Научная статья на тему 'Формирование умения педагогов разрабатывать программы педагогической деятельности в ходе проектирования основной образовательной программы общеобразовательного учреждения'

Формирование умения педагогов разрабатывать программы педагогической деятельности в ходе проектирования основной образовательной программы общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1981
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА. FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION / EXEMPLARY MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PEDAGOGICAL SKILL / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE TEACHER BASIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова Ирина Владимировна

В статье рассмотрены базовые компетенции педагога в разработке программ педагогической деятельности и при­нятия педагогических решений при составлении основной образовательной программы основного общего образования. Определяется статус основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Феде­ральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Даются рекомендации при состав­лении основной образовательной программы основного общего образования общеобразова­тельного учреждения. В статье приводятся нормативные и методические основания проектирования основной образовательной программы основного общего образования; раскрываются подходы к проектированию разделов основной образова­тельной программы. Приводится оценка базовой компетентности педагога в разработке программ педагогической деятельности и принятия педагогических решений, даются рекомендации по содержа­тельному наполнению основной образовательной программы основного общего образования. В статье рассматриваются требования, предъявляемые к психологической компете­нтности педагогических работников, так как впервые устанавливаются требования не только к результатам обученности, личностного развития обучающихся, но и умения найти свою «нишу» педагогу в создании ООП ООО общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латыпова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE TEACHERS’ ABILITY TO DESIGN PROGRAMS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY DURING THE DESIGN OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article describes the basic teacher competence in designing pedagogical activity programs and pedagogical decision making when preparing main educational program of the basic general education. In the article is determined status of the main educational program of basic general education in accordance with the Federal law “On education in the Russian Federation”. Recommendations for compiling the main educational program of basic general education of educational institution are given.The article provides normative and methodological bases for designing basic curriculum of basic general education; reveals approaches to design main educational program sections. In article is given the basic teachers competence in designing programs of educational activities and pedagogical decisions, recommendations for content filling of the main educational program of basic general education. This article discusses requirements for the teaching staff psychological competence as there are requirements for the first time not only for the results of the learning and pupils personal development, but also for the teachers ability to find their "niche" in the creation of the main educational program of basic general education of educational institution.

Текст научной работы на тему «Формирование умения педагогов разрабатывать программы педагогической деятельности в ходе проектирования основной образовательной программы общеобразовательного учреждения»

УДК 378.091.398

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

РАЗРАБАТЫВАТЬ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

И. В. Латыпова

Аннотация. В статье рассмотрены базовые компетенции педагога в разработке программ педагогической деятельности и принятия педагогических решений при составлении основной образовательной программы основного общего образования. Определяется статус основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Даются рекомендации при составлении основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения.

В статье приводятся нормативные и методические основания проектирования основной образовательной программы основного общего образования; раскрываются подходы к проектированию разделов основной образовательной программы.

Приводится оценка базовой компетентности педагога в разработке программ педагогической деятельности и принятия педагогических решений, даются рекомендации по содержательному наполнению основной образовательной программы основного общего образования.

В статье рассматриваются требования, предъявляемые к психологической компете-

нтности педагогических работников, так как впервые устанавливаются требования не только к результатам обученности, личностного развития обучающихся, но и умения найти свою «нишу» педагогу в создании ООП ООО общеобразовательного учреждения.

The article describes the basic teacher competence in designing pedagogical activity programs and pedagogical decision making when preparing main educational program of the basic general education. In the article is determined status of the main educational program of basic general education in accordance with the Federal law “On education in the Russian Federation”. Recommenda-

tions for compiling the main educational program of basic general education of educational institution are given.

The article provides normative and methodological bases for designing basic curriculum of basic general education; reveals approaches to design main educational program sections.

In article is given the basic teachers competence in designing programs of educational activities and pedagogical decisions, recommendations for content filling of the main educational program of basic general education.

This article discusses requirements for the teaching staff psychological competence as there are requirements for the first time not only for the results of the learning and pupils personal development, but also for the teachers ability to find their "niche" in the creation of the main educational program of basic general education of educational institution.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, педагогическое умение, компетентность, профессиональная компетентность, базовые компетентности педагога.

Federal state educational standard of general education, exemplary main educational program of educational institutions, pedagogical skill, competence, professional competence, the teacher basic competence.

В условиях перехода общеобразовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, определивший новые подходы к качеству образования, реальным механизмом обеспечения достижения каждым учащимся качества общего образования является основная образова-

тельная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения (ООП ООО). Федеральный закон «Об образовании в РФ» определяет образовательную программу как комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты).

Так организационно-педагогических условий и, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [6, с. 4].

Статья 12 Федерального закона «Об образовании в РФ» определяет статус ООП ООО. В данной статье акцентируется внимание на том, что именно образовательная программа определяет содержание образования соответст -вующего уровня.

