Научная статья на тему 'Формирование воспитательной среды в профессиональных колледжах декоративно-прикладного искусства'

Формирование воспитательной среды в профессиональных колледжах декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL UPBRINGING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / SOCIALIZATION OF STUDENTS OF DECORATIVE ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дракина И.К.

В статье рассматриваются актуальные вопросы в контексте социального воспитания формирования профессиональной позиции студента художественного профессионального образовательного учреждения. Система воспитания в профессиональном художественном колледже тесным образом связана с социализацией обучающихся. Данное обстоятельство является гарантом достижения положительного профессионального результата подготовки квалифицированных специалистов с сформированной художественно-творческой позицией в области декоративно-прикладного народного искусства. Автор рассматривает процесс социального воспитания студентов художественных колледжей в контексте оказания образовательных услуг. На воспитательный процесс оказывают влияние основные аспекты развития среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN VOCATIONAL COLLEGES OF APPLIED AND DECORATIVE ART

The article covers the relevant issues in the context of social education development of professional position of a student at artistic and professional educational institutions. The system of education in vocational art college is closely associated with socialization of students. This fact is the guarantee of achieving a positive trade result the training of qualified specialists with formed artistic and creative position in the field of decorative-applied and folk art. The author examines the process of social education of students of art colleges in the delivery of educational services. The educational process is influenced by major aspects of development of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Формирование воспитательной среды в профессиональных колледжах декоративно-прикладного искусства»

9. Pomeranceva G.E. Na putyah i pereput'yah (O Sergee Nikolaeviche Duryline). V svoem uglu. Sost. i prim. V.N. Toropovoj; Predisl. G.E. Pomerancevoj. Moskva: Molodaya gvardiya, 2006.

10. Durylin S.N. Vrodnom uglu. Sobr. soch.: v 3 t. Izdatel'stvo zhurnala «Moskva», 2014; T. 1.

11. Rashkovskaya M. Cerkov', pastyr', molodezh': stranicy iz vospominanij S.N. Durylina. Durylin S.N. Sobr. soch.: v 3 t. Izdatel'stvo zhurnala «Moskva», 2014; T. 1.

Статья поступила в редакцию 28.01.17

УДК 378

Drakina I.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector of Teaching Management, The High School of Folk Arts

(Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN VOCATIONAL COLLEGES OF APPLIED AND DECORATIVE ART. The article covers the relevant issues in the context of social education development of professional position of a student at artistic and professional educational institutions. The system of education in vocational art college is closely associated with socialization of students. This fact is the guarantee of achieving a positive trade result the training of qualified specialists with formed artistic and creative position in the field of decorative-applied and folk art. The author examines the process of social education of students of art colleges in the delivery of educational services. The educational process is influenced by major aspects of development of secondary vocational education.

Key words: social upbringing, educational environment, professional competence, socialization of students of decorative art.

И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор по методической работе Высшей школы народных искусств

(институт), г. Санкт-Петербург, Е-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматриваются актуальные вопросы в контексте социального воспитания формирования профессиональной позиции студента художественного профессионального образовательного учреждения. Система воспитания в профессиональном художественном колледже тесным образом связана с социализацией обучающихся. Данное обстоятельство является гарантом достижения положительного профессионального результата подготовки квалифицированных специалистов с сформированной художественно-творческой позицией в области декоративно-прикладного народного искусства. Автор рассматривает процесс социального воспитания студентов художественных колледжей в контексте оказания образовательных услуг. На воспитательный процесс оказывают влияние основные аспекты развития среднего профессионального образования.

Ключевые слова: социальное воспитание, образовательная среда, профессиональная компетентность, социализация студента, декоративно-прикладное искусство.

Студенчество - особая социальная группа, занимающая определенные культурные, экономические, политические позиции в обществе. Сегодня настало время говорить о многообразном характере поведения молодежи в трансформациях современного социума в частности, в условиях образовательной системы профессионального колледжа декоративно-прикладного искусства.

Учреждение среднего профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов области декоративно-прикладного искусства, реализует в своих стенах целостный, но одновременно замкнутый процесс, в рамках которого происходит коллективное и/или групповое по профилям приспособление и индивидуально-личностная адаптация студента. Характер адаптации молодого поколения в обозначенных условиях предполагает ряд этапов.

