Научная статья на тему 'Формирование умений проводить исследовательскую работу у бакалавров средствами изучения исторических объектов и природных явлений'

Формирование умений проводить исследовательскую работу у бакалавров средствами изучения исторических объектов и природных явлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / RESEARCH SKILLS / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ / DEVELOPMENT OF SKILLS TO CONDUCT RESEARCH / ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ И ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / HISTORICAL OBJECTS AND NATURAL PHENOMENA / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ / FORMATION OF SKILLS OF ORGANIZATION OF RESEARCH WORK WITH YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батчаева П.А.-Ю.

В статье рассматриваются вопросы формирования умения проводить исследовательскую работу у бакалавров педагогического факультета. В качестве наиболее эффективного средства предлагается изучение исторических объектов и природных явлений. Познавательная активность студентов проявляется при соприкосновении с миром интересного и прекрасного. Необходимые исследовательские умения и навыки можно сформировать лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого студента. Автор делает вывод о том, что учёт и поощрение естественного стремления студентов к самостоятельному изучению окружающих исторических объектов и различных природных явлений послужили хорошим средством формирования исследовательских качеств у будущих учителей. Далее приобретенные исследовательские умения и навыки могут быть легко трансформированы на область детских исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SKILLS TO CONDUCT RESEARCH WORK THROUGH EXPLORING HISTORICAL SITES AND NATURAL PHENOMENA IN BACHELORS

The article considers questions of forming skills to carry out a survey of bachelors at a pedagogical faculty. As the most effective means to form such skills the author chooses studying historical objects and natural phenomena. Cognitive activity of students is manifested in contact with the world interesting and beautiful things. Necessary research skills can be formed only through active intellectual and practical autonomy of the student. The author concludes that taking into account and promoting the natural desire of students to self-study the surrounding historical sites and a variety of natural phenomena served as a good means of formation of research qualities of future teachers. Further acquired research skills can be easily transformed to the area of children's studies.

Текст научной работы на тему «Формирование умений проводить исследовательскую работу у бакалавров средствами изучения исторических объектов и природных явлений»

УДК 378.147

Batchaeva P.A.-Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: pavlina-64@mail.ru

DEVELOPMENT OF SKILLS TO CONDUCT RESEARCH WORK THROUGH EXPLORING HISTORICAL SITES AND NATURAL PHENOMENA IN BACHELORS. The article considers questions of forming skills to carry out a survey of bachelors at a pedagogical faculty. As the most effective means to form such skills the author chooses studying historical objects and natural phenomena. Cognitive activity of students is manifested in contact with the world interesting and beautiful things. Necessary research skills can be formed only through active intellectual and practical autonomy of the student. The author concludes that taking into account and promoting the natural desire of students to self-study the surrounding historical sites and a variety of natural phenomena served as a good means of formation of research qualities of future teachers. Further acquired research skills can be easily transformed to the area of children's studies.

Key words: research skills, development of skills to conduct research, historical objects and natural phenomena, formation of skills of organization of research work with younger students.

П.А.-Ю. Батчаева, канд. пед. наук, преп., Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, E-mail: pavlina-64@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ У БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования умения проводить исследовательскую работу у бакалавров педагогического факультета. В качестве наиболее эффективного средства предлагается изучение исторических объектов и природных явлений. Познавательная активность студентов проявляется при соприкосновении с миром интересного и прекрасного. Необходимые исследовательские умения и навыки можно сформировать лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого студента. Автор делает вывод о том, что учёт и поощрение естественного стремления студентов к самостоятельному изучению окружающих исторических объектов и различных природных явлений послужили хорошим средством формирования исследовательских качеств у будущих учителей. Далее приобретенные исследовательские умения и навыки могут быть легко трансформированы на область детских исследований.

Ключевые слова: исследовательские умения, формирование умения проводить исследовательскую работу, исторические объекты и природные явления, формирование навыков организации исследовательской работы с младшими школьниками.

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в специалисте творчески саморазвивающемся, способному реализовать запросы общества, постоянно пополнять запас знаний и усваивать новые способы деятельности. В ФГОС высшего образования отмечается, что «Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи в области исследовательской деятельности: постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования» [1].

Это говорит о том, что необходимо формирование креативности, самостоятельности и общего интеллектуального развития будущих учителей начальных классов. Студент должен не только сам уметь решать исследовательские задачи, но и применять полученные навыки в этом направлении в своей профессиональной деятельности.

