Научная статья на тему 'Формирование валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности'

Формирование валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1702
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VALEOLOGICAL CULTURE / HEALTHY LIFESTYLE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Инна Владимировна

В статье отражены проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в младшем школьном возрасте. Автор доказывает, что формирование валеологической культуры может стать возможным и успешным, если будут осуществляться мероприятия по охране и укреплению здоровья субъектов воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Junior Schoolchildren's Valeological Culture Forming During Extracurricular Activities

The article reflects the problems of junior schoolchildren's health preservation and promotion. The author proves that valeological culture forming may be possible and successful only if special measures for educational process subjects' health protecting and improving are carried out.

Текст научной работы на тему «Формирование валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»

УДК 371 ББК 74

Кузнецова Инна Владимировна

аспирант кафедра педагогики Бирской государственной социально-педагогической академии

г. Бирск Kuznetsova Inna Vladimirovna Post-graduate Chair of Pedagogics Birsk State Socio-Pedagogical Academy Birsk

Формирование валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности Junior Schoolchildren’s Valeological Culture Forming During Extracurricular Activities

В статье отражены проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в младшем школьном возрасте. Автор доказывает, что формирование валеологической культуры может стать возможным и успешным, если будут осуществляться мероприятия по охране и укреплению здоровья субъектов воспитательного процесса.

The article reflects the problems of junior schoolchildren’s health preservation and promotion. The author proves that valeological culture forming may be possible and successful only if special measures for educational process subjects’ health protecting and improving are carried out.

Ключевые слова: валеологическая культура, здоровый образ жизни, внеучебная деятельность, дополнительное образование.

Key words: valeological culture, healthy lifestyle, extracurricular activities, additional education.

В результате длительного воздействия неблагоприятных социальноэкономических и экологических факторов, в обществе наблюдаются негативные тенденции в снижении здоровья детей. По статистике, удельный вес здоровых детей уже в младших классах в образовательных учреждениях РФ составляет только 10%, а 90% детей, поступающих в первый класс, имеют различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных до хронических заболеваний [2; 4; 5;8]. Как известно, успешность воспитания, обучения, развития и творческого саморазвития младших школьников обусловливается состоянием здоровья, функциональными и адаптивными возможностями детского организма к микрострессам в образовательновоспитательном процессе. Поэтому серьёзную озабоченность вызывают

негативные тенденции, характеризующиеся ростом заболеваемости детей в процессе обучения. Так, в Башкортостане увеличилось число школьников с понижением остроты зрения - на 6,4%, со сколиозами - на 1,55%, с нарушением осанки - на 10,5%, с отставанием в физическом развитии - на 34,3%, с низкой массой тела - на 11,9%. Первое место в структуре заболеваемости школьников имеют болезни органов дыхания, второе - болезни желудочно-кишечного тракта, третье - нарушение зрения и осанки. [9] Большое место среди

нарушения здоровья занимают нарушения опорно-двигательного аппарата. Этому способствует гиподинамия в школе и дома, снижение мотивации детей к занятиям физической культурой. За последние годы также отмечается значительный рост социально опасных заболеваний, таких как туберкулез, наркомания, алкоголизм. Такая динамика состояния здоровья учащихся это и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений. Уже давно пора задуматься о сохранении здоровья пока еще относительно здоровых детей и о профилактике заболеваемости. Свойственный сегодняшнему школьному образованию большой объем учебной нагрузки способствуют снижению уровня здоровья школьников, приводя как к физической перегрузке (М.М. Безруких, А.В Беляев, В М Зубкова. В Г. Нестеров, Л П. Уфимцева, М.В. Антропова, В.Ф. Шаталов, Я.И. Кузьминов. И Л. Гундаров) так же и психологической перегрузке школьников (Г.К Зайцев, Г.Н Разживипа, В. В. Фирсов, А.Г. Личко).

Все выше сказанное доказывает, что на данный момент существует необходимость формировать у детей валеологическую культуру, которая в конечном счете приведет к сохранению и укреплению здоровья. Изучая проблему здоровья младших школьников, нам необходимо дать понятие валеологическая культура - социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов здорового образа жизни, приращение их во внутреннее богатство личности. Так, Е.Р. Маргиева выделяет следующие основы валеологической культуры это:

•S знания о сохранении и совершенствовании личностного здоровья, проявляющегося в жизнедеятельности;

^ ведение здорового образа жизни;

•S психофизиологической регуляции,

•S отношения к здоровью как самоцели;

•S знания человеком своих генетических, физиологических и психологических особенностей;

S наличие потребности в сохранении здоровья как личной ценности и организации здравотворческой деятельности;

S распространение валеологических знаний [6].