Один из них - общая стадия социализации внутри образовательного учреждения, когда у студентов отсутствует четкое представление, что именно ожидает от них реальный процесс изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Постепенно они приучаются подчинять эмоциональные и непосредственные интересы нормативным ценностям, принятым в колледже. В границах групповой стадии формируются «правила» групповой творческой взаимопомощи и креативной солидарности, многостороннее участие и сотрудничество, когда культурно-познавательные способности и ориентации используются в направлении того или иного профиля ДПИ.

Образовательно-воспитательный процесс открывает разные возможности, как для развития личности студента, так и для его профессионального становления.

Изменение стилей и образа жизни становится важным фактором социальной мобильности; сообразно этому изменяются духовно-психологические и познавательные реакции, развиваются конкретные виды индивидуальной творческой адаптации. Наиболее сильные в разностороннем социально-характерном выражении студенты делают его основой мобильного профессионального продвижения, используют знания и навыки, определяют свое место в студенческой общности.

В этом контексте особый смысл приобретает проблема воспитания (в традиционном смысле) и социального воспитания (в современном понимании) студентов. В границах культурно-образовательной традиции воспитательная работа является целевой задачей образовательной системы колледжа ДПИ.

Развитие среднего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства происходит под влиянием ряда факторов: экономическая нестабильность отрасли, острый дефицит современных художественных средств, девальвация и падение престижа творческой профессий, сокращение потребности в кадрах для производства изделий ДПИ.

Задача профессиональной подготовки студента в профессиональном колледже является, по сущности, задачей качественного освоения профессиональных умений и обеспечения профессионального становления студентов по профилям декоративно-прикладного искусства.

Общими тенденциями развития современной системы среднего профессионального образования в области ДПИ сегодня становятся: последовательная стандартизация образовательного процесса в системе среднего профессионального образования; обеспечение свободного доступа в мировое информационное и образовательное пространство; динамичность социальных процессов в профессиональном образовании удовлетворение возрастающих требований к специалисту по декоративно-прикладному искусству в условиях меняющегося рынка.

Вопросы развития личности, создание оптимальных условий для ее развития в системе профессионального образования на различных его ступенях требуют более детального изучения в процессе переосмысления многих аспектов в профессиональной подготовке.

В исследованиях И.Ю. Алексашиной, А.С. Белкина, В.П. Беспалько, Б.П. Битинаса, Э.Н. Гусинского, И.А. Колесниковой, Б.С. Рябушкина, А.П. Тряпицыной, Н.К. Чапаева, Н.В. Че-калевой и др. представлены философско-методологические основания новых ориентиров образования, его целей и ценностей. К ним относятся: сменность образовательных парадигм в ориентации на изменение социально-экономических условий развития

общества; динамичность социального заказа в образовательной и профессионально-образовательной сфере; усложняющиеся требования к профессионализму специалиста, его профессиональным умениям и навыкам; трансформация образовательной и воспитательной составляющих современного педагогического процесса в системе профессионального образования; поиск новых форм, методов, средств формирования и развития профессиональных качеств, умений и навыков у студентов системы профессионального образования [1; 2].

Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых не только профессиональных, но и личностных качеств. Прежде всего следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявить другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу в качестве мастера-художника ДПИ.

Общими направлениями развития системы среднего профессионального образования, реализующимися в системе ДПИ следует считать: приведение профессиональных образовательных программ в соответствие с запросами личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы; изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-про-фессионального потенциала специалистов и их мобильности; совершенствование воспитательного процесса, ориентация воспитательной работы на положения социального воспитания, создание условий для гармоничного развития личности и реализации ее творческой активности; разработку профессионального стандарта в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами развития общества; развитие гибкости, вариантности и открытости профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов четвертого поколения; профессиональную переподготовку и повышение квалификации в системе непрерывного образования и подготовки специалистов; обеспечение преемственности среднего профессионального образования по профилям ДПИ с другими уровнями образования; усиление общей и общепрофессиональной подготовки; расширение интеллектуализации образования; развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений среднего профессионального образования в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности; создание нового поколения учебной, учебно-методической и методической литературы, средств обучения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Среднее профессиональное образование по профилям ДПИ ставит перед собой цель развития новых направлений подготовки и образовательных услуг. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования по профилям ДПИ на реализацию модели опережающего образования, в основе которой лежит идея развития личности, развития самой системы профессионального образования и ее влияния на основные художественно-эстетические процессы. Опережающее образование, в отличие от традиционного, ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на приобретение многофункциональных умений. Это обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда в области ДПИ.