Объём поступающей информации с каждым годом увеличивается. Ввиду этого знания быстро устаревают, и задача профессиональной школы - «сформировать в студенте понимание, что нужно стать самому себе постоянным учителем» [2].

По проблеме формирования исследовательских качеств у студентов бакалавриата следует отметить, что необходимые умения и навыки можно сформировать лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого студента. Все вышеизложенное означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная стороны (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться в дальнейшей профессиональной деятельности).

В методической литературе отмечается: «Под исследовательской деятельностью понимается деятельность студентов, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением». Значимой особенностью исследовательской деятельности, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам. Иногда в научной среде говорят:

«отрицательный результат, тоже результат». То есть, исследователь, зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает всех сфер, где итоги его работы смогли бы найти свое практическое применение.

Основная задача исследователя - добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. Таким образом, обучение студентов должно быть организовано так, чтобы им было интересно самим добывать знания. Но чаще, именно это вызывает серьезное затруднение у преподавателя.

Студенты поначалу не умеют сознательно погружаться в самостоятельную познавательную деятельность, даже при наличии высокой технической оснащенности, и поэтому возникает необходимость проведения целенаправленной работы по формированию и развитию исследовательских умений и навыков. В.И. Качнев справедливо отметил: «Исследованию надо обучать так же, как и любому другому процессу труда» [3].

Так, при формировании умения проводить исследовательскую работу у студентов важно применять исследовательский подход к обучению на всех уровнях. При этом должны учитываться собственные интересы и побудительные мотивы. На наш взгляд, учёт и поощрение естественного стремления студентов к самостоятельному изучению окружающих исторических объектов и различных природных явлений будет тем самым побудительным мотивом к постановке вопросов: почему, зачем, каким образом, - и явится средством формирования навыков организации и проведения исследовательской работы со своими подопечными.

Анализ учебно-методической литературы показал, что не только начинающие учителя испытывают определённые трудности при организации исследовательской работы, когда дело касается привлечения помощи со стороны родителей и старших товарищей для поиска информации, её переработки, проведении исследования, подготовки презентаций и составления текста выступления. Современного специалиста для эффективной работы в быстро меняющемся мире должна отличать от предшественников характеристика, показывающая наличие у него сформированных исследовательских умений и навыков.

Таким образом, пришли к выводу о том, что качество профессиональной подготовки зависит от уровня сформированно-сти исследовательских умений у студентов. И это сегодня рассматривается как важная педагогическая проблема [4].

Для того чтобы решить главную цель исследовательского обучения - формирование у студентов способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры - надо начать с того, что интересно самому молодому исследователю. Тем самым, стремиться, к тому, чтобы обретенные на этом этапе исследовательские навыки и умения будут потом с успехом применены в организации исследовательской деятельности учеников начальной школы. Проблема в том, что учитель сегодня не всегда может эффективно обучать исследовательской деятельности учащихся. Корни проблемы заключаются в готовности самого учителя организовывать исследовательскую деятельность школьников. Её необходимо формировать и у будущих педагогов, и у работающих учителей.

А.И. Савенков пишет: «Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующее: умение видеть проблемы; умение использовать технику формулировки вопросов; умение формулировать исследовательские гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения эксперимента; умения делать выводы; умения и навыки работы с текстом; навык конспектирования; умения доказывать и защищать свои идеи. Вполне вероятно, что представленный список не полон. Но можно утверждать, тем не менее, что его основные позиции отражают суть описываемых явлений, а возможные дополнения к нему носят лишь частный характер» [4, с. 133].

Для успешной организации исследовательской работы младших школьников, будущий учитель сам должен научиться проводить исследования в наиболее интересной для него области.

Есть много и много вопросов, которые занимают студентов. Им интересна история создания монумента горянки - символа города Карачаевска. Что означает протянутая чаша? Почему озеро Натрон называют «кровавым» или «кладбищем окаменелых птиц». Каким же чудом там выживают фламинго? Также интересно узнать, почему, к примеру, высохшее озеро принимает после дождя абсолютно гладкую поверхность и становится огромным естественным зеркалом. Что представляют собой дольмены, какова история создания города Солнца, можно ли верить в исцеляющие силы такой местности и многое другое.

