Научная статья на тему 'Формирование универсальных компетенций: от теории к практике'

Формирование универсальных компетенций: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1754
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (КЛЮЧЕВЫЕ / ОБЩИЕ) КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / BASIC (KEY) COMPETENCES / COMPETENCE-BASED EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / INTERACTIVE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миханова Ольга Павловна

В статье рассматривается практический подход к модернизации современного высшего профессионального образования с точки зрения компетентностного подхода. Автор представил ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию и развитию универсальных компетенций студентов экономических специальностей в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных компетенций: от теории к практике»

УДК 378.14

О. П. Миханова

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается практический подход к модернизации современного высшего профессионального образования с точки зрения компе-тентностного подхода. Автор представил ход и результаты опытноэкспериментальной работы по формированию и развитию универсальных компетенций студентов экономических специальностей в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: компетентностный подход, универсальные (ключевые, общие) компетенции, обучение иностранному языку, интерактивные методы обучения.

Abstract. The article deals with the practical approach to the modernization of higher education - the development of basic (key) competences in the foreign language teaching. The author describes the process and the results of the educational experiment on the development of basic (key) competences of the Economics department students.

Keywords: competence-based education, basic (key) competences, foreign language teaching, interactive learning.

Актуальной задачей высшего профессионального образования на современном этапе становится практическая реализация компетентностного подхода в рамках каждой учебной дисциплины, что позволит разрешить существующие противоречия между требованиями к подготовке специалистов со стороны государства, общества, работодателей и имеющимися образовательными результатами.

На основе сравнительного анализа литературы по проблеме компетент-ностного подхода считаем целесообразным рассматривать универсальные компетенции как надпрофессиональные умения и способности личности, позволяющие ей творчески самореализовываться, социально взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям. Универсальные компетенции обеспечивают успешную деятельность человека в социуме, и их можно применять в самых различных, как профессиональных, так и социальных, сферах (ситуациях).

Благодаря тому, что в обучении иностранному языку применяются принципы коммуникативного подхода и интерактивные методы обучения, в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык» в высшей профессиональной школе возможно формировать не только профессиональные, но и универсальные компетенции, что было проверено экспериментально.

Педагогический эксперимент проходил в течение 2005-2007 гг. на базе Пензенского государственного университета. В эксперименте принимали участие студенты, обучающиеся по программам базового высшего образования факультета экономики и управления 2-3 курсов (специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080116 «Математические методы в экономике»).

В ходе проведения формирующего эксперимента содержание обучения иностранному языку было выстроено по программе, состоящей из обязательной, инвариантной (соответствующей стандарту) и вариативной частей, что не исключает применения традиционных методов обучения (перевод и др.). Перед составлением вариативной части программы были проанализированы требования к обязательному минимуму содержания основной обязательной программы по английскому языку экономических специальностей (ГОС ВПО второго поколения), участвующих в эксперименте, и рабочая программа «Английский язык» для этих же специальностей и соотнесены с условиями формирования универсальных компетенций в рамках обучения иностранному языку. После этого на уровне учебного предмета «Иностранный язык» была создана вариативная часть учебной программы «Английский язык» для экономических специальностей. Кроме коммуникативной компетенции, которая формируется в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык», цель программы предусматривает формирование и развитие следующих универсальных компетенций:

1) компетенции социального взаимодействия: умение общаться устно; умение сотрудничать; способность учитывать точки зрения и интересы другого;

2) компетенции самоорганизации и самоуправления: уверенность в себе; способность работать самостоятельно; способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность);

3) компетенции самостоятельной познавательной деятельности: умение находить и анализировать информацию из различных источников; способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их.

Для этого на уровне содержания тематические разделы разработанной вариативной части программы были дополнены актуальными темами, которые необходимы современному специалисту экономического профиля и отвечают требованиям формирования и развития универсальных компетенций, т.е. позволяют создавать в учебном процессе ситуации, максимально приближенные к жизненным, и формировать опыт решения жизненных проблем как в профессиональной, так и в социальной сферах (ситуациях): «Ведение переговоров», «Умение строить отношения», «Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств», «Вопросы этики в бизнесе». Тексты каждой темы взяты из оригинальных английских и американских источников и отвечают требованиям формирования универсальных компетенций.

