Научная статья на тему 'Формирование языковой компетенции учащихся технического вуза в процессе изучения филологических дисциплин'

Формирование языковой компетенции учащихся технического вуза в процессе изучения филологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
781
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТРИ УРОВНЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LINGUISTIC COMPETENCE / THREE LEVELS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шерстянникова Елена Александровна

Рассматриваются вопросы формирования коммуникативной (языковой) компетенции в системе высшего технического образования посредством дисциплин филологического цикла: «Русский язык и культура речи», «Теория и практика речевой коммуникации», «Основы научной коммуникации». Утверждается, что введение в образовательный процесс технического вуза филологических дисциплин на всех уровнях высшего образования способствует становлению высококвалифицированного специалиста как творческой личности, уверенной в своем профессиональном и социальном поведении. Актуальность вопросов повышения уровня языковой культуры обучающихся в вузе обусловлена ростом безграмотности среди молодого поколения. Автор останавливается на рассмотрении языковых (коммуникативных) компетенций, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, и их формировании конкретными филологическими дисциплинами. Для каждого уровня ВО автор предлагает отдельный курс, формирующий требуемые знания, умения и навыки. Дано обоснование необходимости изучения каждого курса, изложены цели и задачи дисциплин, описана их значимость для учащихся вуза. В статье отражен авторский опыт преподавания дисциплин «Русский язык и культура речи», «Стилистика русского языка», а также опыт руководства научно-исследовательской работой студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шерстянникова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Language Competence in Students of Technical University in Process of Studying Philological Disciplines

The issues of formation of communicative (language) competence in the system of higher technical education through the disciplines of the linguistic cycle are considered: “Russian language and speech culture”, “Theory and practice of speech communication”, “Basics of scientific communication.” It is argued that introduction of philological disciplines in educational process of technical university at all levels of higher education contributes to the formation of highly qualified specialist as a creative person, confident in professional and social behaviour. Actuality of questions of increase of language culture level in students in high school is determined by the increase in illiteracy among the younger generation. The author dwells on the consideration of language (communicative) competences presented in the Federal state educational standard of higher education, and their formation by specific linguistic disciplines. For each level of higher education the author offers a separate course, forming the required knowledge, abilities and skills. The substantiation of necessity of studying of each course is given, the goals and objectives of the disciplines and their importance for the university students are described. The article presents the author’s experience of teaching Russian language and culture of speech, stylistics of Russian language, as well as the experience in management of research work of students.

Текст научной работы на тему «Формирование языковой компетенции учащихся технического вуза в процессе изучения филологических дисциплин»

Шерстянникова Е. А. Формирование языковой компетенции учащихся технического вуза в процессе изучения филологических дисциплин / Е. А. Шерстянникова // Научный диалог. — 2016. — № 7 (55). — С. 314—322.

ешн^МР

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' Б Р1ВКИЖЛ1Ч (ЛКСТОКУ-

УДК 372.881.1

Формирование языковой компетенции учащихся технического вуза в процессе изучения филологических дисциплин

© Шерстянникова Елена Александровна (2016), кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики, теории и практики перевода, Сибирский государственный технологический университет (Красноярск, Россия), lena_kolesnikova@list.ru.

Рассматриваются вопросы формирования коммуникативной (языковой) компетенции в системе высшего технического образования посредством дисциплин филологического цикла: «Русский язык и культура речи», «Теория и практика речевой коммуникации», «Основы научной коммуникации». Утверждается, что введение в образовательный процесс технического вуза филологических дисциплин на всех уровнях высшего образования способствует становлению высококвалифицированного специалиста как творческой личности, уверенной в своем профессиональном и социальном поведении. Актуальность вопросов повышения уровня языковой культуры обучающихся в вузе обусловлена ростом безграмотности среди молодого поколения. Автор останавливается на рассмотрении языковых (коммуникативных) компетенций, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, и их формировании конкретными филологическими дисциплинами. Для каждого уровня ВО автор предлагает отдельный курс, формирующий требуемые знания, умения и навыки. Дано обоснование необходимости изучения каждого курса, изложены цели и задачи дисциплин, описана их значимость для учащихся вуза. В статье отражен авторский опыт преподавания дисциплин «Русский язык и культура речи», «Стилистика русского языка», а также опыт руководства научно-исследовательской работой студентов.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция; языковая компетенция; три уровня высшего образования.

