Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением'

Формирование здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1257
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЖИРЕНИЕ / ИЗБЫТОЧНАЯ / МАССА ТЕЛА / ЗДОРОВЫЙ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОЖИРіННЯ / НАДЛИШКОВА / МАСА ТіЛА / ЗДОРОВИЙ / СПОСіБ ЖИТТЯ / OBESITY / OVERWEIGHT / HEALTHY / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Палладина Оксана Львовна

Рассмотрена проблема избыточной массы тела и ожирения у школьников. Показано, что проблемы детского ожирения лежат в основе развития многих тяжелых соматических заболеваний. Представлен анализ публикаций по проблеме избыточной массы тела и ожирения у школьников. Определены методы выявления и возможные пути немедикаментозной коррекции данного состояния. Обоснована необходимость создания и внедрения в практику долгосрочных обучающих программ по формированию здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением с целью профилактики развития сердечнососудистых заболеваний и других метаболических осложнений. Концептуально определены основные направления педагогической работы и физического воспитания школьников с избыточной массой тела и ожирением. Показано, что целесообразно донести до детей и родителей информацию о необходимости сочетать рациональное питание с дозированными физическими нагрузками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Палладина Оксана Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of healthy lifestyle among schoolchildren with overweight and obesity

The problem of overweight and obesity in school children is considered. It is shown that the problem of child obesity underlie the development of many serious medical illness. It is introduced the analysis of publications on the problem of overweight and obesity in schoolchildren. It is defined methods for detection and possible non-pharmacological correction of the condition. The necessity of creating and putting into practice of long-term training programs to promote healthy lifestyle among schoolchildren are overweight or obese, to prevent the development of cardiovascular disease and other metabolic complications. Conceptually, it is determined the main directions of teaching and physical education students who are overweight and obese. It is shown that it is advisable to inform children and parents about the need to combine a balanced diet with exercise stress.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением»

2013

Формирование здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением

Палладина О.Л.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотации:

Рассмотрена проблема избыточной массы тела и ожирения у школьников. Показано, что проблемы детского ожирения лежат в основе развития многих тяжелых соматических заболеваний. Представлен анализ публикаций по проблеме избыточной массы тела и ожирения у школьников. Определены методы выявления и возможные пути немедикаментозной коррекции данного состояния. Обоснована необходимость создания и внедрения в практику долгосрочных обучающих программ по формированию здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением с целью профилактики развития сердечнососудистых заболеваний и других метаболических осложнений. Концептуально определены основные направления педагогической работы и физического воспитания школьников с избыточной массой тела и ожирением. Показано, что целесообразно донести до детей и родителей информацию о необходимости сочетать рациональное питание с дозированными физическими нагрузками.

Ключевые слова:

ожирение, избыточная, масса тела, здоровый, образ жизни.

Палладіна О.Л. Формування здорового способу життя у школярів з надлишковою масою тіла та ожирінням.

Розглянуто проблему надлишкової маси тіла та ожиріння у школярів. Показано, що проблеми дитячого ожиріння лежать в основі розвитку багатьох важких соматичних захворювань. Представлено аналіз публікацій з проблеми надлишкової маси тіла та ожиріння у школярів. Визначені методи виявлення та можливі шляхи немедикаментозної корекції даного стану. Обґрунтовано необхідність створення та впровадження в практику довгострокових навчальних програм з формування здорового способу життя у школярів з надлишковою масою тіла та ожирінням з метою профілактики розвитку серцево-судинних захворювань та інших метаболічних ускладнень. Концептуально визначені основні напрями педагогічної роботи та фізичного виховання школярів з надлишковою масою тіла та ожирінням. Показано, що доцільно донести до дітей і батьків інформацію про необхідність поєднувати раціональне харчування з дозованими фізичними навантаженнями.

ожиріння, надлишкова, маса тіла, здоровий, спосіб життя.

Palladina O.L. Formation of healthy lifestyle among schoolchildren with overweight and obesity. The

problem of overweight and obesity in school children is considered. It is shown that the problem of child obesity underlie the development of many serious medical illness. It is introduced the analysis of publications on the problem of overweight and obesity in schoolchildren. It is defined methods for detection and possible non-pharmacological correction of the condition. The necessity of creating and putting into practice of long-term training programs to promote healthy lifestyle among schoolchildren are overweight or obese, to prevent the development of cardiovascular disease and other metabolic complications. Conceptually, it is determined the main directions of teaching and physical education students who are overweight and obese. It is shown that it is advisable to inform children and parents about the need to combine a balanced diet with exercise stress.

obesity, overweight, healthy, lifestyle.

