Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ – СИЛЬНЫЙ РЕГИОН»: ОЦЕНКИ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛОРЕЦКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ – СИЛЬНЫЙ РЕГИОН»: ОЦЕНКИ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛОРЕЦКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / физическое здоровье / психоэмоциональное здоровье / социальное здоровье / социальные роли / республиканский проект / дети / родители / учителя физкультуры / спорт / школа / healthy lifestyle / physical health / psycho-emotional health / social health / social roles / republican project / children / parents / physical education teachers / sports / school

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мигунова Юлия Владимировна, Иванюта Андрей Иванович

Понятие здорового образа жизни раскрывается через его структурные элементы: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье. В соответствии с этим здоровый образ жизни воспринимается как совокупность всех видов и форм жизнедеятельности людей, социальных групп, общества в целом, основанных на принятии ценностей, установок и приоритетов физического, психоэмоционального и социального здоровья, следовании этим установкам в повседневной жизни, их укреплении и распространении. Поэтому формирование здорового образа жизни является приоритетной задачей для государства. С этой целью в Республике Башкортостан реализуется спортивно-образовательный проект «Здоровое поколение – сильный регион». Основной задачей этого проекта является воспитание здорового поколения, обладающего социально значимыми ценностями здорового образа жизни, физической культуры и стремлением к профессиональному занятию спортом. Для оценки эффективности реализации проекта в Белорецком районе республики было проведено социологическое исследование, включающее анкетирование участников проекта – родителей школьников 1–4 классов и учителей физкультуры. Диагностика уровня физического развития детей в оценках учителей показала, что у школьников младших классов этот уровень находится в определенной зависимости от возраста: чем младше ребенок, тем он менее физически подготовлен. Это указывает на положительное воздействие физического воспитания на детский организм, так как школьники более старших возрастов, занимающиеся физкультурой и спортом даже в рамках школьной программы, более физически развиты, чем первоклассники. Как родители, так и учителя физкультуры позитивно оценивают эффективность реализации Проекта, что подтверждается в оценках родителей, наблюдающих за состоянием своих детей, участвующих в Проекте. Позитивное отношение к нему, с точки зрения учителей физкультуры, связано с задачей формирования здорового образа жизни детей, а также с общим оздоровлением школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мигунова Юлия Владимировна, Иванюта Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR CHILDREN BY THE PROJECT “HEALTHY GENERATION FOR A STRONG REGION”: ASSESSMENTS BY PARENTS AND TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION (THE CASE OF THE BELORETSKY DISTRICT OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

The concept of a healthy lifestyle is revealed through its structural elements: physical, psychoemotional and social health. Accordingly, a healthy lifestyle is perceived as a combination of all types and forms of life of people, social groups, society as a whole, based on the acceptance of values, attitudes and priorities of physical, psycho-emotional and social health, following these attitudes in everyday life, their strengthening and distribution. Therefore, the formation of a healthy lifestyle is a priority task for the state. To meet this end, the Republic of Bashkortostan is implementing the sports-and-education project “Healthy Generation for a Strong Region”. The main objective of this project is to educate a healthy generation with socially significant values of a healthy lifestyle, physical culture and the desire for professional sports. To assess the effectiveness of the project implementation in the Beloretsk region of the republic, a sociological study was conducted, including a survey of project participants – parents of schoolchildren in grades 1-4 and physical education teachers. Diagnostics of the level of physical development of children in the assessments of teachers showed that for primary school students this level is somewhat dependent on age: the younger the child, the less physically prepared the child is. This indicates the positive impact of physical education on the child's body, since older schoolchildren who go in for physical education and sports even as part of the school curriculum are more physically developed than first-graders. Both parents and physical education teachers positively assess the effectiveness of the Project implementation, which is confirmed by the assessments of parents who monitor the condition of their children participating in the Project. A positive attitude towards him, from the point of view of physical education teachers, is associated with the task of forming a healthy lifestyle for children, as well as with the general improvement of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ – СИЛЬНЫЙ РЕГИОН»: ОЦЕНКИ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛОРЕЦКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.4.4 УДК 316.614.5

