Научная статья на тему 'Формирования инновационной системы управления АПК РФ'

Формирования инновационной системы управления АПК РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / АПК / ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломейченко А.С., Ноздрина Ю.В.

В статье рассматриваются проблемы существующей системы управления АПК на федеральном и региональном уровнях. Обосновывается необходимость перестройки структуры и расширения функций системы управления для успешной реализации программ по инновационному развитию сельскохозяйственного производства и трансферта научно-технических разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирования инновационной системы управления АПК РФ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

УДК 338.242

А.С. Коломейченко

к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»

Ю.В. Ноздрина

аспирантка, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет» ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АПК РФ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы существующей системы управления АПК на федеральном и региональном уровнях. Обосновывается необходимость перестройки структуры и расширения функций системы управления для успешной реализации программ по инновационному развитию сельскохозяйственного производства и трансферта научно-технических разработок.

Ключевые слова

Система управления, АПК, инновации, научно-технические разработки, функции управления.

Стимулирование развития агропромышленного комплекса возможно только в условиях создания эффективно функционирующей системы управления АПК, включающей развитую инфраструктуру. Система управления АПК представляет собой: федеральный, региональный и местный уровни. На федеральном -принимаются решения о политике проводимой в области АПК, международном сотрудничество и реализации совместных программ, устранения таможенных барьеров и применение налоговых льгот, финансирование программ развития села. На региональном - разработка региональных программ поддержки сельского хозяйства, информационное обеспечение, формирование бюджетов и т.д. [1, с. 25].

Аграрный сектор экономик страны имеет ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование структуры и функций системы управления АПК. К ним можно отнести значительную территориальную рассредоточенность производства, что ведет к затруднению сбора и переработки информации, а следовательно к запаздыванию принятия оперативных решений. Экономическое воспроизводство тесно связано естественным, что ставит его в зависимость от природно-климатических условий различных для отдельных регионов страны и муниципальных образований внутри одного региона. Это предопределяет высокий уровень самостоятельности местных органов управления. Сезонность производства влечет за собой резкие колебания в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов по периодам года. В этих условиях от управляющей системы требуется поиск путей выравнивания данных колебаний, что в свою очередь влечет неравномерную напряженность работы руководителей. Технологические особенности производства связанны с живыми организмами - растениями и животными, что также влияет на организацию управления.

Структура системы управления агропромышленным производством построена по территориально -производственному принципу и имеет следующие уровни:

- федеральный, где органом исполнительной власти является Министерство сельского хозяйства РФ;

- уровень субъектов федерации с соответствующим региональным управлением (министерством, департаментом, комитетом) сельского хозяйства;

- районный уровень (отделы (управления ) сельского хозяйства);

- предприятия (коллективные и КФХ хозяйства, предприятия перерабатывающей промышленности, обслуживающие и сервисные организации.

Как высший орган федерального управления МСХ РФ осуществляет функции управления через ряд департаментов. Региональный аспект управления АПК предполагает, с одной стороны, осуществление государственной аграрной политики, а с другой - определение, разработка и организация приоритетных направлений развития АПК области (края), т.е. формирование региональной политики, которая должна быть направлена на максимальное использование имеющегося потенциала с целью насыщения рынка продовольствием и с/х сырьем местного производства. Структура департамента представлена отделами растениеводства, животноводства и племенного дела, механизации и электрификации, инвестиций, финансового регулирования и экономики, подготовки кадров, НТП и информационного обеспечения и т.д.

23

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Состав функций органов управления АПК субъектов Федерации во многом совпадает с функциями федеральных органов управления. Районные управления сельского хозяйства должны проводить государственную и региональную аграрную политику.

В последние десятилетия ухудшилось состояние агропромышленного комплекса. Это происходит под влиянием следующие факторы. Условно их можно разделить на нормативно-правовые проблемы, группу социально-экономических, технико-технологические и финансовые.

На указанные выше трудности с развитием агропромышленного комплекса может повлиять только лишь государство. Для этого необходимо создать механизмы по активизации инновационной политики. В основу которых положена система государственного управления, со своей системой государственной поддержкой и гарантий. При этом академик Ушачев И.Г. основной причиной необходимости господдержки выделяет тот фактор, что положение сельских товаропроизводителей не обеспечивает им достаточной доходности для ведения производства и тем более его модернизации [2, с. 1].

Система господдержки условно можно разделить на прямые и косвенные методы. К методам прямого взаимодействия можно отнести создание государственных организаций и фирм, поддержку кооперации науки и бизнеса [4]. К косвенным методам можно отнести: налоговые и амортизационное регулирование (помогает снижать затраты на НИОКР) и кредитно-финансовые механизмы.

В настоящее время сформировалась тенденция сокращения прямого государственного вмешательства в агропромышленный комплекс, и появление косвенных мер поддержки. По проведенному анализу методов прямой и косвенной поддержки можно сделать вывод, что методы стимулирования постоянно совершенствуются и государство играет значительную роль в поддержке агропромышленного комплекса.

Набоков В.И. и др. считают, что к современной системе управления агропромышленным комплексом должны предъявляться следующие требования: гибкость к динамичному рынку, оперативность применения управленческих решений, обеспечение внедрения новых технологий в производство с учетом достаточно сложных технологических процессов в отраслях сельского хозяйства [5, с. 8].

