Научная статья на тему 'Формирование вокальной культуры детей дошкольного возраста и ее роль в воспитании и развитии личности'

Формирование вокальной культуры детей дошкольного возраста и ее роль в воспитании и развитии личности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1801
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественно-эстетическое воспитание / культура / искусство / пение / звукообразование / грудной / фальцетный / микстовый (смешанный) регистры / вокальной культура / дошкольники / игровой метод. / artistic and aesthetic education / culture / art / singing / vocalization / chest register / falsetto register / mixed register / vocal culture / preschool children / gaming technique

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гамаюнова Ольга Степановна

В настоящей статье автор предлагает современные способы формирования вокальной культуры дошкольников и музыкальной культуры в целом, дает методические рекомендации для работы по развитию голоса, организации образовательного процесса, приемы и методы решения вопросов воспитания личности определенных в Целевых ориентирах ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING OF VOCAL CULTURE FOR PRESCHOOL CHILDREN AND IT’S ROLE IN CHARACTER EDUCATION AND DEVELOPMENT

In the following article the author suggests modern means of forming vocal culture, as well as musical culture in general, for preschool children. The author provides methodological recommendations for voice-training, educational process structuring, means and methods of solutions to the issue of character education according to FSES PE benchmarks

Текст научной работы на тему «Формирование вокальной культуры детей дошкольного возраста и ее роль в воспитании и развитии личности»

УДК 372.3/.4+159.922.7

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ И

РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Гамаюнова Ольга Степановна.

г. Сургут, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия им. Ф.К. Салманова «Солнечный город», дошкольное отделение, музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное учреждение Детская школа искусств №1, преподаватель, gamaj unova-olga@mail .ru.

Аннотация. В настоящей статье автор предлагает современные способы формирования вокальной культуры дошкольников и музыкальной культуры в целом, дает методические рекомендации для работы по развитию голоса, организации образовательного процесса, приемы и методы решения вопросов воспитания личности определенных в Целевых ориентирах ФГОС ДО.

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, культура, искусство, пение, звукообразование, грудной, фальцетный, микстовый (смешанный) регистры, вокальной культура, дошкольники, игровой метод.

THE FORMING OF VOCAL CULTURE FOR PRESCHOOL CHILDREN AND IT'S ROLE IN CHARACTER EDUCATION AND

DEVELOPMENT

Gamayunova Olga.

Surgut, Municipal budgetary general establishment Gymnasium n.a. F.K. Salmanov "Solnechnyi gorod" preschool compartment, music teacher, gamaj unova-olga@mail .ru.

Abstract. In the following article the author suggests modern means of forming vocal culture, as well as musical culture in general, for preschool children. The author provides methodological recommendations for voice-training, educational process structuring, means and methods of solutions to the issue of character education according to FSES PE benchmarks.

Key words: artistic and aesthetic education, culture, art, singing, vocalization, chest register, falsetto register, mixed register, vocal culture, preschool children, gaming technique.

Проблема плохого качества звуковысотного интонирования, пения с напряжением - одна из важнейших проблем музыкального образования в детском саду.

В настоящее время, согласно новым требованиям ФГОС ДО, ставятся новые задачи, решение которых направлено на наиболее полное раскрытие способностей каждого ребёнка.

Для решения проблемы развития детского голоса и нахождения способов и методов совершенствования вокального воспитания детей были разработаны теоретические основы развития певческого голоса детей, в результате теоретических и экспериментальных исследований найдены условия и пути совершенствования вокального воспитания детей [6, с.6].

Проблема произвольного управления качеством звучания детского голоса, направленного на его развитие, сводится, главным образом, к проблеме управления правильным звукообразованием в различных регистрах.

С голосовыми регистрами связаны вопросы звуковысотной интонации, резонирования звука, широко распространенное среди детей явление «гудошничества», нарушение координации между «слухом и голосом», понятие о правильности звукообразования и пр.

Таким образом, вопрос о голосовых регистрах детей является основополагающим в детской вокальной педагогике [6, с. 8].