Ю.В. Мигунова, А.И. Иванюта

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ - СИЛЬНЫЙ РЕГИОН»: ОЦЕНКИ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛОРЕЦКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Понятие здорового образа жизни раскрывается через его структурные элементы: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье. В соответствии с этим здоровый образ жизни воспринимается как совокупность всех видов и форм жизнедеятельности людей, социальных групп, общества в целом, основанных на принятии ценностей, установок и приоритетов физического, психоэмоционального и социального здоровья, следовании этим установкам в повседневной жизни, их укреплении и распространении. Поэтому формирование здорового образа жизни является приоритетной задачей для государства. С этой целью в Республике Башкортостан реализуется спортивно-образовательный проект «Здоровое поколение - сильный регион». Основной задачей этого проекта является воспитание здорового поколения, обладающего социально значимыми ценностями здорового образа жизни, физической культуры и стремлением к профессиональному занятию спортом. Для оценки эффективности реализации проекта в Белорецком районе республики было проведено социологическое исследование, включающее анкетирование участников проекта - родителей школьников 1-4 классов и учителей физкультуры. Диагностика уровня физического развития детей в оценках учителей показала, что у школьников младших классов этот уровень находится в определенной зависимости от возраста: чем младше ребенок, тем он менее физически подготовлен. Это указывает на положительное воздействие физического воспитания на детский организм, так как школьники более старших возрастов, занимающиеся физкультурой и спортом даже в рамках школьной программы, более физически развиты, чем первоклассники. Как родители, так и учителя физкультуры позитивно оценивают эффективность реализации Проекта, что подтверждается в оценках родителей, наблюдающих за состоянием своих детей, участвующих в Проекте. Позитивное отношение к нему, с точки зрения учителей физкультуры, связано с задачей формирования здорового образа жизни детей, а также с общим оздоровлением школьников.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическое здоровье, психоэмоциональное здоровье, социальное здоровье, социальные роли, республиканский проект, дети, родители, учителя физкультуры, спорт, школа.

Формирование навыков здорового образа жизни играет важную роль в деле общего оздоровления детей, их гармоничного физического и устойчивого психоэмоционального развития. Однако здоровый образ жизни как социальное

© Мигунова Ю.В., Иванюта А.И., 2023 Мигунова Юлия Владимировна - канд. социол. наук, старший научный сотрудник Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан, Уфа, е-mail: migunovayuv@isi-rb.ru.

Иванюта Андрей Иванович - глава администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Белорецк, е-mail: Ivaniuta.A@bashkortostan.ru.

явление не может существовать в отрыве от образа жизни как такового [1]. Содержание образа жизни определяется тем, как люди живут, чем заняты, какие виды деятельности и взаимоотношения заполняют их жизнь. Следовательно, образ жизни воспринимается как система наиболее существенных, типичных характеристик способа жизнедеятельности и активности людей в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития общества [2, 3]. В структуру образа жизни входят такие понятия, как качество жизни, стиль жизни и уровень жизни. В понятие качества жизни включается уровень реализации потребностей человека, степень комфортности природной и социальной среды, которая его окружает [4, 5]. Качество жизни не измеряется количественными показателями в отличие от уровня жизни, определяемого количеством жизненных благ, используемых для удовлетворения потребностей [6, 7]. Стиль жизни представляет собой определенный тип, стандарт, характерную манеру поведения, выражающуюся в мотивах решений, поступков, повседневном поведении индивида, социальной группы [8, 9].

Таким образом, здоровый образ жизни выступает качественной характеристикой образа жизни в целом. Структурными элементами здорового образа жизни являются физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье. Синтез этих элементов и формирует здоровый образ жизни [10, 11]. Так, в частности, физическое здоровье, по мнению исследователей, характеризует естественное состояние организма, когда все показатели функционирования деятельности органов и систем соответствуют норме, позволяющей вести активную деятельность. Состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, а также способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими, характеризует психосоциальное здоровье [12]. Социальное здоровье как составляющее здорового образа жизни проявляется в высокой степени адаптивности человека в обществе, его социальной активности, коммуникабельности, взаимопонимании, социально-психологической поддержки [13, 14].

Здоровый образ жизни воспринимается как совокупность всех видов и форм жизнедеятельности людей, социальных групп, общества в целом, основанных на принятии ценностей, установок и приоритетов физического, психоэмоционального и социального здоровья, следовании этим установкам в повседневной жизни, их укреплении и распространении. Как социальное явление, здоровый образ жизни не только служит укреплению физического здоровья и приобщению населения к физкультуре и спорту, но и определяет качество выполнения социальных ролей, во всех отношениях, формируя здоровую личность [15]. Кроме того, здоровый образ жизни воспринимается как способ нивелирования социальных рисков, возникающих в среде молодежи,

а также как возможность снижения угрозы возникновения девиантного и де-линквентного поведения [16, 17].