Образовательная программа основного общего образования, наряду с образовательными программами начального и среднего общего образования относится к основным общеобразовательным программам.

В содержании статей 12 и 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» необходимо выделить положения, в которых определено то, что разработка и утверждение образовательных программ отнесены к компетенции образовательной организации (учреждения), которое разрабатывает данный модернизированный локальный нормативный акт в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ.

При проектировании ООП ООО, выбора форм и технологий ее реализации полагаем, что важно понимать возможности, предоставленные Федеральным законом «Об образовании в РФ» для обеспечения реализации образовательных программ [6, с. 13]:

«1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные

образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятель -ности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий».

В соответствии со статьёй 92 Федерального закона «Об образовании в РФ» государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. При этом двуединой целью государственной аккредитации образовательной деятельности является: 1) подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и 2) подготовка обучающихся в конкретном общеобразовательном учреждении (организации).

Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) является сложным и многоплановым процессом. Обязательные условия реализации ФГОС ООО включают три ключевых момента - изучение педагогами новых целевых ориентаций образовательного процесса, развитие профессиональной компетентности педагогических работников и её совершенствование.

Эта тема находит своё отражение в работах современных учёных и исследователей.

О. Н. Коптяева рассматривает данный вопрос в своём диссертационном исследовании. Анкетирование (проведённое в ходе исследования) показало, что повышение компетентности педагогов осуществляется через:

- организацию лекций (63,7%);

- семинаров (57,5%);

- практикумов (39,9%).

То есть, преобладают традиционные формы работы.

Данные формы недостаточно ориентированы на педагогов и практически не используются такие формы, как групповое проектирова-

ние образовательной деятельности, тренинги и прочие активные формы обучения; применение интерактивных методов зачастую вызывает трудности «вписывания» их в практику реальной деятельности педагога [2, с. 34].

Хотя в педагогической литературе имеются теоретические разработки, вскрывающие глубинную сущность проектировочной деятельности [3; 4].

Модернизация внутришкольной системы повышения квалификации учителей, выбор современных методов и форм обучения (организационно-деятельностные игры, проблемнотворческие группы, анализ и разрешение проблемных ситуаций, проектирование образовательной деятельности, экспертные лаборатории и т. д.) и их внедрение способствуют вовлечению всех педагогов в активную инновационную деятельность по созданию ООП ООО общеобразовательного учреждения. И в этом случае, как убеждает опыт, должно перестроиться самосознание учителей и администраторов.

Сегодня особые требования предъявляются к психологической компетентности педагогических работников, так как впервые устанавливаются требования не только к результатам обученности, личностного развития обучающихся, но и умения найти свою «нишу» педагогу в создании ООП ООО общеобразовательного учреждения.

При разработке программы педагогической деятельности в ходе проектирования основной образовательной программы общеобразовательного учреждения важно наличие педагогического умения.

По мнению В. Сластёнина, педагогическое умение - это совокупность последовательно раскрывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основана на теоретических знаниях и направлена на решение задач развития гармоничной личности.

Особенность педагогических умений состоит в теоретических знаниях.

Возможность совершенствования многоуровневого характера педагогических умений показывают практическую готовность учителей к совершенствованию путём автоматизации отдельных действий [2, с. 243].

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.

Теоретическая и практическая готовность является основой в структуре профессиональной компетентности педагога.

Педагогические умения, по мнению И. Зимней:

1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершённую педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.).

Активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учёта и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчинённых педагогических задач [2, с. 246-248].

К понятию «педагогическое умение» близко примыкает понятие «компетентность». Вопросы компетентности рассматриваются в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых.

Необходимо отметить, что толкования компетентности крайне неоднозначны. Учёные, изучающие проблему компетентности педагога, в своих работах используют термины:

- «профессиональная компетентность » (В. Н. Введенский, А. К. Маркова);

- «психолого-педагогическая компетентность» (Н. Н. Лобанова, М. И. Лукьянова).

В зависимости от терминологии устанавливается и структура компетентности.

По суждению В. Н. Введенского, профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а устанавливает необходимость и эффективность их применения в образовательной практике, выделяется несколько групп:

- коммуникативная компетентность - эмоциональная устойчивость; экстраверсия; способность выстраивать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать и слышать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой»;

- информационная компетентность - объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов;

- регулятивная компетентность - целепо-лагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность, оценка результатов деятельности, рефлексия;

- интеллектуально-педагогическая компетентность - комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации;

- операциональная компетентность - набор навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметнометодические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные [1, с. 34].