Различные вопросы, связанные с детским пением, нашли освещение в ряде работ русских и зарубежных авторов. Музыкальному развитию учащихся в процессе обучения пению посвящены работы Ю.Б. Алиева

(1965), Т.Л. Беркман (1961), Н.А. Ветлугиной (1968), В.К. Тевлиной (1975), Д.Е. Огородновой (1981), истории хорового пения в дореволюционной и советской школе - работы Д.Л. Локшина (1957), О.А. Апраксиной (1987), воспитанию и охране детского голоса - В.А. Багадуровой (1954), И.И. Левидова (1939), Е. М. Малининой (1967), Т.Н. Овчинниковой (1968), А.А. Сергеева (1950), опыт работы с детским хором ИХВ описан в книге Е.Я. Гембицкой (1953), формированию певческих навыков посвящены работы С.Н. Гладкой (1975), А. Луканина (1960), В.В. Каменского (1954), А.Г. Менабени (1987), специальные вопросы развития детского голоса рассматриваются в работах Н.Д. Орловой (1961-1966) и др.; изучению физических характеристик голосов детей посвящены работы Е.А. Рудакова

(1966) и В.П. Морозова (1961-1982); вопросы анатомии и морфологии детской гортани освещаются в работах М.С. Грачевой (1956-1977). Среди наиболее значительных зарубежных авторов можно назвать таких, как Ф. Лысек (1976), Е. Седлачкова (1980), Л. Сталева (1979), Б. Бочев (1963), Брунер (1975), Якобсон (1961), Г. Стоянова (1985) и др. [6, с. 6.].

Многими современными педагогами-вокалистами были глубоко проанализированы и изучены исследования в области развития детского голоса на стыке различных наук (эстетики, педагогики, физиологии,

акустики, психологии и др.) Среди них - Г.П. Стулова, Л.Б. Дмитриев, Н.И. Журавленко, В.В. Емельянов, М.Ю. Картушина и др.

Все они внесли значительный вклад в теорию вокального искусства, вокальную педагогику и методику вокальной работы с детьми.

Такие характеристики голоса, как звонкость, полетность, близкая вокальная позиция, плавность регистровых переходов, умеренное округление гласных, нормальное певческое вибрато, отсутствие зажатости и перенапряжения звучания, относятся к представлению о правильном голосообразовании и должны быть присущи звуку в любом регистре [6, а203]. Следовательно, необходимо рассмотреть вопрос об оптимальности регистрового звучания детского голоса.

Так как фальцетом можно спеть практически весь диапазон голоса, а грудным регистром - лишь нижнюю часть его, фальцетный режим в детской певческой практике многие специалисты считают единственно приемлемым как не допускающим перегрузки и чрезмерных напряжений в звуке [6, а 203].

Г.П. Стулова в своей книге доказывает, что правильно пользуясь грудным регистром и учитывая индивидуальные возможности ребёнка, можно петь без напряжения и крика, что у детей еще с рождения можно определить тембр голоса.

Доказано, что для наиболее полноценного и всестороннего развития певческого голоса детей, методику их вокального воспитания необходимо строить на основе использования всех голосовых регистров (грудного, фальцетного и микстового), которые осваиваются в процессе обучения поэтапно по принципу от простого к сложному: от натуральных регистров к смешанным [6, а 235].

Развитие голоса в детском саду направлено на поиск методов и приёмов качественного формирования вокально-певческих навыков, выразительности исполнения. Вся вокально-хоровая работа с детьми построена на основе использования всех голосовых регистров, направленных на правильное звукообразование с использованием игрового метода и педагогических технологий, а значит, - решение главной проблемы развития голоса в детском саду.

Ребёнок, который научился правильно управлять своим певческим аппаратом, будет с удовольствием заниматься вокалом, петь знакомые песни и с интересом учить новые. Он сможет передать все нюансы, все чувства и переживания, которые отражены в содержании песни и реализовать свой творческий потенциал и фантазию, окунется в мир поэзии и театрального искусства.

В процессе обучения детей пению осуществляется решение главной задачи художественно-эстетического развития - становление творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире, испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.