Анализ социологической литературы позволил шире взглянуть на феномен здорового образа жизни в целом, рассмотреть его как составную часть образа жизни, сместив акцент с физического здоровья в сторону психоэмоционального, социального благополучия человека. Роль здорового образа жизни особенно очевидна в деле воспитания и социализации физически и социально здоровой личности. С этой целью в рамках национального проекта «Демография» решаются проблемы общественного здоровья, связанные с созданием условий для формирования у населения приверженности к здоровому образу жизни [18]. В соответствии с задачами, заявленными в национальном проекте, реализуются региональные программы, такие как спортивно-образовательный проект Республики Башкортостан (далее - РБ) «Здоровое поколение - сильный регион» (далее - Проект). Основной целью Проекта является воспитание здорового поколения, обладающего социально значимыми ценностями здорового образа жизни, патриотизма, физической культуры и стремлением к профессиональному занятию спортом. Проект представляет собой трехэтапную спортивно-образовательную программу, на первом этапе которой осуществляется общефизическая подготовка обучающихся 1-3-х классов в объеме 6 ч в неделю. На втором этапе среди школьников 4-х классов проводятся занятия по избранным видам спорта также в объеме 6 ч в неделю. На третьем этапе на основании выполнения нормативных требований по программам подготовки спортивного резерва и участия в спортивных соревнованиях по избранному виду спорта осуществляется зачисление обучающихся в группы начальной подготовки и учебно-тренировочные группы детско-юношеских спортивных школ муниципального района [19].

Для оценки эффективности реализации Проекта в декабре 2022 г. в Бело-рецком районе РБ сотрудниками Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан было проведено социологическое исследование, организованное по заказу Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. Респондентами выступили родители, чьи дети участвуют в нем, и учителя физкультуры, участвующие в Проекте. Это исследование представляло собой анкетирование родителей и учителей физкультуры в общеобразовательных учреждениях района на тему здорового образа жизни и, соответственно, оценки эффективности реализации Проекта.

Выборка исследования составляла 845 единиц, включая 784 родителя и 61 учителя физкультуры. Половозрастной состав опрошенных родителей характеризовался преимущественно женщинами - 93,5 % против 6,5 % мужчин. Наибольшее число респондентов-родителей входили в возрастные категории 31-40 лет (57,4 %) и 41-50 лет (28,2 %), большинство из которых про-

живали в сельской местности (51,9 %), что, очевидно, связано с особенностями места проведения опроса [20, 21].

Половозрастная структура второй категории респондентов - учителей физкультуры - также характеризовалась преобладанием женщин (68,9 %) по сравнению с мужчинами (31,1 %). Наибольшее количество учителей физкультуры - это респонденты в возрасте 41-50 лет (44,3 %), несколько меньше опрошенных в возрасте до 40 лет - 29,6 %. Большинство учителей физкультуры, участвующих в опросе, также проживали в сельской местности - 62,3 %, а в городе только 37,7 %.

Анализ оценок респондентами-родителями проблем здорового образа жизни показал, что значительная их часть (78,7 %) считает, что их семьи ведут здоровый и активный образ жизни (по сумме ответов «безусловно, да» и «скорее, да»). При этом в понятие здорового образа жизни родители вкладывают такие характеристики, как занятия физкультурой и спортом - 14,5 %, прогулки на свежем воздухе - 13,7 %, отсутствие употребления наркотиков и табака - 12,6 %, трезвый образ жизни - 11,6 %, а также правильное питание - 10,4 % и соблюдение режима дня - 10,4 %. Большая часть опрошенных родителей отметили, что здоровый образ жизни ведет не вся семья, а лишь отдельные ее члены, включая детей - 43,0 %, только детей - 33,3 % или только взрослых - 5,2 %. Довольно незначительное количество (14,5 %) респондентов-родителей отметили, что здоровый образ жизни ведут все члены семьи.

Самооценки учителей физкультуры показали, что все они, безусловно (68,9 %) и скорее всего (31,1 %) ведут здоровый образ жизни. В свою очередь, в содержание здорового образа жизни учителя вкладывают такие компоненты, как «занятия физической культурой и спортом» (49,2 %), а также «следование примерам здорового образа жизни» (34,4 %). Оценивая общий уровень физического развития детей, с которыми проводятся занятия, учителя отметили, что первоклассники в физическом отношении развиты слабее (23,0 % «ниже среднего»), чем остальные обследуемые категории младших школьников (3-4-е классы - 41,0 % и 37,7 % - «выше среднего»), поскольку учащиеся первых классов в силу возраста не были активно включены в занятия физической культурой [22]. По мнению опрошенных учителей, достаточно высокий уровень интереса к физкультуре и спорту характеризует всех младших школьников вне зависимости от класса, в котором они учатся. При этом, судя по ответам, к 4-му классу интерес к спортивным занятиям еще больше усиливается. Оценке учителями уровня физического развития детей, интереса, испытываемого ими к занятиям физкультурой и спортом, можно доверять, поскольку подавляющее большинство опрошенных педагогов (90,2 %) знают, кто из их учеников посещает детские спортивные школы, секции и клубы.

