УДК 373.31 ББК Ч424.711
ГСНТИ 14.27.09
Код ВАК 13.00.02
Грицощенко Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования, детско-юношеский центр «Вероника»; 625039, г. Тюмень, ул. Минская, д. 5, к. 202; e-mail: е1епа_6891@^^и
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: универсальные учебные действия; самоконтроль; вокально-исполнительская деятельность; педагогические условия.
АННОТАЦИЯ. Отражены требования общества и государства к современной личности, указаны ценностные ориентиры ФГОС второго поколения и роль самоконтроля в достижении результатов, предъявляемых к «портрету выпускника начальной школы». Рассмотрены возможности урока вокала в системе дополнительного образования детей в формировании действия самоконтроля, раскрыты педагогические условия, способствующие формированию самоконтроля, а также критерии сформированности данного действия.
Gritsoshchenko Elena Sergeevna,
Teacher of vocational education of the Autonomous Municipal Educational Institution of Vocational Education of Children in children's and youth centre «Veronica», Tyumen.
FORMATION OF SKILLS OF SELF-CONTROL AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN UNDER CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE SECOND GENERATION
KEY WORDS: universal learning activities; self-control; vocal and performing activities; pedagogical conditions.
ABSTRACT. The article reflects the requirements of the state and society to the modern person specified value orientations of the GEF to the second generation and the role of self-regulation in achieving results, imposed on «the portrait of a graduate of primary school, the possibilities of the lesson of vocals in the system of vocational education of children in forming the actions of self-control, disclosed pedagogical conditions for the formation of self-control, as well as the criteria of this action.
В
информационную эпоху ХХ! века установка «образование на всю жизнь» сменилась на «образование в течение всей жизни», «образование длиною в жизнь». Новый социальный тип личности сегодня определяется как субъект, способный на протяжении всей жизни к непрерывному саморазвитию, самообразованию, эффективному взаимодействию с другими людьми, реализации собственных потребностей в творчестве и познании. Чтобы быть успешным в условиях современной рыночной экономики, человеку необходимо обладать такими качествами, как инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, организованность.
В связи с новыми требовниями общества и государства к личности целевой ориентацией современной системы образования в Российской Федерации является не только усвоение инструментальной основы учебной деятельности (знания, умения и навыки) учащимися, но и общекультурное, личностное, коммуникативное, информационное развитие учащихся, обеспечивающие в совокупности умение учиться.
Начальное общее образование является основополагающим звеном в структуре общего образования. Именно на начальной
ступени обучения в младшем школьном возрасте закладываются основы умения учиться. В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), введённым с 1 сентября 2011 года во всех учреждениях начального общего образования России, результатом начального обучения должно явиться развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Предполагается, что, освоив универсальные учебные действия, учащийся будет способен осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении своей жизни, самостоятельно ставить цели и реализовывать их в какой-либо деятельности, полноценно использовать собственный потенциал, самостоятельно искать, преобразовывать и применять информацию для решения различного круга вопросов, эффективно сотрудничать с окружающими взрослыми и сверстниками.
В связи с этим перед современными начальными общеобразовательными учреждениями стоит задача организации образовательного процесса таким образом, чтобы учебная деятельность стала для млад-
© Грицощенко Е. С., 2013
ших школьников одной из ведущих личностных потребностей. В свою очередь это предполагает, учащиеся младших классов станут активными субъектами собственной учебной деятельности, а это невозможно без овладения обучающимися регулятивными универсальными учебными действиями, входящими в состав универсальных учебных действий.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают младшим школьникам способность к самостоятельной целенаправленной, планомерной, произвольной организации и управлению собственной учебной деятельностью, что является необходимым условием превращения учащегося в активного субъекта учебного процесса и приобретения им умения учиться.
Одним из основных компонентов регулятивных универсальных учебных действий является действие контроля, функция которого заключается в сличении способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Первоначально функцию контроля за исполнением учебного задания в учебной деятельности младшего школьника осуществляет учитель, так как ребенку, только начавшему осваивать учебную деятельность, еще неизвестны эталоны, которыми необходимо руководствоваться и с которыми будут сравниваться реальные результаты. Кроме того, учащийся в процессе выполнения учебного задания еще не способен производить операции, входящие в действие контроля (сличение, анализ, оценка, коррекция). При систематической организации учителем в процессе обучения специальных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самоконтроля у младших школьников, по мере усвоения обучающимся различных учебных действий учащийся становится способен сам формировать в своем представлении эталонные результаты учебных действий, и процесс этот основан на усвоении эталонов, предъявляемых учителем. В процессе обучения учащийся также осваивает операции сличения, анализа и оценки, коррекции, которые необходимы для осуществления контроля в процессе собственной учебной деятельности. Таким образом, постепенно процесс внешнего контроля переходит в процесс контроля внутреннего, то есть самоконтроля.
