Научная статья на тему 'Формирование у студентов готовности к самообразовательной деятельности'

Формирование у студентов готовности к самообразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / WILLINGNESS TO SELF-EDUCATION ACTIVITY / СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАНИЯ / A STRUCTURAL COMPONENT OF SELF-EDUCATION / УМЕНИЯ САМОАНАЛИЗА / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-KNOWLEDGE / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / SKILLS / SELF-AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галустов Амбарцум Робертович

В данной статье автором освещен формирующий эксперимент, нацеленный на вооружение студентов умениями к самообразовательной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper the author dealt with formative experiment aimed at arming the students the skills to self-education activities.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов готовности к самообразовательной деятельности»

.....

I I I ■ M I I I I

^ Образование в сфере культуры 171

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Р. Галустов

Армавирская государственная педагогическая академия (АГПА)

В данной статье автором освещен формирующий эксперимент, нацеленный на вооружение студентов умениями к самообразовательной деятельности.

Ключевые слова: готовность к самообразовательной деятельности, структурный компонент самообразования, умения самоанализа, самопознание, рефлексия.

In this paper the author dealt with formative experiment aimed at arming the students the skills to self-education activities.

Key words: willingness to self-education activity, a structural component of self-education, skills, self-awareness, self-knowledge, reflection.

Феномен самообразования в силу сложности, многоаспектности содержания требует всестороннего анализа, что вызывает необходимость обратиться к многочисленным источникам с целью выявления его сущности, роли в становлении современного гражданина, а также путей овладения методами и приемами самообразовательной деятельности.

В исследовании обозначенной проблемы мы опирались на труды ученых по самым различным научным направлениям. Так, интересной для нас представляется точка зрения И.С. Кона, согласно которой в силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций, различающихся по своему значению, определению и другим признакам (4, с. 47). Несомненно, умение занимать определенные позиции в обществе сопряжено с наличием у человека знаний, умений, личностных качеств. Все это связано с систематической работой над собой, с самосовершенствованием, где не последнюю роль играет самообразовательная деятельность.

Видную роль призвана сыграть самообра-

зовательная деятельность при определении жизненных позиций и планов личности. В трудах К.А. Абульхановой-Славской отмечается, что задачу выработки индивидуальной «траектории» должен решать каждый человек независимо от того, насколько общество способно обеспечить развитие и использование его индивидуальности (2, с. 93-94). По мере взросления и развития человека процесс самоопределения усложняется и требует наличия разнообразных качеств, прежде всего - умений самообразования и самовоспитания.

Самообразование рассматривается одной из важнейших профессиональных функций педагога, что актуализирует необходимость серьезного отношения теории и практики к формированию у студентов умений данного вида деятельности.

На формирующем этапе были использованы разнообразные методики.

Методика незаконченных предложений К.М. Левитан (5).

Продолжить мысль:

- Когда я принимаюсь за изучение опре-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 171-175

.....

I I I ■ М I I I

172 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

деленной проблемы, я прежде всего...

- В ситуации, если мне предстоит изучить большое количество литературы, я.

- Представьте, Вам дано задание самостоятельно изучить определенные темы. Рекомендованы источники, но преподаватель не проконсультировал по методике изучения материала, и тогда Вы...

- Вы давно собираетесь расширить круг знаний по биографии выдающихся художников и понимаете, что времени потребуется много. И тогда Вы решаете, что ...

- Вы читаете достаточно много и чувствуете, что информация часто путается, и тогда Вы понимаете, что...

- Вы должны в короткий срок представить развернутый план доклада на конференцию. Понимаете, что времени мало, а работа для Вас непривычная. Однако Вы неоднократно, по рекомендации, преподавателя готовили выступления на семинары...

- Вам определенно не нравится идея выступить с критикой однокурсников за пропуски занятий, но отказываться уже поздно, а потому Вы пытаетесь ...

- Вы закончили читать интересную книгу, но заметили, что ...

- Вам предложили посмотреть спектакль и затем написать в газету краткое резюме. Вам никогда не приходилось выполнять подобную работу, но.

Уровни выполнения творческого

- Вы знакомы с методикой подготовки сообщений и Вы...

Уровни выполнения творческого задания.

Высокий - владеет всеми умениями.

Средний - владеет умениями формулировать цели и задачи работы; способен быстро включаться в работу, быстро перерабатывать информацию, но не способен перестраивать свои действия в зависимости от ситуации и находить оригинальные нестандартные решения поставленной задачи; не всегда проявляет волевое напряжение при самостоятельной работе; ответственно относится к решению поставленных задач; проводит самоанализ самообразования, но не соотносит свои действия с поставленными целями и задачами, не пытается обосновывать результаты.

