложений в природоохранную деятельность - существующая система тарифообразования на грузовые и пассажирские перевозки. Введение инвестиционной составляющей в грузовых тарифах ОАО «РЖД», предусмотренной как механизм реализации инвестиционных проектов, заложенный в «Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года» до сих пор не реализовано [2]. А соответственно складывается ситуация, в которой от того, насколько будет оптимизирована и минимизирована инвестиционная программа ОАО «РЖД», в том числе и в сфере охраны окружающей среды, настолько не подорожает тарифная составляющая себестоимости грузовых перевозок. В отличии от динамично развивающихся Грузовых компаний (Первой и Второй), финансирование инвестиционных проектов предприятий инфраструктуры железнодорожного транспорта является еще большей проблемой.

Одним из распространенных рыночных способов привлечения дополнительных средств является выпуск дополнительных акций или облигаций. Структура облигационных заимствований ОАО «РЖД» направлена на формирование инвестиционного портфеля облигаций с различной срочностью активов. Однако привлекаемые ресурсы направляются, прежде всего, на инвестиционные программы по обеспечение транспортной целостности, независимости, обороноспособности страны, а также реализацию транзитного потенциала Российской Федерации и погашение обязательств.

В современных условиях можно констатировать затруднение доступа к банковским кредитам и ужесточение условий выдачи кредитов корпоративным заемщикам, что связано не только с последствиями мирового финансового кризиса, но и с новыми требованиями по увеличению капитализации российских коммерческих банков до 2015 года в соответствии с Базельскими соглашениями. Так, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» к ужесточению условий выдачи кредитов корпоративным заемщикам с 2009 года прибегли 52% банков-респондентов.

В современных условиях бюджетное финансирование имеет особое значение для развития железнодорожного транспорта страны, что характерно для всех промышленно развитых стран, поскольку железнодорожный транспорт - барометр всей эконо-

50

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

мики. Российская Федерация, однако, относится к числу стран, в которых прямое бюджетное финансирование природоохранной деятельности являлось и является традиционно незначительным. А поэтому, считаем, что комплексная экономическая политика государства может обеспечить существенное увеличение инвестиций в охрану окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта. При этом способы возможного государственного финансирования могут быть совершенно разными. По мнению автора, это могут быть:

- регулирование денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия путем применения различных способов начисления амортизации;

- высвобождение от налогообложения средств, направленных на инвестирование в природоохранную деятельность, использование налоговых льгот при условии повышения эффективности природоохранной деятельности;

- предоставление государственных кредитов на внедрение наилучших доступных технологий на железнодорожном транспорте (рис 2.).

ОАО ТрансКредитБанк

I.

1

Предприятия инфраструктуры железно- |-

I дорожного транспорта i -.-.w.

: : :Экологический :

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ j :;Хфонд:йредпри-:

ятия

Поставщики и подрядчики

Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ)

Рисунок 2 - Механизм государственного кредитования внедрения НДТ на предприятиях инфраструктуры железнодорожного транспорта

Современным способом привлечения средств является лизинг, имеющий много преимуществ. Институт лизинговых отношений в РФ находится в стадии своего формирования. Но при этом решающим фактором роста внедрения наилучших доступных технологий на предприятиях железнодорожного транспорта с использованием лизинго-

№ 4 (8) - 2012

51

Проблемы экономики и менеджмента

вых схем, была бы централизация лизинговых операций с непосредственным участием ОАО «РЖД». Это позволило бы предприятиям инфраструктуры активизировать природоохранную деятельность, решив многие экологические проблемы, в частности - проблему утилизации отходов 3 класса опасности.

Рисунок 3 - Механизм использования лизинговых операций с участием ОАО «РЖД»

Таким образом, предложенные механизмы предоставления государственного кредитования и централизованных лизинговых схем с участием ОАО «РЖД» имеют особенность: реализация только при условии частичного финансирования за счет собственных источников, к которым в частности, относится экологический фонд предприятия. Последний может быть образован за счет отчислений из прибыли и амортизационных отчислений по основным средствам природоохранного назначения.

Список литературы:

1. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. 30.01.2011.

2. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008, № 887-р. www.rzd.ru

3. Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года. Утверждена Президентом ОАО «РЖД» 26.10.2010. www.rzd.ru

4. Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и на перспекти-

52

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ву до 2030 года. Утверждена Президентом ОАО «РЖД» 13.02.2009. № 293 р. www.rzd.ru

List of references:

1. Putin V.V. About our economic problems // Gazette. 30/01/2011.

2. Strategy for development of railway transport in Russia. Approved by the RF Government of 17.06.2008, № 887-p. www.rzd.ru

3. The strategy of innovative development of "Railways" for the period up to 2015. Approved by the President of JSC "RZD" 26.10.2010. www.rzd.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Environmental Strategy of JSC "RZD" for the period until 2015 and until 2030. Approved by the President of JSC "RZD" 13.02.2009. № 293 p. www.rzd.ru

О.А. Лапшова

ассистент, Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

КРАУДСОРСИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ - ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА

Аннотация. В статье рассматривается такое явление как краудсорсинг бизнес-процессов, определяющий собой новую концепцию маркетинга в современном экономическом сообществе. Краудсорсинг позволяет менеджменту при низкой себестоимости получить решения сложных задач, привлекая массы людей в совместную работу. В статье приводятся примеры использования краудсорсинга крупными компаниями и доказывается эффективность его применения.

Ключевые слова: краудсорсинг, аутсорсинг, бизнес-процессы, интернет-технологии, синтел-лектуальный краудсорсинг, маркетинг, прибыль, эффективность.

O.A. Lapshova, Volgograd State Technical University

BUSINESS PROCESSES’ CROWDSOURCING - IS ONE OF THE MODERN MARKETING CONCEPTS STRATEGY

Abstract. The article describes such phenomenon as crowdsourcing business processes, defining a new concept of marketing in the modern economic community. Crowdsourcing allows to management at a low cost to obtain the solution of complex problems, attracting masses of people to work together. The article contains examples of the crowdsourcing using by the large companies and proved the effectiveness of its application.

Keywords: crowdsourcing, outsourcing, business- processes, IT technologies, sintel-lectual crowdsourcing, marketing, profit, efficiency.

Английское слово крауд («crowd») - переводится как скопление, множество, толпа. Впервые слово «краудсорсинг», как считается, использовал в 2006 году журналист Джефф Хауи в статье «The Rise of Crowdsourcing» для журнала Wired.

Соответственно краудсорсинг - это вовлечение из социума, из массы людей в совместную работу тех, кому это интересно, и кто хочет проявить себя. Это главное отличие от аутсорсинга, при котором приглашается определенный круг профессионалов

№ 4 (8) - 2012

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.