Под самоконтролем (от франц. соПто1е
- проверка) понимается рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в
сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий. Формы, виды, а также конкретное содержание самоконтроля определяется предметом, условиями и видами действий, осуществляемых субъектом, степенью их осознанности (3, с. 194). А. А. Крылов, говоря о сущности самоконтроля, указывает, что самое общее определение самоконтроля может быть дано с позиции функционального подхода к нему, в соответствии с которым что бы ни являлось объектом самоконтроля, в какую бы сферу психических явлений он ни оказался вовлеченным, его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения того, что должно быть, с тем, что еще только может быть или фактически уже имеет место (4, с. 122). Самоконтроль, осуществляемый младшим школьником в процессе учебной деятельности, обеспечивает сознательное управление и осуществление собственной учебной деятельности. «Всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности» (2, с. 204).
По мнению В. В. Рыловой, к функциям самоконтроля в процессе учебной деятельности относятся следующие:
- проверочная - школьник проверяет достигнутую учебную цель самостоятельной работы и требуемую;
- диагностирующая - осуществляется путём определения причин и условий, способствующих возникновению ошибок;
- обучающая - проявляется в том, что при самоконтроле происходят дальнейшее совершенствование знаний, активная мыслительная деятельность, направленная на углубление, уточнение знаний;
- воспитывающая - связана с формированием положительных личностных качеств (самостоятельности, критичности, упорства в учёбе и т. д.);
- развивающая: способствует развитию мышления, правильному самооцениванию результатов учебной деятельности, способствует развитию познавательных способностей школьников (5, с. 41).
Наряду с общеобразовательными учреждениями, которым отводится ведущая роль в формировании у младших школьников различных универсальных учебных действий, учреждения дополнительного образования детей также важны в этом отношении. В настоящее время система дополнительного образования детей рассматривается не только как культурно-досуговая сфера деятельности, направленная на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников, но и как образова-
тельная, компенсирующая удовлетворение творческих, когнитивных, коммуникативных и других потребностей школьников, не реализуемых в рамках предметного обучения в школе.
Одной из главных отличительных особенностей образовательной системы дополнительного образования детей является то, что учитывая запросы общества, государства к новому социальному типу личности школьника, не учащиеся, посещающие учреждения дополнительного образования детей, адаптируются к образовательным условиям, а условия дополнительного образования проектируются с учётом возможности их адаптации к индивидуальным особенностям и потребностям учащихся в соответствии с современными требованиями к личности младшего школьника.
Одним из масштабных образовательных блоков в учреждениях дополнительного образования детей являются предметы художественно-эстетического цикла. Основу данного цикла составляют такие предметы творческого характера, как хореография, вокал, театр, изобразительное искусство, предметы декоративно-прикладного искусства.
Урок вокала, входящий в состав художественно-эстетического цикла в системе дополнительного образования детей, представляет собой вид деятельности, в котором действие самоконтроля является обязательным условием в процессе овладения младшим школьником певческим искусством. На уроках вокала в процессе учебной деятельности каждым учеником осуществляется музыкально-исполнительская деятельность, так как пение является исполнительским искусством. В. Л. Живов, говоря о музыкально-исполнительском процессе, отмечал, что этот процесс включает в себя два связанных между собой основных компонента: постижение сути произведения (восприятие) и его передачу (воспроизведение). Автор указывал, что постижение музыкального произведения заключается в его изучении во всех деталях и создании на этой основе исполнительского замысла, исполнительской концепции. Под «передачей» учёный понимал реализацию этого замысла в процессе репетиционной работы и в ходе публичного концертного выступления.
Таким образом, деятельность любого музыканта-исполнителя непосредственно связана с реализацией музыкально-художественного образа в процессе собственной интерпретации.
В свою очередь, интерпретируя вокальное произведение, учащийся-исполнитель на уроках вокала должен не просто
фиксировать слухом звуковой результат своих действий, не пассивно воспринимать его, не просто уметь «слышать себя». Ему необходимо уметь постоянно «слушать себя», то есть осуществлять слуховой самоконтроль, неоднократно сопоставлять свое реальное исполнение с прообразом, который хранится в памяти учащегося и является обобщением слуховых представлений, оценивать, корректировать свои действия в соответствии с ним.