Следующий блок вопросов был посвящен оценкам эффективности реализации Проекта, данным родителями детей, участвующих в нем, а также учите-

лями физкультуры. По мнению родителей, основными мотивами участия их детей в Проекте было: желание самого ребенка (31,1 %); возможность его общего оздоровления, поддержания физической формы (26,9 %); для того чтобы сократить (устранить) возможность бесцельного времяпрепровождения (10,9 %); а также сформировать те навыки физического развития, которых у ребенка не было (9,4 %).

Анализ и сопоставление положительных и отрицательных оценок результатов реализации Проекта, данных родителями, показали в целом позитивное отношение респондентов к Проекту, что проявилось в таких суждениях, как: «ребенок окреп физически, улучшилось общее состояние его здоровья» (27,5 %); «у него повысилась дисциплина и самоорганизация» (18,3 %); «ребенок заинтересовался определенным видом спорта» (16,5 %); «стал общительнее, дружелюбнее» (10,9 %). Что касается негативных оценок, то большинство опрошенных их вовсе не отметили («никаких особых изменений не отмечаю») - 85,8 %. Однако стоит обратить внимание на то, что 5,2 % родителей подчеркнули увеличение общей учебной нагрузки на ребенка и, как следствие, рост его усталости.

Итак, полученные данные свидетельствуют о том, что, по мнению родителей, Проект реализуется достаточно эффективно - 83,6 % (по сумме ответов «безусловно эффективен» - 51,8 % и «скорее, эффективен, чем неэффективен» -31,8 %). Кроме того, 53,2 % респондентов сообщили о том, что их ребенок сдал нормы ГТО, соответствующие его возрасту, что также подчеркивает эффективность реализации Проекта и успешность популяризации здорового образа жизни детей [23].

Учителя физкультуры также достаточно высоко оценили эффективность Проекта: более половины из них посчитали, что он полезен в деле физического воспитания детей, так как несет в себе ценностные установки о положительном влиянии здорового образа жизни на человека - 60,7 %. Кроме того, 27,9 % педагогов высказались о пользе Проекта в целях общего оздоровления школьников. По мнению 6,6 % учителей, участие в Проекте дисциплинирует учеников и помогает в учебе.

Причина того, почему учителя физкультуры высоко оценили реализацию Проекта, кроется в тех позитивных сторонах, которые они выделили: «проект открывает для учащихся возможности подготовиться и успешно выполнить комплекс упражнений ГТО» - 18,2 %. Это связано с рядом преимуществ, касающихся, в частности, поступления в вуз, так как значок ГТО дает возможность получить дополнительные баллы при поступлении [24]. Вторая сторона связана с ответом «работа в Проекте способствует заинтересованности в определенных видах спорта, выявлению спортивно одаренных детей» (16,6 %), что указывает на серьезный настрой учителей, стремящихся подготовить профессиональных спортсменов, выявив с помощью Проекта спортивно одаренных

детей. Третья позитивная сторона проявляется в ответе: «благодаря Проекту можно разнообразить уроки физкультуры, делая их более насыщенными и интересными для школьников» - 16,0 %, что говорит о желании учителей сделать свои уроки по-настоящему интересными, не преследуя амбициозных целей. Наименьшую популярность получил ответ «работа в Проекте дополнительно оплачивается» (5,9 %), указывающий на то, что материальная выгода для педагогов не имеет решающего значения в работе над Проектом.

Эффективность реализации Проекта, по мнению учителей, зависит также от межличностного взаимодействия, прежде всего, с классными руководителями тех классов, ученики которых задействованы в Проекте. Так считают 86,9 % учителей физкультуры, достаточно часто взаимодействующих с классными руководителями. В свою очередь 78,7 % опрошенных педагогов уверены в том, что тесное взаимоотношение с руководством школы также способствуют успешной реализации («часто взаимодействую»). В то же время 62,3 % также часто взаимодействуют с родителями в рамках Проекта.

В заключение необходимо сделать выводы, касающиеся популяризации здорового образа жизни в рамках реализующегося Проекта. Во-первых, большинство респондентов-родителей отметили, что их семья ведет здоровый образ жизни (78,7 %). Для данной категории опрошенных в понятие здорового образа жизни входят занятия физкультурой и спортом, прогулки на свежем воздухе и отсутствие вредных привычек. В целом мнение родителей совпадает с позицией учителей физкультуры, которые практически все, по их мнению, ведут здоровый образ жизни. Для них, так же как и для родителей, это означает занятия физкультурой и спортом, а также следование примерам здорового образа жизни, что скорее всего включает в себя прогулки на свежем воздухе, отсутствие вредных привычек и т.д.

