Научная статья на тему 'Формирование в сознании молодежи потребности в сохранении нравственного здоровья'

Формирование в сознании молодежи потребности в сохранении нравственного здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственное здоровье / сознание / система ценностей / потребность / духовный кризис / образование / гуманизация / moral health / consciousness / system of values / requirement / spiritual crisis / education / humanization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются вопросы формирования нравственного здоровья молодежи в современных условиях. Рассматриваются проблемы сохранения в сознании молодежи потребности нравственного здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation in consciousness of youth of need for preservation of moral health

In article, questions of formation of moral health of youth in modern conditions are considered. Preservation problems in consciousness of youth of requirement of moral health are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование в сознании молодежи потребности в сохранении нравственного здоровья»

Formation in consciousness of youth of need for preservation of moral health

11. Millon T., Simonsem E., Birket-Smith M. & Davis R. D. Psychopathy. Antisocial, Criminal and Violent Behaviour. - New York, London: The Guilford Press. - 1998.

12. Murphy C. & Vess J. Subtypes of psychopathy: Proposed difference between narcissistic, borderline, sadistic, and antisocial psychopaths. Psychiatric Quarterly, - 2003, - vol. 74, - Р. 11-29.

13. Porter S. & Woodworth M. Psychopathy and Aggression. In C. J. Patrick, (Ed.). Handbook of psychopathy. - New York, London: Guildford Press, 2007, - Р. 481-494.

14. Poythress N. G. & Skeem J. L. Disaggregating Psychopathy: Where and How to Look for Subtypes. In C.J. Patrick, (Ed.). Handbook of psychopathy. - New York, London: Guildford Press, 2006, - Р. 172-192.

15. Raine A. Schizotypal and borderline features in psychopathic criminals. Personality and Individual Differences, - 1992, -vol. 13, - Р 717-722.

16. Serin R. C. & Amos N. L. The role of psychopathy in the assessment of dangerousness. International Journal of Law and Psychiatry, - 1995, - vol. 18, - Р. 231-238.

17. Toch H. Psychopathy or Antisocial Personality in Forensic Settings. In T. Millon, E. Simonsen, M. Birket-Smith & R. D. Davis, (Eds.). Psychopathy: antisocial, criminal, and violent behaviour. - New York, London: The Guildford Press, 1998, - p. 144-160.

18. Widiger T. A. & Trull T.J. Personality Disorders and Violence. In J. Monahan & H. J. Steadman (Eds.), Violence and Mental Disorder. Developments in Risk Assessment. - Chicago, London: The University of Chicago Press, 1994, - Р. 203-226.

19. Hare R. D. The Hare Psychopathy Checklist-Revised. - Toronto: Multi-Health Systems, 1991.

Matveeva Tatyana Mihajlovna, a senior lecturer in social work, psychology and social rights of the Russian State social University in Anapa of the Krasnodar region E-mail: [email protected]

Formation in consciousness of youth of need for preservation of moral health

Abstract: In article, questions of formation of moral health of youth in modern conditions are considered. Preservation problems in consciousness of youth of requirement of moral health are considered.

Keywords: moral health, consciousness, system of values, requirement, spiritual crisis, education, humanization.

Матвеева Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры социальной работы, психологии и социального права, Филиал «Российского государственного социального университета», г. Анапа, Краснодарский край E-mail: [email protected]

Формирование в сознании молодежи потребности в сохранении нравственного здоровья

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования нравственного здоровья молодежи в современных условиях. Рассматриваются проблемы сохранения в сознании молодежи потребности нравственного здоровья.

Ключевые слова: нравственное здоровье, сознание, система ценностей, потребность, духовный кризис, образование, гуманизация.

Нестабильность социально-экономической ситуации в стране, экономический и духовный кризис общества привели к заметной девальвации у молодежи духовнонравственных ценностей, дезадаптации в новых условиях, снижению значимости здоровья и жизни. Современное общество лишилось духовных и моральных эталонов.

Сведенными к минимальному количеству оказались духовно-нравственные и воспитательные функции деятельной системы образования. Следствием стало то, что система ценностных установок, свойственных групповому сознанию во многом носит деструктивный характер с точки зрения становления личности, семьи и страны.