В. Д. Шадриков рассматривает взаимосвязь понятий «компетентность» и «компетенция». Компетенция, по его мнению, относится к кругу вопросов, связанных с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится к субъекту деятельности, это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи, что необходимо современному педагогу при разработке программы педагогической деятельности в ходе проектирования основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов и создания основной образовательной программы общеобразовательного учреждения происходят

изменения профессиональной компетентности. Изменения, как я полагаю, должны быть ориентированы на системно-деятельностный подход к формированию профессиональной компетентности, становлению мотивационноценностного, операционально-технологического, когнитивного и рефлексивно-оценочных компонентов. Бесспорно, современные технологии обучения взрослых должны включать групповое проектирование образовательного процесса, группы поддержки и другие технологии, которые должны помочь в создании основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Теоретико-методологическую основу построения программ развития профессиональной компетентности составляет ряд подходов, получивших достаточную теоретическую разработку.

Здесь я выделю деятельностный подход к изучению социально - психологических явлений (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и др.); теории профессиональной компетентности педагога (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В.И. Панов, В.Д. Шадриков, и др.); системный подход к анализу профессиональной деятельности (В. Н. Дружинин, А. В. Карпов, Е. А. Климов, В. Д. Шадриков и др.); системно - деятельностный подход к изучению и преобразованию образовательной практики обучения профессионала, разрабатываемый в рамках современной психологии (Л. М. Митина, В. Д. Шадриков,

Н. В. Яковлева и др.); современные концепции психологического обеспечения образовательного процесса (М. Р. Битянова, И. В. Дубровина,

Н. В., Клюева, В. Г. Маралов, Л. М. Фридман и др.)

С точки зрения системно-деятельностного подхода компетентность рассматривается как некая система, предполагающая взаимосодей-ствие компонентов, обеспечивающих её существование и осуществление цели.

Компетентность как система задаётся решаемыми целями и задачами, сформулированными во ФГОС. ФГОС определяет новые требования к компетенциям педагога.

Компетенции, как норма реалий, в данном случае рассматривается:

- как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необхо-

димым для достижения определенного качества выполняемой деятельности;

- владение педагогом соответствующими компетенциями;

- новообразование субъекта деятельности,

формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [7, с. 76]. В исследованиях В. Д. Шадрикова квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: 1. Компетентность в области личност-

ных качеств. 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

1. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

2. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

3. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности

4. Компетентность в организации педагогической деятельности.

5. Создавая основную образовательную программу общеобразовательного учреждения педагог должен обладать базовой компетенцией разработки программ педагогической деятельности и принятия педагогических решений (таблица 1).

Таблица 1

Оценка базовой компетентности педагога в разработке программ педагогической деятельности и принятия педагогических решений

Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности

Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся. - Знание образовательных стандартов и примерных программ; - наличие персонально разработанных образовательных программ: характеристика этих программ по содержанию, источникам информации; по материальной базе, на которой должны реализовываться программы; по учёту индивидуальных характеристик обучающихся; - обоснованность используемых образовательных программ; - участие обучающихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута; - участие работодателей в разработке образовательной программы;

В целом, ООП ООО является локальным нормативным актом образовательного учреждения нового формата, единственным, который обеспечивает достижение планируемых результатов и регламентирует содержание деятельности школы в новых условиях новых стандартов. Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения должна быть разработана в полном соответствии с требованиями федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом специфики образовательного учреждения, с привлечением к ее разработке и реализации органов государственно-общественного управления.

Рекомендации по содержательному наполнению основной образовательной программы основного общего образования в Таблице 2.

Таблица 2

Рекомендации по содержательному наполнению основной образовательной программы

основного общего образования

Требования ФГОС ООО к структуре и содержанию раздела программ Рекомендации Примерной программы по формированию обязательной части ООП ООО (70%) Рекомендации по содержательному наполнению части ООП ООО, формируемой участниками образовательного процесса (30%)

I. Целевой раздел

І.І. Пояснительная записка

п. 18.1.1. Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цель и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; 2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования п. 1.1 Примерной программы определяет содержание: 1) целей и задач реализации основной образовательной программы основного общего образования; 2) подходов к формированию основной образовательной программы основного общего образования Образовательное учреждение самостоятельно: 1) уточняет задачи реализации ООП ООО; 2) формулирует принципы её формирования; 3)отражает особенности реализации ООП ООО в части: - миссии ОУ; социального заказа; образовательных возможностей обучающихся; особенностей образовательного процесса; взаимодействия с социальными партнёрами; традиции и инновационные проекты ОУ; особенности содержания каждого раздела программы (включается в пояснительную записку в виде кратких выводов по мере разработки этих разделов)

Литература

1. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога /

В. Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - Ростов - на - Дону : Феникс, 1997. -480 с.

3. Ильясов, Д. Ф. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 1. - С. 39-50.

4. Ильясов, Д. Ф. Педагогические теории и роль субъективного фактора в их проектиро-

вании / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12. - С. 5-11.

5. Коптяева, О. Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности : дис. ...канд. психол. наук. - Ярославль. -2009. - 176 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Издательство «Омега - Л», - 2013. - 134 с.

Шадриков, В. Д. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. -М. : Логос, - 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.