На наш взгляд, основными компонентами в формировании валеологической культуры детей младшего школьного возраста также могут являться:

- аксиологический компонент (проявляется в осознании учащихся своего здоровья как высшей ценности, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществлять намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности)

- гносеологический компонент (связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьясбережения знаний и умений, познанием себя, своих способностей и возможностей)

- мотивационно-ценностный компонент (составляет ценность и мотивы здоровьесберегающего поведения детей, принятия младшим школьником значимости здоровья и здорового образа жизни. Данный компонент включает систему ценностных установок на постоянное личностное развитие и самосовершенствование ребенка в области здоровья)

- деятельностный компонент (овладение умениями и навыками в области формирования здорового образа жизни школьников. Большое значение здесь играет умение переводить знания по вопросам формирования здорового образа жизни в область практического применения).

Такая структура позволяет нам рассматривать валеологическую культуру как целостную систему, включающую в себя знания, умения, культуру

поведения, культуру чувств. Принимая в учет заведомо большую эффективность превентивных мер, можно утверждать, что социальнопедагогическую работу по сохранению здоровья школьников нужно начинать на самых ранних этапах обучения - в начальной школе, когда большинство саморазрушающих стереотипов поведения личности еще не сформированы. В связи с этим задача воспитания и развития у детей способности внимательно, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих остро стоит перед учителями начальных классов. Именно в младшем возрасте закладываются стереотипные модели поведения, формируется образ жизни. Очень важно, чтобы дети данного возраста получили элементарные сведения о способах сохранения и укрепления здоровья, осознали его как одну из главных ценностей жизни и приобрели здоровые привычки, которые в дальнейшем оформятся в осознанные поведенческие модели, которые принято называть здоровым образом жизни. Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Значимость формирования ценностных ориентаций в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и совершенствования их физического, психического и социального благополучия, именно здоровье и физическая дееспособность являются условием и базисом для раскрытия потенциала личности. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить валеологическую культуру, навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни человека .[7] Исходя, из выше сказанного мы можем отметить, что здоровый образ жизни -это результат не только наличия определённой совокупности внешних обстоятельств (благоприятные условия, совокупность знаний о здоровье, наличие контроля в виде норм общественного мнения и так далее), но и внутренних - соответствующей мотивации, готовности к тому, чтобы ему следовать. Учить здоровому образу жизни - это не только пропагандировать физическую зарядку, рациональное питание, помочь избавиться от вредных привычек, но и воспитание умений, навыков ведения здорового образа жизни, в

целом привитие валеологической культуры. Несмотря на то, что у младшего школьника учеба занимает большую часть его времени, но все - таки игровая деятельность остается на первом месте. Именно поэтому мы делаем акцент на внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Внеурочная деятельность является частью целостного педагогического процесса школы. Внеурочная (внеклассная) работа понимается как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Согласно проекту Базисного учебного плана

общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между воспитанниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Одной из важных задач внеурочной работы, это необходимое условие организации и проведения мероприятий по охране и укреплению здоровья субъектов воспитательного процесса. Для реализации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях доступны следующие виды внеучебной работы:

- спортивно-оздоровительное;

- художественно- эстетическое;

- научно-познавательное;

- военно-патриотическое;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

- туристско-краеведческая деятельность.

По нашему мнению, образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут достигаться тремя уровнями: Первый уровень результатов -приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов -формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, здоровье, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. [3]. Исходя и выше изложенного можно предложить модель

формирования валеологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности, позволяющая вооружить их знаниями, возбудить у них интерес к сохранению своего здоровья, апробировать механизмы перевода знаний в устойчивую жизненную позицию. Схема 1

Схема 1

Структурно-функциональная модель формирования валеологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Цель - формирование валеологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности

и.

>■ Ж

5 °

а В

г\ ±

С‘ Q * о.

>Я >>

2 * о CQ

2 о s “

и са О о

п х

0 S

8 S

5 -Q

я ч

са о к

S 3 £

1 э

§ 3

5 S

О

2

аксиологическим

гноссологичсскии

мотивационно-

ценностный

деятел ьностн ы и

проявляется в осознании учащихся своего здоровья как высшей ценности, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществлять намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности_____________________

связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьясбсрсжсния знаний и умений, познанием себя, своих способностей и возможностей

составляет ценность и мотивы здоровьссбсрсгающсго поведения детей, принятия младшим школьником значимости здоровья и здорового образа жизни.