Введение.

Одним из самых распространенных хронических заболеваний в мире является ожирение. В настоящее время в мире насчитывается около 1 миллиарда человек с избыточным весом и более чем 300 миллионов людей, страдающих ожирением, и по прогнозам Всемирной Организации Здоровья число больных ожирением будет неуклонно расти [9]. Так, в США избыточную массу тела имеют свыше 16% детского населения и число детей и подростков с ожирением в развитых странах за последние 20 лет удвоилось [10]. В тоже время, имеет место позднее выявление детского ожирения. Так, на врачебный прием поступает не более 5,5% детей с ожирением I степени, хотя среди всех детей с избыточным весом они составляют не менее 65%. Около 60% взрослого ожирения имело начало еще в детском и подростковом возрасте и имеет четкую тенденцию к дальнейшему прогрессированию[20].

Актуальность проблемы детского ожирения связана также с тем, что оно лежит в основе развития многих тяжелых соматических заболеваний, в первую очередь сахарного диабета 2-го типа, атертальной гипертензии, атеросклероза сосудов и других [12]. Данные заболевания являются в настоящее время основной причиной смертности населения индустриально развитых стран и уносят ежегодно жизни 2,5 миллионов человек. Эпидемический рост распространения избыточной массы тела и ожирения во всем мире и

© Палладина О.Л., 2013 doi: 10.6084/m9.figshare.644982

его последствия приобретают не только медицинский, но и социально значимый характер и требуют пристального внимания самого широкого круга специалистов [19].

Исследования выполнены в соответствии с НИР кафедры спортивной медицины Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

Цель, задачи работы, материалы и методы.

Цель работы - изучение влияния здорового образа жизни на коррекцию веса у школьников с избыточной массой тела и ожирением для обоснования необходимости создания долгосрочных обучающих программ снижения веса.

Методы исследования - компаративный анализ отечественной и зарубежной литературы.

Результаты исследования.

Многочисленные исследования указывают на то, что ожирение является полиэтиологическим заболеванием, реализующимся в детском возрасте при сложном взаимодействии генетических факторов и факторов внешней среды [8]. К сожалению, в нашей стране отсутствует целенаправленное выявление детей не только с избыточной массой тела, но и с ожирением, что приводит к позднему диагностированию и лечению данного состояния. До 70% больных попадают в поле зрения специалистов спустя 5-10 лет от момента появления избыточной жировой массы. Чаще всего, родители обращаются к врачам не в связи с избыточной массой тела у ребенка, а по поводу сопутствующих данному состоянию жалоб, свидетельствующих об осложненном

І ПЕДАГОГІКА I

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

течении ожирения, таких как жажда, боли в ногах, головная боль, неприятные ощущения в области сердца, нарушения полового созревания и т. д. [1, 6] .

Основным диагностическим критерием ожирения является наличие избыточного количества жировой массы. Однако, для детей до сегодняшнего дня нет простого, надежного и доступного метода определения количества жировой массы (у взрослых таким методом является биоимпендансометрия), а также нет критического значения жировой массы у детей [13]. Для выявления детей с избыточной массой тела и ожирением используют индекс массы тела (индекс Кетле), который рассчитывают по формуле:

ИМТ = масса тела (в кг) / рост (в м2 ).

Значение ИМТ в пределах от 25 до 29,9 свидетельствует об избыточной массе тела, а ИМТ свыше 30 - об ожирении. Следует отметить, что ИМТ дает представление только об общем количестве жировой ткани, но не позволяет дифференцировать количество подкожного и абдоминального жира. Именно абдоминальный тип ожирения представляет особую опасность развития метаболического синдрома, сахарного диабета 2-го типа и атеросклероза [16].

В соответствии с Согласованными критериями, предложенными в 2007 году Международной диабетической федерацией (IDF), принято оценивать абдоминальное ожирение у детей по центильным таблицам окружности талии [5]. Для определения характера распределения жира используют, также, показатель отношения окружности талии к окружности бедер (ОТ/ОБ). При абдоминальном типе ожирения у девочек это соотношение больше 0,85, а у мальчиков более 0,9. И ОТ и ИМТ являются достаточно достоверным критерием диагностики количества жировой массы [18].