1. Введение

«Умение общаться с людьми — это товар, который можно купить, как мы покупаем сахар или кофе... И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете», — писал в свое время Джон Рокфеллер, аме-

риканский предприниматель, первый долларовый миллионер в истории человечества.

Современная экономическая ситуация в России предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов. Перед вузами стоит непростая задача — формировать у студентов не только профессиональные компетенции, но и базовые социальные, культурные компетенции, востребованные в современной общественной жизни и экономике [Государственная программа РФ «Развитие образования»].

Одной из ключевых задач современного высшего образования является формирование языковой (коммуникативной) компетенции. Это неудивительно, поскольку «снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования» [Семенова, 2010, с. 146—149].

Особенно актуальна проблема повышения уровня коммуникативной культуры для высшего технического образования. Низкая речевая культура отрицательно влияет на конкурентоспособность специалистов технической сферы. Очевидно, чем выше уровень речевой культуры человека, тем продуктивнее он будет решать задачи в своей профессиональной области [Бирюкова, 2004, с. 4]. Свободное владение русским литературным языком, нормами общения и речевого поведения, тактикой ведения переговоров и деловых бесед, а также владение навыками публичного выступления сегодня является неотъемлемой составляющей любой профессиональной деятельности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ВО (ФГОС 3+) общекультурная (универсальная) языковая (коммуникативная) компетенция должна формироваться на всех трех уровнях высшего образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Однако в большинстве российских вузах дисциплина, которая непосредственно формирует данную компетенцию («Русский язык и культура речи»), читается только в первом семестре. Совершенствование языковой (коммуникативной) культуры студентов в рамках одного семестра, безусловно, задача сложная. Уверены, что формирование и совершенствование языковой культуры будущих специалистов должно последовательно проводиться на всех уровнях высшего образования.

2. Формирование коммуникативной компетенции на первом уровне высшего образования

Для бакалавра государственным стандартом предусмотрена ОК-5: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском

и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного общения (курсив наш. — Ш. Е.). Согласно карте данной компетенции, бакалавр должен владеть навыками создания на русском языке грамотных и логически непротиворечивых письменных и устных текстов учебной и научной тематики реферативного характера, ориентированных на соответствующее направление подготовки / специальность; уметь пользоваться основной справочной литературой, толковыми и нормативными словарями русского языка; знать систему норм современного русского литературного языка (орфографических, пунктуационных, грамматических, стилистических, орфоэпических) и систему функциональных стилей в ее динамике [Карта общекультурной (универсальной) языковой (коммуникативной компетенции) для трех уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура)]. Дисциплина, которая в полной мере формирует обозначенные знания, умения и навыки, — «Русский язык и культура речи». Целью такой дисциплины, полагаем, должна стать систематизация и углубление знаний бакалавров в области русского языка и культуры речевого общения. Данная дисциплина должна дать представление о понятии русского литературного языка, как высшей формы национального языка. Литературный язык — это язык нормированный, поэтому особое внимание должно быть уделено нормам современного русского языка: письменным и устным. Овладение нормами языка невозможно без работы со словарями. Курс «Русский язык и культура речи», на наш взгляд, должен привить студентам культуру работы со справочной литературой, различными лингвистическими словарями русского языка: орфоэпическими, акцентологическими, орфографическими, толковыми, словообразовательными, грамматическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов и др. Каждый тип словаря имеет свой объект и способ описания языковых единиц, выполняет определенные функции. К сожалению, в большинстве современных вузовских учебников теме лексикографического описания единиц языка не уделяется достаточного внимания.

