Научная статья на тему 'Формирования толерантной культуры студентов вуза в процессе деятельности вузовских библиотек'

Формирования толерантной культуры студентов вуза в процессе деятельности вузовских библиотек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТЫ / БИБЛИОТЕКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FORMATION OF A TOLERANT CULTURE / STUDENTS / LIBRARIES / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / LEISURE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харьковская Е.В., Мирошниченко Е.В.

Статья посвящена проблеме формирования толерантной культуры студентов вузов в процессе библиотечной деятельности. Подтверждается, что вузовские библиотеки имеют огромный потенциал в формировании толерантной культуры у молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харьковская Е.В., Мирошниченко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирования толерантной культуры студентов вуза в процессе деятельности вузовских библиотек»

Харьковская Е.В.1, Мирошниченко Е.В.2 ©

1,2Кандидат педагогических наук,

Белгородский государственный институт искусств и культуры.

ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования толерантной культуры студентов вузов в процессе библиотечной деятельности. Подтверждается, что вузовские библиотеки имеют огромный потенциал в формировании толерантной культуры у молодежи.

Ключевые слова: формирование толерантной культуры, студенты, библиотеки, социальнокультурная деятельность, досуговая деятельность.

Keywords: formation of a tolerant culture, students, libraries, social and cultural activities, leisure activity.

Опасные для человечества явления современного мира: войны, жестокие конфликты, терроризм, вызывающие в обществе страх, заставляют людей задуматься о том, как выжить в ХХ! веке. Свои надежды на будущее, на выживание и мирное сосуществование разных народов люди на всей земле связывают с понятием толерантности.

О толерантности говорится много и в образовании, и в политике, и в общественном движении. Толерантность - это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова понятие «толерантность» полностью отождествляется с понятием «терпимость» [3, с. 608].

Толерантность - одна из самых острых проблем современного общества. Основы толерантности закладываются в семье. Детей воспитывают родители, учителя, общество. Каждый понимает, что начинать надо именно с себя, работать над собой, делать постоянные усилия для самосовершенствования. И здесь на помощь приходит библиотека.

Именно вузовские библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя важную просветительскую и гражданскую функцию, должны выступать проповедниками идей толерантности.

Ресурсы современных вузовских библиотек, чья деятельность связана с оказанием услуг студентам, представляют собой значительный обобщенный социальный опыт, накопленный человечеством. Они активно выполняют функции социализирующего института, способствуют становлению молодого человека, воспитанию правовой, гражданской и нравственной позиции, на наш взгляд являются площадкой для формирования толерантной культуры старшеклассников.

Проблема воспитания культуры толерантности молодежи неразрывно связана с духовным наполнением досуга, осуществляемым с использованием резервов творческого познания мира и механизмов психолого-педагогического воздействия на личность. Однако сегодняшний мир слишком часто демонстрирует нетерпимость, поэтому педагоги, взявшиеся за формирование толерантности, сталкиваются с серьёзными трудностями. Это, главным образом, социальные и педагогические проблемы, поиски эффективных путей ценностного воспитания. К сожалению, в нашем обществе пока ещё недостаточно сформирована общая психологическая и толерантная культура, овладение которой позволяет человеку сохранять психическое здоровье, выходить из психологических кризисов, стрессов и конфликтных ситуаций.

© Харьковская Е.В., Мирошниченко Е.В., 2014 г.

Молодёжь - социально-демографическая ячейка общества, группа, выделяемая на основе обусловленных возрастными особенностями социального положения людей, их места и функций в социальной структуре общества, интересов, увлечений и ценностей.

Большую роль в формировании толерантных отношений молодежи может решать вузовская библиотека, так как, участвуя в трансляции накопленного человечеством знания, она может объективно вносить свой посильный вклад в обоснование необходимости и принципиальной возможности сближения основных мировых религий на основе поиска единых, объединяющих начал, их конвергенции и интеграции в едином пространстве цивилизации. Библиотека вуза может активно инициировать и поддерживать диалог культур с ориентацией на интеграцию различных культурных компонентов в целостное культурное пространство современной цивилизации. На своем уровне аргументации вузовская библиотека может стать и инициатором «примирения» различных политических доктрин, которое будет способствовать безальтернативному для существования жизни на планете, мирному развитию государств, стран и народов, неприятию силовых методов разрешения межгосударственных, внутригосударственных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Играя важную роль в процессе социализации студенчества, библиотека вуза осуществляет приобщение молодежи к общественно-политической жизни, толерантной позиции, содействует адаптации в локальном социуме данного региона посредством библиотечно-информационного обслуживания.

