Научная статья на тему 'Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407. 65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»'

Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407. 65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА / ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ФОРМЫ И СРЕДСТВА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / СЕМИНАР-ИГРА / ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ / ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ / LESSON PACKET / JUVENILE OFFICER / FAMILY / FAMILY UPBRINGING / METHODS OF FAMILY UPBRINGING / FORMS AND MEANS OF FAMILY UPBRINGING / SEMINAR-GAME / GROUP FORM OF WORK / FRONTAL FORM OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна, Курипченко Юлия Игоревна

Представлена авторская методическая разработка семинарского занятия, призванная повысить заинтересованность курсантов ВУЗов МВД России в процессе обучения по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» и, как следствие, эффективность подготовки профессиональных социально-педагогических кадров по делам несовершеннолетних. Для максимального вовлечения обучающихся в работу на семинаре авторы предлагают ряд нестандартных, в том числе игровых и творчески-ориентированных, форм проведения семинарских занятий с привлечением произведений классической и современной живописи в качестве иллюстративно-обучающего материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна, Курипченко Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Social Space: Lesson Packet on Discipline ‘Theory and Methodology of Education’ for Cadets of Russian Ministry Internal Affairs’ Educational Institutions that Are Majoring in ‘Pedagogy and Psychology of Deviant Behavior’ (Specialty no. 050407.65), Subject ‘Education in the Family’

Problem of cadets’ activity during seminar remains relevant for police social-pedagogical staff. Most often during the seminar, teachers use traditional forms of organization of students’ activity when they represent prepared report. As a rule, only minority of the best-trained cadets work during such seminars. Our article presents lesson packet (training development for seminar lessons) on the subject ‘Education in the Family’ (discipline ‘Theory and Methodology of Upbringing’) among cadets of Russian Interior Ministry’s educational institutions. For our purposes, we used comprehensive basis of pedagogics and personal and social psychology. Besides, in our lesson packet, maximum activation of cadets of different level of preparedness is achieved through playing method, forms of group work, and case studies. Law enforcement officers are meant to render assistance to family in upbringing of underage children. Study of topic ‘Education in the Family’ contributes to formation of necessary common cultural and professional competences, value-oriented qualities in future juvenile officers. So, practical significance of our topic is in specifying relationship between: (i) cadets’ group and frontal types of work during seminar; (ii) competence formed in cadets and method of its formation during seminar. Novelty aspect of our training development is in a set of suggested questions on the topic classes, including theoretical and practical components. Seminar-game ‘Blitz’ that includes a number of tasks based on plots of several classic and modern paintings on the theme of family, case studies with the only correct answer and the case studies offering creative solutions, is of particular interest in our lesson packet. Participants of this game are the six small groups, differentiated learning opportunities. These are: leading group, information group and four playgroups. The leading group includes cadets who have sufficiently low academic performance (training opportunities in the discipline). Function of this group is gaming. Leading group should read the questions; follow the rules of procedure; carry out transition course of the game; put of gaming groups in the table on the class-board. Information group includes cadets with high academic performance (higher educational opportunities). Task of this group is to prepare and read out correct answer in the allotted time. At the same time it has the right to use lecture notes and other sources. Comment of playgroups’ responses is not part of its duties. Four playgroups are group of players. These are mixed group of equal for strength that are of cadets of different educational opportunities (strong, medium and weak). Rules of the game ‘Blitz’ are as follows: participants should (1) carefully to ask questions and listen; (ii) to discuss all the issues strictly within the time that the regulation assigns to it, respecting ‘code of teamwork’; (iii) to provide answers clearly, quickly and loudly; (iv) to observe discipline: do not be distracted by extraneous conversations; instantly switch from one activity to another; not contest the evaluation of results during the game. Many years'' experience in holding of seminars of such type, especially in orchestrations of class-game ‘Blitz’ on the subject ‘Education in the Family’ allows us to conclude that it is an effective tool for increasing cadets’ level of both learning material and interest to content and methodology of the seminar, as well as for improvement of psychological atmosphere during classes.

Текст научной работы на тему «Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407. 65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 12. Вып. 2 • 2016

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 12. Ausgb. 2.

Пространство пространств

Мастер - класс

Space of the Spaces / Raum der Räume

Master Class / Meisterklasse

УДК 371.334:37.013.42:376.015.3(075.8): 159.822.7/.8:159.923

Скляренко И.С.*, Курипченко Ю.И.

**

И.С. Скляренко

Ю.И. Курипченко

Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения»

тема «Воспитание в семье»

*Скляренко Инна Сергеевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, полковник полиции

ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9527-2134

E-mail: inna-s-sklyarenko@j-spacetime.com; ic-k@mail.ru

**Курипченко Юлия Игоревна, адъюнкт 2-го года обучения кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, лейтенант полиции

ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2811-001X

E-mail: yulia-i-kuripchenko@j-spacetime.com; GHart2@yandex.ru

Представлена авторская методическая разработка семинарского занятия, призванная повысить заинтересованность курсантов ВУЗов МВД России в процессе обучения по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» и, как следствие, эффективность подготовки профессиональных социально-педагогических кадров по делам несовершеннолетних. Для максимального вовлечения обучающихся в работу на семинаре авторы предлагают ряд нестандартных, в том числе игровых и творчески-ориентированных, форм проведения семинарских занятий с привлечением произведений классической и современной живописи в качестве иллюстративно-обучающего материала.

Ключевые слова: методическая разработка; инспектор по делам несовершеннолетних; семья; семейное воспитание; методы семейного воспитания; формы и средства семейного воспитания; семинар-игра; групповая форма работы; фронтальная форма работы.

1. Вводная часть разработки семинарского занятия 1.1. Актуальность темы «Воспитание в семье»

По данным Федеральной службы государственной статистики, число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии в Российской Федерации за 2015 г. составило 61 833. Главные причины делинквентного поведения несовершеннолетних кроются в семейных отношениях. Семья играет основную роль в воспитании детей и подростков, оказывает ведущее влияние наряду с воздействием со стороны школы и общества. Девиантное поведение несовершеннолетних складывается в условиях социально-неблагополучных, неполных семей, неправильного воспитания со стороны близких либо недостатка их внимания. Помочь родителям в установлении эффективных взаимоотношений с детьми, помочь несовершеннолетним, оказав влияние на родителей, плохо исполняющих свои обязанности, призван инспектор по делам несовершеннолетних.

Изучение темы «Воспитание в семье» будущими сотрудниками отделов по делам несовершеннолетних по дисциплине «Теория и методика воспитания» способствует формированию у них необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, ценностно-ориентированных качеств личности. Применение изложенного в теме материала, позволяет оказывать на несовершеннолетних и их родителей корректирующее, профилактирующее воздействие отклоняющего поведения.

1.2. Цель семинара

Цель семинара формулируется как триединая:

— дидактическая: повторение и закрепление изученного на лекции теоретического материала по теме «Воспитание в семье»;

— развивающая: формирование новых и развитие уже имеющихся общекультурных и профессиональных компетенций;

— воспитательная: воспитание ценностно-ориентированных и профессионально-значимых качеств у курсантов.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Space of the Spaces

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2. Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

1.3. Задачи семинара

Дидактические: 1) формирование умения применять теоретический материал по теме «Воспитание в семье» к практическим вопросам и ситуативным задачам;

2) формирование умения анализировать ситуацию взаимодействия детей и родителей с точки зрения эффективности видов, форм, методов и средств семейного воспитания, что соотносится с формированием общекультурных и профессиональных компетенций из ФГОС по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» — индексы компетенции ОК-7, ОК-14, ПК-4, ПК-10, ПК-15, ПК-16 (см. табл. 1);

Развивающие: 1) активизация познавательной деятельности курсантов путем групповой работы, посредством коллективного нахождения ответов на вопросы и решения ситуативных задач;

2) развитие способности быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей задачи;

3) развитие способности устанавливать личные контакты и обмениваться информацией;

4) развитие способности ясно, кратко, убедительно излагать мысль, отстаивать свою позицию, что соотносится с формированием общекультурных и профессиональных компетенций из ФГОС — индексы компетенции ОК-5, ОК-7, ОК-9, ОК-14, ПК-16 (см. табл. 1);

Воспитательные: воспитание у курсантов 1) ценностно-ориентированных качеств личности, таких как гуманность, толерантность, уважение к родителям, положительное отношение к семье,

2) профессионально-значимых качеств личности, таких как законность, нравственно-правовая устойчивость, ответственность за принятое решение, что соотносится с формированием общекультурных и профессиональных компетенций из ФГОС — индексы компетенции ОК-7, ПК-4, ПК-16 (см. табл. 1).