Как известно, общение между людьми осуществляется в разных сферах деятельности и в разных формах. Традиционно выделяют две формы речи: устную и письменную. Каждая из этих форм выполняет присущие только ей функции, имеет свои особенности в плане организации коммуникации и выборе языковых средств. Зачастую то, что допустимо в речи устной, неприемлемо для речи письменной. В связи с этим нельзя не вспомнить слова известного русского филолога Г. О. Винокура: «Речь устная и письменная, ораторская и разговорная, канцелярская и поэтическая, митинговая и парламентская, докладная записка и указ, беседа с прияте-

лем и дипломатический обмен любезностями, язык в прозе и стихах — все эти языковые задания... требуют своих средств выполнения и своей «техники» [Винокур, 1929, с. 40—41]. К сожалению, студенты не всегда видят разницу между формами речи, что приводит к серьезным ошибкам. Поэтому одной из приоритетных задач курса «Русский язык и культура речи» должно стать формирование навыков эффективного письменного и устного речевого общения.

Для успешного овладения языковой компетенцией студент также должен иметь представление о речевом этикете, знать нормы речевого поведения, законы построения и ведения публичного выступления.

Таким образом, в результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» бакалавры должны иметь представление о русском литературном языке, его нормах, иметь сформированные умения и навыки эффективного речевого общения для решения задач межличностного и межкультурного общения.

3. Формирование коммуникативной компетенции на втором уровне высшего образования

Второй уровень (магистратура) освоения языковой (коммуникативной) компетенции предполагает свободное владение русским и иностранным языками как средства делового (профессионального) общения (ОК-3).

Согласно требованиям ФГОС 3+, магистр должен знать риторические аспекты устной и письменной коммуникации, иметь представление о качествах хорошей речи и приемах речевого воздействия на русском языке; уметь анализировать языковой материал текстов на русском языке в нормативном аспекте и вносить необходимые исправления нормативного характера; владеть навыками создания на русском языке письменных и устных текстов научного и официально-делового стилей речи для обеспечения профессиональной деятельности [Карта общекультурной (универсальной) языковой (коммуникативной компетенции) для трех уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура)]. Реализовать эти требования в полной мере может дисциплина филологического цикла — «Теория и практика речевой коммуникации» («Риторика»). Данный курс нацелен на овладение навыков эффективного речевого общения, значимых в профессиональной и социальной деятельности. Основные задачи курса: 1) сформировать представление о принципах эффективного речевого общения и коммуникативных качествах хорошей речи; 2) сформировать навыки эффективного письменного и устного общения и прежде всего в профессиональной деятельности; 3) познакомить студентов с алго-

ритмом создания и правилами произнесения публичной речи, правилами убеждающей коммуникации и культурой спора.

Эффективность обучения «Теории и практике речевой коммуникации» напрямую зависит от использования в учебном процессе специальных текстов. Необходимо учитывать специфику метаязыка той или иной науки, особенностей текстов различных специальностей. В практике преподавания дисциплин филологического цикла студентам технического вуза ведущее место должны занимать тексты общенаучного и узкоспециального характера. Работа с такими текстами, как справедливо замечает М. А. Ахжибаева, «способствуют активному включению студентов в учебно-профессиональную деятельность и знакомству с лексико-грам-матическим и понятийным аппаратом языка их будущей специальности» [Ахжибаева, 2014].

4. Формирование коммуникативной компетенции на третьем уровне высшего образования

Наконец, на третьем уровне (аспирантура) освоения языковой (коммуникативной) компетентности развивается готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4) [Карта общекультурной (универсальной) языковой (коммуникативной компетенции) для трех уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), www]. Формировать данную компетенцию возможно посредством дисциплины «Основы научной коммуникации». Цель курса — систематизация и углубление знаний аспирантов о научном стиле как функциональной разновидности литературного языка. Данная дисциплина призвана 1) совершенствовать навыки создания текстов различных жанров научного стиля; 2) углублять представления аспирантов о риторических аспектах устной и письменной научной коммуникации; 3) познакомить с современными методами и технологиями научной коммуникации; 4) совершенствовать навыки оформления научной работы; 5) способствовать формированию научного мировоззрения. В процессе обучения курсу «Основы научной коммуникации» целесообразна интеграция профессионально ориентированного и коммуникативно-деятельного подходов как условия наиболее эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих исследователей [Коренева, 2015, с. 87].

Реализовать полученные в результате освоения курса знания аспиранты могут в своей научно-исследовательской работе, а также при подготовке и защите кандидатской диссертации.