139

Section 7. Psychology

Чрезвычайную значимость имеет в решении задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения то, что ее, без преувеличения, нужно осознать сейчас как первостепенную в деле обеспечения государственной защищенности государства. Реальное и будущее социума и общества ориентируются духовно — нравственным самочувствием этноса, внимательное сохранение и развитие его духовно — нравственного, культурного наследия цивилизации, исторических и культурных обыкновений и общепризнанных мерок социальной жизни.

Но первоочередная проблема в формировании и сохранении нравственного здоровья принадлежит только человеку, как субъекту жизнедеятельности, его ценностным ориентирам, уровень гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Поэтому в условиях конкретной жизнедеятельности развитие у молодого поколения ответственного субъектного отношения к здоровью. Формирование потребности беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья приобретают чрезвычайную актуальность [2, 101]. Быть субъектом своего здоровья — это значит быть распорядителем своих духовно-душевных сил, быть человеком, осознанно и целенаправленно преобразующим окружающий мир и самого себя. Перед молодежью встает задача «учиться здоровью». Именно в современных условьях особенно нуждается в привитии здоровьесберегающих поведенческих ориентиров молодое поколение. Большую роль в продвижении ценностей здорового образа жизни сыграла Олимпиада в Сочи [1].

В идеале моделями сохранения и укрепления здоровья могли бы служить нормы поведения родителей, однако часто молодежь, находящаяся в трудной жизненной ситуации, трудно находит эти ориентиры в семье, в СМИ. Зачастую даже родители в большинстве случаев не являются субъектами своего здоровья, не ведут здоровый образ жизни и перекладывают ответственность за него на врачей, всему этому свидетелями являются подрастающее поколение.

Изменение данной проблемы возлагается на учебные заведения всех уровней от дошкольного до высшей школы, где можно будет приобрести знания, умения и навыки, которые понадобятся в освоении здоровьесберегающих традиций [4, 42-59]. В условиях модернизации и глобализации социальной жизни, конструктивной, финансовой и экологической реформе в критериях научно-технического прогресса, стоит вопрос о необходимости социуму людей, которые умеют самостоятельно мыслить и чувствовать, владеющие знанием идти на риск, свободолюбием, патриотизмом, предприимчивостью, высоким чувством личного достоинства, милосердием. Это как раз те свойства личности, которые и обязана воспитывать современная образовательная система.

Гуманистическое образование, которое сейчас утверждается в нашем обществе, считается преемником наилучшего этнического, культурного и педагогического

наследия, направленного на формирование и становление каждого человека. Необходим непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, проявляющийся в эмоционально-положительном отношении, который будет направлен на становление ценностных установок, норм поведения и получения специфических знаний в области технологий по формированию и сохранению нравственного здоровья. Данная система взглядов и мотивов в пирамиде потребностей и места в ней нравственного здоровья у отдельно взятой личности позволит ей понять окружающий мир, в котором данный индивид живет, чем её поверхностное восприятие его.

Для эффективности формирования системы ценностей нравственного здоровья молодежи, необходимо использовать в комплексе следующие принципы такие как доступность информации, гуманистичность потребления, прогностичности своих действий, деятельность применения, целостность единства с миром, конструктивизм результатов деятельности, системность, преемственность. Необходимо развивать и совершенствовать такое направление как духовно-нравственное воспитание в семье и условия его организации.

Именно семье принадлежит исключительная роль в решении задач духовно-нравственного воспитания и особенная созидательная задача в нахождении социально-ориентированной личности, характера ее индивидуальной общественной активной позиции, гражданственности, толерантности, ответственности. Только семья имеет важные воспитательные способности, владеет особыми специфичными качествами как коллектив, соединенный не только общностью целей и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Чувства родителей и родительская приверженность — это оригинальный катализатор, ускоряющий становление личности. Функции этого вида воспитания неразделимы от задач, основ и смысла образовательно-воспитательного процесса учебного заведения, и в свою очередь имеют собственную специфику, обусловленную значением семьи в жизни молодого поколения.

Задача направленности — содействовать консолидации усилий муниципальных и социальных организаций, нацеленных на увеличение воспитательного потенциала семьи и создание критерий для его действенной реализации, закрепление статуса общественного ВУЗа семьи в русском обществе, увеличение его значения в воспитании; разработке критерий для выполнения семьи воспитательной функции. Для выполнения данных целей необходимо учитывать решение следующих задач: утвердить ценности семейные и общечеловеческие; развитие системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, нацеленных на положительное значение и свойства семейного воспитания, увеличение культуры взаимоотношений в данной среде; профилактика детской безнадзорности, асоциального поведения; осуществление государственных интересов семей.

