Научная статья на тему 'Формирование жизненной стратегии в профессиональной подготовке курсантов вузов МВД'

Формирование жизненной стратегии в профессиональной подготовке курсантов вузов МВД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ МВД / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВХОЖДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / POLICE ACADEMY / MIA UNIVERSITY / SOCIAL ACTIVITY / ENTRY INTO PROFESSION / SOCIAL STABILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грачев Юрий Александрович

В статье раскрыты личностные стратегии трудовой деятельности курсантов вузов МВД. Приведены экспериментальные данные о структуре профессиональной социализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police academy students' life strategy formation in their vocational training process

The paper discloses the personal employment strategies of the students trained at universities of Ministry of Interior Affairs (police academies). Experimental data on the professional socialization structure is given

Текст научной работы на тему «Формирование жизненной стратегии в профессиональной подготовке курсантов вузов МВД»

Ю. А. Грачев

(Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОМ СТРАТЕГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД

В статье раскрыты личностные стратегии трудовой деятельности курсантов вузов МВД. Приведены экспериментальные данные о структуре профессиональной социализации

Возрастающая сложность профессиональных задач, стоящих перед правоохранительными органами, со всей очевидностью показывает, что современному обществу нужны компетентные и инициативные сотрудники, способные масштабно мыслить и самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия. Результаты профессиональной социализации непосредственно определяют мировоззрение выпускника и выработку у него стратегий адаптационного поведения в обществе.

Одним из критериев качества подготовки кадров для органов внутренних дел выступает уровень текучести молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений МВД РФ. Увольнения молодых сотрудников в течение первых трех лет службы во многом связываются с интенсивностью работы с ними в момент адаптационного периода в вузах МВД РФ. Другим критерием качества подготовки кадров для органов внутренних дел является динамика преступности в самой правоохранительной среде, в том числе и среди сотрудников и курсантов образовательных учреждений МВД РФ. Значимым критерием называется и эффективность профессиональной и воспитательной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского составов вузов МВД РФ.

Построение личностью жизненных стратегий в ходе общей и профессиональной социализации курсантов подготавливает к жизни в обществе и к трудовой деятельности. Эффективность профессиональной социализации сказывается на всей жизни выпускника вуза, в особенности вуза МВД РФ, результативности его труда и характере поведения.

В условиях экономического кризиса ситуация усугубляется, негативные социальные процессы затрудняют профессиональную социализацию курсантов в вузах МВД РФ. Недооценка важности процесса формирования профессионально-личностных стратегий у выпускников вузов МВД РФ закономерно приводит к серьез-

ным последствиям в сфере их морального сознания и поведения.

В литературе отмечается, что жизненные стратегии молодежи связаны с мотивацией, самоопределением, интеграцией в общество на самостоятельных или навязанных условиях [1, с. 52]. Рассмотрим некоторые результаты исследования. Прежде всего, было установлено, что жизненные стратегии курсантов обнаруживают самостоятельность социальных мотиваций и испытывают влияние скрытых структурных ограничений, обусловленных спецификой будущей профессиональной деятельности. В отличие от гражданских сверстников, ориентированных на рыночные модели жизненного пути, курсанты рассчитывают на предсказуемую социальную карьеру и достижение социальной зрелости, которые связаны с поступлением в вуз МВД. Взросление формируется под воздействием режима интенсивной службы, совмещения учебы с выполнением обязанностей курсантов, повышенной правовой ответственности.

Социальная активность курсантов, регламентируется определенными уставными требованиями, нарушение которых расценивается как социальное отклонение. Большинство респондентов (51,9%) с оптимизмом смотрят в будущее. Стратегия роста воспроизводит модель постепенного восхождения согласно профессиональному стажу, знаниям и опыту службы в органах внутренних дел. 17% опрошенных заявили, что «живут сегодняшним днем», 31% - затруднились ответить.

Уверенность в будущем связывается с «собственными усилиями» (54,3% опрошенных), «поддержкой близких» (31,3%), «помощью государства» (24,4%). Значимость собственных перспектив для респондентов оказывается несравненно выше, чем ориентации на улучшение жизни общества (7%). Следует отметить, что, так же как и гражданская молодежь, курсанты индивидуализируют жизненные стратегии, что, с одной стороны, позитивно в отношении само-

определения и повышения личной ответственности, с другой, - демонстрирует отчужденность от общества и государства, неверие в возможность реализации своих социальных и гражданских прав.

Расхождение с групповыми и общесоциальными поведенческими нормами выдвигает на первый план «удачу» (17% опрошенных) и исключение из жизненных стратегий легитимных практик профессионального роста и служебного конформизма. 42,6% молодых людей придерживаются выжидательной позиции, руководствуются ситуативной логикой.

В жизненных планах на будущее для большинства курсантов первоочередным является достижение материального благополучия (62,7%). Завышенные ожидания могут стимулировать уход из органов внутренних дел или стимулировать стремление к получению дополнительных доходов, что может стать фактором риска.

Не может не вызывать беспокойства фактическое исключение из жизненных установок «выполнения профессионального долга» и обязанности «быть полезным обществу» (13%). Нарушение баланса традиционных и современных ценностей осложняет диалог поколений, передачу жизненного опыта в воспроизводстве института военной службы. 46% респондентов сослались на возможность перемены планов; 21,3% допускают свертывание жизненных стратегий в связи с ухудшением экономической ситуации в стране, что, не в последнюю очередь, связано с потребностью в предсказуемом, стабильном положении; 12% заявили, что «от меня мало что зависит».