5. Заключение

Итак, формирование коммуникативной компетенции является одной из приоритетных задач современного высшего образования. Об этом свидетельствуют документы, определяющие его содержание, цели и задачи. Кроме того, в последние годы опубликовано значительное количество работ, посвященных формированию языковой компетенции у студентов различных направлений подготовки (Е. М. Егошина, Е. Ю. Жданова, Е. Е. Камакина, М. Ю. Сидорова, М. А. Федотова, Т. В. Федотова и др.). Однако в большинстве случаев речь идет о развитии данной компетенции у студентов-бакалавров. Мы же подчеркиваем необходимость развития коммуникативной компетенции посредством филологических дисциплин и на последующих уровнях высшего образования. Введение в образовательный процесс технического вуза филологических дисциплин на всех уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) способствует становлению высококвалифицированного специалиста.

Источники и принятые сокращения

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы. — Режим доступа : минобрнауки.рф/документы/4106/ файл/3039/Государственная0/о20программа0/о20Российской0/о20Федерации^£

2. Карта общекультурной (универсальной) языковой (коммуникативной компетенции) для трех уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). — Режим доступа : uup/samgtu.ru/sites/uup.samgtu.ru/files/priloze-nie_1_13.03.01.pdf.

Литература

1. Ахжибаева М. А. Значение профессионально-ориентированного обучения русского языка в формировании коммуникативной компетенции студентов технического вуза / М. А. Ахжибаева. — 2014. — Режим доступа : http://www.rusnauka. com/41_PWSN_2014/Pedagogica/2_184192.doc.htm.

2. Бирюкова С. Н. Формирование коммуникативной культуры студентов технического вуза : на основе изучения курса «Русский язык и культура речи» : диссертация .. .кандидата педагогических наук / С. Н. Бирюкова. — Воронеж, 2004. — 194 л.

3. Винокур Г. О. Культура языка / Г. О. Винокур. — Москва : Федерация, 1929. — 336 с.

4. Егошина Е. М. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза на основе билингвального сопоставления русского и английского языков / Е. М. Егошина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. —№ 2, Том 15. — С. 392—395.

5. Жданова Е. Ю. Языковая компетентность как основа самостоятельной научно-исследовательской работы студентов / Е. Ю. Жданова // Вектор науки

Тольяттинского государственного университета. — 2015. — № 2/1 (32/1). — С. 161—165.

6. Камакина Е. Е. Высшая школа как институт формирования коммуникативной компетентности современных студентов / Е. Е. Камакина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2014. — № 4. — С. 228—232.

7. Коренева А. В. Профессионально ориентированное обучение курсу «Русский язык и культура речи» как условие повышения качества речевой подготовки специалистов / А. В. Коренева // Самарский научный вестник. — 2015. — № 1 (10). — С. 86—89.

8. СеменоваМ. А. Об особенностях преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в техническом вузе / М. А. Семенова // Известия ВолГТУ — 2010. — № 8, Том 9. — С. 146—149.

9. Сидорова М. Ю. Принципы формирования профессиональной языковой компетенции в курсе «Русский язык и культура речи» для юристов и экономистов / М. Ю. Сидорова, Г. В. Моисеева // Вестник Удмуртского университета. — 2010. — № 5/2. — С. 121—128.

10. Федотова М. А. Развитие культуры научной речи в техническом университете / М. А. Федотова, А. М. Завьялов // Высшее образование в России. — 2013. — № 3. — С. 129—136.

11. Федотова Т. В. Языковая компетенция как основа формирования культуры студентов при изучении курса «Русский язык и культура речи» / Т. В. Федотова // Русская словесность. — 2015. — № 5. — С. 72—80.

Formation of Language Competence in Students of Technical University in Process of Studying Philological Disciplines

© Sherstyannikova Yelena Aleksandrovna (2016), PhD in Philology, associate professor, Department of Linguistics, Theory and Practice of Translation, Siberia State Technological University (Krasnoyarsk, Russia), lena_kolesnikova@list.ru.