Таблица 1

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Теория и методика воспитания», соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Индекс компетенции Формулировка компетенции Способы формирования компетенции на семинарском занятии

ОК-5 способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности формируется в процессе работы внутри группы в процессе обсуждения ответа на вопрос и решения ситуативной задачи

ОК-7 способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, креативно мыслить, творчески решать профессиональные задачи формируется в процессе ответа от имени группы, представления группового решения

ОК-9 способность осуществлять устную и письменную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии формируется в процессе групповой деятельности, когда возникает необходимость отстаивания своей позиции при совместном решении вопроса

ОК-14 способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации. у информационной группы формируется в процессе поиска правильного решения в конспекте, в учебнике или другом источнике

В воспитательной (социально-педагогической) деятельности

ПК-4 способность разрабатывать и использовать средства социально-педагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром; осуществлять коррекцию воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной, формировать сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков формируется в процесс закрепления изученного материала, ответов на вопросы в ходе семинара-игры «Блиц» (вопросы №№ 1, 3, 9, 10, 11, 12, 13, 21, 22, 25, 27, 32, 34, 35, 36, 39, 40)

В диагностико-коррекционной деятельности

ПК-10 способность устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребёнка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях формируется в процесс закрепления изученного материала, ответов на вопросы в ходе семинара-игры «Блиц» (вопросы №№ 2, 4, 20, 23, 44)

В правоохранительной деятельности

ПК-15 способность выявлять лиц, совершающих в отношении несовершеннолетних противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних; в установленном порядке вносить предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством формируется в процесс закрепления изученного материала, ответов на вопросы в ходе семинара-игры «Блиц» (вопросы №№ 8, 19, 26, 31)

ПК-16 способность проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, а также в отношении родителей или законных представителей таковых, не исполняющих свои обязанности по их обучению, воспитанию, содержанию, отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними: осуществлять мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних; взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних формируется в процесс закрепления изученного материала, ответов на вопросы в ходе семинара-игры «Блиц» (вопросы №№ 6, 7, 14, 15, 16, 17, 18, 24, 24, 28, 29, 30, 33, 37, 38, 41, 42)

Мастер-класс

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Space of the Spaces

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 12. Ausgb. 2. Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

1.4. Междисциплинарные связи

Тема «Воспитание в семье», рассматриваемая на семинаре, связана как с темами уже изученных дисциплин, например, «Общая педагогика», раздел «Воспитание», так и с темами дисциплин, которые курсантам только предстоит изучить — «Социальная педагогика», «Коррекционная педагогика», «Методика и технология работы социального педагога». Можно с уверенностью констатировать, что обозначенная тема красной нитью проходит через важнейшие дисциплины в подготовки специалиста и является их связующим звеном. Усвоение, таких важнейших понятий данной темы как «семья», «семейное воспитание», «методы семейного воспитания», «формы и средства семейного воспитания» станут залогом правильного понимания значения семьи в социализации несовершеннолетнего и роли социального педагога, инспектора отдела по делам несовершеннолетних во взаимодействии с семьей для формирования достойных граждан нашего общества.

1.5. Вид семинарского занятия

Семинар-игра «Блиц» (см. подробнее разделы 2.3 и 2.4).

1.6. Модель семинарского занятия

ГР ^ ФР — многократный цикл перехода групповой работы во фронтальное обсуждение решений.

1.7. Оборудование и дидактический материал

1. Мультимедийный проектор.

2. Карточки с номерами вопросов.

3. Лист-вопросник.

4. Секундомер или часы с секундной стрелкой.

5. Листы — черновики для групп, находящихся в игровом поле.

1.8. Круг вопросов семинарского занятия

1. Социальные функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная.

2. Принципы воспитания в семье: полной структуры семьи; меры в воспитании; личного примера родителей; организации уклада, образа жизни семьи.

3. Цели и задачи семейного воспитания.

4. Методы семейного воспитания: дисциплинированность; развитие самостоятельности; приучение к труду; просьба, пример, помощь (подсказка), требование, принуждение, наказание (задержка развлечения, задержка карманных денег, запрещение гулять) и поощрение

5. Распространенные и малораспространенные методы семейного воспитания.

6. Роль семьи в воспитании детей.

7. Ложный родительский авторитет как барьер для взаимопонимания между родителями и детьми.

8. Режим как условие эффективного воспитания детей в семье и средство дисциплинирования.

9. Семейный уклад как средство воспитания в семье.

10.Помощь родителей детям в налаживании их отношений со сверстниками.

11.Влияние отношений между разными поколениями в семье на ребенка.

12.Формы взаимодействия между школой, семьей и инспектором ПДН: массовые (собрания, лектории, опросы), групповые (семейный клуб, «материнская» школа, тренинг), индивидуальные (патронаж, посещение семей, индивидуальные встречи с родителями, индивидуальные поручения родителям, консультирование, психолого-педагогический консилиум).

1.9. Схема расположения мебели в аудитории и размещение групп

Доска

Информационная группа 6-я

2-я

Ведущая группа 5-я

1-я

*- Игровое поле

Стол преподавателя

Мастер-класс

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Space of the Spaces

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2. Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

2. Практическая часть разработки семинарского занятия

2.1. План семинара

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представим ход семинарского занятия в виде плана-сетки, в котором указаны: этап занятия, ход проведения конкретного этапа, отведенное время на вид деятельности, формы организации деятельности курсантов на этапе и методические указания (табл. 2).

Таблица 2

План-сетка семинарского занятия

Этап Ход проведения Время Формы работы Методические указания

Начальный 1.Принятие рапорта. 2.Проверка присутствующих 3.Объявление темы, цели и хода проведения занятия 4. Деление курсантов на 6 малых групп (ведущая группа, информационная группа и 4 игровые группы) 5 мин. ФР

Основной 1. Организационный момент — объяснение: 1) функций каждой группе 2) ход игры 3) правила игры 2. Игра «Блиц» 10 мин 70 мин ФР ГР ФР Преподаватель объясняет курсантам функции каждой группы, ход и правила игры «Блиц» Ведущая группа выбирает карточку с номером вопроса и зачитывает вопрос Игровые группы готовят ответы на вопросы и представляют их Информационная группа готовит ответы на вопросы используя лекции и другую литературу

Заключительный 1. Подведение итогов игры «Блиц» и по занятию в целом 2. Принятие рапорта 5 мин. ФР Выставление оценок

2.2. Количество, комплектование и функции малых групп

В семинаре принимают участие шесть малых групп, дифференцированных по учебным возможностям: ведущая группа, информационная группа и четыре игровые группы.

Ведущая группа состоит из курсантов, имеющих достаточно низкую успеваемость (учебные возможности по данной дисциплине). Функции этой группы — ведение игры. Группа должна зачитывать вопросы; следить за регламентом, осуществлять переход хода, выставлять результаты в таблицу.