Основная задача вузовских библиотек по формированию толерантности студентов:

- расширить диапазон организационного, методического и информационного руководства деятельностью вузовских библиотек по укреплению толерантного сознания и поведения студенческой молодежи;

- усилить это направление работы, максимально использовать информационный потенциал библиотек вуза для продвижения идей толерантности в общественное сознание молодежи;

- консолидировать усилия библиотечного сообщества вузовских библиотек с властными и общественными структурами, различными социальными институтами, особенно с системой образования, для продвижения идей толерантности;

- изучать и тиражировать опыт российских и зарубежных библиотек вуза по вопросам толерантности;

- проводить обучающие курсы и семинары для вузовских библиотек, направленных на дальнейшее развитие деятельности по формированию толерантного сознания и поведения студенческой молодежи;

Библиотеки вуза могут объективно способствовать и развитию человеческих контактов на самых различных уровнях, инициировать взаимовыгодное сотрудничество в туризме, спорте, развитии универсальных лингвистических средств человеческого общения и т. п.

Вся работа современных библиотек вузов должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе или в новой информации, но и развила бы способности личности.

Содержание деятельности вузовских библиотек включает как необходимые составляющие следующие виды занятий:

- организация творческо-досуговой деятельности молодёжи; индивидуальное очное консультирование молодёжи;

- осуществление экстренной психологической помощи подросткам и молодёжи («Молодёжный Телефон Доверия»)

- групповая тренинговая работа;

- профилактика алкоголизма, токсикомании, табакокурения и наркомании в молодёжной

среде;

- коммуникационное обеспечение;

- учебно-методическая деятельность;

- международное молодёжное сотрудничество.

- развитие творческой активности студенческой молодёжи.

В современных условиях молодёжь почти не имеет возможности обширно выражать своё мнение, оказывать влияние на социальные процессы. Многочисленные идеи и ценности, вырабатывающиеся в молодёжной среде, часто не имеют информационного выхода. В последние годы наблюдается, с одной стороны, рост изданий молодёжной массовой культуры, с другой понижение количества молодёжных передач из-за ограниченности ресурсов государственного телевидения. В этой связи особый интерес доставляет сеть «Интернет», её возможности для самовыражения и обмена информацией. Объединив усилия можно создать молодёжный вузовский портал, на котором будут аккумулированы версии молодёжных изданий, аудиовизуальных программ, информация, в которой заинтересована молодёжь, возможно проведение на сайте портала интерактивного обсуждения жизненно важных для молодёжи проблем.

Уважение и терпимость к другим точкам зрения предполагают наличие «интеллектуальной добродетели» и являются составляющими нравственных принципов человека, развивая у подрастающего поколения миролюбие, необходимо делать акцент на таких понятиях, как мир, свобода, равенство, личность, взаимодействие, демократия, права, ответственность,

справедливость. Необходимо обсуждать последствия проявления вражды и нетерпимости в мире, геноцидов, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн и давать им объективную оценку.

Можно много рассказывать о новациях и находках в работе по формированию толерантности молодежи в процессе деятельности вузовских библиотек. Но, подводя черту под вышесказанным, необходимо отметить, что главное сегодня не растерять тот опыт научнометодической, организационной массовой и практической работы, который накоплен специалистами по формированию толерантной культуры молодёжи, ведь именно молодёжь основной ресурс и потенциал развития не только для района, области, страны, но и в целом - для будущего цивилизации.

1.

2.

3.

Литература

Асмолов, А.Г. Мы обречены на толерантность / А.Г. Асмолов // Семья и школа. - 2001. - № 11 - 12. -С.32 - 35.

Библиотека вуза: Вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2001. - 79с. Толковый словарь русского языка. Т.4 / под ред. Д.Н.Ушакова. - М.: Русские словари. - 1994. - 726 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.