Научная статья на тему 'Формировать отношение к жизни через отношение к знаниям'

Формировать отношение к жизни через отношение к знаниям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формировать отношение к жизни через отношение к знаниям»

Литература

1. Организация воспитательной деятельнос-

ти в вузах. Всероссийский конкурс моделей и проектов. Теоретические и научнометодические материалы по организации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях. - М., 2002.

2. О повышении воспитательного потенциа-

ла образовательного процесса в общеобразовательном учреждении: Письмо Ми-

нистерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г.№13-51-28/13 // Вест. образования. - 2002. - №14.

3. Педагогика и психология высшей школы. -

Ростов н/Д, 2002.

4. Система воспитательной работы в учрежде-

ниях среднего и высшего профессионального образования /Н.А. Шайденко, В.Г. Полозков, З.Н. Калинина и др. - Тула, 2000.

5. Л.В. Занков - педагог, психолог / Сост.

Н.В. Нечаева. - М., 1994.

Д. ВИЛЬКЕЕВ, профессор

Можно не ошибиться, сказав, что воспитательная работа в школах, да и в вузах, сведена к проведению массовых развлекательных шоу (фестивалей, конкурсов, концертов эстрадной музыки, театров мод и т.д.), далеких по своим целям и результатам от нравственного воспитания молодежи.

Процесс обучения как в школе, так и в вузе целиком ориентирован на вооружение учащихся и студентов знаниями, а нравственное измерение содержания образования все более и более забывается. Одно из фундаментальных понятий классической педагогики - «воспитывающее обучение», введенное И. Гербартом и получившее развитие в гуманистической педагогике, постепенно элиминируется из школьной практики, а некоторые «мудрецы» от педагогики вообще отрицают реальность воспитывающей функции учебных предметов.

Результаты такой недальновидной «педагогической политики» не заставляют себя ждать. У школьников и студентов формируется нравственная глухота, равнодушие ко всему, теряется способность переживать акты сопричастности как к изучаемым на уроках явлениям, так и к явлениям жизни.

Формировать отношение к жизни через отношение к знаниям

Если учителя, излагая основы наук на уроках, не формируют нравственно насыщенного - с позиций Истины, Добра, Красоты - отношения к научным знаниям, а через них - к самой жизни, то у учащихся стихийно порождается «свое» отношение к знаниям и к жизни под влиянием не учителей, а отнюдь не лучших образцов социальной среды. Известный психолог А.Г. Асмо-лов по этому поводу пишет следующее: «Нынешняя система обучения лишь усердно «снабжает» учащихся информацией... А она, по сути, формирует особый тип личности интеллектуального потребителя.В результате и происходит обнищание души при обогащении информацией» [1]. Усердно «снабжают» знаниями студентов и вузовские преподаватели, мало заботясь о духовном развитии будущих учителей.

Чтобы воспитывать у школьников личностное отношение к знаниям, а затем и к жизни, у учителя самого должна быть сформирована столь же «персональная» устремленность к большим жизненным идеям, целям и идеалам. Именно такого учителя надо готовить в педвузе. Выдающийся педагог М.Н. Скаткин в одном из своих пи-

Воспитание в педагогическом вузе_____________71

сем (от 19 сентября 1984 г.) писал автору данной статьи: «Я согласен с Вами, что перестройка учебно-воспитательного процесса в педвузе дело очень необходимое, но и тяжелое: уж очень сильны традиции напихивания знаний, зубрежки для зачетов и экзаменов». Эти слова с тех пор ничуть не устарели, отражая характер преподавания в педвузах и сегодняшнего дня.

Настоящее воспитание - это воспитание культуры общения, культуры потребностей, духовных запросов, сильного внутреннего побуждения в совершении добра, нравственного поступка. Чтобы добиться этого, учитель должен выражать личное отношение к излагаемым им фактам и событиям, проявлять убежденность, эмпатию и искренность в оценке этих событий. Тогда и будет достигнуто единство взглядов, мыслей, чувств, переживаний и идеалов учителя и учащихся на уроках, что и считал главной задачей воспитывающего обучения другой выдающийся педагог В.А. Сухомлин-ский.

Такое воспитание невозможно без раскрытия и оптимального использования воспитательного потенциала содержания учебных предметов, в том числе и в педвузе. Это требует серьезной перестройки содержания и методов преподавания.