Информационная группа состоит из курсантов, имеющих высокую успеваемость (высокие учебные возможности). Задача этой группы — в отведенное регламентом время приготовить и зачитать правильный ответ. При этом информационная группа имеет право использовать конспекты лекций и другую литературу. Комментарий ответов игровых групп не входит в ее обязанности.

Четыре игровые группы — группы-игроки. Это равные по силам группы из курсантов разных учебных возможностей — сильных, средних, слабых.

2.3. Ход игры «Блиц»

На столе перед ведущей группой разложены карточки с номерами вопросов. Один из членов этой группы выбирая карточку, концентрирует внимание всех игроков и называет номер вопроса. Звучит это примерно так:

«Внимание! Вопрос № 7, для группы 1».

Его товарищ по группе зачитывает условие вопроса из листа-вопросника. Одновременно вопрос, ситуативная задача или репродукция картины воспроизводится на сладе, дублируя речь, с помощью мультимедийного проектора для зрительного восприятия задания. Время на обдумывание устанавливает ведущая группа, учитывая сложность вопроса, и объявляет всем регламент.

На вопросы предлагается отвечать поочередно 1-й, 2-й, 3-й и 4-й группам. Однако если группа не может дать ответ на предназначающийся ей вопрос, то ведущая группа осуществляет «переход хода», и слово предоставляется любой другой группе, по выбору ведущей.

После правильного выступления группы игроков в работу включается информационная группа со словами: «Внимание! Правильный ответ!...»

Сравнивая ответы игроков и информаторов, ведущая группа оценивает работу отвечающей группы и заносит результаты в таблицу на доске.

По мере необходимости преподаватель вмешивается в ход игры. Обычно это происходит в том случае, если информационная группа допускает ошибки или ведущая группа дает явно необъективные оценки.

2.4. Правила игры «Блиц»

1. Вопросы задавать и выслушивать внимательно.

2. Обсуждение проводить в строго отведенное регламентом время, соблюдая «кодекс групповой работы».

3. Ответы давать четко, быстро, громко.

4. Соблюдать дисциплину: не отвлекаться на посторонние разговоры; мгновенно переключаться с одного вида деятельности на другой; не оспаривать оценку результатов во время игры.

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России,

обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Space of the Spaces

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2. Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

2.5. Оценка результатов проведения семинара

За верный ответ группа получает 1 балл; за ответ с недочетом — 0,5 балла; за существенное дополнение к ответу — 0,5 балла.

Работу ведущей и информационной групп оценивает преподаватель совместно с игроками. В оценке ведущей группы учитывается: слаженность, быстрота ориентации и четкость, принципиальность в руководстве игрой. В оценке информационной группы учитывается скорость нахождения ответов, их качество и правильность, владение материалом, точность формулировок, активность каждого члена группы. Кроме того, в оценку каждой группы входит бал за дисциплинированность — способность одновременного переключения с одного вида деятельности на другой.

Баллы по каждому из вопросов и общий результат оценки работы групп заносятся в таблицу результатов на доске (табл. 3).

Таблица 3

Оценка работы групп на семинаре, выносимая на доску

№ группы № вопроса / балл № вопроса / балл № вопроса / балл Балл за дисциплину Общий балл

1.

2.

3.

4.

5.

6.

2.6. Вопросы и задания к «Блицу» по теме семинара

1. По каким причинам происходит отчуждение детей и подростков от семьи?

2. Какие существуют социальные функции у семьи?

3. Что подразумевается под сотрудничеством семьи и школы?

4. Какие выделяют принципы воспитания в семье?

5. Каковы условия воспитания в семье?

6. Какое значение имеет авторитет родителей для ребенка?

7. В чем смысл организации режима в семье?

8. В чем заключается смысл рационального удовлетворения потребностей членов семьи?

9. Какие существуют методы развития в семье дисциплинированности?

10. Какие существуют методы развития в семье самостоятельности?

11. Какие существуют методы развития в семье трудолюбия?

12. Когда и как использовать поощрение как метод семейного воспитания?

13. Когда и как использовать наказание как метод семейного воспитания?

14. Какие существуют средства семейного воспитания?

15. Какова смысловая нагрузка режима как средства дисциплинирования?

16. Чем отличатся требование от распоряжения?

17. Какие отличительные особенности у привлечения и принуждения?

18. Что означает способность ориентировки как мера активности и тормозов?

19. Каковы возможности вмешательства родителей в жизнь ребенка?

20. Какое значение имеет игра в семье?

21. Каково значение домашней работы для детей и как правильно ее организовать?

22. Каково значение поручений для детей и как правильно их давать?

23. Какие существуют формы взаимодействия между школой, семьей и инспекцией по делам несовершеннолетних?

24. Рассмотрим ситуацию:

Девятилетний Миша в последнее время плохо слушал бабушку, которая присматривала за ним и его пятилетней сестренкой, пока родители были на работе. Он не хотел делать уроки и выполнять бабушкины поручения. Как-то вечером папа зашел к Мише в комнату, подозвал к себе и сказал: «Сын, я должен уехать в командировку и прошу тебя как мужчину контролировать ситуацию в доме. Помочь бабушке присмотреть за сестрой, помочь маме по хозяйству, не забывать про свои уроки. Справишься? Иначе мне придется отказаться от важной работы». Миша проникся серьезностью ситуации и заверил отца, что сможет. По приезду главы семейства мама и бабушка очень хвалили Мишу как незаменимого помощника хорошего ученика.

Вопрос: какой метод воспитания использовал родитель?

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России,

обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2.

Space of the Spaces Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

25. Рассмотрим ситуацию:

Валера, двенадцатилетний подросток, с некоторых пор стал обманывать родителей, завышая свои школьные успехи. Узнав о лжи, отец отлупил мальчика ремнем и запретил на месяц гулять с приятелями.

Вопросы: какие методы воспитания использовал родитель? Какие из этих методов являются приемлемыми?

26. Рассмотрим ситуацию:

Визуальное наблюдение показало, что десятилетний Коля и восьмилетняя Надя Бубновы приходят в школу не опрятные, одеты не по погоде, у них отсутствуют в достаточном количестве школьные принадлежности. Дети часто просят учителя покормить их в школьной столовой, объясняя, что не покушали дома. Социальный педагог школы, инспектор ПДН и классный руководитель посетили семью Бубновых. Выяснилось, что отец семейства 6 месяцев не работает, мать уехала на заработки. В квартире, где проживает семья, очень грязно и нет продуктов питания.

Вопрос: какие функции семьи не выполняются?

27. Рассмотрим ситуацию:

На родительском собрании учитель литературы 7 класса сказала родителям, что дети почти не читают художественных книг и это плохо сказывается на их грамотности. Многие родители подтвердили предположения учителя и задали вопрос, что же с этим делать. Тогда учитель спросила: «А кто из вас, уважаемые родители, сейчас читает какую-нибудь художественную книгу?». В классе робко поднялись две руки. Учитель сказала: «Чтобы приучить детей к чтению, нужно читать самим, делиться чувствами о прочитанном, обсуждать прочитанное».

Вопрос: о каком принципе воспитания в семье говорится в ситуации?

28. Рассмотрим ситуацию:

Мама заметила, что за последний месяц у дочери снизилась успеваемость. На вопрос мамы, почему девочка стала получать плохие оценки, одиннадцатилетняя Марина сказала, что перестала успевать делать уроки после того, как стала заниматься в танцевальной студии. Тогда мама предложила девочке принести лист бумаги и цветные карандаши. Вместе они составили режим дня по часам и повесили его над столом Марины. Через неделю уже были заметны результаты, ситуация в учебе улучшилась. Девочка была очень довольна.