140

Formation in consciousness of youth of need for preservation of moral health

К числу главных средств взаимодействия образовательного учреждения и семьи в духовно-нравственном воспитании можно отнести следующее: обновление программ взаимодействия первичных институтов социализации молодежи на базе российских традиций с учетом передового опыта развивающейся науки; создание всевозможных родительских объединений в целях реализации духовно-нравственного воспитания; интенсивное внедрение в работу педагогического опыта благополучных семей по воспитанию, пропаганда освещение в СМИ положительного духовно-нравственного воспитания; поддержка родителей в формировании нравственного эталона жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении неблагоприятных проявлений у ребят, молодых людей и юношества [5]; поддержка семьи в развитии у подрастающего поколения общественного навыка, коммуникативных способностей и умений, подготовке молодежи к семейной жизни (факультативны, спецкурсы по программкам «Этика и психология домашней жизни», «Основы домашнего воспитания» и др.) [6].

Психическое сознание личности является составной частью базисной культуры личности, которое позволяет ей действенно иметь индивидуально-своеобразный вариант жизненного пути и самореализации в социуме.

Воспитательная работа по формированию психического сознания личности нацелено на становление креативного индивида его потенциала и ресурсных возможностей; развитие умений и способностей действовать в изменяющихся условиях жизнедеятельности; формирование психической компетентности, повышение коммуникативных способностей; корректировку личного становления и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, влечения к самореализации. Развитие психического сознания основано на гуманистических отношениях и личном опыте человека и социума.

Становление нравственного здоровья подрастающего поколения — это сложный и долгосрочный процесс. Есть большое количество факторов, которые влияют на него как положительно, так и отрицательно. В следствии этого в нравственном воспитании принципиально важно сделать единую воспитательную систему (первичные институты социализации молодежи, и иные муниципальные и публичные общественные организации), которое есть и развивается, изменяется совместно с финансовыми, духовными и культурными, и другими переменами в обществе. Моральное образование содействует возрождению умственного, духовного и креативного потенциала цивилизации, воспитанию свободных людей с развитыми умственными возможностями, их креативным отношением к миру, чувством ответственности, человечным отношением к жизни, способных к продуктивной работе и творчеству. Эталоном молодого человека считается лицо, у которой находиться в гармоничном отношении его мировоззрение, мышление и деятельность. Убеждённость и свобода к действиям характеризуют волю духа, обеспечивающую единство сознания, мотивов и желаний, которые определяют надёжность человека. Единство, стабильность и нравственная надёжность личности есть итог её общественного становления, нравственного воспитания и самовоспитания.

На становление нравственного сознания молодых людей оказывают воздействие темпы и степень физиологического становления, их имидж, присутствие внутренних барьеров, в частности барьера неполноценности, тем более соответствующего при наличии анатомо-физиологически дефектов. Этим образом, у подрастающего поколения есть ряд личных посылов, которые содействуют развитию самоуважения, чувства чести и собственного достоинства. Но нужно принимать во внимание вероятные проблемы в личностном развитии и предостерегать конфликтные и стрессовые истории, негативно влияющие на формировании нравственного сознания молодежи.

Список литературы:

1. Послание Президента Федеральному Собранию от 4.12.2014 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kremlin.ru/transcripts/47173/work (дата обращения 4.01.2015 20:34).

2. Морозова Т. А., Зиновьева Э. Х. Волонтерское движение как способ приобщения студентов к здоровому образу жизни//Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2014. - № 1. - С. 100-102.

3. Матвеева Т. М., Андреева Е. А. Современное отношение молодёжи к семье и браку//Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 50. - С. 18-20.

4. Матвеева Т. М. Социально-психологическая трансформация ценностных ориентиров молодежи в современном обществе//Педагогика и психология в современной системе образования. Андреева Е. А., Виноградова Е. Е., Григорьев Д. Н., Донскова Е. В., Масленникова С. Ф., Матвеева Т. М., Мезенцева Н. В., Овсяник Н. В., Сувирова А. Ю. под редакцией И. В. Ткаченко. - Ставрополь, 2014. - Книга 4. - С. 42-59.

5. Матвеева Т. М. Система ценностных приоритетов современной молодежи в отношении брака и создания семьи// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 97-100.

6. Матвеева Т. М. Психологические аспекты формирования психологической готовности к браку у современной мо-лодежи//Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 6. - С. 302-311.

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.