Стандартный подход к лечению ожирения включает в себя диету и физические нагрузки, что в 50% случаев дает положительный результат, но имеет у большинства пациентов лишь кратковременный эффект. Согласно «Глобальным стратегиям по диете, физической активности и здоровью», опубликованным ВОЗ в 2004 году с учетом рекомендаций Экспертного комитета по диагностике и лечению ожирения необходимо создание клинических обучающих долгосрочных программ, направленных на стойкое снижение веса. Эти программы должны включать в себя как индивидуальные консультации, так и групповые занятия по обучению правильному пищевому поведению, здоровому образу жизни, с привлечением к занятиям членов семьи. Основными задачами обучения должны быть: формирование стойкой мотивации на постепенное снижение веса с последующим удержанием веса, изменение привычек, образа жизни, повышение личной ответственности за свое лечение [7, 9].

Коррекцию избыточной массы тела у школьников следует начинать с комплекса профилактических мероприятий, направленных на искоренение пагубных и формирование здоровых пищевых привычек, оптимизацию двигательного режима и распорядка дня,

стимулирование собственной мотивации ребенка на здоровый образ жизни [3].

К сожалению, в нашей стране нет службы, которая занималась бы коррекцией веса и формированием здорового образа жизни у детей с избыточной массой тела и их родителей. В детских поликлиниках нет диетолога, а у участковых педиатров хватает других вопросов, требующих срочного решения. Такие дети попадают на прием к врачу уже с ожирением, а то и с его осложнениями. Ранняя коррекция избыточной массы тела в детском возрасте является залогом здоровья во взрослом возрасте [2, 4].

Для решения этой задачи эффективным будет создание Школ правильного питания или Школ здорового образа жизни, которые целесообразно открывать на базе детских поликлиник или школ. В рамках Школ правильного питания целесообразно читать лекции для родителей о здоровом питании, проводить в игровой форме занятия с детьми, устраивать встречи, на которых родители и дети делились бы своими трудностями и успехами, своими способами как облегчить переход на новый рацион. Очень важным в процессе снижения веса является и соревновательный азарт, возможность видеть положительный результат у других детей.

Очень важно, чтобы профессиональная помощь и поддержка оказывались не только детям с избыточной массой тела, но и их родителям [14]. Ведь именно в семье закладывается неправильный образ жизни ребенка, например, именно родителями формируется привычка заедать стресс. Так утешая своих детей, когда те чем-либо расстроены, некоторые родители дают им «вкусненькое», не задумываясь, что эта привычка может сохраниться на всю жизнь и привести их ребенка к ожирению. Другая вредная привычка, формируемая в семье - еда перед телевизором. При этом формируется условный рефлекс: «прием пищи -просмотр телевизора». Кроме того, увлеченный передачей ребенок не отдает себе отчет в количестве съеденного. Еще одним негативным моментом является то, что телевизионная реклама изобилует подачей в привлекательной для ребенка форме «вредных» продуктов. Зачастую, привычка есть перед телевизором, формируется у ребенка самими родителями и если не убедить родителей отказаться от подобной практики, вряд ли удастся убедить и ребенка. Еще один важный аспект формирования избыточной массы тела у ребенка заключается в однообразном гиперкалорийном питании в семье. Рацион семьи, а, следовательно, и ребенка, перенасыщен легкоусвояемыми углеводами и насыщенными жирами (кондитерские и колбасные изделия, сладкие напитки, майонез). Необходимо убедить родителей заменить данные продукты в семье на рыбу, постные сорта мяса, кисломолочные продукты, увеличить в рационе семьи количество овощей и фруктов. Очень часто родители идут на поводу у ребенка, предлагая ему «вредные» продукты, чтобы он в случае отказа от «полезных» продуктов не остался голодным. Задача родителей найти блюдо, которое будет и вкусным и полезным для ребенка, помня, что от этого

Э 2013

и

зависит здоровье их ребенка на долгие годы. Родители должны быть ознакомлены с основными понятиями о рациональном питании, о том, что такое белки, жиры и углеводы, витамины и минералы, в каких продуктах питания они содержатся и сколько их должно быть в рационе ребенка в зависимости от его возраста, самочувствия, уровня физической активности. Родители должны научиться внимательно изучать информацию на этикетках пищевых продуктов (срок хранения, количество калорий, белков, жиров и углеводов, наличие красителей, стабилизаторов, усилителей вкуса). Так, например, родители должны быть информированы о том, что усилитель вкуса глутамат натрия может вызывать нарушения зрения у детей [17]. Родители должны научиться оценивать калорийность различных блюд, например, понимать, что 200 ккал соответствуют примерно половине чизбургера или 200 г молочной овсяной каши или 2 апельсинам или 100 г отварной индейки. Родителей следует научить рассчитывать суточную норму потребления килокалорий для ребенка по формуле:

1000+(100 х возраст ребенка в годах).

