Немного об эксперименте в школе
жить в мире. Вот почему так важно, чтобы круг, в котором находится ребенок, постепенно, но непрестанно расширялся, преодолевая рамки класса и урока, соединяясь с другими кругами и сферами, чтобы возникающие отношения и связи были взаимополезны и взаимовыгодны..., но, чтобы ребенок при этом чувствовал себя активной и свободной составной частью и реально был ею.
Нужно, чтобы ребенок мог, никому ничего не говоря,.. раздавить Муху.
Возможности, расталкивая друг друга, устремлены в дествительность; очередь бесконечна, надежда на то, что каждый сможет принять однажды участие в реальности - ничтожны».
Альбер Жакар «Изобрести человека»
Это сказано после открытия спирали ДНК, по поводу появления и усложнения жизни на Земле.
Где бы мы не находились, на рубеже Вселенной или. в нашем классе, строительство Жизни подчиняется этому закону. Самопостроение каждой личности продолжает зависеть от возможностей, в которых она эволюционирует. а, точнее, от комбинации этих возможностей, при которой любая случайность может оказаться значимой для реального развития личности. Поэтому, весь труд учителя над пространством становления личности ребенка должен сводиться к следующему: содействовать тому, чтобы среди многообразия возможностей нашлись хотя бы несколько возможностей, которые имели бы шанс быть полезными хотя бы одному ребенку, и, наоборот, чтобы каждому ребенку обязательно представился случай воспользоваться этими или другими возможностями.
Апрель 1996 года
J
Н.А. Ермолова Ж. М.Лукина
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
Как теорию использовать в практике педагогической деятельности?
Л____________________________________________________________________________г
Аннотация. Авторы делятся опытом формирования регулятивных универсальных учебных действий: действий по распределению обязанностей в группе.
Ключевые слова: стандарты второго поколения, универсальные учебные действия, теория поэтапного формирования умственных действий, педагогические условия формирования УУД в начальной школе.
Сейчас ключевые слова в образовании - универсальные учебные действия (УУД) [2, 5, 6, 7]. Встретившись первый раз с этим понятием в официальных документах, и пытаясь в нём разобраться, думающий педагог приходит к выводу, что методика, которая использовалась им раньше, не подходит для работы в новых условиях, в условиях введения стандартов второго поколения [3, 4]. Пособия для учителей, разъясняющие деятельность педагога в новой образовательной среде, адресуют нас к трудам Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина.
Один из ключевых вопросов, вызывающих наибольший интерес у педагогов - это вопрос: «Как формируется в процессе обучения универсальные учебные действие?». Ответ на него можно найти в трудах П.Я.
Гальперина [1]. Но это теория. Мы попытались воплотить её в жизнь на простом стандартном уроке «Технология», обучая ребят второго класса коммуникативному действию, обеспечивающему возможность
46
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
Немного об эксперименте в школе
сотрудничества, действию по распределению обязанностей в группе.
Согласно теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий необходимо соблюдать ряд условий, которые создают возможность ученику «действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями».
Во-первых, мы должны точно наметить качества будущего процесса. Перед тем как приступить собственно к обучению ребят распределять обязанности в группе, необходимо представить себе, каким требованиям это умение должно отвечать. В нашем случае ученик должен уметь: 1) собрать информацию об общем наборе обязанностей при выполнении задания; 2) определить способ распределения обязанностей (назначает руководитель группы, выбирают сами, на основе личных предпочтений, распределяют после предварительного обсуждения);
3) выбрать способ фиксирования обязанности, закрепленной за участником группы; 4) обосновать свою позицию при распределении обязанностей; 5) эффективно решать конфликтные ситуации. Значит, когда мы начинаем совместно с учениками осваивать действие, которое в дальнейшем нам нужно будет оценить, «мы обязаны точно установить, какими качествами должно обладать будущее действие, по которым мы его потом проверяем, значит, нужно точно определить, каким требованиям оно должно отвечать. А это тем более важно, что действие всегда что-то делает, приводит к какому-то результату».
Во-вторых, мы должны создать систему условий, которые обеспечивают формирование действия с намеченными свойствами. «Эта система включает три большие, правда, взаимосвязанные, взаимопереплетённые подсистемы: первая - это подсистема условий, обеспечивающих построение заданного действия; вторая - это подсистема условий, обеспечивающих приобретение этим действием свойств, качеств; третья - это подсистема, так сказать, «пересаживания» в человеческую голову, усвоение действия в качестве умственного».
При планировании урока учитель должен определить не только из каких операций состоит осваиваемое действие, каковы требования к нему, но и какой продукт оно производит, сформулировав требования к качеству этого продукта. Если говорить о действии по распределению обязанностей, то, на наш взгляд, продуктом в этом случае является осознание и принятие той обязанности, которую должен выполнить каждый участник группы. Далее намечаются те операции, в результате которых создаётся продукт, и указываются на каком предметном содержании будет происходить освоение действия. Для своего урока мы выбрали очень простое предметное содержание - изготовление аппликации «Матрешка», выбор наш был обоснован тем, что центральное место на уроке будет отведено освоению универсального учебного действия.