Система управления АПК в настоящий момент становится более сложной. Большое внимание уделяется механизмам способным создавать условия для распространения знаний, для интеграции науки и бизнеса. По мнению автора современная инновационная система управления должна перестраиваться начиная с федерального уровня. Министерство сельского хозяйства РФ должно более широко регулировать процесс накопления и передачи передового опыта, новых технологий, научно-технических разработок, оказывать содействие по их внедрению. Таким образом и на федеральном уровне и на региональном в органы управления должны вводится подразделения по инновационной политике. Для обеспечения конгломерата подготовки современных кадров, проведения ориентированных на производство научно-исследовательских работ, целевого финансирования их внедрения и сопровождения до конечного результата необходимо расширить функции департамента научно-технической политики и образования. Для соблюдения принципа системности управления подобные подразделения должны быть созданы и в региональных органах управления. Подобная трансформация отраслевых подразделений значительно повысит их эффективность, окажет реальное содействие инновационному развитию аграрного сектора экономики.

В настоящее время функции связующего звена между разработчиками инноваций и их потребителями пытаются возложить на создаваемые в регионах малые инновационные предприятия. Анализируя их деятельность можно отметить, что она сводится к помощи в получении субсидий и льготных кредитов. Отсутствует какая-либо связь с научными и образовательными учреждениями. При этом полностью выпадает функция управления данными процессами со стороны исполнительных органов власти. Решение вопросов управления инновационными процессами могли бы взять на себя информационноконсультационные службы, созданные при департаментах сельского хозяйства регионов. Но отсутствие установленных взаимосвязей с генераторами инноваций мешает эффективному решению задач изначально поставленных перед этими структурами.

Соединить в единое целое процессы продвижения инноваций, научно-технических разработок, подготовки современных кадров и все организации, которые берут на себя решение этих задач поможет структурное изменение системы управления АПК и разработка соответствующих организационно-

24

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

экономических механизмов. Авторы считают, что учитывая инновационную составляющую системы управления АПК ее функции сегодня можно сформулировать следующим образом:

- политическое и административное лоббирование интересов сельхозтоваропроизводителей;

- правовое обеспечение и регулирование бизнес-процессов в АПК;

- регулирование и формирование кадрового обеспечения с учетом инновационного развития АПК и в условиях импортозамещения;

- финансовая поддержка, регулирование страхования рисков;

- информационно-инновационная поддержка;

- регулирование инновационных процессов и поддержка связей между структурными элементами системы информационно-инновационного обеспечения;

- оказание помощи в доступе финансовым, материальным и информационным ресурсам;

- проводить маркетинговые исследования на уровне государства и поддержка производителей;

- защита внутреннего рынка в условиях вступления в ВТО, обеспечение свободного доступа к внутренним и внешним рынкам сбыта;

- регулирование рынков сбыта агропромышленной продукции внутри страны путем закупок и интервенций;

- способствовать и поддерживать развитие аграрной науки;

- оказывать помощью в строительстве и содержании дорогостоящих инфраструктурных объектов.

Как видно из приведенного перечня функции регулирования и обеспечения

сельхозтоваропроизводителей информацией и инновациями предлагается относить к системе управления АПК на всех уровнях. Для обеспечения этих функций необходимо отладить систему получения и передачи информации между всеми структурными элементами. Сейчас большинство исследований проводятся по инициативе самих ученых и незначительная часть при грантовой поддержке федеральных и региональных органов управления АПК. Это не всегда отражает реальную потребность в инновационной продукции. Как итог, большинство научно-технических разработок не находит своего потребителя или потенциальный потребитель не может найти финансирования их внедрения. Другая сторона проблемы - государство тратит деньги на подготовку кадров не готовых выполнять задачи, которые сегодня ставит перед ними работодатель [3, с. 118].

Проблему построения эффективной инновационной системы управления и организационноэкономического механизма, который обеспечивал бы трансферт научных разработок из научноисследовательской сферы в производство можно решить, создав особую инновационную подсистему в системе управления АПК [6], объединяющую усилия всех участников инновационного процесса - науки, образовательных учреждений и внедренческих формирований, сосредоточив их внимание на конечном результате инновационной деятельности - повышение эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечение продовольственной безопасности. Подсистема должна охватывать все этапы инновационного процесса - от выявления потребности в научных исследованиях до оказания содействия в освоении инновации, то есть способствовать подъему инновационной активности всех ее участников.

Список использованной литературы.

1. Н.И. Тетерин. Характеристика современной системы государственного управления развития территорий с сельскохозяйственной специализацией //Аграрный вестник Урала, 2009.- №7(61).- С. 24-27.

2. Ушачёв И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства России//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2009.-№3 - С. 3-5.

3. Роль информационно-консультационных служб в информационном обеспечении трансфера инноваций в АПК/Коломейченко А.С., Польшакова Н.В., Ноздрина Ю.В.//Научное мнение, 2014. -№ 5. С. 117-124.

4. Алтухов А.И. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны/А.И. Алтухов, Р.Х. Адуков//Менеджмент и бизнес-администрирование, 2007. - №1. - С. 40-54.

5. Семенов А.К. Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. - 5-е изд. пер. и доп. - М.: Издательскоторговая корпорация. «Дашков и К», 2008. - 558с.

6. Веселовский М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России. - М.: Росинформагротех, 2002. - 225 с.

©А.С. Коломейченко, Ю.В. Ноздрина, 2015

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.