Вопрос: какое воспитательное средство использовал родитель?

29. Рассмотрим ситуацию:

Родители пятиклассника Вани постоянно на работе. Мальчик сам должен проснуться и собраться в школу после того как родители уже ушли на работу. Возвращаются они с работы часто уже тогда, когда Ваня должен спать. Мальчик предоставлен сам себе. Он неоднократно прогуливал школу, потому что просыпал. После уроков ему не хочется идти в пустую квартиру, и он слоняется по двору. В последнее время его стали видеть в компании старших подростков у гаражей.

Вопрос: какой тип неправильного семейного воспитания описан в ситуации?

30. Рассмотрим ситуацию:

Мама восьмиклассницы Оли старается быть в курсе дел, настроения, самочувствия дочери. Она звонит девочке, спрашивая, дошла ли дочь до школы. После первого урока она звонит, чтобы узнать как прошёл этот урок и что девочка получила. На большой перемене мама, позвонив, спрашивает, что Оля покушала. После урока физкультуры мама обязательно звонит, чтобы спросить, не подвернула ли Оля ногу. Регулярно, три раза в неделю мама Оли встречается с учителями для контроля учёбы девочки. Оля нечасто встречается с подругами, но если её всё же отпустили погулять на пару часов, то мама позвонит не менее трёх раз, чтобы поинтересоваться, всё ли в порядке.

Вопрос: какой тип неправильного семейного воспитания описан в ситуации?

31. Рассмотрим ситуацию:

Учительница заметила, десятилетняя Света пришла в школу с опухшим лицом. В разговоре с девочкой выяснилось, что папа пришел с работы и стал кричать на маму. Света ее защищала, сказала отцу, что он плохой. Тогда он ударил девочку по лицу и выгнал из комнаты. Девочка испугалась за маму, стала кричать. Отец избил ее.

Вопрос: какой тип неправильного семейного воспитания описан в ситуации?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Рассмотрим ситуацию:

К инспектору по делам несовершеннолетних (ПДН) обратилась бабушка, являющаяся опекуном несовершеннолетней девочки. Она утверждала, что её внучка попала в плохую компанию к подросткам, состоящим на учёте в отделе участковых уполномоченных полиции (ОУУП) ПНД. Бабушка просит предпринять меры, так как девочка её не слушает.

Вопрос: какие формы взаимодействия между школой, семьей и инспектором ПДН можно использовать в этой ситуации?

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России,

обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2.

Space of the Spaces Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России,

обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

33. Рассмотрим ситуацию:

Гале никогда ни в чём не отказывали, несмотря на то, что у неё есть ещё старший брат и младшая сестра. Родители всегда угождали Гале, вспоминая ситуацию, когда в четыре года с ней случилась истерика. Причиной послужило то, что родители отказались покупать ей понравившуюся куклу. Дочь пришлось долго успокаивать. С тех пор стоит Гале что-то попросить, родители тут же исполняют просьбу, желая предотвратить всплеск эмоций, порой в ущерб двум другим детям.

Вопрос: какую типичную ошибку совершают родители Гали в воспитании дочери?

34. Предложите способы решения проблемы, которые можно посоветовать родителям в следующей ситуации:

Старшеклассница прогуляла занятия, в качестве оправдания назвала домашний скандал, вызванный разводом родителей. Прояснение ситуации у родителей повергло взрослых в изумление, развод оказался плодом фантазии девушки.

35. Предложите способы решения проблемы, которые можно посоветовать родителям в следующей ситуации:

Тринадцатилетняя девочка требует у родителей покупать ей дорогую одежду. Она периодически шантажирует их тем, что не будет ходить в школу или уйдет из дома.

36. Предложите способы решения проблемы, которые можно посоветовать родителям в следующей ситуации:

Мальчик-подросток с некоторых пор начал говорить родителям неправду, существенно завышая свои школьные успехи.

37. Какой метод семейного воспитания отражен на картине Ф. Решетникова «Опять двойка»?

Опять двойка. Художник Фёдор Павлович Решетников. 1952.

38. Какой метод семейного воспитания отражен на картине А. Корзухина «Перед исповедью»?

Перед исповедью. Художник Алексей Иванович Корзухин. 1876-1877.

Мастер-класс

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2.

Space of the Spaces Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России,

обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

39. Какой метод семейного воспитания отражен на картине А. Корзухина «Возвращение из города»?

Возвращение из города. Художник Алексей Иванович Корзухин. 1870.

40. Какие условия воспитания в семье отражены на картине Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы»?

Прибыл на каникулы. Художник Фёдор Павлович Решетников. 1948.

41. Какие задачи семейного воспитания отражены на картине А. Пластова «Жатва»? (см. приложение 4)

Жатва. Художник Аркадий Александрович Пластов. 1945.

Мастер-класс

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2.

Space of the Spaces Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России,

обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

42. Какие принципы семейного воспитания отражены на картине В.С. Баюскина «За обедом»?

За обедом. Художник Степанович Баюскин. 1950.

Василий

43. Какой метод семейного воспитания отражен на картине К.В. Лемоха «Где болтались?»?

Где болтались? Художник Кирилл Викентьевич Лемох. 1897.

44. Как проблемы, отраженные на картине К.В. Лемоха «Пьяный муж», сказываются на функциях семьи?

Пьяный муж. Художник Кирилл Викентьевич Лемох. 1894.

Мастер-класс

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Space of the Spaces

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2. Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия

по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

3. Заключительная часть разработки семинарского занятия 3.1. Методическое обоснование семинарского занятия

В рамках дисциплины «Теория и методика воспитания» тема «Воспитания в семье» относится к одной из важнейших, несмотря на то, что в предусмотренной программе она является завершающей. Содержательная составляющая темы заключается в определении понятия семьи, ее социального статуса и функций, принципов и условий семейного воспитания, форм, методов и средств воспитания в семье.

Как известно, семья играет основную роль в воспитании несовершеннолетних, является опорой человека на протяжении всей жизни. Однако семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Отрицательный авторитет родителей приводит к неправильным типам семейного воспитания (безнадзорности, бесконтрольности, гиперопёке, «жёсткому воспитанию» и др.) способствует формированию отрицательных личностных качеств и девиантного поведения несовершеннолетних.

Изучение на лекции теоретических аспектов темы «Воспитание в семье» и последующее закрепление усвоенного материала на семинарском занятии крайне важно для будущих сотрудников отделов ПДН. Обозначенная тема будет способствовать формированию необходимых в служебной деятельности общекультурных и профессиональных компетенций.

Усвоение категориального аппарата темы позволит применить теоретические положения в практических ситуациях, поможет в оказании профилактического и корректирующего воздействия, как на несовершеннолетних, так и на их родителей.

Предложенное семинарское занятие в графике последовательности прохождения дисциплины находится между лекционным и практическим занятием, с учетом этого расположения моделируется его целевая установка. С одной стороны, данное семинарское занятие направлено на закрепление усвоенного лекционного материала, с другой стороны, оно должно подготовить курсантов к практическому занятию, на котором необходимо произвести непосредственное преломление теории к наиболее распространённым практическим ситуациям. Поэтому данный семинар должен охватывать как воспроизведение теоретических аспектов темы, так и первичное их интегрирование в практику.

Для того чтобы реализовать поставленные цели, мы выбрали проведение семинара в виде игры «Блиц», с использованием групповой формы организации деятельности курсантов.

Выделим основные педагогические, психологические и методические характеристики семинара-игры. Семинар-игра — такой вид семинарских занятий, который побуждает желание активно включиться в групповой процесс учения, побуждает заинтересованность, приводящую в движение естественные порывы страсти.