В складывающейся ситуации становится актуальной проблема формирования конкурентоспособного специалиста с профессиональным образованием, связанная с решением вопроса его социальной защиты, и в первую очередь, с обеспечением высокой профессиональной мобильности в творчестве.

Профессиональная мобильность выпускника профессионального колледжа предполагает его готовность к работе в условиях расширяющегося рынка услуг по изготовлению изделий ДПИ

Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния социальной среды на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации личности. Успешность протекания социализации зависит от реализации двух условий. Первым из

них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, а вторым - самореализация личности в процессе социального взаимодействия. Второе условие предполагает предоставление возможности человеку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую человек включается [2].

Целевые ориентиры воспитания можно условно разбить на две взаимообусловленные группы целей: идеальные (долгое время в качестве такого рода цели выступал идеал мастера-художника, сочетающего в себе духовное богатство, сохраненное во взаимосвязи с народным художественным творчеством); реальные, которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития в период обучения.

Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитательной деятельности в образовательной среде колледжа декоративно-прикладного искусства. Результатом воспитания является социальное развитие человека в условиях творческой среды, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях. В этой связи можно выделить три группы воспитательных задач: формирование творческого гуманистического мировоззрения, развитие потребностей и мотивов нравственного поведения, создание условий для реализации этих мотивов и стимулирование нравственных поступков.

Цель воспитания, следуя определению Н.Е. Щурковой, - это личность, способная строить свою жизнь. Человек становится личностью, когда вменяет (признает) себе обязанности и отвечает за них, когда рефлектирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Основополагающими принципами воспитания в контексте данной концепции являются принцип ориентации на социально-ценностные отношения, принцип субъектности, принцип принятия человека как данности, означающий признание права обучающегося на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни [3, с. 34].

Воспитательная система в профессиональном колледже по профилям ДПИ может быть создана в соответствии с Концепцией воспитания личности как человека культуры (Е.В. Бондарев-ская) [4].

Исходной позицией в разработке указанной концепции является цель, которая ставится перед воспитателем, а именно -воспитание человека культуры, который выступает в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала. Другим концептуальным ориентиром является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми.

Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Главным элементом личностно ориентированного воспитания является личность обучающегося, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост обучающегося. Воспитательный процесс - это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит. Механизмами воспитания и самовоспитания личности, согласно данной концепции становятся творческий процесс в течение всей жизни художника - включение в решение реальных проблем творческой жизни, обучение художественным технологиям, создание среды жизни; социализация - освоение различных способов жизнедея-тельнсти, развитие духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения; культурная идентификация - востребованность культурных способностей и свойств личности при создании образцов ДПИ, духовно-нравственное развитие личности - формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения способности делать выбор по профилю ДПИ; индивидуализация - поддержка индивидуальности личности, развитие её творческого потенциала, становление личностного образа.

Основу содержания процесса воспитания, по мнению Е.В. Бондаревской, составляет субъективный опыт личности Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного

опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры: аксиологический (ценностно-смысловой,), включающий универсальные общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе; культурологический - различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досу-говая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности; жизнетворческий (событийный) - события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.; морально-этический - накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций социально позитивного поведения; гражданский - участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения; личностный - насыщенность жизнедеятельности ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, коррекции и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.; индивидуально-творческий - средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Е.В. Бондаревская предлагает следующие критерии и показатели эффективности воспитательного процесса: уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности, способность к нравственной саморегуляции поведения, мера педагогической помощи, которая необходима студенту в развитии собственной личности.

Однако выделенные критерии не описывают все компоненты социального опыта будущего художника. Творческий компонент должен быть сформирован в процессе воспитания у обучающегося, поэтому их использование в оценке конечных и промежуточных результатов воспитательного процесса может быть эклектичным и, следовательно, недостаточно достоверным.

Детерминирование компонентов культуры в представленном варианте не может быть расценено как единственно верное, идеальное, поскольку существует не менее ста определений культуры как исторического и социально обусловленного явления и в более чем половине из них определяются различные компоненты.

Центральное звено базовой культуры составляет культура жизненного самоопределения личности в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, творчество.