Другим не менее важны сведения об архитектурных исторических постройках X - XI веков. Каким образом они до сих пор сохранились? Почему, например, реставрации храма на горе Шоана в последние годы уделяется столько внимания?

Находясь в Карачаево-Черкесии нельзя не созерцать красоту и величие самой высокой в России двуглавой горы, которая видна с многих сторон.

«Эльбрус-красавец, смотрит сквозь тучи в белой папахе в синеву.

Этой вершиной, снежной, могучей налюбоваться не могу...» (слова из текста песни).

Но не каждый может знать, что Эльбрус - действующий или потухший вулкан? Хотел бы кто покорить эту вершину? Какие трудности надо для этого преодолеть?

Не менее интересно знакомство с историей создания самого величайшего человеческого творения - памятника мусульманской культуры Индии - Тадж Махал.

Проникая в мир неизведанного и таинственного, пытаясь решать проблемы определенного уровня, делая небольшие открытия для себя, студенты вырабатывают исследовательские умения и навыки.

При обучении в вузе на педагогическом факультете проблема организации исследовательской деятельности младших школьников решается при изучении дисциплины «Технология исследовательского обучения математике».

Целью дисциплины является формирование у студентов навыка научного мышления, обучение основам организации и ме-

Библиографический список

тодики проведения методической и исследовательской работы в области математики.

Задачами дисциплины являются:

- ознакомление с историей развития научного познания, развитием эмпирического и теоретического научного мышления;

- изучение вопросов организации исследовательского обучения математике;

- знакомство с проблематикой научных исследований в области математики;

- практическая реализация знаний путем оформления результатов научно-исследовательской работы [5].

Дисциплина ориентирует выпускников на научно-методическую и организационно-управленческую профессиональную деятельность. Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации.

Данная дисциплина имеет немаловажное значение в обеспечении высокого уровня профессиональной готовности выпускников педагогического факультета. Возможности ее достаточно большие. На это указывают требования к уровню подготовки выпускника по дисциплине: «В конце изучения данного курса студенты должны уметь организовывать и проводить методическую и научно-исследовательскую работу, владеть навыками практической реализации знаний по организации и проведению исследований по математике» [5].

Таким образом, формирование умения проводить исследовательскую работу у бакалавров достигается посредством изучения особенностей исторических объектов и явлений природы. Проведение исследований по различным областям человеческого знания - объемный, но очень увлекательный процесс. Выше были приведены примеры предметов исследований, которые вызывают восторг и неподдельный интерес у студентов. Выбор области исследования осуществляется ими самостоятельно.

Результатом проделанной нами работы по формированию умения проводить исследовательскую работу явились исследования студентов: «Город Солнца - выдумка или реальность в современном мире», «Карачаевск - город республиканского значения: проблема экологии и пути ее разрешения», «Секрет прочности храма X - XI вв на горе Шоана», «Озеро Натрон: его красота и смертельная опасность для живых существ», «Самая высокая в России гора Эльбрус - действующий или потухший вулкан», «Крупнейшее культовое сооружение Ангкор-Ват - город-храм, покинутый жителями», «Тадж-Махал - памятник истории и любви», «Озеро Солончак Уюни в Боливии: секрет превращения в зеркало и его использование в науке», «Мощнейший радиотелескоп в мире РАТАН - 600: астрономические открытия и проблемы, связанные с излучением радиоволн» и др.

После выбора темы студентам предстояло определиться с формулировкой гипотезы, постановкой цели, задач, объекта и предмета исследования, выбора методов исследования. Систематизация и анализ собранного материала в соответствии с планом, обобщение и выводы - были лучшим проявлением креативности. А созданный продукт вместе с презентацией - элементами творчества.

Далее студентам было предложено разработать темы исследований по математике для начальной школы, продумать все этапы работы по организации исследовательской деятельности младших школьников. Весь накопленный материал был собран в Папку исследователя (Ф.И.О.). В этих папках отражены материалы: по оказанию помощи ученику в выборе темы, консультации по сбору сведений об исследуемом объекте, рекомендуемая литература, конспект бесед с учеником, конспекты бесед об организации и проведении исследовательской работы учеником начальной школы со старшими товарищами, с родителями, результаты исследования, оформленная мини-работа, доклад для выступления, диски со слайдами.

В заключении, хочется отметить, что идея изучения исторических объектов и природных явлений является эффективным средством формирования умения проводить исследовательскую работу у бакалавров.