Низкий - не способен к самостоятельному выбору способов решения поставленных задач; затрудняется в использования полученных знаний в новых ситуациях; не может быстро включиться в работу, не может быстро перерабатывать информацию и не способен перестраивать свои действия в зависимости от ситуации; не проявляет волевого напряжения при самостоятельной работе, не способен преодолевать трудности; не проводит самоанализ, не соотносит свои действия с поставленными целями и задачами, не пытается обосновывать результаты (см. материалы изучения в таблице № 1).

Таблица № 1

задания по методике К.М. Левитана

Уровни Высокий Средний Низкий

количество студентов в % 15% 39,8% 45, 2 %

Полученные данные позволяют констатировать: наличие положительной динамики у определенного числа исследуемых студентов в сравнении с диагностическим этапом работы.

Следующая методика - решение задач по методике В.Я. Ляудис (6). Для решения тех

или иных задач требуется выполнение соответствующих операций, которые могут служить основанием для выводов о наличии или отсутствии составляющих самообразования.

I. Задания, требующие мыслительных операций: сопоставления, анализа, обобще-

.....

ш

Образование в сфере культуры 173

ния и конкретизации, интерпретации, осмыс-ления,разъяснения, аргументации.

1. Укажите затруднения, которые Вы испытываете при поиске литературы для подготовки выступлений.

2. Укажите, какими умениями должен владеть человек, которому поручили подготовить выступление по радио для юношеской программы.

3. Вам предстоит написать рецензию на студенческий доклад, какие умения Вы должны продемонстрировать?

4. Назовите набор качеств для определения окружающими особенностей вашего характера.

II. Задания, требующие решения заданной проблемы.

1. Как Вы считаете, какие качества, которыми Вы владеете, для окружающих наиболее привлекательны, а какие вызывают негодование?

Уровни выполнения творческого задания -

2. Разработайте базу данных для презентации лучших качеств Ваших друзей.

3. Объясните причины неудачной презентации участников диалога.

Проанализировав работы студентов, наблюдая за ними в ходе выполнения заданий (насколько самостоятельно задания выполнялись), педагоги определили уровни владения умениями самообразовательной деятельности.

Высокий уровень - все задания выполнены, причем самостоятельно, без помощи консультанта.

Средний уровень - при выполнении заданий систематически требовалась помощь консультанта.

Низкий уровень - задания не выполнены, за помощью не обращались.

Результаты выполнения практического задания (решения задач) помещены в таблице № 2.

Таблица № 2 решения задач по методике В.Я. Ляудис

Оценка педагогов Высокий Средний Низкий

количество студентов в % 29% 50,6% 21,4%

Из таблицы видно, что при выполнении практического задания у студентов формируются умения для организации самообразовательной деятельности: высокий уровень отмечен педагогами у 29% студентов. Данный факт свидетельствует о том, что практическими умениями самообразовательной деятельности овладела определенная часть студентов.

Следующая методика включала задания, направленные на овладение умениями самоанализа, самопознания, рефлексии. Студенты были вовлечены в процесс анализа и разрешения различного рода ситуаций.

Ситуация «Что Я умею». Она была призвана обеспечить формирование умений самоанализа, осознание собственных сильных и слабых сторон в осуществлении самообразо-

вания, сформировать собственные суждения о «себе самом», сформировать умение рефлексировать. Задание: проанализировать наличие умений самообразовательной деятельности при выполнении индивидуального задания п подготовке к семинару.

Ситуация «Познаю себя». Умение реально оценить качество подготовки к практическому занятию по педагогике: какие источники изучены основательно, а к каким требуется вернуться заново; какие трудности имели место при изучении требуемой литературы. Задание: дать оценку собственной подготовки к практическому занятию.

Ситуация «Помоги себе сам». Данная ситуация направлена на создание у студента осознания необходимости овладения умения-

.....

ш

174 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

ми планирования в самообразовательной деятельности, проявления волевых усилий при выполнении самообразовательной деятельности, создание комфортной эмоциональной атмосферы для работы. Задание: при подготовке к практическому занятию подыскать дополнительные источники и представить подробный план их проработки. Представить план для обсуждения со студентами на занятии.

Ситуация «Управляю своими эмоциями». Решение ее направлено на умение настроить себя на положительное отношение к самообразованию. Задание: описать эмоциональное состояние до начала работы, динамику состояний в процессе работы и в конце. Раскрыть использованные Вами средства для поддержания положительного настроя на работу, определить, какие из них оказались наиболее эффективными, а какие - наименее.