Однако следует иметь в виду, что чрезмерная эмоциональность может захлестнуть стремление к познанию и вылиться в негативное поведение. Поэтому необходимо всегда применять оптимальный уровень эмоционального воздействия. Так, реализуя в групповой работе взаимообучение посредством информирования курсантами друг друга, преподавателю нужно чутко улавливать настроение аудитории, умело управлять процессом обмена знаниями и опытом, направляя его в конструктивное русло.

Отличительными особенностями се м и н а р а - и гр ы являются:

— характер состязательности, приводящей к высокой эмоциональности;

— простота в организации;

— целевые установки;

— определенные правила игры.

В содержание се м и н а р а - и гр ы уже включены образовательные задачи. Обычно это повторение и закрепление материала темы; создание условия для усвоения базового уровня учебного материала всеми категориями курсантов (сильными, средними, слабыми) по учебным возможностям; формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальным размышлением; обучение применению знаний в новой ситуации; развитие умения кратко и быстро излагать свою позицию.

Еще одна важная особенность семинара-игры — его занимательность. Не тривиальность, не шаблонность, а нечто интересное, неожиданное, загадка, способное занять внимание обучающихся всех без исключения. В то же время преподавателю необходимо помнить, что занимательная форма семинаров-игр не должна заслонять, тем более подменять собой серьезное отношение курсантов к содержанию занятий: «...занимательность не имеет ничего общего с развлекательностью...» [Энциклопедия профессионального образования... 1998, с. 471]. (Эту же идею развивает в своих знаменитых книгах о занимательных науках Я.И. Перельман, придерживаются таких представлений и его современные издатели, и исследователи его творчества — см. [Перельман 1982, 1993, 2009; Мишкевич 1986]).

Поэтому при подготовке таких семинаров важно сосредоточить внимание на отборе материала, включив его теоретические и практические аспекты, различные виды деятельности (разнообразные вопросы, задачи, аналитические задания и др.). На представленном семинаре вопросный блок охватывает 44 задания, в которые входят:

— теоретические вопросы, предполагающие единственно правильный ответ;

— теоретические вопросы с практической направленностью;

— вопросы на размышление, допускающие творческое видение в решении;

— задачи-ситуации с единственным правильным ответом и задачи-ситуации, допускающие творческое видение в решении проблемы;

— задачи по картинам отечественных художников.

Мастер-класс

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Space of the Spaces

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2. Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия

по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

Показателями, демонстрирующими эффективность представленного в методической разработке занятия, являются:

— высокий уровень усвоения материала курсантами по данной теме;

— высокий уровень активности познавательной деятельности всех категорий курсантов (сильных, средних, слабых).

Многолетний практический опыт проведения подобного рода семинаров и, конкретно предлагаемого се м и н а р а - и гр ы «Блиц» по теме «Воспитание в семье», в целом характеризуется благоприятной психологической атмосферой на занятии, наблюдающимся интересом к содержанию темы и методике проведения семинара со стороны курсантов.

4. Приложение 1.

Ответы к ситуативным задачам (задания 24—33 игры «Блиц»)

Задание 24

Девятилетний Миша в последнее время плохо слушал бабушку, которая присматривала за ним и его пятилетней сестренкой, пока родители были на работе. Он не хотел делать уроки и выполнять бабушкины поручения. Как-то вечером папа зашел к Мише в комнату, подозвал к себе и сказал: «Сын, я должен уехать в командировку и прошу тебя, как мужчину, контролировать ситуацию в доме. Помочь бабушке присмотреть за сестрой, помочь маме по хозяйству, не забывать про свои уроки. Справишься? Иначе, мне придется отказаться от важной работы». Миша проникся серьезностью ситуации и заверил отца, что сможет. По приезду главы семейства мама и бабушка очень хвалили Мишу как незаменимого помощника хорошего ученика.

Вопрос. Какой метод воспитания использовал родитель?

Ответ: просьба.

Задание 25

Валера, двенадцатилетний подросток, с некоторых пор стал обманывать родителей, завышая свои школьные успехи. Узнав о лжи, отец отлупил мальчика ремнем и запретил на месяц гулять с приятелями.

Вопрос. Какие методы воспитания использовал родитель? Какие из них являются приемлемыми?

Ответ: физическое наказание (не допустимый метод), запрет развлечений (допустимый метод).

Задание 26

Визуальное наблюдение показало, что десятилетний Коля и восьмилетняя Надя Бубновы приходят в школу не опрятные, одеты не по погоде, у них отсутствуют в достаточном количестве школьные принадлежности. Дети часто просят учителя покормить их в школьной столовой, объясняя, что не покушали дома. Социальный педагог школы, инспектор ПДН и классный руководитель посетили семью Бубновых. Выяснилось, что отец семейства 6 месяцев не работает, мать уехала на заработки. В квартире, где проживает семья, очень грязно и нет продуктов питания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. Какие функции семьи не выполняются?

Ответ: хозяйственно-бытовая, экономическая.

Задание 27

На родительском собрании учитель литературы 7 класса сказала родителям, что дети почти не читают художественных книг и это плохо сказывается на их грамотности. Многие родители подтвердили предположения учителя и задали вопрос, что же с этим делать. Тогда учитель спросила: «А кто из вас, уважаемые родители, сейчас читает какую-нибудь художественную книгу?». В классе робко поднялись две руки. Учитель сказала: «Чтобы приучить детей к чтению, нужно читать самим, делиться чувствами о прочитанном, обсуждать прочитанное».

Вопрос. О каком принципе воспитания в семье говорится в ситуации? Ответ: принцип личного примера.

Задание 28

Мама заметила, что за последний месяц у дочери снизилась успеваемость. На вопрос мамы, почему девочка стала получать плохие оценки, одиннадцатилетняя Марина сказала, что перестала успевать делать уроки, после того, как стала заниматься в танцевальной студии. Тогда мама предложила девочке принести лист бумаги и цветные карандаши. Вместе они составили режим дня по часам и повесили его над столом Марины. Через неделю уже были заметны результаты, ситуация в учебе улучшилась. Девочка была очень довольна.

Вопрос. Какое воспитательное средство использовал родитель?

Ответ: режим.

Задание 29

Родители пятиклассника Вани постоянно на работе. Мальчик сам должен проснуться и собраться в школу после того как родители уже ушли на работу. Возвращаются они с работы часто уже тогда, когда Ваня должен спать. Мальчик предоставлен сам себе. Он неоднократно прогуливал школу, потому что просыпал. После уроков ему не хочется идти в пустую квартиру, и он слоняется по двору. В последнее время его стали видеть в компании старших подростков у гаражей.

Вопрос. Какой тип неправильного семейного воспитания описан в ситуации?

Ответ: безнадзорность, бесконтрольность.

Мастер-класс

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Space of the Spaces

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2. Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия

по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

Задание 30

Мама восьмиклассницы Оли старается быть в курсе дел, настроения, самочувствия дочери. Она звонит девочке, спрашивая, дошла ли дочь до школы. После первого урока она звонит, чтобы узнать как прошел этот урок и что девочка получила. На большой перемене позвонив, мама спрашивает, что Оля покушала. После урока физкультуры мама обязательно звонит, чтобы спросить, не подвернула ли Оля ногу. Регулярно, три раза в неделю мама Оли встречается с учителями для контроля учебы девочки. Оля нечасто встречается с подругами, но если ее все же отпустили погулять на пару часов, то мама позвонит не менее трех раз, чтобы поинтересоваться, все ли в порядке.

Вопрос. Какой тип неправильного семейного воспитания описан в ситуации?

Ответ: гиперопека.