Согласно теории Гальперина, чтобы усвоить новое действие в качестве умственного и не просто требо-
вать этого усвоения, а обеспечить формирование такого действия в его высшей, умственной форме, мы должны пройти шесть этапов его становления:
• Первый этап - формирование мотивационной основы, т. е. мотивации действия.
• Второй этап - формирование схемы ориентировочной основы действия.
• Третий этап - формирование действия в его начальной, материальной или материализованной форме.
• Четвертый этап - формирование действия в громкой социализированной речи.
• Пятый этап - формирование действия во внешней речи «про себя».
• Шестой этап - формирование действия в скрытой речи.
Проследим каждый из этих этапов на нашем уроке.
1. Мотивационный. На этом этапе действие еще не выполняется, оно только подготавливается, учащийся знакомится с действием и условиями его выполнения. Он осмысливает цель действия, его объект, систему ориентиров и знания, на которые необходимо опираться, выполняя действие. Мы решили, что этот этап мы начнём проходить с ребятами ещё задолго до начала урока, во время внеурочных занятий, организовав их встречу с группой учащихся 4 класса, которые поделились результатами своей работы над портфолио по теме «Матрёшка». Во время этого занятия учитель обращает внимание ребят на то, что четвероклассники сделали один портфолио на всех и выводит их на понимание, что коллективный труд эффективнее, а у учащихся второго класса такого опыта работы ещё не имеют. Ребята заинтересовались этим вопросом и решили на уроке «Технология» сделать свои матрёшки, работая в группе, используя технику аппликация.
Этот этап мы продолжаем непосредственно на уроке:
Учитель: Ребята, вчера мы послушали с вами презентацию портфолио о матрешке и решили сегодня сделать аппликацию «Матрешка» на нашем уроке, выполняя эту работу в группе. Я предлагаю в конце урока сделать выставку наших работ.
Я уверена, что каждый из вас хочет, чтобы ваша матрёшка получилась красивой и аккуратной. Какие умения вам для этого понадобятся?
Ученики: Уметь размечать детали по шаблону, вырезать, соединять детали при помощи клея.
Учитель: Я с вами согласна. Но вам ведь нужно всем вместе сделать одну матрешку. Как вы группой будете делать одну матрешку?
Ученики: Мы распределимся.
Учитель:А как вы это сделаете?
Ученики: Молчание.
Учитель: Ваше молчание говорит о том, что вы не умеете распределять обязанности. У меня есть предложение к вам - делая группой одну матрёшку, давайте попробуем научиться распределять обязанности.
Вы принимаете моё предложение?_____________
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
47
Немного об эксперименте в школе
Ученики: Да!
Учитель: Чему будем учиться сегодня на уроке? Ученики: Будем учиться распределять обязанности. Учитель: Итак, цели нашего урока «Научиться распределять обязанности в группе и сделать матрёшку».
Учитель записывает цели урока на доске.
Образец записи:
Цели урока: 1) Научиться распределять обязанности в группе.
2) Сделать аппликацию «Матрёшка».
2. Формирование схемы ориентировочной основы действия.
На 2-ом этом этапе составляется схема ориентировочной основы действия. Учитель раскрывает содержание ориентировочной основы действия, анализируя условия его выполнения, и учащиеся, используя ранее сформированные действия, составляют ориентировочную основу нового действия. Вначале проводится общая ориентировка, а затем и ориентировка на исполнение. Ученики вместе с учителем составляют план действия по распределению обязанностей в группе, определяют порядок его выполнения, состав и последовательность операций. Ученики должны понять логику выполнения осваиваемого действия.
Учитель: Я вам помогу сегодня научиться распределять обязанности в группе.
Что будет результатом действия?
Ученики: Мы распределим обязанности в группе.
Учитель: Правильно, результат выполнения действия по распределению обязанностей - обязанности распределены.
Когда мы будем считать, что группа хорошо распределила обязанности?
Ученики:
1. Каждый знает, что он делает для матрешки.
2. Не ссориться.
Учитель: Хорошо, это будут требования к результату нашего действия по распределению обязанностей в группе.
Запись на доске:
Требования к результату действия по распределению обязанностей в группе:
1. Каждый знает, что он делает для матрешки.
2. Не ссориться.
Перед тем как начать обсуждение способа работы в группе учитель раздаёт план работы по изготовлению аппликации «Матрёшка»:
1. Вырежи шаблон матрёшки из рабочей тетради (стр.14), сделай основу матрёшки из картона.
2. Выбери цветную бумагу и вырежи из неё по шаблону платок. наклей его на основу.
3. Вырежи лицо матрёшки. Нарисуй или вырежи из бумаги глаза, щёки, носик, ротик. Приклей лицо к основе.