Проектируя содержание учебного предмета или учебного материала, нужно учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом, а также фиксировать в программах и учебниках не только содержание само по себе, но и способы передачи его обучающимся и способы усвоения предусмотренных знаний [1]. Поэтому, что касается способов освоения содержания образования, в разработанной нами вариативной части программы для каждого тематического раздела зафиксированы способы передачи содержания обучающимся для каждого тематического раздела и предусмотрено целесообразное сочетание интерактивных методов обучения, включающее ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, проектную работу, дискуссии, поскольку при формировании и развитии определенных умений важен именно комплекс методов обучения и его системное и систематическое применение.

Каждое практическое занятие по иностранному языку подразумевало работу над всеми видами речевой деятельности - аудированием, чтением, устной речью и письмом.

При работе над аудированием такие задания, как подтвердить или опровергнуть предлагаемые утверждения, выбрать из ряда данных правильные, приблизительные и неверные (предтекстовые задания), подобрать к фрагменту текста заглавие, перефразирование (текстовый этап), воспроизвести контекст ключевого слова, составить план пересказа текста (послетекстовый этап), способствовали формированию навыков работы с информацией, умений находить и анализировать информацию, т.е. формированию компетенций самостоятельной познавательной деятельности. Выполнение ряда заданий подразумевает коллективное обсуждение, дискуссию, живое общение преподавателя и студентов, что явилось основой для формирования совсем других компонентов универсальных компетенций, входящих в компетенции самоорганизации и самоуправления: умения общаться, умения вести переговоры, уверенности в себе. На первых порах «коллективное обсуждение» представляло собой лишь ответы на вопросы преподавателя, некоторые студенты отвечали однозначно, выбрав ответ из текста. Только через определенное время студенты начали высказывать свое мнение, реагировать на ответы товарищей, возражая или соглашаясь с ними. Очень часто при ответе на «провокационные» вопросы преподавателя студенты делились на группы с противоположным мнением и уже дискутировали между собой.

Большое количество времени (до 50-60 %) на занятиях уделялось работе над всеми видами чтения как обязательного способа приобретения информации. Овладение технологией чтения осуществлялось в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. Вначале предлагались упражнения на ориентировку в прочитанном тексте (просмотровое и ознакомительное чтение), например, многоуровневый тест на проверку понимания содержания (вопрос и несколько вариантов ответа на него) или выделение требуемой информации в тексте, фактов, относящихся к определенной теме, что способствовало формированию компонентов компетенций самоорганизации и самоуправления: способности работать самостоятельно, умения находить и анализировать информацию, способности распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их.

Для изучающего чтения подбирались тексты, имеющие познавательную ценность и информативную значимость. Поэтому далее следовали упражнения на обобщение изложенных фактов, установление связи между событиями, выведение на основе фактов суждений, интерпретацию прочитанного с целью закрепления усвоенной в тексте информации, предполагающей критический анализ текста, предсказание возможного развития, оценку результатов. Все задания формируют способность работать самостоятельно (самостоятельная работа с текстом: поиск информации); способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность), поскольку на одном занятии присутствовали тексты, показывающие одну проблему с разных точек зрения («Менеджмент: искусство или наука» и «Связь менеджмента с другими науками»); способность брать на себя ответственность, уверенность в себе (высказывая свою точку зрения по проблеме текста, порой отличную от других, студент брал на себя определенную смелость возразить другому, что способствовало формированию чувства ответственности за свои слова и

придавало человеку уверенность), т.е. компоненты компетенций самоорганизации и самоуправления. Прежде всего, это задания следующего типа: определить основную мысль, найти доказательство такого-то положения, выделить ключевые слова и др. Такие задания, как вопросы и ответы по содержанию текста, способствовали развитию компонентов компетенций социального взаимодействия (навыки грамотной постановки вопросов) и компонентов компетенций самостоятельной познавательной деятельности (умение выделить главное, увидеть логику текста, а вместе с этим и проблему текста, т.е. критически работать с информацией, анализировать ее).

