Научная статья на тему 'Формирование уважительного отношения к праву и закону посредством использования судебной практики при реализации магистерской программы «Корпоративное право»'

Формирование уважительного отношения к праву и закону посредством использования судебной практики при реализации магистерской программы «Корпоративное право» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
403
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летута Т.В., Вагапова М.

В статье рассматриваются вопросы формирования общекультурных компетенций магистров при реализации магистерской программы «Корпоративное право» в ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование уважительного отношения к праву и закону посредством использования судебной практики при реализации магистерской программы «Корпоративное право»»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 347.4

Т.В. Летута, М. Вагапова*

ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРАВУ И ЗАКОНУ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО»

В статье рассматриваются вопросы формирования общекультурных компетенций магистров при реализации магистерской программы «Корпоративное право» в ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».

Ключевые слова: магистратура, магистерская диссертация, магистерская программа, общекультурные компетенции магистров.

В год культуры в Российской Федерации, объявленный Президентом в апреле 2013 г., вопросы формирования общекультурных компетенций магистров приобретают особый научный и практический интерес [1]. Создаваемая вузом социокультурная среда, направленная на социализацию личности, способна напрямую влиять на уровень культуры населения соответствующего региона страны, на устранение правового нигилизма и правовой безграмотности. Это особенно актуально на данном уровне развития общественных отношений, поскольку, по оценкам социологов, наблюдаются дефицит правовой культуры, значительные отклонения в правовом сознании молодых людей (примерно 38 % из них допускают совершение ими неправомерных деяний)[2]. В таких условиях вуз должен обеспечить систематическое, рациональное формирование, стимулирование, позитивное социальное развитие обучающихся.

В то же время наблюдаемые в нашей стране тенденции значительного возрастания статуса актов арбитражных судов, заметного усиления их правового воздействия на экономические отношения, увеличение количества правовых позиций Высшего Арбитражного Суда РФ свидетельствуют о повышении роли суда, о сближении российской правовой системы с англосаксонской системой права, о совершенствовании и придании большей значимости процессу судебного правотворчества [3]. Таким образом, активное использование как на лекционных, так и на семинарских занятиях при обучении магистров материалов судебной практики представляется объективно необходимым процессом, обуславливающим формирование юридического мышления в

* © Летута Т.В., Вагапова М., 2015

Летута Татьяна Владимировна (ltv10@mail.ru), кафедра гражданского права и процесса, Вагапова Миляуша (ltv10@mail.ru), студент, Оренбургский государственный университет, 460018, Российская Федерация, г. Оренбург, пр. Победы, 13

современных условиях.

Магистерская программа «Корпоративное право», разработанная в различныгх вузах России, нацелена на углубленную профессиональную подготовку бакалавров, специализирующихся в области правового обеспечения деятельности юридических лиц (корпораций). Входящие в профессиональный цикл как обязательной, так и вариативной части предметы направлены в первую очередь на формирование общекуль-турныгх компетенций, в том числе на уважительное отношение к праву и закону [4]. Так, профессиональный цикл могут составлять такие дисциплины, как хозяйственные товарищества и общества как субъекты гражданского права, структура и юридическая природа корпоративных отношений, учреждение хозяйственных товариществ и обществ, актуальные проблемы гражданского права, фондовый рышок, право на участие в деятельности хозяйственных товариществ и обществ [5]; либо такие дисциплины, как основные положения корпоративного права, правовой статус и система корпораций, теория корпоративных правоотношений, правовой режим уставного капитала, корпоративное управление [6]. Дисциплины по выбору: право участников на получение информации о деятельности хозяйственных товариществ и обществ, способы защиты прав участников товариществ и обществ; банкротство хозяйственных товариществ и обществ, эмиссионные ценные бумаги и другие [5]. К дисциплинам по выбору могут относиться вопросы арбитражного процесса в корпоративном праве, возникновение и прекращение корпораций, корпоративная ответственность, обжалование решений органов управления [6].

