Научная статья на тему 'Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам интерактивной доски'

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам интерактивной доски Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДЕТСКИЙ САД / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / TEMPORARY VIEWS / FORMATION / OLDER PRESCHOOLERS / KINDERGARTEN / INTERACTIVE WHITEBOARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыбина Л.С.

В данной статье представлен подход по формированию временных представлений у старших дошкольников посредством интерактивной доски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыбина Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам интерактивной доски»

Зыбина Л.С.

Учитель-логопед, МБДОУ ЦРР д/с № 58 г. Белгорода, Россия; магистр педагогики, аспирант психологии НИУ Белгу

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

Аннотация

В данной статье представлен подход по формированию временных представлений у старших дошкольников посредством интерактивной доски.

Ключевые слова: временные представления, формирование, старшие дошкольники, детский сад, интерактивная доска.

Keywords: temporary views, formation, older preschoolers, kindergarten, interactive

whiteboard.

Всегда формирование представлений старших дошкольников о времени всегда являлось и является одним важных направлений в работе дошкольных психологов и педагогов. Причина этого как указывает исследователь Звонова Е.В. в том, что «время является фундаментальной базисной категорией и играет большую роль в познании человеком окружающего мира» [1, с. 113].

Дошкольный возраст — это период, когда у ребенка преобладают образные формы сознания, и основными средствами, которыми ребёнок оперирует в этом возрастном периоде, они являются образными: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные наглядные модели, схемы. С их помощью ребёнок обобщает непосредственный опыт, выделяя в окружающем наиболее существенное. Учитывая, что в наибольшей степени использование принципа замещения реальных объектов их моделями происходит в моделировании, данный способ познания в дошкольном образовании становится основным в процессе развития у ребенка представлений о времени.

Как утверждает исследователь Звонова Е.В. в своей статье: «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста», у детей еще в дошкольном возрасте должны сформироваться умения: определять и измерять время (правильно обозначая его в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени [1, с. 113].

Данный комплекс умений ориентировки во времени создает для старших дошкольников возможность для развития таких качеств личности, как: организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Благодаря своим особенностям, использование интерактивной доски открывает перед психологами и педагогами детского сада ряд дополнительных возможностей при организации работы по формированию временных представлений детей. Как указывал А.В. Запорожец «...При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируется два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты» [Цит. По 3, с. 30].

Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детский сад № 58 г. Белгорода.

В процессе непосредственной образовательной деятельности использовалась интерактивная доска, на которой были представлены: предметные, предметно-схематические и графические изображения.

Основными методами и приемами, использованными в работе, стали: наблюдения, беседы, объяснения, показ, художественное слово, упражнения и дидактические игры. Большая часть этих методов проводилась посредствам интерактивной доски. Необходимость использования большого количества разноплановых способов в работе с детьми была связана с тем, что основным результатом является сформированное представление ребенка. Апробация технологии формирования временных представлений старших дошкольников проводилась в три этапа:

Первый этап предполагает определение имеющихся проблем в сфере развития представлений детей о времени. В основу мониторинга успешности апробации технологии были положены показатели развития представлений дошкольников о времени, разработанные А.В. Калинченко:

1. знать части суток, называть их последовательно, начиная с любой части суток, рассуждать о периодичности и повторяемости частей суток;

2. знать названия и последовательность дней недели, иметь представления о неделе как о целом, состоящем из семи частей, уметь определить смежные дни недели;

3. знать, что год имеет 4 времени года и состоит из 12 месяцев, уметь различать и называть времена года, знать названия месяцев у каждого времени года. На основе этих показателей были определены уровни сформированности представлений о времени у детей:

Высокий уровень: дети знают части суток, воспроизводят последовательность, начиная с любой из частей, определяют и называют времена суток на картинке, правильно называют времена года, перечисляют их в определенной последовательности, знают характерные признаки каждого времени года. Знают и называют дни недели последовательно, могут определить вчерашний и завтрашний дни. Ребенок ориентируется в приборах для измерения времени, определяет промежуток времени продолжительностью в 1 минуту.

Средний уровень: дети старшего дошкольного возраста знают части суток, в основном правильно называют времена года, иногда затрудняются перечислить их в определенной последовательности. Ребенок называет дни недели, знает, что неделя состоит из 7 дней. Воспитанники данного уровня называют основные части часов, имеют представления о приборах для измерения времени.