Поисковое чтение ориентировало студентов на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.п.), т.е. формирование компонентов компетенций самостоятельной познавательной деятельности (способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их; умение находить и анализировать информацию из различных источников).

Подытоживая сказанное, можно с полной уверенностью утверждать, что овладение технологиями всех видов чтения учит работать с информацией, что крайне необходимо в эпоху «информационного взрыва». Бесспорно, работа над всеми видами чтения способствовала формированию компетенций самоорганизации и самоуправления, компетенций самостоятельной познавательной деятельности, т.е. таких компонентов универсальных компетенций, как способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их, умение находить и анализировать информацию из различных источников, способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах.

Работа над устной речью непосредственно повлияла на формирование компонентов компетенций социального взаимодействия, поскольку предполагала последовательный переход от понимания содержания текста к его проблемному обсуждению и преломлению этих проблем на личность самого обучающегося в процессе межличностного взаимодействия. Как правило, в процессе обсуждения вопросов студенты учатся общаться (высказываться, возражать аргументированно, задавать грамотные вопросы и т.п.), учатся терпимо относиться к чужому мнению и др.

При обучении диалогической речи в ходе эксперимента широко использовались такие интерактивные методы обучения, как групповые дискуссии («Обсудите преимущества и недостатки крупного бизнеса»), анализ конкретных ситуаций, «кейс-стадиз» («В Вашей организации отношения между сотрудниками стали натянутыми. Вы считаете, что это вина нового сотрудника. Какие принципы корпоративной этики Вы собираетесь с ним обсудить? Объясните свой выбор»; «У Вас есть возможность заключить выгодный контракт. Ваш партнер - против. Убедите его в необходимости заключить этот контракт»). На этапе подготовки к этим заданиям студенты должны были выбрать определенный материал из текста, систематизировать его, комбинировать и использовать для ответа, т.е. работать самостоятельно с информацией (компетенции самостоятельной познавательной деятельности). Кроме того, групповые дискуссии, анализ конкретных ситуаций («кейс-стадиз») и групповая работа (составление диалогов) предполагали не только овладение навыками и умениями, которые соответствуют коммуникативным задачам, но также ориентированы на формирование навыков и умений конструирования

диалога в разных ситуациях с учетом характера коммуникативных партнеров и их межролевого взаимодействия, тем самым формируя умение слушать и общаться, способность учитывать точки зрения и интересы других, навыки приведения аргументации в ходе беседы, умение начинать, направлять, контролировать коммуникативный процесс, знание и соблюдение этикета, а также уверенность в себе и способность брать на себя ответственность. Диалоги, как правило, составлялись в парах, а затем прослушивались всеми студентами. Если на первых занятиях диалоги были довольно традиционными, то впоследствии студенты стали более творчески подходить к их составлению, старались приготовить диалог с «изюминкой». По завершении изучения какой-либо темы или раздела проводились занятия в форме презентации проекта или ролевой игры, которые позволяют проконтролировать, насколько точно и правдиво студенты могут применить полученные знания и умения в конкретной ситуации.

Если заключительное занятие по теме имело форму презентации проекта, то его разработка (индивидуальная работа) совпадала, как правило, со временем работы над этой темой в аудитории. Студентам заранее предлагались темы проектов. Необходимо было подготовить проект, учитывая требования к деловому публичному выступлению: досконально продумать композицию презентации, приемы активизации интереса аудитории, использование визуальных средств и др. Причем все проекты предполагали не просто изложение фактов, а содержали элементы творческой работы. Например, на заключительном занятии тема одного из проектов звучала так: «Разработка нового товара и вывод его на рынок». Аудитории предлагалось прослушать презентацию, задать вопросы, обсудить выступление, проанализировать предполагаемую эффективность и прибыль от продажи товара, разработанного малой группой, дать рациональные рекомендации, внести возможные коррективы. На занятии, как правило, представлялся один проект. Но это не означало, что только участники проекта должны готовиться к занятию. Слушатели также должны были найти информацию, чтобы задать грамотные вопросы (поиск и анализ информации из разных источников, умение общаться устно, способность адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам), возразить, может быть, поспорить (способность учитывать точки зрения и интересы других). Таким образом, судя по той работе, которую выполнил каждый студент, очевидно формирование компонентов всех трех универсальных компетенций: компетенций социального взаимодействия, компетенций самоорганизации и самоуправления, компетенций самостоятельной познавательной деятельности.