4. Выбери цветную бумагу и вырежи из неё по шаблону сарафан и фартук. Приклей их к основе.
Учитель: Теперь давайте обсудим способ работы в группе. У каждой группы есть план работы по изготовлению аппликации «Матрёшка». Итак, что мы будем делать, чтобы распределить обязанности для изготовления аппликации?
В процессе совместного обсуждения, формулируются операции, которые нужно совершить, чтобы распределить обязанности в группе. Ответы детей записываются на доске в той последовательности, в которой называют учащиеся.
Запись на доске:
• Думать, кто что будет делать.
• Взять план.
•• Капитан распределяет обязанности.
• Читать весь план.
• Задать вопрос, если что-то не понятно.
• Читать план по пунктам, договариваясь, кто каждый пункт будет выполнять.
• Распределить обязанности.
• Обвести в кружок свою обязанность.
• Проверить по требованиям.
3. Формирование действия в его начальной, материальной или материализованной форме.
Чтобы ученики поняли логику выполнения осваиваемого действия, им предлагается записать данные операции себе в тетрадь и, обсуждая в группе, расставить последовательность их выполнения. В результате этой работы учащиеся не только осознают логику выполнения этого действия, но и пройдут четвёртый этап - этап формирования действия в громкой социализированной речи. Речь должна быть громкой « не только по форме, главное, что по функции своей это есть речь, обращенная к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии».
После выполнения этого задания самостоятельно в группе и дальнейшем обсуждении с учителем по-
48
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
Немного об эксперименте в школе
является следующий способ выполнения действия по распределению обязанностей.
Способ действия, который в итоге появляется на доске и у ребят в тетради.
1. Читать весь план.
2. Капитан читает план по пунктам и распределяет обязанности.
3. Обвести в кружок свою обязанность.
4. Проверить по требованиям результат работы.
Для того, чтобы ученик освоил действие, его необходимо выполнить самому.
Группы приступают к реализации способа действия по распределению обязанностей. На эту работу учитель отводит 10 минут.
5. Формирование действия во внешней речи «про себя».
Для того, чтобы произошло формирование действия во внешней речи «про себя». Учитель организует работу групп.
Учитель: Какой пункт способа вы сейчас будете выполнять?
Ученики: Первый.
Учитель: А сейчас какой?
Ученики: Второй. и т. д.
Операция выполняется в уме, произносится только номер очередной операции. И вот таким образом учитель держит управление этим действием по отдельным операциям.
При проведении проверки правильности выполнения действия по распределению обязанностей, учащиеся соотносят результат своей деятельности с требованиями и принимают решение, что действие выполнено правильно.
В итоге капитаны сообщают о результатах работы группы.
Ученики: Мы распределили обязанности, и в нашей группе каждый знает кто что делает: Маша делает первый пункт; Петя - второй; Саша - третий; Валя - четвёртый . И мы не поссорились.»
После того как обязанности распределены, учащиеся приступают к изготовлению матрёшки. Готовые работы размещаются на доске. Проводится выставка матрёшек с небольшой их презентацией.
Органичным завершением данного урока становится итоговая рефлексия, в ходе которой ребята снова восстанавливают ход собственных рассуждений, помогает им в этом уже известный и только что созданный способ действия. Желательно, чтобы итоговая рефлексия становилась «мотивационным мостиком» от данного урока к следующему.
Учитель: Если вам в следующий раз придётся распределять обязанности в группе, то как вы поступите?
Ученики: Мы воспользуемся тем способом, который выработали сегодня на уроке.
Учитель: А как по вашему, вы научились распределять обязанности в группе.
Ученики: Наверное, ещё нет. Ведь мы распределяли обязанности не самостоятельно, а с вашей помощью.
Учитель: Тогда какая задача будет стоять перед нами на следующих занятиях?
Ученики: Научиться распределять обязанности самостоятельно, не задумываясь.
6. Формирование действия в скрытой речи происходит на других занятиях урочной и внеурочной деятельности, когда учащиеся используют выработанный способ действия самостоятельно при выполнении других заданий.
Особенность этого этапа заключается в том, что учащийся, как и на предыдущем этапе, проговаривает весь процесс распределения обязанностей, но делает это про себя, без внешнего проявления, беззвучно. «По сути дела, это та же самая речь, что и раньше, но она уже не социализирована, она осуществляется во внутреннем плане, не доступном внешнему наблюдателю. На первых порах действие по основным характеристикам ничем не отличается от речевого, но затем начинает быстро сокращаться и автоматизироваться. Сокращение и автоматизация действия свидетельствуют о том, что его формирование переходит на шестой, заключительный этап - этап умственного действия. Действие быстро сокращается и автоматизируется, становится недоступным самонаблюдению. Оно превращается в навык».
Литература
1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд. - М: КДУ, 2005. - 400 с.
2. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).
3. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 288 с.
4. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. (Работаем по новым стандартам).
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152с.
6. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе-2010. - №3.
7. Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159с.
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
49