Диагностика уровня физического развития детей, а также развития их интереса к занятиям физкультурой и спортом в оценках учителей показала, что физическое развитие школьников младших классов находится в определенной зависимости от возраста: чем младше ребенок, тем он менее физически подготовлен. Это указывает на положительное воздействие физического воспитания на детский организм, степень его выносливости, закалку, так как школьники более старших возрастов, занимающиеся физкультурой и спортом даже в рамках школьной программы, более физически развиты, чем первоклассники. Что же касается оценки учителями уровня интереса к спортивным занятиям, то он остается довольно высоким практически во всех возрастах.

Также важно выделить социальную составляющую здорового образа жизни, связанную с тем, что такой образ жизни прежде всего направлен на формирование эмоционально устойчивой, нравственно развитой, социально благополучной личности. Ее духовное становление тесно связано с патриотическими ценностями, формируемыми на основе здорового образа жизни. Кроме физиче-

ского здоровья, важнейшим его результатом становится готовность подрастающего поколения к выполнению предстоящих социальных ролей [25].

Как родители, так и учителя физкультуры позитивно оценивают эффективность реализации данного регионального проекта. Это прослеживается в оценках родителей, наблюдающих за состоянием своих детей, участвующих в Проекте: ребенок окреп физически, улучшилось общее состояние его здоровья; дисциплинированность и самоорганизация повысились; ребенок заинтересовался определенным видом спорта. Таким образом, 83,6 % родителей достаточно высоко оценили эффективность реализации Проекта. Позитивное отношение к нему, с точки зрения учителей физкультуры, связано с возможностью формирования здорового образа жизни у детей - 60,7 %, а также с общим оздоровлением школьников - 27,9 %. Тем не менее причины высокой оценки Проекта в глазах учителей в том числе связаны с их амбициозными планами, имеющими целью не столько заинтересовать детей физкультурой и спортом (16,0 %), сколько нацелить их на сдачу норм ГТО (18,2 %), а также выявить среди них спортивно одаренных (16,6 %).

В целом Проект сыграл позитивную роль в деле формирования здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста. Само название проекта «Здоровое поколение - сильный регион» говорит о том, что достойное будущее региона заключается в становлении физически, психологически и социально здорового поколения, сформированного благодаря здоровому образу жизни, воспитанному в духе патриотизма. Реализация Проекта в Белорецком районе республики является примером эффективного управленческого воздействия органов государственной власти регионального уровня, когда общественно-политические замыслы и научно-теоретические знания в полной мере воплощаются в практической деятельности. Поэтому, учитывая данные результаты, возникает необходимость дальнейшей реализации Проекта и в старших классах общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан.

Список литературы

1. Возьмитель А.А. Становление и развитие социологии образа жизни // Россия реформирующаяся. - 2019. - № 17. - С. 126-149.

2. Романова И.В. Категория «образ жизни» в отечественной и зарубежной научной литературе // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2012. - № 10 (89). - С. 63-79.

3. Орлова Э.А. Образ жизни // Прикладная культурология. Энциклопедия / под ред. И.М. Быховской. - М., 2019. - С. 310-317.

4. Оценка основных показателей, характеризующих качество жизни населения региона / Т.В. Хаустова, А.А. Соклаков, Т.А. Черкашина, В.И. Дроздов // Известия Юго-Западного государственного университета. Экономика. Социология. Менеджмент. - 2021. - Т. 11, № 3. - С. 100-114.

5. Фаткуллина Г.Р. Анализ литературы, посвященной проблеме качества жизни и повышения качества жизни в социологическом аспекте // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. - Уфа: Изд-во УФИЦ РАН,

2020. - С. 178-181.

6. Елисеева И.И. Изучение взаимодействия домашних хозяйств прямых родственников разных поколений: методологические аспекты // Петербургская социология сегодня. - 2017. - № 8. - С. 179-196.

7. Куцегреева Л.В., Наливкина В.В. Уровень жизни населения: проблемы и перспективы // Экономика устойчивого развития. - 2019. - № 2 (38). - С. 57-62.

8. Кокоткина О.С. Стиль жизни как основание образа жизни в различных типах обществ // Вестник Донского государственного аграрного университета. -

2021. - № 1-2 (39). - С. 45-51.

9. Василенко И.В., Краснов М.М. Стиль жизни: к современной концептуализации понятия // Теория и практика общественного развития. - 2022. -№ 1 (167). - С. 15-19.

10. Взаимосвязь здоровья, образа жизни родителей со здоровьем и образом жизни их детей / Л.Л. Липанова, Г.М. Насыбуллина, А.С. Бабикова, В.С. Казанцев // Актуальные проблемы образования и здоровья обучающихся: моногр. / под ред. В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. - М.: Научная книга, 2020. - С. 429-446.