Представляется, что содержание подавляющего большинства из перечисленных дисциплин профессионального цикла должно отражать неразрывную связь и взаимообусловленность процесса познания теоретического материала, анализа нормативной базы и обобщения практики (прежде всего судебной) ее применения. Это обусловлено не только спецификой такой отрасли знаний, как юриспруденция, но также тем фактом, что формирование уважительного отношения к праву и закону может происходить посредством ознакомления, анализа и обобщения правоприменительных актов (решений, определений, постановлений), которые отражают высокий уровень правовой культуры представителей судебной власти России. Такие принципы, как законность, справедливость, защита корпоративных интересов, находят свое конкретное воплощение, особенно в тех процессах, где при наличии формальных условий для удовлетворения требований недобросовестных участников корпоративных отношений суды отказывают таким лицам в защите. Так, в деле № А03-21065/2012 [9] истец требовал признать решение общего собрания акционеров недействительным на основании нарушений, допущенных при созыте собрания. Арбитражный суд, установив, что нарушения действительно имели место, все же отказал в иске полностью. Последнее стало возможныш, так как суд не ограничился изучением формальных оснований для удовлетворения иска. Суд установил, что истец оспаривал решение собрания, которое созывалось с целью привести устав в соответствие с предписаниями Федеральной службы по финансовым рынкам России, которое было вынесено на основании обращения самого истца. Попытки общества внести изменения в устав на основании предписания не увенчались успехом, поскольку истец, принимая участие на двух созытаемых до оспариваемого решения собраниях, голосовал против данных изменений. Таким образом, нарушения, допущенные при проведении оспариваемого решения, быши обусловлены действиями самого истца и объективно не могли быть устранены обществом до проведения оспариваемого собрания.

Подобные примеры формируют в сознании обучаемого стойкую уверенность в том, что даже «стоя лицом к лицу к закону несовершенному... суд... положится... на свои собственные силы» и приступит к «регламентации гражданско-правового поряд-

ка, не дожидаясь пока вступит законодатель на пополнение допущенных им пробелов» [10]. Ощущение защищенности, торжества справедливости даже в тех случаях, когда законодательство предоставляет различные возможности для злоупотреблений, ориентирует обучающегося на правовое поведение, на уважение прав своих партнеров, контрагентов, на недопустимость ущемления интересов других лиц. Правовая культура в личностном значении — это тесное единство правовых знаний, отношения к праву и правового поведения [11]. Именно поэтому достижение цели формирования общекультурных компетенций, иными словами, формирования правовой культуры обучаемого возможно лишь посредством анализа и обобщения судебной практики.

Использование судебной практики при реализации магистерской программы «Корпоративное право» возможно в любом разделе и на любой теме указанных дисциплин. В этом и проявляется преимущество магистерских программ, нацеленных на узкоотраслевое, практическое обучение.

Уровень развития правоприменительной деятельности является качественной составляющей правовой культуры общества. От того, как осуществляется правосудие в том или ином государстве, зависит уровень правосознания и правовой грамотности населения. Современная правоприменительная практика разрешения корпоративных споров за последнее десятилетие существенно обогатилась актами, демонстрирующими способность судов обеспечить баланс интересов корпоративных отношений и экономического оборота, обеспечить реализацию всеми участниками корпорации права на управление, права на защиту. При проведении занятий по дисциплинам: способы защиты прав участников товариществ и обществ, вопросы арбитражного процесса в корпоративном праве, корпоративная ответственность, обжалование решений органов управления иллюстрация того факта, что до 1995 г. право акционера на иск в России законодательно не было зафиксировано и суды фактически лишали акционеров права на защиту по нормам корпоративного права, позволит ощутить обучаемым безвыходность в вопросах защиты прав миноритарных участников в тот период развития отечественного законодательства.

Обобщение судебной практики, например по делам об оспаривании решений собраний корпорации, предоставит возможность обратить внимание на тот факт, что если ранее (до 2009 г.) суды, установив, что акционер не мог повлиять на решение собрания, оставляли его в силе вне зависимости от характера нарушений со стороны корпорации, то в настоящее время доминирует подход, согласно которому при существенном нарушении закона со стороны акционерного общества решение собрания признается недействительным.

Подобные примеры, явно свидетельствующие о совершенствовании процесса правоприменения и красноречиво указывающие на факты, ускользающие при оперировании исключительно энциклопедическими знаниями, несомненно, оставят положительный след на формировании правовой культуры магистра. Собственно, формирование правовой культуры невозможно без оценки материалов судебной практики.

Уважительное отношение к праву и закону как проявление правовой культуры является лучшим гарантом демократизации российского общества. Развитость правового стиля мышления позволит магистру при освоении своей профессии при обращении к решениям судов, рассматривая конкретную правовую ситуацию, основываясь на полученном умении выбрать наиболее оптимальный и верный вариант решения возникшей проблемы.

Магистр, обладающий правовой культурой характеризуется самоорганизованностью, стремлением к приобретению новых знаний в области права, совершенствованием своих профессиональных умений и навыков уважением прав, свобод и законных интересов других лиц, а также чувством повышенной ответственности за свои дей-

ствия.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации года культуры». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70264302.