умение переводить знания по вопросам формирования здорового образа жизни в область практического применения

виды

внеурочной деятельности

образовательные формы внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительное

художествен но-эстстичсскос

на\чно-познаватсльное

досу го во-paзвлекател ьная деятельность

социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность

туристско-краеведческая

деятельность

і

3

о

ъ

їй

4

я S — —

* § § і 8 8 » о

Sc

X О < * "С

0 и

£ сг

1 3 ° £ Sc ^

£

я

уровни результатов внеучебной деятельности

занятия спортивных секции, беседы о ЗОЖ. участие в оздоровительных процедурах. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-

проекты._________________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе. школе. Социальные проекты на основе

художественной деятельности

детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности

культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки, концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

социальная проба (инициативное участие ребенка в социальных акциях. организованных

взрослыми).______________________

туристические походы. краеведческие экспедиции

1. приобретение школьником социальных знаний

2. формирование ценностного ^зтношения к социальной реальности

3. получение опыта

самостоятельного социального действия

4. приобретение навыков безопасного поведения

Результат: сформированность валеологической культу ры у детей

внеурочной деятельности

младшего школьного возраста во

Определенно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития

творческих интересов детей и включения их в художественную, научнотехническую, эколого-биологическую, физкультурно - спортивную и другую деятельность. К сожалению, на сегодняшний день дети стали агрессивны к окружающим людям, это сказывается чрезмерным просмотром телевизионных программ, увлечением компьютерными играми, и все это сказывается на неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Для того чтобы привлечь ребенка к дополнительным занятиям, необходимо: 1. расширить виды творческой деятельности в системе

дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся (бизнес-клубы, массовые мероприятия, агитбригады, личные выставки результатов детского творчества и т.д.);

2. обращение к личностным проблемам учащихся, развитие их духовно -нравственных качеств, творческой и социальной активности, через реализацию здоровьесберегающих технологий воспитания, во внеурочной деятельности. [1] Эти положительные особенности внеурочной работы способствуют воспитанию мотивации школьников на ЗОЖ и создают условия для развития

элементов валеологической культуры. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что проблема здоровья человека становится самой актуальной проблемой для всех отраслей знания, особое место сегодня отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем развития элементов валеологической культуры учащихся, кардинально изменить ситуацию. Прежде всего, ориентируя школьников на самосохранение здоровья не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 3-е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000

2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1990.

3. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов). Режим доступа: http://ims.srkc.ru/images/

4. Добротворская, С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

5. Казин Э.М., Заруба Н.А. Методологические и организационные проблемы формирования здоровья в системе образования промышленного региона // Валеология. -1996. -№ 1. - С. 28-34.

6. Маргиева, Е.Р. Формирование валеологической культуры молодежи в систему вузовского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ 2007. Режим доступа±йр//’^^^ disser.info abstract_ 202360.htmi

7. Симонова, Л.П. Некоторые подходы к конструированию модели экологического образования в начальной школе: Сб. «Образование для устойчивого развития: поиск, стратегии, подходов, технологий, - Санкт-Петербург, 2001.-с.48-49.

8. Сердюковская, Г.Н.Современные тенденции здоровья детей в дошкольном и школьном возрастах //Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях: сб.науч.тр.- М.,1991.- С.5-12.

9. http://www.oktadm.ru/ Программа «Здоровье через образование» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на 2009-2013 годы.

Bibliography

1. Andreev, V.I. Pedagogy: Training Course for Creative Self-Development [Text]. - 3rd Ed. - Kazan: Centre of Innovative Technologies, 2000.

2. Brekhman, I.I. Valeology Is the Science About Health) [Text]. - M., 1990.

3. Dobrotvorskaya, S.G. Pedagogical Orientation of the Students to Healthy Lifestyle. -Kazan: Centre of Innovative Technologies, 2000.

4. Grigoriev, D.V, Stepanov, P.V. Methodical Recommendations on the Organization of Students’ Extracurricular Activities in Primary and Basic Schools (1 - 9 Grade) [Electronic Resource]. - Access Mode: http://ims.srkc.ru/images/

5. "Health Through Education" Program of the city district, Oktyabrski Town, Republic of Bashkortostan for 2009-2013 [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.oktadm.ru/

6. Kazin, E.M, Zaruba, N.A. Methodological and Organizational Problems of Health Forming in the Educational System of an Industrial Region [Text] // Valeology. - 1996. - № 1. - P. 28-34.

7. Margieva, E.R. The Youth’s Valeological Culture Forming in the System of Higher Education: Synopsis of Dis. ... Cand. of Ped. Vladikavkaz, 2007 [Electronic Resource]. - Access Mode: http//www. disser.info abstract_ 202360.htmi

8. Serdyukovskaya, G.N. Modern Trends of Children's Health in Preschool and School Age / Environment and Diseases Prevention of Children and Adolescents at Educational Institutions: Collected Works [Text]. - M., 1991. - P. 5-12.

9. Simonov, L.P. Some Approaches to Environmental Education Model Designing at Elementary School: Collected Works "Education for Sustainable Development: Search for Strategies, Approaches, Technologies [Text]. - Saint-Petersburg, 2001.-P. 48-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.