11. Пилюшенко А.В. Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 398. - С. 50-54.

12. Арпентьева М.Р. Психосоциальное здоровье и взросление человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. -№ 5 (16). - С. 3-13.

13. Максимова Т.М. Здоровье населения и социально-экономические проблемы общества // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2018. - № 1. - С. 3.

14. Муллаянова Г.Р. Социальное здоровье как составляющая социального благополучия // Актуальные проблемы социально-экологической культуры: межвуз. сб. науч. тр. - Уфа: Изд-во БашГУ, 2018. - С. 154-162.

15. Ахмадуллина Х.М., Егорышев С.В., Ахмадуллин У.З. Здоровье населения г. Уфы: результаты изучения общественного мнения // Вестник ВЭГУ. -2017. - № 4 (90). - С. 13-22.

16. Камчибек У.Э., Мураталиева И.Х. Социальные риски в современной молодежной среде: типы и модели поведения // Вестник Кыргызского национального аграрного университета им. К.И. Скрябина. - 2018. - № 5-1. - С. 96-98.

17. Егорышев С.В. Молодежная преступность в Республике Башкортостан: особенности и тенденции // Вестник Пермского национального исследо-

вательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2020. - № 3. - С. 100-111.

18. Национальные проекты России [Электронный ресурс]. - URL: https:// национальныепроекты.рф (дата обращения: 13.04.2023).

19. Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL: https://mmpsrb.ru/ministerstvo/obshhaya-informaciya/zdorovoe-pokolenie-silnyy-region (дата обращения: 16.02.2023).

20. Соловьев Д.А. Социально-экономическое развитие Белорецкого района Республики Башкортостан для обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2019. - С. 866-871.

21. Полина С.В., Харитонова С.Ф. Обеспечение безопасности при проведении спортивных соревнований (на примере МР Белорецкий район Республики Башкортостан) // Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы VI Всерос. науч. конф. / Чурапч. гос. ин-т физ. культуры и спорта. - Чурапча, 2022.- С. 271-275.

22. Коноплина Е.В. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в сельской местности: опыт работы Белорецкого района // Сельский тренер. Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в сельской местности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Уфа: Изд-во Баш. ин-та физ. культуры. - 2022. - С. 18-22.

23. Кочура А.С., Хусаинов А.А., Валиев А.М. Влияние занятий физической культурой на результаты сдачи норм ГТО // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 2 (31). - С. 566-569.

24. Любой значок ГТО может дать дополнительные баллы при поступлении в вуз в 2022 году [Электронный ресурс] / М-во науки и высш. обр. РФ. -URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/46638/ (дата обращения: 27.02.2023).

25. Ковалева Е.Н., Моцар Е.М., Сандберг А.Б. Патриотизм и образование как нравственная ценность современной молодежи // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2019. - № 4 (26). - С. 31-34.

References

1. Voz'mitel' A.A. Stanovlenie i razvitie sotsiologii obraza zhizni [Becoming and development of the sociology of the way of life]. Rossiia reformiruiushchaiasia, 2019, no. 17, pp.126-149.

2. Romanova I.V. Kategoriia "obraz zhizni" v otechestvennoi i zarubezhnoi nauchnoi literature [The category of "way of life" in domestic and foreign scientific literature]. VestnikZabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 10 (89), pp. 63-79.

3. Orlova E.A. Obraz zhizni [Lifestyle]. Prikladnaia kul'turologiia. Entsiklo-pediia. Ed. I.M. Bykhovskaia. Moscow, 2019, pp. 310-317.

4. Khaustova T.V., Soklakov A.A., Cherkashina T.A., Drozdov V.I. Otsenka osnovnykh pokazatelei, kharakterizuiushchikh kachestvo zhizni naseleniia regiona [Assessment of the main indicators characterizing the quality of life of the population of the region]. Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. Sotsiologiia. Menedzhment, 2021, vol. 11, no. 3, pp. 100-114.

5. Fatkullina G.R. Analiz literatury, posviashchennoi probleme kachestva zhizni i povysheniia kachestva zhizni v sotsiologicheskom aspekte [Analysis of literature on the problem of quality of life and improving the quality of life in the sociological aspect]. Innovatsionnye tekhnologii upravleniia sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regionov Rossii. Proc. of 12th All-Russian Acad. Conf. Ufa, UFRC RAN, 2020, pp.178-181.

6. Eliseeva I.I. Izuchenie vzaimodeistviia domashnikh khoziaistv priamykh rodstvennikov raznykh pokolenii: metodologicheskie aspekty [Interaction of households of direct relatives of different generations: Methodological aspect]. Peterburgskaia sotsiologiia segodnia, 2017, no. 8, pp. 179-196.