2. Староверова И.В. Правовая культура молодежи на этапе социального старта: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. М., 2010. URL: http://www.dissercat.com/content/pravovaya-kultura-molodezhi-na-etape-sotsialnogo-starta.

3. Каменков В.С. Влияние судебной практики хозяйственных судов на развитие гражданского законодательства Республики Беларусь // Участие судебной власти в развитии гражданского права, 26—27 января 2012 г., г. Москва): международная научно-практ. конф. URL: http://court.by/stativistuplenia/f955402abd8bcff8.html.

4. Приказ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763 URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/172361.

5. Учебный план программы подготовки магистров «Корпоративное право». URL: http:// msal.ru/ general/institutes/magistracy.

6. Учебный план программы подготовки магистров «Корпоративное право». URL: http:// www.law.msu.ru/node/20364.

7. Решение от 28 июня 2013 г. по делу № А03-21065/2012 // Арбитражный суд Алтайского края. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/PRaU3fr7Kk6h.

8. Муромцев С.А. Суд и закон в гражданском праве // Вестник гражданского права. 2009. № 3. С. 224-233.

9. Николаева Л.Н. Формирование правовой культуры студентов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Смоленск, 2005. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-pravovoi-kultury-studentov.

References

1. Russian Federation Presidential Decree dated 22.04.2013 № 375 «About realization in the Russian Federation of the year of culture». Retrieved from: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70264302/. [in Russian].

2. Staroverova I.V. Pravovaia kul'tura molodezhi na etape sotsial'nogo starta: avtoref. dis... kand. sots.nauk.: 22.00.06. [Legal culture of young people on the stage of social start: Extended abstract of Candidate's of Sociological Sciences thesis: 22.00.06]. M., 2010. Retrieved from: http:// www.dissercat.com/content/pravovaya-kultura-molodezhi-na-etape-sotsialnogo-starta [in Russian].

3. Processes of globalization and integration of legal systems are characteristic of many countries, including countries of the CIS. See for example: Kamenkov V.S. Influence of judicial practice of economic courts on development of civil legislation of the Republic of Belarus (lecture at international research and practice conference «Participating of judicial power in the development of civil legislation», 26—27 January, 2012, Moscow. Retrieved from: http://court.by/stativistuplenia/ f955402abd8bcff8.html. [in Russian].

4. Order from 14 December, 2010 № 1763 «About the statement and introduction into operation of federal state educational standard of higher professional education in the direction of preparation 030900 jurisprudence (qualification (degree) «Master's degree»). Ratified by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 14 December, 2010 № 1763. Retrieved from: http://www.zakonprost.ru/content/base/172361 [in Russian].

5. Curriculum of the program of preparation of Masters in «Corporate law». Retrieved from: http://msal.ru/general/institutes/magistracy. [in Russian].

6. Curriculum of the program of preparation of Masters in «Corporate law». Retrieved from: http://www.law.msu.ru/node/20364 [in Russian].

7. Decision dated 28 June, 2013 with regard to case № A03-21065/2012. Arbitration court of the Altai territory. Retrieved from: http://sudact.ru/arbitral/doc/PRaU3fr7Kk6h. [in Russian].

8. Muromtsev S.A. Court and law in civil law. Vestnik grazhdanskogo prava [Vestnik of civil law], 2009, no. 3, pp. 224-233 [in Russian].

9. Nikolaeva L.N. Formirovanie pravovoi kul'tury studentov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 [Forming of legal culture of students: Candidate's of Pedagogic Sciences thesis: 13.00.08]. Smolensk, 2005. Retrieved from: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-pravovoi-kultury-studentov [in Russian].

T.V. Letuta, M.Vagapova*

FORMATION OF RESPECT FOR RIGHT AND LAW BY MEANS OF USING JUDICIAL PRACTICE FOR THE REALIZATION OF THE MASTER'S DEGREE PROGRAMME «CORPORATE LAW»

In the article the questions of forming of common cultural competences of Masters during the realization of the Master's degree programme «Corporate law» in the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Orenburg State University» are viewed.

Key words: Master's degree programme, Master's degree thesis, Master's degree programme, common cultural competences of Masters.

* Letuta Tatyana Vladimirovna (ltv10@mail.ru), Department of Civil Law, Vagapova Milyausha (ltv10@mail.ru), student, Orenburg State University, Orenburg, 460018, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.