Если у ребенка имеется избыточная масса тела, то суточное потребление калорий следует уменьшить на 10-15%. При этом содержание жира должно составлять не более 25-30% суточной калорийности [15].

Родителям детей с избыточной массой тела рекомендуется вести пищевой дневник, куда следует заносить данные о количестве и составе всех съеденных блюд. Родители заранее должны планировать рацион ребенка и составлять меню на каждый последующий день. Для этого родителям могут быть предложены примерные варианты завтрака, второго завтрака, обеда, полдника и ужина, рецепты низкокалорийных блюд. При ведении пищевого дневника надо четко фиксировать, что было запланировано съесть в данный день, а что было реально съедено. В пищевой дневник необходимо честно заносить съеденную между приемами пищи конфетку или горсть семечек. Ведение такого дневника может стать увлекательной игрой для ребенка, например при выполнении намеченного плана питания в конце дня ребенок клеит в дневник наклейку и по количеству таких наклеек может визуально оценить свое пищевое поведение за неделю или месяц. Особое внимание следует уделить тактике поведения в гостях или на детских праздниках с угощениями. Именно на таких мероприятиях чаще всего происходят срывы.

Литература:

1. Аверьянов А.П. Диагностика ожирения у школьников: значение определения массы жировой ткани / А.П. Аверьянов, Н.В. Болотова, Е.Г Дронова // Педиатрия, 2003. - № 5. - С. 66-69.

2. Аверьянов А.П. Организация обучения детей и подростков с ожирением в школе контроля веса: Методическое пособие / А.П. Аверьянов, Н.В. Болотова, Ю.А. Зотова. - Саратов, Изд-во СГМУ - 2006. - 64 с.

3. Бутрова С.А. Лечение ожирения: современные аспекты / С.А. Бутрова, А.А. Плохая // Реферативный медицинский журнал,

2000. - № 9. - т. 24. - С. 1140-1146.

4. Дедов И.И. Обучение больных ожирением (Программа) / И.И. Дедов, С.А. Бутрова, Л.В. Савельева. - М. - 2001.

В рамках Школ правильного питания и здорового образа жизни целесообразно донести до детей и родителей информацию о необходимости сочетать рациональное питание с дозированными физическими нагрузками. Зачастую дети с избыточной массой тела подвергаются насмешкам своих одноклассников именно на уроках физкультуры, что приводит к тому, что они вовсе перестают посещать эти уроки. Тем самым, имеющаяся у школьника гиподинамия усугубляется еще больше, происходит формирование личностных комплексов. Такие дети ограничивают общение с ровесниками, свободное от уроков время проводят за компьютером и телевизором, что минимизирует их двигательную активность. Создается порочный круг: таким детям показано, помимо школьных уроков физкультуры, посещать бассейн, детские спортивные секции, участвовать в подвижных играх на воздухе, но подвергаясь критике преподавателей физкультуры, тренеров, ровесников они все больше замыкаются в себе. В Школах здорового образа жизни такие дети могли бы заниматься лечебной физкультурой с себе подобными, что не вызывало бы у них переживаний по поводу собственной внешности и физических возможностей. Занятия ЛФК должны проводиться в спокойной доброжелательной обстановке с учетом физических возможностей таких детей и постепенным увеличением интенсивности и продолжительности занятий. И лишь в случае неэффективности диетотерапии в сочетании с индивидуально подобранной физической нагрузкой в течение 2,5-3 месяцев детям с ожирением показано назначение медикаментозного лечения [11].

Выводы.

1. На основании проведенного анализа литературы и других источников информации были предложены концепции системы формирования здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением.

2. Показана необходимость создания долгосрочных программ по обучению здоровому образу жизни школьников с избыточной массой тела и ожирением, с целью профилактики развития сердечнососудистых и других метаболических осложнений и повышения продолжительности жизни трудоспособного населения.

В дальнейших исследованиях планируется разработать программу формирования здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением с учетом возрастных групп и изучением в динамике показателей снижения веса.