7. Kutsegreeva L.V., Nalivkina V.V. Uroven' zhizni naseleniia: problemy i perspektivy [The standard of living of the population: Problems and prospects]. Ekonomika ustoichivogo razvitiia, 2019, no. 2 (38), pp. 57-62.

8. Kokotkina O.S. Stil' zhizni kak osnovanie obraza zhizni v razlichnykh tipakh obshchestv [Lifestyle as the basis of lifeway in different types of societies]. Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2021, no. 1-2 (39), pp.45-51.

9. Vasilenko I.V., Krasnov M.M. Stil' zhizni: k sovremennoi kontseptualizatsii poniatiia [Life style: To a modern conceptualization of the concept]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 2022, no. 1 (167), pp. 15-19.

10. Lipanova L.L., Nasybullina G.M., Babikova A.S., Kazantsev V.S. Vzaimosviaz' zdorov'ia, obraza zhizni roditelei so zdorov'em i obrazom zhizni ikh detei [The relationship between the health and lifestyle of parents and the health and lifestyle of their children]. Aktual'nye problemy obrazovaniia i zdorov'ia obuchaiushchikhsia. Eds. V.I. Starodubov, V.A. Tutel'ian. Moscow, Nauchnaia kniga, 2020, pp. 429-446.

11. Piliushenko A.V. Voprosy teoreticheskogo osmysleniia kategorii "obraz zhizni" i "zdorovyi obraz zhizni" [Issues of theoretical comprehension of the categories "way of life" and "healthy lifestyle"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 398, pp. 50-54.

12. Arpent'eva M.R. Psikhosotsial'noe zdorov'e i vzroslenie cheloveka [Mental psychosocial health and adult]. Zdorov'e cheloveka, teoriia i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2019, no. 5 (16), pp. 3-13.

13. Maksimova T.M. Zdorov'e naseleniia i sotsial'no-ekonomicheskie prob-lemy obshchestva [Population health and socio-economic problems of society].

Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, 2018, no. 1, pp. 3.

14. Mullaianova G.R. Sotsial'noe zdorov'e kak sostavliaiushchaia sotsial'nogo blagopoluchiia [Social health as a component of social well-being]. Aktual'nye problemy sotsial'no-ekologicheskoi kul'tury, Ufa, Bashkir State University, 2018, pp.154-162.

15. Akhmadullina Kh.M., Egoryshev S.V., Akhmadullin U.Z. Zdorov'e naseleniia g. Ufy: rezul'taty izucheniia obshchestvennogo mneniia [Health of the Ufa population: Study results of public opinion]. Vestnik VEGU, 2017, no. 4 (90), pp.13-22.

16. Kamchibek U.E., Muratalieva I.Kh. Sotsial'nye riski v sovremennoi molodezhnoi srede: tipy i modeli povedeniia [Social risks in modern youth environment: Types and models of behavior]. Vestnik Kyrgyzskogo natsional'nogo agrarnogo universiteta im. K.I. Skriabina, 2018, no. 5-1, pp. 96-98.

17. Egoryshev S.V. Molodezhnaia prestupnost' v Respublike Bashkortostan: osobennosti i tendentsii [Youth crime in the Republic of Bashkortostan: Features and trends]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2020, no. 3, pp. 100-111.

18. Natsional'nye proekty Rossii [National projects of Russia]. Available at: https://natsional'nyeproekty.rf (accessed 13.04.2023).

19. Ministerstvo molodezhnoi politiki i sporta Respubliki Bashkortostan [Ministry of youth policy and sports of the Bashkortostan Republic]. Available at: https://mmpsrb.ru/ministerstvo/obshhaya-informaciya/zdorovoe-pokolenie-silnyy-region (accessed 16.02.2023).

20. Solov'ev D.A. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Beloretskogo raiona Respubliki Bashkortostan dlia obespecheniia ekonomicheskoi bezopasnosti [Socio-economic development of the Beloretsky district in the Bashkortostan Republic to ensure economic security]. Ekonomicheskaia bezopasnost': problemy, perspektivy, tendentsii razvitiia. Proc. of the 5th Int. Acad. Conf. Perm, PSTU, 2019, pp. 866-871.

21. Polina S.V., Kharitonova S.F. Obespechenie bezopasnosti pri provedenii sportivnykh sorevnovanii (na primere MR Beloretskii raion Respubliki Bashkortostan) [Ensuring safety during sports competitions (on the example of the Beloretsky district of the Republic of Bashkortostan)]. Fizicheskaia kul'tura, sport, nauka i obrazovanie. Proc. of 4th All-Russian Acad. Conf. Churapcha, Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, 2022, pp. 271-275.