Большинство коммуникативных заданий, как и сюжетно-ролевых игр, основано на принципе драматизации. Драматизация является точной моделью истинного общения, сохраняя его основные черты, благодаря которым можно довольно точно смоделировать жизненные и профессиональные ситуации, что, в конечном счете, и дает возможность интерактивным методам обучения отвечать требованиям компетентностного подхода, а именно, способствовать формированию и развитию универсальных компетенций в ходе обучения иностранному языку.

Безусловно, не сразу и не все студенты смогли работать с интересом и творчески: участвовать в дискуссиях, задавая неподготовленные вопросы; на равных участвовать в составлении и презентации диалога; принимать актив-

ное участие в ролевых играх и проектах. Некоторые задания вызывали у них трудности и растерянность. В ходе эксперимента мы еще раз утвердились во мнении, что приобретение студентами личного опыта (именно это подразумевает процесс формирования и развития универсальных компетенций) требует от преподавателя инициирования и поощрения активности студентов, стимулирования выбора каждым и поддержания мотивации творчества, что осуществлялось на протяжении всего эксперимента.

Эффективность формирования и развития универсальных компетенций определяли с помощью комплекса диагностических методик, позволяющих анализировать направление личностного развития студентов, оценивать динамику формирования и развития универсальных компетенций обучающихся: «Изучение самооценки личности», «Выход из трудных жизненных ситуаций» [2], «Восприятие индивидом группы» [2], «Методика оценки способов реагирования в конфликте» К. Н. Томаса, тест-опросник способности к эмпатии А. Меграбяна, Н. Эпштейна.

В эксперименте зафиксированы статистически значимые изменения по ряду показателей (расчетная величина %2-критерия), и это можно утверждать, допуская ошибку, не превышающую 5,0 % (табл. 1).

Таблица 1

Достоверность результатов исследования

Методики (замеряемые показатели) )а н и йч рили £ а « « & ¡в ^ ¡г с л 3 Число степеней свободы (т - 1) Граничные (критические) значения 2 X-критерия при вероятности допустимой ошибки Вероятность допустимой ошибки (%) Статистическая достоверность

0,05 0,01

1. Восприятие индивидом группы 6,05 2 5,99 9,21 < 5 +

2. Способы реагирования в конфликтах 9,76 4 9,49 13,28 < 5 +

3. Эмпатические способности 7,06 3 7,81 11,34 > 5 -

4. Самооценка личности 9,53 2 9,21 < 1 +

5. Способы выхода из трудных жизненных ситуаций 6,45 2 5,99 9,21 <5 +

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что у обучающихся произошли положительные изменения в развитии личностных качеств и умений, что свидетельствует о положительной динамике формирования и развития универсальных компетенций студентов в процессе обучения иностранному языку, которая выразилась в развитии умений социального взаимодействия (умения общаться, сотрудничать, способности учитывать точки зрения и интересы другого); умений работы с информацией (умения находить и анализировать информацию из различных источников, способно-

сти распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их) и таких личностных качеств, как мобильность (умение адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах), уверенность в себе. Обработанные результаты выявили незначительное повышение уровня эмпатии (статистически не доказана, т.к. вероятность ошибки больше 5 %), но положительная динамика имеется. Если учесть, что психологи считают это качество врожденным, то результаты вызывают оптимизм, поскольку даже небольшое изменение в стремлении проявить терпение и уважение к другому, к чужой точке зрения еще раз подчеркивает возможность развития умений партнерского взаимодействия.

Список литературы

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2000. - 384 с.

2. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.

Миханова Ольга Павловна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет

Mikhanova Olga Pavlovna Candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of English language, Penza State University

E-mail: michanova@mail.ru

УДК 378.14 Миханова, О. П.

Формирование универсальных компетенций: от теории к практике /

О. П. Миханова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 145-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.