Пение издавна характеризовало музыкальную культуру народа. Это один из самых доступных видов музыкальной деятельности, не требующий специальных условий для её реализации. Человеческий голос - это уникальный музыкальный инструмент, заключающий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Именно голосом можно воспроизвести множество мелодий, не имея музыкальных инструментов и музыкального оборудования.

С давних времен с раннего детства жизнь малыша сопровождалась песней (пестушки, потешки, колыбельные). Затем, развиваясь, ребёнок уже сам выкрикивал заклички, дразнилки, приговорки и, повзрослев, человек знакомился с трудовыми, обрядовыми, лирическими и шуточными песнями [4, с. 3].

С помощью песен человек познавал окружающий мир, проникался его культурой, историческими событиями, традициями и обычаями, формировался как личность.

На современном этапе развития вокальная культура потеряла связь времен и поколений. Пение песен в семье по традициям прошлых времен явление крайне редкое.

На наш взгляд, самым благоприятным местом для художественно -эстетического развития ребенка является детский сад. Именно здесь, благодаря профессионализму педагогов и правильно спроектированной примерной образовательной программе, создаются все условия для воспитания гармонично развитой личности. Тесная связь педагогов с родителями, их совместная деятельность - необходимые условия для полноценного формирования основ художественно-эстетического развития ребенка.

В работе по развитию голоса используются педагогические технологии здоровьесбережения, исследовательской и проектной деятельности, информационно-коммуникативные, личностно-

ориентированные, технология портфолио. Приоритетным является игровой метод.

Вокально-хоровая работа в детском саду основана на принципах классического обучения пению с учетом возрастных особенностей детских голосов и решает ряд задач, среди которых:

- образовательные: сформировать певческие умения и навыки, необходимые для выразительного пения, обучить пению в соответствии с характером музыки, выразительными средствами, передающими художественный образ, содержание песни, ознакомить детей с теоретическими основами вокала, видами и жанрами вокального искусства, научить понимать и оценивать произведения вокального искусства;

- развивающие: развить певческий диапазон голоса, музыкальный слух, развить художественно-творческие способности;

- воспитательные: средствами музыкального искусства осуществить музыкально-эстетическое воспитание детей; воспитать представления о полноценном звучании певческого голоса; воспитать в детях готовность к творческому проявлению, дисциплинированность, выдержку, трудолюбие; вызвать эстетические эмоции, сопереживание настроению музыки, интерес к музыке и певческой деятельности.

Вся вокально-хоровая работа в саду построена на ежедневной систематизированной и последовательной работе, насыщенной игровыми методами.

Для решения поставленных задач используются следующие формы работы:

1. Проведение дыхательной и артикуляционной гимнастики, вокальных игр в группах, в режимных моментах.

2. Индивидуальная и подгрупповая работа, направленная на развитие вокально-хоровых навыков или работу над концертными вокальными номерами.

3. Доминантные занятия, направленные на развитие вокальных навыков - тематические, сюжетные. Такие занятия строятся на вокальных, музыкально-дидактических играх и проводятся в виде сказки, музыкального путешествия, сюжетно-ролевой игры.

На занятиях в вокальной студии в игровой форме особенное внимание отводится проблеме интонирования и расширению диапазона.

Осуществляется работа с воспитателями и родителями, непрерывное взаимодействие с ними в форме бесед, консультаций, выступлений на родительских собраниях, проведение мастер-классов, проведение совместных развлечений и праздников.

Пение - это исполнение музыки средствами певческого голоса, искусство передавать средствами голоса художественно-образное содержание музыкального произведения [1, с. 272].

Голосом можно передать темп, мелодию и ритмический рисунок, динамику, различные оттенки тембра, характер, раскрыть художественный образ. А значит, добиться выразительности исполнения, обрести свободу выражения в пении, сформировать вокальную культуру.

Выразительное пение ребёнка заключается в его способности передать свое эмоциональное отношение к музыке в пении, мимике и жестах.