References:

1. Aver’ianov A.P., Bolotova N.V., Dronova E.G. Pediatriia [Pediatrics], 2003, vol.5, pp. 66-69.

2. Aver’ianov A.P, Bolotova N.V., Zotova Iu.A. Organizaciia obucheniia detej i podrostkov s ozhireniem v shkole kontrolia vesa [The education of children and adolescents with obesity in school weight control], Saratov, SSMU, 2006, 64 p.

3. Butrova S.A., Plokhaia A.A. Referativnyj medicinskij zhurnal [Refereed medical journal], 2000, vol. 9(24), pp. 1140-1146.

4. Dedov I.I., Butrova S.A., Savel’eva L.V. Obuchenie bol’nykh ozhireniem [Education obese], Moscow, 2001.

І ПЕДАГОГІКА I

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

5. Картелишев А.В. Вопросы ранней диагностики предрасположенности детей к конституционально-экзогенному ожирению // Педиатрия, 2006. - № 4. - С. 7-11.

6. Петеркова В.А. Ожирение в детском возрасте / В.А. Петеркова, О.В. Ремизов // Ожирение и метаболизм, 2004. - № 1. - С. 17-23.

7. Barlow S.E. Obesity evaluation and treatment: Expert Comittee recommendations. The Maternal and Child Health Bureau, Health Re-sourses and Services Administration and the Department of Health and Human Services / S.E. Barlow, W.H. Dietz // Pediatrics, 1998.

- vol.102. - p. 29.

8. Clement K. Genetics and the pathophysiology of obesity / K. Clement, P. Ferre // Pediatr. Res., 2003. - vol. 53. - pp. 721-772.

9. Clinical Guidelines on the Identification, Evaluation and Treatment of Overweight and Obesity in Adults — The Evidence Report. Na-tiona Institutes of Health // Obes. Res., 1998. - vol 6. - Suppl. 2.

- pp. 51-209.

10. Cole TJ. Establishing a standard definition for child overweight and obesity worldwide: international survey / TJ. Cole, M.C. Bellizzi, K.M. Flegal, W.H. Dietz // B.M.J., 2000. - vol. 320. - pp. 1240-1243.

11. Epstein L.H. Treatment of pediatric obesity / L.H. Epstein, M.D. Myers, H.A. Raynor, B.E. Saelens // Pediatrics, 1998. - vol. 101.

- pp. 554-570.

12. Eriksson J.G. Early adiposity rebound in childhood and risk of Type 2 diabetes in adult life / J.G. Eriksson, T. Forsen, J. Tuomilehto et al. // Diabetologia, 2003. - vol. 46. - pp. 190-194.

13. Freedman D.S. Inter-relationships among childhood BMI, childhood height, and adult obesity: the Bogalusa Heart Study / D.S. Freedman, L.K. Khan, M.K. Serdula et al. // nt. J.Obes.Relat.Metab. Disord. -vol.28. - 2004. - pp. 10-16.

14. Golan M.. Familial approach to the treatment of childhood obesity: conceptual model / M. Golan, A. Weizman // J. Nutr. Educ. Behav.,

2001. - vol. 33. - pp. 102-107.

15. Lackey C.J. Healthy eating: Defining the nutrient quality of foods / C.J. Lackey, K.M. Kolassa // Nutr. Today, 2004. - vol.39. - pp. 26-29.

16. Maffeis C. Waist circumference and cardiovascular risk factors in prepubertal children / C. Maffeis, A. Pietrobelli, A. Grezzani et al. // Obes. Res., 2001. - vol. 9. - pp. 179-187.

17. O’Rahilly S. Minireview: human obesity-lessons from monogenic disorders / S. O’Rahilly, I.S. Farooqi, G.S. Yeo, B.G. Challis // Endocrinology, 2003. - vol.144. - pp. 3757-3764.

18. Sardinha L.B. Receiver operating characteristic analysis of body mass index, triceps skinfold thickness, and arm girth for obesity screening in children and adolescents / L.B. Sardinha, S.B. Going, P.J. Teixeira, T.G. Lohman // Am. J. Clin. Nutr., 1999. - vol.70. - pp. 1090-1095.

19. Wang L.Y. Economic analysis of a school-based obesity prevention program / L.Y Wang, Q. Yang, R. Lowry, H. Wechsler // Obes. Res., 2003. - vol.11. - pp. 1313-1324.

20. Whitaker R.C. Predicting Obesity in Young Adulthood from Childhood and Parental Obesity / R.C. Whitaker, J.A. Wright, M.S. Pepe et al. // N. Engl. J. Med., 1997. - vol.337. - pp. 869-873.