Задание 31

Учительница заметила, десятилетняя Света пришла в школу с опухшим лицом. В разговоре с девочкой выяснилось, что папа пришел с работы и стал кричать на маму. Света ее защищала, сказала отцу, что он плохой. Тогда он ударил девочку по лицу и выгнал из комнаты. Девочка испугалась за маму, стала кричать. Отец избил ее.

Вопрос. Какой тип неправильного семейного воспитания описан в ситуации? Ответ: синдром опасного обращения с детьми.

Задание 32

К инспектору ПДН обратилась бабушка, являющаяся опекуном несовершеннолетней девочки. Она утверждала, что её внучка попала в плохую компанию к подросткам, состоящим на учёте в отделе УУП ПДН. Бабушка просит предпринять меры, девочка ее не слушает.

Вопрос. Какие формы взаимодействия между школой, семьей и инспектором ПДН можно использовать в этой ситуации?

Ответ: профилактическая беседа с девочкой; консультирование бабушки социальным педагогом и психологом о методах эффективного воздействия; патронаж.

Задание 33

Гале никогда ни в чём не отказывали, несмотря на то, что у неё есть ещё старший брат и младшая сестра. Родители всегда угождали Гале, вспоминая ситуацию, когда в четыре года с ней случилась истерика. Причиной послужило то, что родители отказались покупать ей понравившуюся куклу. Дочь пришлось долго успокаивать. С тех пор, стоит Гале что-то попросить, родители тут же исполняют просьбу, желая предотвратить всплеск эмоций, порой в ущерб двум другим детям.

Вопрос. Какую типичную ошибку совершают родители Гали в воспитании дочери?

Ответ: нерациональное удовлетворение потребностей членов семьи, формирование эгоцентрических чувств.

5. Литература к семинарскому занятию Основная литература

1. Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания: учебное пособие. Саратов: Научная книга,

2012. 159 с.

2. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего

профессионального образования. М.: Академия, 2012. 256 с.

3. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. М.: Юрайт, 2012. 314 с.

4. Канке В.А. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 297 с.

5. Марилов С.В., Попов А.П. Девиантное поведение несовершеннолетних : происхождение и практика: Учеб. пособие.

Домодедово: ВИПК МВД России. 2006. 112 с.

6. Мариновская И.Д., Скляренко И.С. Теория и методика воспитания: Курс лекций. М.: МосУ МВД России, 2013. 153 с.

7. Мишкевич Г.И. Доктор занимательных наук: Жизнь и творчество Якова Исидоровича Перельмана. М.: Знание, 1986 192 с.

8. Перельман Я.И. Большая книга занимательных наук / Сост. Д.А. Гусев. М.: АСТ, АСТ Москва, Астрель, 2009. 287 с.

9. Перельман Я.И. Занимательная математика. Математические рассказы и очерки. М.: МГИК, 1993. 288 с.

10. Перельман Я.И. Занимательная физика. В 2 кн. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы,

1982. Кн. 1. 128 с.; Кн 2. 108 с.

11. Руденко А.М. Самыгин С.И., Васьков М.А., Солонина В.П., Тугуз Ф.К. Методика воспитательной работы / Под ред.

А.М. Руденко. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 283 с.

12. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб,

заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 336с.

13. Сумина Т.Г. Методика воспитательной работы: Учебник для студентов учреждений высшего образования. М.: Акаде-

мия, 2014. 192 с.

14. Францева В.О. Причины и факторы, влияющие на формирование девиантного поведения детей разных возрастных

групп. Ставрополь: Ставропольская государственная медицинская академия, 2010. 167 с.

15. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. М.: Академия профессионального

образования, 1998. 1784 с. [Электронный ресурс] // Сайт академика РАО А.М. Новикова. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/dict/epo.pdf.

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России,

обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Space of the Spaces

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2. Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

Дополнительная литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы [Электронный ре-

сурс] / / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: http: / / минобрнауки.РФ/новости/2712.

2. Габдуллина Л.И., Уразбахтина Э.М. Деловая игра как эффективный метод обучения / / Современные научные иссле-

дования и инновации. 2015. № 2 (46). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/ 2015/02/47649.

3. Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие.

М., Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; НПО «МОДЭК», 2006. 288 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Самая важная книга для родителей. М.: АСТ, 2014. 752 с.

5. Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. посо-

бие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 336 с.

6. Крылова М.Н., Ворошилова О.Н. Деловая игра на практических занятиях по правоведению / / Политика, государство

и право. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2014/03/1426.

7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка. СПб.: Лениздат, 2014. 224 с.

8. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: ИТРК, 2014. 568 с.

9. Максимов А.М. Песталоцци XXI. Книга для умных родителей. СПб.: Питер, 2015. 480 с.

10. Матушкина С.Е. Эффективные формы и приемы работы с семьёй: родительские собрания. М.: Учитель, 2015. 125 с.

11. Новиков А..М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 2010. 208 с.

12. Ортикбаев Д.О., Уста-Азизова Д.А. Организация и технология учебной деятельности [Электронный ресурс] // Со-

временная педагогика. 2014. № 4. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2270.

13. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 368 с.

14. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Юрайт; 2011. 502 с.

15. Сатаненко В.А., Рабцевич А.А. Деловые игры как один из методов в подготовке студентов по экономическим

дисциплинам / / Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/48871.

16. Скляренко И.С. Педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов ВУЗов

МВД России. Дисс. ... д. пед. н. М., 2014. 531 с.

17. Стукач В.Ф. Потенциал деловой игры в решении проблем социально-экономического развития региона / / Экономи-

ка и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / / ekonomika.snauka.ru/2014/06/5240.

18. Сямрикова А.И., Гильманова А.И., Рабцевич А.А. Развитие психологических и профессиональных компетенций

сотрудников в деловых играх / / Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/48984.

19. Ушницкий А.А., Григорьев М.Ф., Григорьева А.И. О некоторых особенностях применения и эффективности деловой

игры для обучения студентов лесного направления в аграрном вузе / / Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/04/6435.

20. Харченко В.К. Общение в семье: в поисках слов и интонаций. М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2014. 239 с.

21. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие. М.:

Дашков и К, 2010. 292 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект, Трикста, 2005. 336 с.

23. Шорыгина Т.А. Моя семья. М.: Сфера, 2015. 96 с.

24. Carlson M.J. "Family Structure, Father Involvement, and Adolescent Behavioral Outcomes." Journal of Marriage and the Family

68 (2006): 137—154.

25. Childs K.K., Sullivan C.J., Gulledge L.M. "Delinquent Behavior across Adolescence: Investigating the Shifting Salience of Key

Criminological Predictors." Deviant Behavior 32.1 (2010): 64 — 100.

26. Farrington D.P. "Families and Crime." Crime and Public Policy. Eds. J.Q. Wilson, and J. Petersilia. Oxford and New York, NY: Oxford

University Press, 2011, pp. 130 — 157. Google Books. Google Inc., n.d. Web. <https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=

C3Gi1ob0W4oC&oi=fnd&pg=PA130&dq=Family+and+deviant+behavior+of+under-age&ots=oULwwEfl79&sig=6E-

H68684S7-iMpg37-PN_voTfk&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false>.

27. Farrington D. P. "Family Influences on Delinquency." Juvenile Justice and Delinquency. Eds. D. W. Springer, and A.R. Roberts. Sud-

bury, Mass.: Jones and Bartlett, 2010, pp. 203—222. PDF-file. <http://samples.jbpub.com/9780763760564/ 60564_CH10_Springer.pdf>.

28. Fosco G.M., Stormshak E.A., Dishion T.J., Winter C.E. "Family Relationships and Parental Monitoring during Middle School as

Predictors of Early Adolescent Problem Behavior." Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology 41.2 (2012): 202 — 213.