Ситуация «Помоги другому». На занятии студенты в форме диалога рассказывают друг другу о том, как они осуществляют самообразовательную деятельность. Задание: осуществить анализ высказанных мнений. Дать друг другу рекомендации по совершенствованию самообразования.

Следующим этапом работы явился процесс разрешения ситуаций, в содержании которых были смоделированы реальные ситуации, где необходимо было продемонстрировать наличие того или иного структурного компонента самообразования. Предлагались такие ситуации:

1. Ситуация «Вы - педагог». Пытаетесь показать учащимся значимость самообразовательной деятельности. Но обнаруживаете, что среди учащихся встречаются такие, кто:

а) не желает следовать необходимым правилам при самообразовании;

б) проявляют интерес к самообразованию, но не знают, как продуктивно построить работу;

в) занимаются самообразованием, но не достаточно эффективно.

Задача - найти оптимальный вариант поддержки для каждой группы учащихся в

организации самообразовательной деятельности.

2. Ситуация «Провести беседу с учащимися о выдающемся ученом, с мировым именем». Задача: обратить особое внимание на обращение к аудитории, с первых минут «схватить» ее внимание и заставить слушать Вас.

3. Ситуация «Диалог». Студентам предлагалось проиграть диалог, в котором представлен обмен мнениями о сущности самообразовательной деятельности, доказывается значимость самообразования для человека на примерах известных личностей.

4. Ситуация «Необычное событие». Предлагалось проиграть возможные варианты событий, которые заинтересуют родителей учащихся начальных классов, подростков, старшеклассников.

5. Ситуация «Поиск». Предлагалось перечислить как можно больше вариантов беседы с коллегами по выполнению общего профессионального задания. По результатам выполненного задания практиковалось проведение дискуссий, обсуждение результатов выполненного задания. Обеспечивался принцип добровольности участия в обсуждениях. Комментарии вслух допускались, но после того, как выступающий заканчивал речь. В процессе анализа выполненного задания приветствовались эмоциональные высказывания. Но не допускались оценочные суждения типа: «хорошо», «плохо», «правильно», «неправильно» и т.д., допускались высказывания только: «я думаю», «мне понравилось», «я удивился» при аргументации собственного мнения.

Положительным моментом участия учащихся в подобных обсуждениях считаем следующие:

1. Студент получал информацию о том, как воспринимались результаты его самообразовательной деятельности.

2. Все получили возможность максимально полно высказать свое мнение, сделать выводы об эффективности самообразования.

3. В процессе обсуждения каждый мог

.....

I I I ■ M I I I

Образование в сфере культуры 175

почувствовать собственные просчеты в организации самообразовательной деятельности.

При выполнении данного задания было замечено, что свободно ориентировались в методах и приемах самообразования, находили пути решения задач 60%; не всегда свободно ориентировались при выполнении заданий - 30%; постоянно обращались к педагогу, без желания выполняли работу - 10%.

В процессе выполнения заданий у студентов формировалась установка на необходимость овладения опытом самообразования в целях повышения эффективности учебной деятельности и для последующей профессиональной деятельности. Одновременно решалась задача - сформировать у студентов умения обучать школьников самообразовательной деятельности.

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 275 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Субъект - символ российского самосознания / К.А. Абульханова-Славская // Сознание личности в кризисном обществе. - М, 1995. - С. 10-28.

3. Абульханова-Славская, К. А. Типология личности и гуманистический подход / К.А. Абульханова-Славс-кая // Гуманистические проблемы психологической теории. - М.: Наука, 1995. - С. 27-48.

4. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 319 с.

5. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии / К.М. Левитан.- М.: СФЕРА, 2004. - 192 с.

6. Ляудис, В. Я. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / В.Я. Ляудис. - М., 1983. - 213 с.

7. Ляудис, В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе / В.Я. Ляудис // Инновационное обучение: стратегия и практика. - М.: Прометей, 1994. - С. 66-86.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

П. А. Черватюк

Московский городской педагогический университет

В статье раскрываются проблемы подготовки студентов педагогических вузов по использованию интегративного потенциала дисциплин гуманитарного и музыкально-эстетического циклов.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, социокультурные реалии, интеграция психолого-педагогической науки и искусства, интеграция исторической науки и искусства.

The author analyzes the problems and the perspectives of forming the integrative students' skills in the humanitarian disciplines and art at the pedagogical universities.

Key words: high professional education, socio-cultural realities, the integration of psychology, pedagogic and art, the integration of history and art.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 175-179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.