Чтобы развить вокально-технические способности детей, выразительность исполнения, воспитать вокальную культуру, привить любовь к пению, необходимо весь период дошкольного детства осуществлять ежедневную кропотливую целенаправленную работу.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагога различными педагогическими средствами (т.е. с помощью занятий, игр, бесед,

наблюдений и пр.) решать вопросы воспитания личности, которые определены в Целевых ориентирах ФГОС ДО [5, с. 2].

Вся деятельность музыкального руководителя по развитию голоса должна быть оснащена правильно спроектированной предметно-развивающей средой, хорошо настроенным фортепиано, музыкальным центром, компьютером и проектором, программой и перспективным планом, комплексом игр и упражнений, картотекой музыкальных игр, многочисленным иллюстративным материалом, музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами и т.п.

Так как игра в детском саду является главным компонентом всех форм деятельности, используются основные виды игр для развития голоса (комплекс игр и упражнений на дыхание, комплекс игр на артикуляцию и дикцию, комплекс вокальных игр и упражнений, комплекс игр и упражнений на развитие чувства ритма, игры на скорость исполнения, игры на выразительность).

Игры оказывают благотворное влияние на психофизическое здоровье детей, укрепляют нервную, дыхательную, кровеносную систему, обогащают ткани кислородом. В этюдах на подражание дети охотно экспериментируют, имитируя голоса животных и птиц, звуки природы, в построении сюжетов к сказкам и музыкальным путешествиям, моделировании песен, занимаются проектной деятельностью. Личностное ориентирование происходит в процессе творческих импровизаций и исполнении ролей в вокальных играх и театрализациях. Дипломы, полученные при участиях в конкурсах, фестивалях являются пополнением портфолио педагога и ребенка.

Необходимым компонентом в работе музыкального руководителя является взаимодействие с воспитателями и родителями. Именно это взаимодействие ведет к полноценной работе в достижении поставленной цели. Воспитатели, заинтересованные в успешном развитии своей группы, охотно доучивают песни, отрабатывают танцевальные движения, играют с детьми в музыкальные игры, разученные заранее с музыкальным руководителем на занятиях, мастер-классах, репетициях и в режимных моментах.

Воспитатели принимают участие в «круглых столах», мастер-классах, репетициях с ведущими и персонажами к утренникам. Музыкальный руководитель помогает воспитателям подобрать музыку к занятиям, найти новые интересные игры, оказывает методическую помощь в вопросах музыкального воспитания дошкольников.

Для родителей также проводятся мастер-классы, размещаются консультации на стенде группы, проводится анкетирование в вопросах музыкальных предпочтений в семье, совместно с родителями украшается зал к праздникам, шьются театральные костюмы. Очень эффективными являются выступления музыкального руководителя на родительских собраниях, где может быть получено много информации для родителей о

музыкальном воспитании в детском саду, могут быть заданы необходимые вопросы и ответы на них, проиллюстрированы вокальные игры и проведены вместе с родителями. Участие родителей в утренниках и разных мероприятиях вместе с детьми приносит неоценимую помощь музыкальному руководителю и огромную пользу в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Пение - это удивительный и многогранный вид музыкального искусства. Оно развивает музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, способствует развитию речи, памяти, внимания и образного мышления.

Именно пение позволяет детям овладеть искусством исполнительства в столь раннем возрасте.

Искусство исполнительства несет в себе уже оформленную музыкальную культуру. Она пока ещё нуждается в дальнейшем развитии, но начало уже заложено, зернышки уже дали ранние всходы, они обязательно вырастут крепкими, красивыми, наполненными жизненной энергией и творчеством, жаждущими постоянных встреч с миром искусства и стремлением к совершенству.

Библиографический список:

1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 432 с.

2. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. - СПб.: Лань, 2002. - 368 с., ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000. -368 с., нот, ил.

4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: «Скрипторий 2003», 2012. - 176 с.

5. Кузнецова Г.В. Проводим музыкальные занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО // Музыкальный руководитель. - 2016. - №4. - 56 с.

6. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Прометей, 1992. - 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.