Во-первых, в содержании лекционных курсов необходимо выдвижение на первый план имеющих воспитательную ценность научных, нравственных, общественно-политических, эстетических, педагогических и других идей. Именно в годы студенчества происходит формирование направленности личности на большие жизненные цели и идеалы. Приобщение к экзистенциально значимым социальным, политическим, нравственным, эстетическим ценностям является важнейшей особенностью формирующегося сознания и самосознания. В юности, как никогда, человек способен увлекаться «идеалами» и увлекшись, посвятить им порою и взрослую жизнь. Их осуществление становится целью жизни человека. Во имя её достижения юноша и занимается само-

воспитанием. Французская писательница Симона де Бовуар сказала по этому поводу следующее: «Если молодой человек находит идею и ставит перед собой цель осуществить ее, то он предъявляет к себе суровые требования во имя достижения этой цели».

Именно поэтому направленность учебного процесса в педвузе на раскрытие ведущих идей содержания лекционных куров является важным условием реализации воспитательного потенциала данных лекционных курсов.

Во-вторых, в курсах педагогики, психологии и других учебных предметов должны быть выделены наиболее ценные в воспитательном отношении проблемы, и их раскрытию перед студентами посвящены специальные лекции. На этих, так называемых «проблемных лекциях» надо включать студентов в процесс активного поиска мировоззренческих, нравственных, педагогических и психологических решений. Нельзя забывать того, что студенты педвуза неминуемо встретятся с необходимостью решения многих из этих проблем в процессе работы в школе.

С учетом функций и специфики труда учителя проблемы, возникающие в его деятельности, можно разграничить на три группы:

1. Интеллектуальные проблемы, возникающие при объяснении педагогических явлений, прогнозировании и планировании учебного процесса, внедрении в практику новых педагогических идей, анализе и оценке результатов своего труда и т.п.

2. Проблемы, объединяющие в себе интеллектуальные и морально-этические задачи труда учителя, связанные с изучением и прогнозированием развития учащегося, выбором средств и мер педагогического воздействия на классный коллектив и на каждого ученика в отдельности.

3. Морально-этические проблемы, рождающиеся в процессе общения педагога с детьми, в конфликтных педагогических ситуациях и при критической оценке учителем результатов своей деятельности, осознании своих профессиональных ошибок.

Опыт проблемного преподавания курсов педагогики и психологии свидетельствует о том, что включение студентов в решение указанных выше проблем вызывает у них активное сопричастное отношение к психо-лого-педагогическим знаниям и способствует превращению знаний в убеждения.

В-третьих, для формирования у студентов личностного отношения к знаниям, а через знания - к жизни необходима разработка по каждому учебному курсу, особенно гуманитарного цикла, системы проблемных ситуаций, развивающих способность к осуществлению достойного морального выбора.

Моральный выбор осуществляется как процесс интеллектуального разрешения нравственной конфликтной ситуации. В сущности, решение морально-этических проблем является непременным элементом формирующегося нравственного сознания и самосознания.

Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия является не только важнейшим условием развития духовной культуры и нравственного самосознания будущих педагогов, но и необходимой основой их практической подготовки к воспитательной работе в школе, к общению с детьми. При использовании ситуации морального выбора в нравственном просвещении студентов и старшеклассников необходимо учить анализировать объективные обстоятельства, определять мотивы поступков участников, импульсы морально-волевого акта, выявлять характер складывающихся отношений между людьми. Игровое моделирование и создание проблемных ситуаций морального выбора в учебном процессе, заострение характерных для них противоречий будет значительно способствовать выбору каждым студентом правильного решения в тех ситуациях, с которыми он встретится затем в школе.

В психологической структуре акта нравственного выбора морально-этическая проблема возникает тогда, когда личность, стремясь реализовать нравственную идею, принцип или просто моральное побуждение, сталкивается с острым противоречием между требованиями общественной морали и «своей» моралью, нравственными чувствами и отрицательными эмоциями (страхом, трусостью), между необходимостью преодолеть в конкретной ситуации трудность, перебороть себя и отсутствием волевых черт, необходимых для физического и морального испытания. Принятию нравственного решения предшествует осознание указанных противоречий, мысленный поиск путей их разрешения и вариантов поведения, соизмерение четырех противоположных компонентов «нравственной проблемной ситуации»: 1) требований общественной морали;2) субъективных нравственных импульсов; 3) отрицательных эмоций и эгоистических интересов; 4) степени трудности, которую надо преодолеть в ситуации.

Конечно, не всегда основой принятия человеком нравственного решения выступает интеллектуальное решение моральноэтической проблемы. Логику индивидуального выбора в значительной мере определяют и психологические механизмы (эмоции, потребности, интересы и т.д.). Однако это - другая, не менее серьезная тема.

Таковы, по нашему мнению, некоторые условия формирования активного личностного отношения к предметным знаниям, а через них - нравственно богатого отношения к жизни.

Литература

1. Асмолов А.Г. Личность: Психологическая стратегия воспитания // Полит. самооб-разов. - 1988. - № 16. - С.84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.