Низкий уровень: дети этого уровня знают не все части суток, неправильно называют времена года или неправильно называют их в определенной последовательности. Ребенок частично называет дни недели, путает их последовательность. Воспитанник данного уровня не знает назначения часов [4].

Проведенный первичный срез показал, что большая часть детей, с которыми предполагалось начать формирующую работу, продемонстрировали низкий и средний уровни сформированности представлений о времени.

На втором этапе — формирующем, процесс развития представлений детей о времени с использованием интерактивной доски был организован по трем направлениям деятельности: в непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с помощью интерактивной доски. Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольников является игровая, вся непосредственно образовательная деятельность проводилась в игровой форме.

Методика организации непосредственно образовательной деятельности предполагала использование различных заданий и игровых упражнений, предусматривающих увлекательный сюжет и проблемно-практический характер на интерактивной доске.

Логика непосредственно образовательной деятельности была построена таким образом, чтобы сложность заданий для детей возрастала. Но при этом, использовались такие игры и упражнения, чтобы сложные задания чередовались с легкими, чтобы дети не теряли интереса и могли бы ощущать успех.

Система обучения имела свою логику:

1. Первый комплекс работы предусматривал использование игр — путешествий в утро, день, вечер, ночь. Результатом стало формирование у дошкольников навыка по определению частей суток и свободного использования их названий в речи;

2. После получения запланированного результата, во время прогулок было организовано наблюдение за явлениями, которые символизируют время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.);

3. Третий комплекс работы предусматривал использование упражнений по развитию и закреплению понятий: «день», «неделя», месяц», «год» и их последовательности. Для этого использовались модели: цветные знаки и карточки с изображением порядкового номера дня. Детям предлагалось показывать карточки на интерактивной доске, идущие до или после. Либо предлагалось разложить карточки-знаки на доске, начиная с любой из них, и затем аргументировать словами последовательность дней недели.

4. Четвертый комплекс работы предусматривал ознакомление детей с иной формой движения времени — по кругу. Потребность проведения данной работы была в том, что так называемое «круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности и текучести времени. Была создана объемная модель времени на интерактивной доске, что позволило в наглядной форме показать детям динамику и основные свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность. В процессе использования этой модели дети легко и достаточно быстро усваивали суть такого сложного для их возраста, не столько математического, сколько философского понятия — время.

После прогулки, понаблюдав за погодой, дети заполняли календарь природы на сегодняшний день, рисуя изменения в погоде: облачно, пасмурно, ясно, снегопад, ветер и т. д. Тем самым в представлениях детей закреплялись признаки времен года. В самостоятельной деятельности во время игр дети играли в куб «Время года», самостоятельно с помощью карточек строили поезд «Неделька» и т. д.

Опыт показал, что чем чаще и точнее педагог фиксирует внимание детей на времени и временных отношениях, тем осознаннее и прочнее усваиваются детьми эти знания и формируются навыки. Поэтому, чтобы сформировать наиболее точные представления детей, в процессе различных упражнений и игр, использовалась наглядность с помощью интерактивных средств. Может быть, время и не имеет наглядных форм, но тем не менее, чтобы сформировать представление о нем у старших дошкольников, необходимо опираться на наглядность.

Проведенная в течение 1 года работа показала следующую динамику результативности (см. таблицу № 1):

Таблица 1.

Показатели в % от числа детей, принимавших участие в эксперименте.

Первичный срез Вторичный срез

Высокий уровень 15 53

Средний уровень 40 40

Низкий уровенЬ45

7

Как показала апробация технологии формирования временных представлений старших дошкольников, с использование интерактивной доски дает положительные результаты. Анализ результатов мониторинга успешности свидетельствует, что использование интерактивной доски в процессе формирования у старших дошкольников представлений о времени:

• улучшает понимание им структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления времени;

• повышает наблюдательность ребенка и дает ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Литература

1. Звонова Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Вестник Российского нового университета. 2011. № 1.

2. Кондаков И.М. Психология-2000: Иллюстрированный справочник: Столичн. гу-манитарн. ин-т. М., 2000 [электрон. ресурс — CD-ROM].

3. Михайлова 3., Непомнящая Р. Методы формирования элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. 1988. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.