В процессе самоконтроля собственного исполнения вокального произведения, сравнивая, сопоставляя реально звучащее с тем, чего он хочет добиться, учащийся оценивает качество своего исполнения, получая, таким образом, стимул для дальнейшей работы.
И. Е. Герсамия в своей работе «К проблеме психологии творчества певца» выделяет два плана вокального исполнения, к которым относятся: план импульсивного исполнения и план объективации. Автор отмечает, что план объективации используется при работе над произведением, когда исполнитель концентрирует свое внимание на отдельных фразах вокального произведения. «Будучи в состоянии психофизиологической мобилизованности, настроенности, необходимой для правдивого раскрытия художественного содержания исполняемого произведения, обусловленных установкой на осуществление деятельности, певец направляет «луч ясности и отчетливости» то в одну, то в другую сторону, то на один, то на другой компонент процесса исполнения» (1, с. 47). Ф. И. Шаляпин также отмечал необходимость контроля в процессе исполнения вокальной музыки над тембровыми нюансами голоса, над интонацией голоса, позволяющей создавать вокальные образы, передавать характеристики персонажа, его переживания. «Когда я пою, воплощаемый образ предо мною всегда на смотру. Я пою и слушаю, действую и наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один... На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует. «Помни, что плачешь не ты, а плачет персонаж. Убавь слезу». Или же: «Мало, суховато. Прибавь»... Я ни на минуту не расстаюсь с моим сознанием на сцене. Ни на секунду не теряю способности и привычки контролировать гармонию действия» (7, с. 303). Е. В. Образцова указывала на то, что «пение - сознательный процесс, а не стихийный, как многие полагают» (6, с. 58). Самоконтроль в вокально-исполнительском процессе обеспечивает учащимся сознательное саморегулирование собственной певческой деятельности, где самоконтролю может подвергаться как вокально-техническая, так и
эмоционально-художественная сторона исполнения. Самоконтроль в процессе вокально-технической работы способствует своевременному устранению технических ошибок, является основой корректировки плана, способов работы на уроке самим учащимся. При отсутствии самоконтроля процесс вокальной деятельности складывается из случайных, некорректируемых действий ученика, что существенно сказывается на уровне овладения данной деятельностью. Образовательный процесс на уроках вокала осуществляется на основе принципа единства вокально-технического и художественного развития учащихся младших классов. Однако на начальном этапе обучения мы считаем целесообразным преобладание технической работы, а на более позднем этапе внимание педагога должно быть больше сконцентрировано на художественной стороне обучения. В связи с этим на уроках вокала самоконтроль у младших школьников первоначально в большей степени должен осуществляться над технической стороной исполнения как в процессе разучивания вокального произведения в классе, так и при исполнении его на сцене.
Самоконтроль в процессе вокальнотехнической работы будет обеспечивать младшему школьнику адекватное выражение эмоционально-образных представлений в процессе певческой деятельности, вызванных конкретным содержанием вокального произведения. Действия самоконтроля в процессе вокальной деятельности позволяют учащемуся осмыслить причинно-следственные связи, осуществить анализ качества звучания и правильность совершённых действий, своевременно произвести коррекцию звучания собственного голоса, изучить самого себя. Для того чтобы процесс формирования самоконтроля у младших школьников на уроках вокала в системе дополнительного образования детей в процессе певческой деятельности был успешным, необходимо создание ряда пси-холого-педагогических условий.
Стимулирование и поддержание положительной мотивации, создание ситуации успеха. Создание ситуаций успеха в ходе учебного процесса посредством похвалы учителем за достигнутые результаты и активную работу на уроке, признания личностных достижений ученика, поощрение ученика публично, а также посредством организации образовательного процесса с элементами новизны, введением игровых элементов в работу, подбор вокальных произведений, отличающихся яркостью музыкальных образов будут являться стимулом для младших школьников в их занятиях во-
кальной деятельностью. Увлечённость, желание реализовать собственные творческие намерения в певческой деятельности, а также потребность в исполнении вокальных произведений перед слушателем способствуют проявлению у обучающихся терпения, активности, инициативности, самостоятельности в процессе овладения вокальным искусством.
Систематическая работа над формированием и развитием умения самоконтроля. Действие самоконтроля является достаточно сложным, требующим постоянного напряжённого внимания, непрерывной «включённости» учащегося в процесс занятий, поэтому обращение младших школьников к самоконтролю необходимо осуществлять как в процессе распевания, так и на всех этапах работы над вокальным произведением. Регулярное обращение учащихся к самоконтролю на уроках вокала позволит в конечном итоге сделать его обязательным и естественным сопровождением занятий.