5. Kartelishev A.V. Pediatriia [Pediatrics], 2006, vol.4, pp. 7-11.

6. Peterkova V.A., Remizov O.V. Ozhirenie i metabolism [Obesity and Metabolism], 2004, vol.1, pp. 17-23.

7. Barlow S.E., Dietz W.H. Obesity evaluation and treatment: Expert Comittee recommendations. The Maternal and Child Health Bureau, Health Resourses and Services Administration and the Department of Health and Human Services. Pediatrics, 1998, vol.102, p. 29.

8. Clement K., Ferre P Genetics and the pathophysiology of obesity. Pediatric Research, 2003, vol. 53, pp. 721-772.

9. Clinical Guidelines on the Identification, Evaluation and Treatment of Overweight and Obesity in Adults — The Evidence Report. Nationa Institutes of Health. Obesity Research, 1998, vol. 6(2), pp. 51-209.

10. Cole T.J., Bellizzi M.C., Flegal K.M., Dietz W.H. Establishing a standard definition for child overweight and obesity worldwide: international survey. British Medical Journal, 2000, vol.320, pp. 1240-1243.

11. Epstein L.H., Myers M.D., Raynor H.A., Saelens B.E. Treatment of pediatric obesity. Pediatrics, 1998, vol. 101, pp. 554-570.

12. Eriksson J.G., Forsen T., Tuomilehto J. et al. Early adiposity rebound in childhood and risk of Type 2 diabetes in adult life. Diabetologia, 2003, vol. 46, pp. 190-194.

13. Freedman D.S., Khan L.K., Serdula M.K. et al. Inter-relationships among childhood BMI, childhood height, and adult obesity: the Bogalusa Heart Study. International Journal of Obesity and Related Metabolic Disorders, 2004, vol. 28, pp. 10-16.

14. Golan M., Weizman A. Familial approach to the treatment of childhood obesity: conceptual model. Journal of Nutrition Education and Behavior, 2001, vol. 33, pp. 102-107.

15. Lackey C.J., Kolassa K.M. Healthy eating: Defining the nutrient quality of foods. Nutrition Today, 2004, vol. 39, pp. 26-29.

16. Maffeis C., Pietrobelli A., Grezzani A. et al. Waist circumference and cardiovascular risk factors in prepubertal children. Obesity Research, 2001, vol. 9, pp. 179-187.

17. O’Rahilly S., Farooqi I.S., Yeo G.S., Challis B.G. Minireview: human obesity-lessons from monogenic disorders. Endocrinology, 2003, vol. 144, pp. 3757-3764.

18. Sardinha L.B., Going S.B., Teixeira P.J., Lohman T.G. Receiver operating characteristic analysis of body mass index, triceps skinfold thickness, and arm girth for obesity screening in children and adolescents. The American Journal of Clinical Nutrition, 1999, vol. 70, pp. 1090-1095.

19. Wang L.Y., Yang Q., Lowry R., Wechsler H. Economic analysis of a school-based obesity prevention program. Obesity Research, 2003, vol. 11, pp. 1313-1324.

20. Whitaker R.C., Wright J.A., Pepe M.S. et al. Predicting Obesity in Young Adulthood from Childhood and Parental Obesity. New England Journal of Medicine, vol. 337, 1997, pp. 869-873.

Информация об авторе: Information about the author:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Палладина Оксана Львовна: opalladina@ukr.net; Национальный Palladina O.L.: opalladina@ukr.net; National University of Physical Ed-

университет физического воспитания и спорта Украины; ул. Физ- ucation and Sport of Ukraine; Fizkultury str. 1, Kiev, 03680, Ukraine.

культуры 1, г.Киев, 03680, Украина.

Цитируйте эту статью как: Палладина О.Л. Формирование здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2013. - № 3 - С. 39-42. doi:10.6084Im9.figshare.644982

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http:IIwww.sportpedagogy.org.ua/htmlIarhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:H creativecommons.orgIlicenses/byI3.0Ideed.ru)._____________________________

Дата поступления в редакцию: 16.02.2013 г. Опубликовано: 31.03.2013 г.

Cite this article as: Palladina O.L. Formation of healthy lifestyle among schoolchildren with overweight and obesity. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.3, pp. 39-42. doi:10.6084/m9.figshare.644982

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 16.02.2013 Published: 31.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.