22. Konoplina E.V. Fizkul'turno-ozdorovitel'naia i sportivnaia rabota v sel'skoi mestnosti: opyt raboty Beloretskogo raiona [Physical education, recreation and sports work in rural areas: Experience of the Beloretsk district]. Sel'skii trener. Aktual'nye problemy razvitiia fizicheskoi kul'tury i sporta v sel'skoi mestnosti. Proc. of All-Russian Acad. University. Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture, 2022, pp.18-22.

23. Kochura A.S., Khusainov A.A., Valiev A.M. Vliianie zaniatii fizicheskoi kul'turoi na rezul'taty sdachi norm GTO [The influence of physical education on the results of passing the GTO standards]. Nauka i obrazovanie: novoe vremia, 2019, no. 2 (31), pp. 566-569.

24. Liuboi znachok GTO mozhet dat' dopolnitel'nye bally pri postuplenii v vuz v 2022 godu [Any GTO badge can give additional points when entering a university in 2022]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/46638/ (accessed 27.02.2023).

25. Kovaleva E.N., Motsar E.M., Sandberg A.B. Patriotizm i obrazovanie kak nravstvennaia tsennost' sovremennoi molodezhi [Patriotism and education as the moral value of modern youth]. Sovremennye problemy gumanitarnykh i obshchestvennykh nauk, 2019, no. 4 (26), pp. 31-34.

Оригинальность 83 %

Поступила 19.04.2023 Одобрена 04.05.2023 Принята к публикации 01.12.2023

Yu.V. Migunova, A.I. Ivanyuta

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR CHILDREN BY THE PROJECT "HEALTHY GENERATION FOR A STRONG REGION": ASSESSMENTS BY PARENTS AND TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION (THE CASE OF THE BELORETSKY DISTRICT OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

The concept of a healthy lifestyle is revealed through its structural elements: physical, psycho-emotional and social health. Accordingly, a healthy lifestyle is perceived as a combination of all types and forms of life of people, social groups, society as a whole, based on the acceptance of values, attitudes and priorities of physical, psycho-emotional and social health, following these attitudes in everyday life, their strengthening and distribution. Therefore, the formation of a healthy lifestyle is a priority task for the state. To meet this end, the Republic of Bashkortostan is implementing the sports-and-education project "Healthy Generation for a Strong Region". The main objective of this project is to educate a healthy generation with socially significant values of a healthy lifestyle, physical culture and the desire for professional sports. To assess the effectiveness of the project implementation in the Beloretsk region of the republic, a sociological study was conducted, including a survey of project participants - parents of schoolchildren in grades 1-4 and physical education teachers. Diagnostics of the level of physical development of children in the assessments of teachers showed that for primary school students this level is somewhat dependent on age: the younger the child, the less physically prepared the child is. This indicates the positive impact of physical education on the child's body, since older schoolchildren who go in for physical education and sports even as part of the school curriculum are more physically developed than first-graders. Both parents and physical education teachers positively assess the effectiveness of the Project implementation, which is confirmed by the assessments of parents who monitor the condition of their children participating in the Project. A positive attitude towards him, from the point of view of physical education teachers, is associated with the task of forming a healthy lifestyle for children, as well as with the general improvement of schoolchildren.

Keywords: healthy lifestyle, physical health, psycho-emotional health, social health, social roles, republican project, children, parents, physical education teachers, sports, school.

Yulia V. Migunova - Cand. Sc. (Sociology), Senior Research Fellow, Institute for Strategic Studies, Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Ufa, e-mail: migunovayuv@isi-rb.ru.

Andrei I. Ivanyuta - Head of Administration of the Beloretsky Municipal District, the Republic of Bashkortostan, Beloretsk, e-mail: Ivaniuta.A@bashkortostan.ru.

Received 19.04.2023 Approved 04.05.2023 Accepted for publication 01.12.2023

Финансирование. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ИСИ АН РБ.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Мигунова, Ю.В. Формирование здорового образа жизни детей в рамках проекта «Здоровое поколение - сильный регион»: оценки родителей и учителей физкультуры (на примере Белорецкого района Республики Башкортостан) / Ю.В. Мигунова, А.И. Иванюта // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 4. - С. 55-67.

Please cite this article in English as:

Migunova Yu.V., Ivanyuta A.I. Formation of a healthy lifestyle for children by the project "Healthy generation for a strong region": Assessments by parents and teachers of physical education (the case of the Beloretsky district of the Republic of Bashkortostan). PNRPUSociology and Economics Bulletin, 2023, no. 4, pp. 55-67 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.