Таким образом, резюмируя концепцию воспитания с позиции творчества, отмечаем, что общую основу составляют идеи о саморазвитии и самореализации личности обучающегося и воспи-туемого. которые возможны в создании условий социализации.

Однако большинство современные концепции воспитания и воспитательной деятельности, психолого-педагогических условий, создаваемых педагогом для реализации воспитательного процесса не в полной мере, удовлетворяют требованию формирования и развития активной социальной позиции студента как основы его успешного профессионального становления.

Понятие человека с формирующейся творческой позицией входит в программу воспитательной работы образовательного учреждения в области ДПИ в ориентациях на новые социальные условия. Профессиональная подготовка предполагает общекультурные функции (основания) воспитания (наряду с профессиональным обучением), развитие личностных начал, постоянное взаимодействие с социокультурной творческой средой с целью формирования перспективных линий развития профессиональных умений в области ДПИ.

Основной недостаток процесса воспитания в профессиональных учебных заведениях по профилям ДПИ заключается в недостаточном учете либо игнорировании социальных творческих потребностей и интересов студентов, «непризнании» общества как основополагающего фактора человеческих отношений, влияющего на цели и методы образования и воспитания.

В этой связи, на наш взгляд, может быть результативной закрытая система воспитания по творческим профилям. Закрытая система воспитания существует в качестве универсальной целостности, которая ориентирует социальные группы в развитии

только желательных черт и свойств, предписанных правил поведения. Тогда как открытая система оценивает поведение человека в качестве позиционного самоопределения, когда появляется целеполагание контактов с социумом и активное освоение социокультурных форм, например, в качестве жизненной самопрограммы. В этом случае развивается перспективная система самовоспитания людей, которые перестают быть именно «объектами» для творческого субъекта. В этом случае воспитание не редуцируется до «завершенных целей».

Привычным для творческого образовательного процесса в его целостной структуре является компонент воспитательной работы, которая осуществляется в рамках уже функционирующей или находящейся в стадии становления и развития воспитательной системы образовательного учреждения по основным профилям ДПИ.

Основной задачей социального воспитания в системе профессионального в области ДПИ является развитие социальной активности студента с целью создания условий для становления его профессиональных навыков на рефлексивно-смысловой творческой основе. К обстоятельствам воспитания относятся те обстоятельства, которые отражают устройство общества, его жизненные процессы - материальные, политические, духовные. К особенностям личности воспитуемого следует отнести его творческую активность, относительную творческую самостоятельность, мотивированность формирование творческого образа.

При этом студент должен получить возможность поиска той среды, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к его творчеству с уважением. В данном случае необходим средовый подход в системе воспитания в условиях творчества.

Воспользуемся выводами исследования И.Н. Андреевой для характеристики средового подхода в воспитании [5, с. 23].

Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования творческой личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Созидательный воспитывающий потенциал среды привлекает педагогов-практиков и исследователей. Н.Е. Щуркова определяет воспитывающую среду как совокупность окружающих обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру подразделяет воспитательную среду на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение [4]. Предметно-пространственное окружение студента (обустройство мастерских, специализированных кабинетов) создает психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в процессе творчества. Поведенческая среда рождается как некая единая карта поведения, свойственного студенту в данном учреждении, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: установившиеся интонации в обращении, характер совместной творческой деятельности студентов и педагогов. Событийное окружение - это совокупность событий, попадающих в поле восприятия студента, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для выводов творческого характера. Информационное окружение студента является воспитывающим, когда есть укомплектованная библиотека, информационно-компьютерный класс и компьютерные каталоги, выход и в Интернет и электронная почта. Среда рассматривается как решающий фактор социального воспитания.

В современной образовательной ситуации представляется чрезвычайно важным в профессиональном становлении студента профессионального колледжа в области ДПИ учитывать то обстоятельство, что студент, будучи сам отчасти продуктом воспитательной творческой среды, может развить у себя творческие профессиональные умения, позволяющие ему успешно и эффективно работать после завершения обучения. Системный образовательный процесс позволяет организовать среду в воспитательное пространство, технологизировать воспитательный процесс, повысив, с одной стороны, степень целостности воспитательных влияний на обучающихся студентов по профилям ДПИ и, с другой стороны, иметь доступ к новым средствам воспитания для развития профессиональных творческих умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.