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426.

2. Любимов Л.Л. Школа и знаниевое общество в России. Вопросы образования. 2007; 4: 11 - 14.

3. Качнев В.И. Методология научного исследования: методическое пособие для студентов. Москва, 2000.

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. Москва, 2006

5. Рабочая программа дисциплины Технология исследовательского обучения математике. Составитель Батчаева П.А-Ю. Карача-евск: Изд-во КЧГУ, 2016.

References

1. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrya 2015 g. № 1426.

2. Lyubimov L.L. Shkola i znanievoe obschestvo v Rossii. Voprosy obrazovaniya. 2007; 4: 11 - 14.

3. Kachnev V.I. Metodologiya nauchnogo issledovaniya: metodicheskoe posobie dlya studentov. Moskva, 2000.

4. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu: uchebnoe posobie. Moskva, 2006

5. Rabochaya programma discipliny Tehnologiya issledovatel'skogo obucheniya matematike. Sostavitel' Batchaeva P.A-Yu. Karachaevsk: Izd-vo KChGU, 2016.

Статья поступила в редакцию 16.04.17

УДК 378

Dengova L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

Kozyrevа A.V., teacher, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

Savchenko Yu.A, teacher, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: lusiyona@bk.ru

METHODS OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF HEARING IMPAIRED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE. In an adaptive physical education for the development of coordination abilities are different exercises of high coordination complexity and containing elements of novelty. The main methods of development of coordination abilities in children of primary school age are: the method of standard and repeated exercise, flexible exercise, games. With the development of methods of development of coordination abilities of hearing impaired children of primary school age, the authors took into account that the development of coordination abilities uses exercises that apply to higher demands on the ordering of the movements, alignment, organization. Exercises on development of coordination skills should have the necessary coordination difficulty and complexity to perform, contain elements of strangeness and novelty, to include a large variety of forms of execution of movements.

Key words: adaptive physical culture, methods, coordination abilities, hearing impaired children.

Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания и адаптивной физкультуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru А.В. Козырева, преп. каф. физического воспитания и адаптивной физкультуры ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

Ю.А. Савченко, преп. каф. физического воспитания и адаптивной физкультуры ГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь, E-mail: lusiyona@bk.ru

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В адаптивной физической культуре для развития координационных способностей применяются различные упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. К основным методам развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста относятся: метод стaндaртнo-пoвтoрнoгo упражнения, вариативного упражнения, игровой. При разработке методики развития координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста авторы учитывали, что при развитии координационных способностей используются упражнения, которые предъявляют к повышенные требования к упорядочиванию движений, их согласованию, организации. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, должны иметь необходимую координационную трудность и сложность для выполнения, содержать элементы необычности и новизны, включать большое разнообразие форм движений.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, методика, координационные способности, слабослышащие дети.

По данным специалистов в области физической культуры у слабослышащих детей физические качества менее развиты, чем у здоровых сверстников. Особенно у большинства слабослышащих детей прослеживается недостаточный уровень сфор-мированности координационных способностей, которые лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений человека, в связи с чем, коррекция и развитие координационных способностей у данной категории детей имеет большое значение для их адаптации и реализации в обществе. Следовательно, одной из приоритетных задач адаптивного физического развития слабослышащих детей является повышение уровня их координации. Координационные способности ряд авторов характеризует как совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при возникновении неожиданных ситуаций. В адаптивной физической культуре для развития координационных способностей применяются различные упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. К основным методам развития координационных способностей у детей младшего школьного

возраста относятся: метод стандартно-повторного упражнения, вариативного упражнения, игровой.

Несмотря на большой арсенал упражнений для развития координационных способностей, специфические особенности их развития у слабослышащих детей требуют разработки специальных методических приемов, методик по адаптивному физическому воспитанию и должны быть направленны на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка. Также, необходимо помнить, что в младшем школьном возрасте необходимо закладывать и развивать основные качества физической и функциональной подготовки. До настоящего времени еще остаются открытыми вопросы по особенностям физического развития, становления психомоторных функций и, особенно, уровня формирования различных проявлений координационных способностей слабослышащих школьников. Необходимость поиска новых средств, организационно-методических подходов, имеющих коррекци-онно-компенсаторную направленность в процессе адаптивного физического воспитания с учетом физического и психомоторного развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха обусловило актуальность нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.