29. Mack K.Y., Leiber M.J., Featherstone R.A., Monserud M.A. "Reassessing the Family-Delinquency Association: Do Family Type,

Family Processes, and Economic Factors Make a Difference?." Journal of Criminal Justice 35 (2007): 51 — 67.

Мастер-класс

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Space of the Spaces

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2. Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия

по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

30. Van Ryzin M. J., Dishion T.J. "The Impact of a Family-centered Intervention on the Ecology of Adolescent Antisocial Behavior:

Modeling Developmental Sequelae and Trajectories during Adolescence." Development and Psychopathology 24.03 (2012): 1139-1155.

31. Van Ryzin M.J., Fosco G.M., Dishion T.J. "Family and Peer Predictors of Substance Use from Early Adolescence to Early Adult-

hood: An 11-year Prospective Analysis." Addictive Behaviors 37.12 (2012): 1314-1324.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Скляренко, И. С., Курипченко, Ю. И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье» [Электронный ресурс] / И.С. Скляренко, Ю.И. Курипченко // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2016. — Т. 12. — Вып. 2. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast12-2.2016.42.

FORMING SOCIAL SPACE: LESSON PACKET ON DISCIPLINE 'THEORY AND METHODOLOGY OF EDUCATION' FOR CADETS OF RUSSIAN MINISTRY INTERNAL AFFAIRS' EDUCATIONAL INSTITUTIONS THAT ARE MAJORING IN 'PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF DEVIANT BEHAVIOR' (SPECIALTY NO. 050407.65), SUBJECT 'EDUCATION IN THE FAMILY'

Inna S. Sklyarenko, D.Ed., Associate Professor, Professor at the Chair of Pedagogics, V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Police Colonel ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9527-2134 E-mail: inna-s-sklyarenko@j-spacetime.com; ic-k@mail.ru

Yulia I. Kuripchenko, M.Ed., military postgraduate student at the Chair of Pedagogics, V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Police Lieutenant ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2811-001X

E-mail: yulia-i-kuripchenko@j-spacetime.com; GHart2@yandex.ru

Problem of cadets' activity during seminar remains relevant for police social-pedagogical staff. Most often during the seminar, teachers use traditional forms of organization of students' activity when they represent prepared report. As a rule, only minority of the best-trained cadets work during such seminars.

Our article presents lesson packet (training development for seminar lessons) on the subject 'Education in the Family' (discipline 'Theory and Methodology of Upbringing') among cadets of Russian Interior Ministry's educational institutions. For our purposes, we used comprehensive basis of pedagogics and personal and social psychology. Besides, in our lesson packet, maximum activation of cadets of different level of preparedness is achieved through playing method, forms of group work, and case studies.

Law enforcement officers are meant to render assistance to family in upbringing of underage children. Study of topic 'Education in the Family' contributes to formation of necessary common cultural and professional competences, value-oriented qualities in future juvenile officers. So, practical significance of our topic is in specifying relationship between: (i) cadets' group and frontal types of work during seminar; (ii) competence formed in cadets and method of its formation during seminar. Novelty aspect of our training development is in a set of suggested questions on the topic classes, including theoretical and practical components. Seminar-game 'Blitz' that includes a number of tasks based on plots of several classic and modern paintings on the theme of family, case studies with the only correct answer and the case studies offering creative solutions, is of particular interest in our lesson packet. Participants of this game are the six small groups, differentiated learning opportunities. These are: leading group, information group and four playgroups. The leading group includes cadets who have sufficiently low academic performance (training opportunities in the discipline). Function of this group is gaming. Leading group should read the questions; follow the rules of procedure; carry out transition course of the game; put of gaming groups in the table on the class-board. Information group includes cadets with high academic performance (higher educational opportunities). Task of this group is to prepare and read out correct answer in the allotted time. At the same time it has the right to use lecture notes and other sources. Comment of playgroups' responses is not part of its duties. Four playgroups are group of players. These are mixed group of equal for strength that are of cadets of different educational opportunities (strong, medium and weak).

Rules of the game 'Blitz' are as follows: participants should (1) carefully to ask questions and listen; (ii) to discuss all the issues strictly within the time that the regulation assigns to it, respecting 'code of teamwork'; (iii) to provide answers clearly, quickly and loudly; (iv) to observe discipline: do not be distracted by extraneous conversations; instantly switch from one activity to another; not contest the evaluation of results during the game.

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России,

обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2.

Space of the Spaces Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

Many years' experience in holding of seminars of such type, especially in orchestrations of class-game 'Blitz' on the subject 'Education in the Family' allows us to conclude that it is an effective tool for increasing cadets' level of both learning material and interest to content and methodology of the seminar, as well as for improvement of psychological atmosphere during classes.

Keywords: lesson packet; juvenile officer; family; family upbringing; methods of family upbringing; forms and means of family upbringing; seminar-game; group form of work; frontal form of work.

References:

1. Batysheva S.Ya., ed. Encyclopedia of Vocational Education. Moscow: Academy of Professional Education Publisher, 1998, vol-

umes 1 — 3. 1784 p. Personal Website of A.M. Novikov, Academician of Russian Academy of Education, n.d. Web. <http://www.anovikov.ru/ dict/ epo.pdf>. (In Russian).

2. Belikov E.V., Bitaeva O.I., Eliseeva L.V. Handbook on Theory and Methods of Upbringing. Saratov: Nauchnaya kniga Publisher,

2012. 159 p. (In Russian).

3. Carlson M.J. "Family Structure, Father Involvement, and Adolescent Behavioral Outcomes." Journal of Marriage and the Family

68 (2006): 137—154.

4. Childs K.K., Sullivan C.J., Gulledge L.M. "Delinquent Behavior across Adolescence: Investigating the Shifting Salience of Key

Criminological Predictors." Deviant Behavior 32.1 (2010): 64 — 100.

5. Farrington D. P. "Family Influences on Delinquency." Juvenile Justice and Delinquency. Eds. D. W. Springer, and A.R. Roberts.

Sudbury, Mass.: Jones and Bartlett, 2010, pp. 203 — 222. PDF-file. <http://samples.jbpub.com/9780763760564/ 60564_CH10_Springer.pdf>.

6. Farrington D.P. "Families and Crime." Crime and Public Policy. Eds. J.Q. Wilson, and J. Petersilia. Oxford and New York, NY: Oxford

University Press, 2011, pp. 130 — 157. Google Books. Google Inc., n.d. Web. <https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=

C3Gi1ob0W4oC&oi=fnd&pg=PA130&dq=Family+and+deviant+behavior+of+under-age&ots=oULwwEfl79&sig=6E-

H68684S7-iMpg37-PN_voTfk&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false>.

7. Fosco G.M., Stormshak E.A., Dishion T.J., Winter C.E. "Family Relationships and Parental Monitoring during Middle School as

Predictors of Early Adolescent Problem Behavior." Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology 41.2 (2012): 202 — 213.

8. Frantseva V.O. Reasons and Factors Influencing Formation of Deviant Behavior in Children of Different Age Groups. Stavropol: Stav-

ropol State Medical Academy Publisher, 2010. 167 p. (In Russian).

9. Gabdullina L.I., Urazbakhtina E.M. "Business Game as an Effective Teaching Method." Modern Academic Studies and Innovations

2 (2015). Web. <http://web.snauka.ru/issues/ 2015/02/47649.>. (In Russian).

10. Ganishina I.S., Ushatikov A.I. "Dysfunctional Family and Deviant Behavior of Minors." Moscow and Voronezh Moscow Psy-

chological and Social Institute Publisher; MODEK Publisher, 2006. 288 p. (In Russian).