Данные нашего исследования свидетельствуют о высокой оценке курсантами высшего образования, включая образование в вузах МВД. 34,8% курсантов расценивают высшее образование как важный механизм социальной мобильности, изменения наследственного социального статуса. Поэтому в их жизненных стратегиях придается большое значение социальному самоудостоверению, получению диплома. 51,4% из них уверены, что сделали правильный выбор, хотя каждый третий еще не определился. В ориентации на образование доминирует престижность, возможность хорошей и интересной работы. Интересно, что 62% считают учебу в вузе МВД более перспективной, чем получение гражданской специальности. Они видят достоинства образования в таком вузе в глубоких профессиональных знаниях и опыте (21,3%), формировании дисциплины, точности мышления (18%). Респонденты полагают, что в

процессе совмещения военной службы и образования личность получает такие нужные в гражданской жизни качества, как навыки командовать и подчиняться (49%), организованность (51%), хорошее физическое самочувствие (24%). Именно благодаря этим качествам при перемене профессии легче найти применение в рыночных структурах, заняться собственным бизнесом или реализовать себя в государственном управлении.

К сожалению гораздо меньше ценится курсантами высокая теоретическая подготовка (9,3%) и креативность, гибкость мышления (16,2%). В современных условиях курсанты демонстрируют рационализацию жизненных стратегий (стабильная работа - 30%, увлеченность любимым делом - 32%). Образование и профессиональные навыки обеспечивают хорошие условия для социального взросления молодых. 46% курсантов видят преимущества службы в милиции в том, что она, пожалуй, больше, чем другие сферы деятельности, развивает личные качества человека. 18,6% респондентов полагают, что для успеха в первую очередь необходим профессионализм (примечательно, однако, что только 7% верят в его востребованность в российском обществе).

Преодоление трудностей рассматривается обычно через воспроизводство рутинных сложностей милицейской службы. Примечательно, что упорство (14%) и умение реагировать на ситуацию (17,6%) имеют более высокие позиции, чем счастливый случай, везение (4%) и помощь со стороны (7%).

Невозможность правового нигилизма определяется профессиональным кодексом (65%), приоритетом легитимных социокультурных норм достижения жизненных целей. 26,7% респондентов связывают последствия правонарушений с потерей самоуважения, в то время как страх перед наказанием испытывают 14,9% опрошенных.

Настроенность на успехи в образовании и самообразовании представляется респондентам оптимальным условием социальной интеграции в противоположность девиантным и делинквентным поведенческим стратегиям. 54,7% курсантов сделали своим выбором профессиональную карьеру, достижение благополучия и обретение личного удовлетворения в милицейской службе. В то же время двойственность перспектив, необходимость возмещения профессионального выбора спортом, музыкой, общением с друзьями и знакомыми ощущают 14% опрошенных. Респонденты выражают также обеспокоенность низкими возможностями реа-

184

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

лизации жизненных стратегий, помехами на пути профессионального роста, нестабильностью экономической ситуации в стране, социальнобытовой неустроенностью сотрудников МВД.

Респонденты выражали заинтересованность в социальной стабильности и обеспокоенность растущим социальным расслоением общества (38%). Они не желают быть оторванными от традиционных механизмов социальной защиты. Не отделяя себя, свою судьбу от уже состоявшихся сотрудников, молодые считают, что продвижение по службе для выпускников вузов МВД затруднено безличностными критериями служебного соответствия. 64,2% опрошенных ощущают различие между учебой в вузе и реальной службой в органах внутренних дел. Жизненные стратегии неизбежно корректируются адаптивными навыками вхождения в коллектив в соответствии с социально-психологическим климатом, иерархической структурой должностных статусов, стилем командования подразделением. Только 12,3% курсантов уве-

рены в «бесконфликтном», беспрепятственном вхождении в службу.

Полученные результаты выявили противоречивость жизненных стратегий курсантов, естественно, с позиции социокультурной дифференциации российского общества, отсутствия интегративных социокультурных норм в деятельности социальных институтов. Отмеченная тенденция индивидуализации, приоритета личных ориентиров в поведении курсантов означает переход к современной идентичности, к усилению прагматических, состязательных ценностей. Но профессионализация теряет свою социальную значимость, если служащие МВД придерживаются стратегии успеха любой ценой в ущерб профессиональному кодексу и эффективности милицейской службы.

В целом, жизненные стратегии курсантов транзитивны и включают в себя мобилизацион-ность, готовность к профессиональному росту, активному участию в работе правоохранительных органах.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 2001. - 299 с.

2. Васильева О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. - 2002. -№4. - С.74-85.

3. Ворожцов А. М. Ключевые проблемы формирования и реализации профессионально-личностных стратегий выпускников вузов МВД РФ // Вестник БГУ. - 2007. - №4.

4. Горелышев В. И., Радевская Н. С. Жизненные ситуации и личность работников милиции в контексте их жизненного пути // Интегративный подход в психологии (новые исследования) : сб. науч. трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 294 с.

5. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел РФ, утвержденная Приказом МВД РФ №829 от 06.11.2003 г.

6. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития : хрестоматия / сост. и общ. ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. -М.: ЧеРо ; Омега-Л, 2005. - С.389-409.

7. Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // Социол. исслед. - 2000. - №12. - С.51-55.

8. Приказ МВД РФ №120 от 1.02.2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

9. Созонтов А. Е. Основные жизненные стратегии российских студентов. // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». - 2003. - №3. -С.15-23.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.