Научная статья на тему 'Формы дошкольного образования в России'

Формы дошкольного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
985
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л.В.

В статье рассматриваются различные формы дошкольного образования в России. Представлена типология вариативных форм обеспечения доступности дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы дошкольного образования в России»

Педагогические науки

81

6. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. - М., 1989. - 104 с.: ил.

7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

8. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников: Методическое пособие / Т.А. Павлова. -М.: Школьная пресса, 2004. - 64 с.

9. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998. - 104с.

10. Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2005. - 204 с.

11. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Н.Я. Семаго // Дефектология. - 2000. -№ 1.

ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

© Семенова Л.В.*

МАДОУ д/с № 16 КГО, г. Камышлов

В статье рассматриваются различные формы дошкольного образования в России. Представлена типология вариативных форм обеспечения доступности дошкольного образования.

Ключевые слова дошкольное образование, доступность дошкольного образования.

Изменения, происходящие в обществе, ведут за собой и изменения в системе образования, начиная с дошкольного образования [5].

Прогрессивное развитие Человека и человечества, как подчеркивается во всех международных документах последних лет, может быть обеспечено за счет доступа к качественному образованию. Приоритетной задачей и провозглашенного ООН и ЮНЕСКО Десятилетия грамотности, и Десятилетия ООН по образованию для устойчивого развития является расширение образования для детей в раннем возрасте [1, с. 81].

По мнению международных специалистов и данным статистической информации Россия имеет дошкольное (в международной системе - предшкольное) образование на уровне развитых стран мира [1, с. 81].

Воспитатель.

82

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вместе с тем в последние годы в системе дошкольного образования сложились негативные тенденции. Число дошкольных учреждений сокращается в связи с резким уменьшением рождаемости [6], с 1990 г. она сократилась на 43 % [1, с. 82], но уже с 2000 г. коэффициент рождаемости снова начал расти, что привело к возникновению значительного дефицита мест в дошкольных учреждениях в большинстве регионов РФ, который до сих пор не удается ликвидировать. По прогнозам демографов, начиная с 2012 г. Россию вновь ожидает резкое падение рождаемости. Этот процесс вполне закономерен, так как в этот период родителями будут становиться поколение 1990-х «неурожайных» годов [2, с. 59]. Стремительное повышение родительской платы за содержание детей в ДОУ снижение обеспеченности детей постоянными дошкольными образовательными учреждениями. Это привело к нарушению гарантий прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи [1, с. 81]. Меняются виды ДОУ и их облик. Интенсивно стала развиваться сеть негосударственных дошкольных учреждений, дошкольное воспитание превратилось в открытую систему [2, с. 59], оперативно реагирующую на запросы родителей и общеобразовательной школы [2, с. 60]. Изменения происходят в разработке содержания, форм, методов дошкольного воспитания. Это связано с происходящей переоценкой ценностей, с изменением общественного сознания. Негативное влияние на воспитание детей оказывают: рост безработицы, выпуск продукции преимущественно зарубежного производства (резкое сокращение отечественных мультфильмов, игрушек, сексуальная пропаганда и т.д.) [5].

Дошкольное образование в России может рассматриваться как динамичное и относительно стабильное, что выражается в адаптивном и мобильном реагировании системы на изменения социальной и образовательной ситуации в стране, на запросы потребителей при сохранении самой системы [1, с. 83].

В Концепции дошкольного воспитания, утвержденной в 1989 г., был определен принципиально новый, личностно-ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в обновлении системы дошкольного образования [1, с. 82].

На организационном уровне это выразилось в смене унифицированного «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений. В попытке обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования стали создаваться учебно-воспитательные комплексы «школа - детский сад», центры или школы развития, открываться дошкольные группы на базе детских садов и начальных школ [2, с. 60].

В 1995 г. было утверждено новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), направленное на регулирование деятельности государственных, муниципальных дошкольных образовательных

Педагогические науки

83

учреждений всех видов. Разработан пакет документов, реализующих Типовое положение и включающих примерный устав ДОУ; примерный договор между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего ДОУ; примерный договор между учредителем и ДОУ. Определены примерные требования к условиям пребывания детей в ДОУ: к содержанию программ дошкольного образования, взаимодействию педагогов с детьми, к предметно-пространственной среде развития ребенка. Эти требования до сих пор выполняют роль государственного стандарта дошкольного уровня образования и являются основой объективной оценки деятельности ДОУ при их аттестации и последующей аккредитации [6].

Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений приведен в письме Министерства общего и профессионального образования РФ «О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений» [4, с. 5], в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении [3, с. 127]:

- детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др) [4, с. 5];

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции [4, с. 5] отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников [4, с. 6]; с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур [4, с. 6];

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании) [4, с. 6; 7];

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников [4, с. 6; 3, с. 128]. В центрах развития ребенка основное внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку. Приоритетными направлениями являются интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей: развитие мотивации личности к познанию и творчеству; укрепление здоровья и удовлетворение потребности детей в занятиях физкультурой и спортом [7].

Большинство детских садов являются муниципальными и (или) государственными образовательными учреждениями. Однако за последние годы появилось много частных (негосударственных) дошкольных образовательных учреждений.

84

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Если родители полагают, что для ребенка достаточно стандартного набора предлагаемых образовательных услуг, а также в случае затруднительного материального положения семьи либо по иным причинам (например, выбор ДОУ ограничен), то имеет смысл определить ребенка в государственное или муниципальное дошкольное учреждение. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. В бюджетные дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных и вынужденных переселенцев, студентов. Количество групп в таких ДОУ определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Как правило, в группах (в зависимости от вида группы) не должно содержаться более 8-20 детей.

В том случае, когда родители располагают денежными средствами, и предъявляют повышенные требования к организации учебно-воспитательного и оздоровительного процесса в детском саду и индивидуальному подходу к ребенку, стоит остановить свой выбор на негосударственном (частном) дошкольном учреждении.

Однако все перечисленные выше удобства, равно как и дополнительные образовательные и воспитательные программы, в настоящее время могут предложить на платной основе государственные и муниципальные дошкольные учреждения, которые имеют право оказывать дополнительные платные образовательные и иные услуги при условии их лицензирования. Что касается процесса воспитания и обучения, то практически в любом дошкольном учреждении за основу берется установленная законодательством основная комплексная образовательная программа. Дошкольных образовательных программ и технологий в настоящее время существует немало, это программы: «Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад-дом радости», «Золотой ключик» и другие. Все они ориентированы на должное обеспечение воспитания и раннего образования детей, развития их индивидуальных особенностей. Таким образом, совсем не обязательно искать частный детский сад, а можно воспользоваться услугами, предоставляемыми государственным или муниципальным дошкольным образовательным учреждением за отдельную дополнительную плату. В любом случае при выборе дошкольного учреждения следует заботиться об интересах ребенка, учитывая его желания, а не об удовлетворении собственных амбиций в престижности обеспечиваемого ему образовательного уровня. Тем родителям, которые предпочитают воспитывать и обучать ребенка на дому (лично или с помощью гувернеров, приходящих педагогов), стоит всерьез задуматься о том, насколько верно они поступают, принимая подобное решение. Чтобы в дальнейшем, при адаптации такого ребенка к школьной жизни, не возникло

Педагогические науки

85

проблем, рекомендуется хотя бы непродолжительное посещение детского сада. Ведь именно в дошкольном учреждении ребенок получает навыки общения со сверстниками, учится ориентироваться в группе, сопоставлять коллективные интересы со своими собственными. Все это происходит под непосредственным контролем воспитателей и педагогов. Каким бы качественным не было домашнее образование, оно не может в полной мере дать всего того, что ребенок мог бы получить, посещая детский сад [7].

Список литературы:

1. Гогоберидзе А.Г., Езопова С.А. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования (образовательные технологии и инновационная практика) // Человек и образование. - 2012. - № 4 (33). -С. 81-85.

2. Сычева Е.Б. Инфраструктура дошкольных учреждений. Испытание временем // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. -№ 2. - С. 58-60.

3. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

4. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ.-метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 320 с.

5. http://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/sovremennye-doshkolnye-uchrezhdenija.html/ (дата обращения: 08.10.14).

6. http://www.mylect.ru/pedagog/common-pedagogik/506-lect-pedagog3. html?showall=1/ (дата обращения: 08.10.14).

7. http://www.finexg.ru/tipy-obrazovatelnyx-uchrezhdenij/ (дата обращения: 08.10.14).

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1917-1991 ГГ.)

© Смирнова Т.Ю.*

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск

В данной статье представлен обобщенный результат анализа процесса развития содержания отечественного педагогического образова-

Соискатель кафедры Педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.