The issues of formation of communicative (language) competence in the system of higher technical education through the disciplines of the linguistic cycle are considered: "Russian language and speech culture", "Theory and practice of speech communication", "Basics of scientific communication." It is argued that introduction of philological disciplines in educational process of technical university at all levels of higher education contributes to the formation of highly qualified specialist as a creative person, confident in professional and social behaviour. Actuality of questions of increase of language culture level in students in high school is determined by the increase in illiteracy among the younger generation. The author dwells on the consideration of language (communicative) competences presented in the Federal state educational standard of higher education,

and their formation by specific linguistic disciplines. For each level of higher education the author offers a separate course, forming the required knowledge, abilities and skills. The substantiation of necessity of studying of each course is given, the goals and objectives of the disciplines and their importance for the university students are described. The article presents the author's experience of teaching Russian language and culture of speech, stylistics of Russian language, as well as the experience in management of research work of students.

Key words: communicative competence; linguistic competence; three levels of higher education.

Material resources

Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013—2020 gody. Available at: minobrnauki.rf/dokumenty/4106/fayl/3039/ Gosudarstvennaya%20programma%20Rossiyskoy%20Federatsii.pdf. (In Russ.).

Karta obshchekulturnoy (universalnoy) yazykovoy (kommunikativnoy kompetentsii) dlya trekh urovney vysshego obrazovaniya (bakalavriat, magistratura, as-pirantura). Available at: uup/samgtu.ru/sites/uup.samgtu.ru/files/priloze-nie_1_13.03.01.pdf. (In Russ.).

References

Akhzhibaeva, M. A. 2014. Znacheniye professionalno-orientirovannogo obucheniya russkogo yazyka v formirovanii kommunikativnoy kompetentsii studen-tov tekhnicheskogo vuza. Available at: http://www.rusnauka.com/41_ PWSN_2014/Pedagogica/2_184192.doc.htm. (In Russ.).

Biryukova, S. N. 2004. Formirovaniye kommunikativnoy kultury studentov tekhnicheskogo vuza: na osnove izucheniya kursa «Russkiy yazyk i kultura rechi»: dis-sertatsiya ... kandidata pedagogcheskikh nauk. Voronezh. (In Russ.).

Egoshina, E. M. 2009. Formirovaniye professionalnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov tekhnicheskogo vuza na osnove bilingvalnogo sopostavleniya russkogo i angliyskogo yazykov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova, 2(15): 392—395. (In Russ.).

Fedotova, M. A., Zavyalov, A. M. 2013. Razvitiye kultury nauchnoy rechi v tekhni-cheskom universitete. Vysshee obrazovanie v Rossii, 3: 129—136. (In Russ.).

Fedotova, T. V. 2015. Yazykovaya kompetentsiya kak osnova formirovaniya kultury studentov pri izuchenii kursa «Russkiy yazyk i kultura rechi». Russkaya slovesnost', 5: 72—80. (In Russ.).

Kamakina, E. E. 2014. Vysshaya shkola kak institut formirovaniya kommunikativnoy kompetentnosti sovremennykh studentov. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta, 4: 228—232. (In Russ.).

Koreneva, A. V. 2015. Professionalno orientirovannoye obuchenie kursu «Russkiy yazyk i kultura rechi» kak usloviye povysheniya kachestva rechevoy podgotovki spetsialistov. Samarskiy nauchnyy vestnik, 1 (10): 86—89. (In Russ.).

Semenova, M. A. 2010. Ob osobennostyakh prepodavaшya distsipliny «Russkiy yazyk i kultura гесЫ» v tekhnicheskom vuze. Izvestiya УОЮТШ, 8 (9): 146—149. (1п Russ.).

Sidorova, М. Yu., Moiseyeva, G. V. 2010. РпПшру formirovaniya professionalnoy ya-zykovoy kompetentsii V kurse «Russkiy yazyk i kultura гесЫ» dlya yuristov i ekonomistov. Vestnik Udmurtskogo universiteta, 5/2: 121—128. (1п Russ.).

G. О. 1929. Кикитуа2у^. Moskva: Federatsiya. (1п Russ.).

Zhdanova, Е. Yu. 2015. Yazykovaya kompetentnost' kak osnova samostoyatelnoy nauch-no-issledovatelskoy raboty studentov. Vektor паиЫ Tolyattinskogo gosu-darstvennogo ип^е^ШШ, 2/1 (32/1): 161—165. (1п Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.