11. Gippenreiter Yu.B. The Most Important Book for Parents. Moscow: AST Publisher, 2014. 752 p. (In Russian).

12. Kanke V.A. Theory of Education and Upbringing. Moscow: Yurayt Publisher, 2015. 297 p. (In Russian).

13. Kharchenko V.K. Communication in Family: In Search of Words and Intonations. Moscow: A.M. Gorky Literary Institute Publisher,

2014. 239 p. (In Russian).

14. Kholostova E.I., Chernyak E.M., Strelnikova N.N. Handbook in Family Education and Social Work. Moscow: Dashkov and Co.

Publisher, 2010. 292 p. (In Russian).

15. Kolesnikova I.A., Borytko N.M., Polyakov S.D., Selivanova N.L. Teacher's Educational Activity. Moscow: Academia Publisher,

2007. 336 p. (In Russian).

16. Krylova M.N., Voroshilova O.N. "The Business Game on the Practical Training on Law." Politics, State and Law 3 (2014). Web.

<http://politika.snauka.ru/2014/03/1426>. (In Russian).

17. Lesgaft P.F. Family Education of Child. St. Petersburg: Lenizdat Publisher, 2014. 224 p. (In Russian).

18. Mack K.Y., Leiber M.J., Featherstone R.A., Monserud M.A. "Reassessing the Family-Delinquency Association: Do Family Type,

Family Processes, and Economic Factors Make a Difference?." Journal of Criminal Justice 35 (2007): 51 — 67.

19. Makarenko A.S. Book for Parents. Moscow: Moscow: ITRK Publisher, 2014. 568 p. (In Russian).

20. Maksimov A.M. Pestalozzi of 21st Century. Book for Clever Parents. St. Petersburg: Piter Publisher 2015. 480 p.

21. Marilov S.V., Popov A.P. Deviant Behavior of Juveniles: Origin and Practice. Domodedovo: All-Russian Institute for Advanced

Training of Ministry of Internal Affairs of Russia Publisher. 2006. 112 p. (In Russian).

22. Marinovskaya I.D., Sklyarenko I.S. Lectures on Theory and Methods of Upbringing. Moscow: Moscow University of the Minis-

try of Internal Affairs of Russia Publisher, 2013. 153 p. (In Russian).

23. Matushkina S.E. Effective Forms and Methods of Work with the Family: Parent-Teacher Meetings. Moscow: Uchitel Publisher, 2015.

125 p. (In Russian).

24. Ministry of Education and Science of Russian Federation. "State Program of the Russian Federation 'Development of Educa-

tion' for 2013 — 2020." Official Website of Ministry of Education and Science of Russian Federation, n.d. Web. <http://минобрнауки.РФ/новости/2712>. (In Russian).

25. Mishkevich G.I. Doctor of Sciences for Entertainment: The Life and Work of Yakov I. Perelman. Moscow: Znanie Publisher, 1986. 192 p.

(In Russian).

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России,

обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 2 Space of the Spaces

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 2. Raum der Räume

Мастер-класс

Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Формируя социальное пространство: методическая разработка семинарского занятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по дисциплине «Теория и методика воспитания» для курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности 050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения», тема «Воспитание в семье»

26. Novikov A.M. Fundamentals of Pedagogics. Moscow: Egves Publisher, 2010. 208 p. (In Russian).

27. Ortikbaev D.O., Usta-Azizova D.A. "Organization and Technology of Training Activities." Modern Pedagogics 4 (2014). Web.

<http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2270>. (In Russian).

28. Ovcharov R.V. Handbook in Psychology of Parenthood. Moscow: Academia Publisher, 2005. 368 p. (In Russian).

29. Perelman Ya.I. Great Book of Science for Entertainment. Ed. D.A. Gusev. Moscow: AST Publisher, AST Moskva Publisher, Astrel

Publisher, 2009. 287 p. (In Russian).

30. Perelman Ya.I. Mathematics for Entertainment. Mathematical Stories and Essays. Moscow: Moscow State University of Culture

Publisher, 1993. 288 p. (In Russian).

31. Perelman Ya.I. Physics for Entertainment. Moscow: Nauka Publisher, 1982, books 1—2. 236 p. (In Russian).

32. Pidkasisty P.I., ed. Handbook in Pedagogics. Moscow: Yurayt Publisher; 2011. 502 p. (In Russian).

33. Rudenko A.M., Samygin S.I., Vaskov M.A., Solonina V.P., Tuguz F.K. Pratical Methods for Awareness-Raising Work. Ed. A.M. Ruden-

ko. Rostov on Don: Feniks Publisher, 2015. 283 p. (In Russian).

34. Satanenko V.A., Rabtsevich A.A. "Business Games as One of the Methods in the Preparation of Students for Economic Disciplines."

Modern Academic Studies and Innovations 2 (2015). Web. < http://web.snauka.ru/issues/2015/02/48871>. (In Russian).

35. Shneider L.B. Deviant Behavior in Children and Adolescents. Moscow: Akademichesky Proekt Publisher, Triksta Publisher, 2005.

336 p. (In Russian).

36. Selivanov V.S. Fundamentals of General Pedagogy: Theory and Methods of Training. Ed. V.A. Slastenin. Moscow: Academia Pub-

lisher, 2000. 336 p. (In Russian).

37. Shorygina T.A. My Family. Moscow: Sfera Publisher, 2015. 96 p. (In Russian).

38. Sklyarenko I.S. Pedagogical System of Forming Professional Value Attitudes in Cadets at Higher Educational Institutions of Russian In-

terior Ministry. Doctoral diss. Moscow, 2014. 531 p. (In Russian).

39. Stukach V.F. "Potential Business Game in Addressing Socio-Economic Development of the Region." Economics and Management

of Innovation Technologies 6 (2014). Web. <http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5240>. (In Russian).

40. Sumina T.G. Handbook in Methodology of Educational Work. Moscow: Academia Publisher, 2014. 192 p. (In Russian).

41. Syamrikova A.I., Gilmanova A.I., Rabtsevich A.A. "Development of Psychological and Professional Competence of Employees by

Business Games." Modern Academic Studies and Innovations 3 (2015). Web. <http://web.snauka.ru/issues/2015/03/48984>. (In Russian).

42. Ushnitsky A.A., Grigoriev M.F., Grigorieva A.I. "On Some Peculiarities of the Application and Effectiveness of the Business

Game for Teaching Forest Destinations Students in the Agricultural Academy." Humanitarian Academic Researches 4 (2014). Web. <http://human.snauka.ru/2014/04/6435>. (In Russian).

43. Van Ryzin M. J., Dishion T.J. "The Impact of a Family-centered Intervention on the Ecology of Adolescent Antisocial Behavior:

Modeling Developmental Sequelae and Trajectories during Adolescence." Development and Psychopathology 24.03 (2012): 1139 — 1155.

44. Van Ryzin M.J., Fosco G.M., Dishion T.J. "Family and Peer Predictors of Substance Use from Early Adolescence to Early Adult-

hood: An 11-year Prospective Analysis." Addictive Behaviors 37.12 (2012): 1314 — 1324.

45. Zagvyazinsky V.I., Emelyanov I.N. Handbook on Theories of Training and Education. Moscow: Academia Publisher, 2012. 256 p.

(In Russian).

46. Zagvyazinsky V.I., Emelyanov I.N. Theory of Training and Education. Moscow: Yurayt Publisher, 2012. 314 p. (In Russian).

Cite MLA 7:

Sklyarenko, I. S., and Yu. I. Kuripchenko. "Forming Social Space: Lesson Packet on Discipline 'Theory and Methodology of Education' for Cadets of Russian Ministry Internal Affairs' Educational Institutions that Are Majoring in 'Pedagogy and Psychology of Deviant Behavior' (Specialty no. 050407.65), Subject 'Education in the Family'." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 12.2 (2016). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast12-2.2016.41>. (In Russian).

Мастер-класс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.