Педагогическая интеграция вокальнотехнической и художественной сторон обучения. Единство технического и художественного развития исполнительских навыков способствует формированию у младших школьников осмысленного выразительного пения. В связи с этим решение вокальнотехнических задач и осуществление действия самоконтроля младшими школьниками в процессе работы над вокальной техникой должно быть подчинено достижению художественных целей. Сформированные вокально-технические навыки в свою очередь дают возможность учащимся передавать средствами певческого голоса эмоционально-выразительное содержание вокального произведения.
Соблюдение принципа сознательности и активности учащихся в процессе обучения певческому искусству. В процессе распевания и работы над вокальным произведением педагог должен обучать учащихся осмысливать совершённые собственные действия и нацеливать детей на то, чтобы они были активными в поиске решения различных поставленных на уроке задач. Осознанное отношение младшего школьника к воспроизведённому звуку, осознание причинно-следственных связей в процессе певческой деятельности, проявление активности даёт возможность для более эффективного формирования и развития у младших школьников различных умений, навыков, а также во многом определяет качество исполнения учащимся вокального произведения.
Педагогическая интеграция эмоционального и рационального в процессе во-
кальной деятельности. Эмоции являются неотъемлемой частью любого музыкального произведения, в том числе и вокального. Благодаря эмоциям, вызванным прослушиванием младшим школьником предназначенного для разучивания вокального произведения, в сознании учащегося создаются музыкальные образы. В свою очередь для воплощения данных музыкальных представлений, образов учащемуся совместно с педагогом необходимо логически осмыслить способы их воплощения в процессе собственной певческой деятельности.
Для оценивания сформированности самоконтроля у младших школьников в процессе вокальной деятельности нами были разработаны критерии, к которым относятся:
- мотивационно-потребностный критерий, характеризующий степень стремления учащегося к самоконтролю в процессе исполнительской деятельности и периодичность осуществления школьником данного действия;
- когнитивный критерий, характеризующий систему знаний учащихся о способах и приёмах осуществления самоконтроля в ходе вокально-исполнительской деятельности;
- операционально-исполнительный критерий подразумевает степень способности учащегося применять систему знаний о способах и приёмах осуществления самоконтроля в ходе вокально-исполнительской деятельности;
- рефлексивно-оценочный критерий характеризует уровень способности учащегося к адекватной характеристике и оценке собственной вокально-исполнительской деятельности как результату совершённого самоконтроля.
Таким образом, сегодня формирование самоконтроля у учащихся младших классов
является одним из необходимых условий достижения результатов, предъявляемых в соответствии с ФГОС НОО второго поколения к «портрету выпускника начальной школы». Действие самоконтроля, входящее в состав регулятивных универсальных учебных действий, являясь одной из форм проявления самоуправления собственными действиями, представляет собой своеобразный инструмент самостоятельного перевода младшим школьником поставленных целей в реальные и эффективные результаты учебной деятельности, что в свою очередь является одним из показателей проявления субъектной позиции обучающегося.
Овладение учащимися младших классов самоконтролем способствует, во-первых, осознанной организации учебной деятельности и коррекции своих действий; во-вторых, более эффективному и качественному приобретению знаний, умений и навыков в учебно-познавательной деятельности; в-третьих, формированию таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, инициативность.
Масштабный образовательный блок в современной системе дополнительного образования детей представляет собой широкий спектр видов деятельности, одним из которых является певческая деятельность, в процессе которой формирование действия самоконтроля у младших школьников представляет собой необходимое условие при овладении обучающимися вокальным искусством.
В свою очередь сформированные действия самоконтроля на уроках вокала в учреждения дополнительного образования детей способны выходить за пределы уроков вокала и распространяться на общеучебную деятельность ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герсамия И. Е. К проблеме психологии творчества певца. Тбилиси, 1985.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов. М. : Логос, 2000.
3. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1985.
4. Крылов А. А. Психология. М. : Проспект, 2005. То же: URL:
http: / /b ookap .info/genpsy/krylov_psihologiya/gli22. shtm
5. Рылова В. В. Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников : дис.... канд. пед. наук. Киров, 2001.
6. Рена Шейко. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги. М. : Искусство, 1984.
7. Шаляпин Ф. И. Литературное наследство в 2-х томах. Т.1. М. : Искусство, 1957.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. С. Задорина.