Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения информатики'

Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УРОК ИНФОРМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Валентина Валентиновна, Воронина Л. В.

В статье раскрываются понятия «учебная деятельность», «универсальные учебные действия», рассмотрены принципы развития универсальных учебных действий на уроках информатики в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьева Валентина Валентиновна, Воронина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения информатики»

ПОРТФОЛИО. ГИМНАЗИЯ № 35, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

Литература

1. Камка С. В. Формирование общекультурной компетентности участников образовательного процесса // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2013.-№ 3.- С. 37-40.

2. Кузьмин К. В. Оренбургская профессионально-педагогическая выставка 1898 г: к истории профессионально-педагогического образования на Урале // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Рос гос. проф.- пед. ун-та, 2006.- Вып. 4.- С. 465-477.

3. Народное образование в СССР Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, В. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов.- М.: Педагогика, 1974.- 560 с.

4. Никитин Э. М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования: дис... д-ра пед. наук: 13.00.01.- СПб., 1999.- 314 с.

5. Окуненко Л. А., Тагильцева Н. Г., Заплатина Е. А. Современные образовательные технологии в раз-

витии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 4.-С. 15-21.

6. Панова В. М. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 3.- С. 61-62.

7. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива современного образования. Екатеринбург: Издат. отдел Екатеринбургской Епархии, 2009.- 264 с.

8. Хрестоматия по педагогике: пособие для учащихся пед. училищ / сост. С. Н. Полянский.- изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Просвещение, 1972.- 512 с.

9. Челышева Т. В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: дис. ... д-ра пед. наук.- М., 2003.- 421 с.

10. Чигрина С. Г. Организация художественно-педагогического общения на уроках мировой художественной культуры // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 3.- С. 58-69.

J

Л

Артемьева Валентина Валентиновна

учитель информатики гимназии № 35, к.п.н.

Воронина Л. В.

доцент кафедры ТиМОМИ УрГПУ, д.п.н.

г. Екатеринбург

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

_________________________________________________________________Г

Аннотация. В статье раскрываются понятия «учебная деятельность», «универсальные учебные действия», рассмотрены принципы развития универсальных учебных действий на уроках информатики в начальных классах.

Ключевые слова: учебная деятельность, универсальные учебные действия, урок информатики.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения [3].

Для раскрытия вопроса формирования у детей младшего школьного возраста универсальных предпосылок учебной деятельности на уроках информатики раскроем сначала понятие учебной деятельности.

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначное. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.

1. Учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

ПОРТФОЛИО. ГИМНАЗИЯ № 35, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

3. В трактовке Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Согласно Д. Б. Эльконину [8], который одним из первых начал разработку теории учебной деятельности, учебная деятельность является:

• общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);

• общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);

• общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте

Известно, что знания, умения и навыки человек получает не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, из радио и телепередач, при просмотре фильмов, при работе в сети Интернет, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего учебную деятельность.

Усвоение знаний, умений и навыков внутри учебной деятельности имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, содержание учебной деятельности составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.

Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).

В-третьих, в процессе учебной деятельности происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

В структуру учебной деятельности, по мнению Д. Б. Эльконина [8], входят: учебная цель, учебные действия, действия контроля процесса усвоения и действия оценки степени усвоения.

В. В. Давыдов [2] считал, что структуру учебной деятельности составляют: учебные ситуации (или

задачи), учебные действия и действия контроля и оценки.

В целом структура учебной деятельности у данных ученых почти одинаковая. В том и другом случае в состав учебной деятельности входят учебные действия. В государственных образовательных стандартах начального общего образования отмечается, что на начальной ступени образования у учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия [7]. Универсальные учебные действия (УУД) являются основой формирования у младших школьников учебной деятельности.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1,6].

Универсальный характер универсальных учебных действий проявляется в том, что они носят над-предметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания [5].

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяется четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

В процессе изучения информатики в начальной школе системно решаются задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Рассмотрим различные УУД, принципы их развития и примеры учебных заданий.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется [4].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

75

ПОРТФОЛИО. ГИМНАЗИЯ № 35, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

В процессе изучения курса информатики ученик получает возможность для формирования:

• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,

• умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,

• умения нравственно-этически оценивать усваиваемый материал, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор,

• умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Развитие действия нравственно-этического оценивания происходит в процессе изучения содержательной линии «Этические нормы работы с информацией», а также в процессе создания различных информационных объектов с помощью компьютера.

Результатом развития УУД нравственно-этического оценивания на уроках информатики является сознательное принятие и соблюдение правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников, а также правил работы с файлами в глобальной сети Интернет.

Изучение правил поведения в компьютерном классе и этических норм работы с информацией развивает умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, углубляет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерных средств общего пользования.

Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему ученики постоянно возвращаются перед тем, как начать работу на компьютере, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения как общепринятых моральных и этических норм.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому уси-

лию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий по решению задачи или достижению цели способствует интенсивному развитию такого учебного действия как планирование. Это задания типа «Составь алгоритм...», «Заполни пропуски в алгоритме.». Содержанием этих заданий является:

• планирование учебной и бытовой деятельности школьника,

• планирование действий формальных исполнителей по достижению поставленных целей.

Начинается обучение с развития функции принятия внешнего плана. Цель при этом задаётся учителем или учебником. В дальнейшем формируется действие самостоятельного целеполагания.

Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» создаёт информационную среду для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Выполнив алгоритм, ученик сверяет способ действия и его результат, то есть соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели, и в случае обнаружения отклонений вносит исправления в алгоритм.

Создание информационных объектов предполагает самостоятельное планирование работы на компьютере (внутренний план) и сравнение созданных на компьютере информационных объектов с заданием (эталоном) и внесение изменений в случае необходимости.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1. Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

• знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• умение структурировать знания;

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второсте-

76

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

ПОРТФОЛИО. ГИМНАЗИЯ № 35, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

пенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В процессе изучения курса информатики в начальных классах развитие действия анализа объектов осуществляется в рамках изучения тем «Объекты и их свойства» и «Действия объектов».

Развитие действия выбора оснований и критериев для сравнения осуществляется в процессе решения заданий типа «Продолжи последовательность». Рассматриваются численные, символьные и графические последовательности. Задания выполняются с полным устным комментарием учеников с использованием слов «предыдущий», «последующий», «все кроме одного». Далее данное УУД развивается в рамках тем «Классы объектов», «Таблицы», «Графы», «Разветвляющиеся алгоритмы» и «Циклические алгоритмы» (задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов).

Построение логической цепи рассуждений развивается на протяжении всего периода обучения информатике в процессе изучения всех основных содержательных линий. Вводится понятие истинных и ложных высказываний. Задания на определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые, каждый, ни один и т.д.). Затем рассматриваются сложные высказывания, образованные с помощью действий логического сложения и умножения. Учащиеся выполняют задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме. Содержательно задания связаны с управлением формальными исполнителями алгоритмов, а также решением различных математических задач.

Одним из наиболее перспективных направлений формирования познавательных универсальных действий на уроках информатики является компьютерное моделирование. Моделирование и модели объектов, созданные на компьютере, используются для разных целей:

• для изучения сложных понятий, для которых в соответствующей науке нет удобных моделей. В этом случае

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учитель сам конструирует необходимую учебную модель изучаемого понятия;

• для материализации деятельности учащихся по изучению какого-либо общего понятия с тем, чтобы они наглядно обозревали свою собственную деятельность, осознавали и запоминали ее (в ряде случаев полезно использовать особые модели этих действий, таких как блок-схемы, алгоритмы, схемы структуры действия и т.д.).

Используя учебные компьютерные модели, учитель представляет изучаемый материал более наглядно, демонстрирует его новые и неожиданные стороны неизвестным ранее способом, что, в свою очередь, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету и способствует углублению понимания учебного материала.

Для того чтобы урок с использованием компьютерной модели был не только интересен, но и давал максимальный учебный результат, учителю необходимо заранее подготовить план работы по изучению модели, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели, подготовить соответствующие задания, а также предупредить учащихся о том, что в конце урока им будет необходимо ответить на вопросы или написать небольшой отчёт о проделанной работе.

Перечислим основные виды заданий различного уровня сложности, которые можно использовать при работе с компьютерными моделями.

1. Ознакомительное задание. Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся осознать назначение модели и освоить её регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы.

2. Компьютерные эксперименты. В рамках этого задания ученику предлагается провести несколько простых экспериментов с использованием данной модели и ответить на контрольные вопросы.

3. Экспериментальные задачи. Учащемуся предлагается решить 1-4 задачи без использования компьютера, а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность своего решения.

4. Исследовательское задание. Школьнику предлагается самому спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые подтверждают или опровергают некоторую закономерность. Наиболее способным учащимся предлагается самостоятельно сформулировать ряд закономерностей и подтвердить их экспериментом.

5. Творческое задание. В рамках данного задания учащийся сам придумывает задачи, формулирует их, решает и ставит компьютерные эксперименты для проверки полученных результатов.

Предложенные задания помогают учащимся быстро овладеть управлением компьютерной моделью, способствуют осознанному усвоению учебного материала и пробуждению творческой фантазии. Особенно важным является то, что учащиеся получают знания в процессе самостоятельной работы, так как

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

77

ПОРТФОЛИО. ГИМНАЗИЯ № 35, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

эти знания необходимы им для получения конкретного наблюдаемого на экране компьютера результата.

Компьютерное моделирование можно применять в рамках любой учебной дисциплины на разных этапах изучения, закрепления или обобщения знаний школьников. Для того чтобы ученики овладели моделированием как методом научного познания, недостаточно лишь познакомить их с научной трактовкой модели и моделирования, демонстрировать им разные научные модели, включенные в содержание обучения и показывать процесс моделирования отдельных явлений и процессов. Необходимо также, чтобы учащиеся сами строили модели, изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования, что будет способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, воображения, самооценки школьников, умения планировать свои действия, а также положительной мотивации к учебному предмету.

Компьютерная модель - это модель, реализованная средствами программной среды. При создании учащимися учебных компьютерных моделей учитель выполняет роль помощника и консультанта, который направляет деятельность учащихся в поэтапной разработке модели, уточняет определенные особенности модели с научной точки зрения, помогает выбрать необходимую программную среду для реализации проекта, исходя из уровня владения компьютерной техникой.

Приведем последовательность этапов построения учебных компьютерных моделей.

• 1 этап. Постановка задачи.

Описание задачи ^ цель моделирования ^ анализ объекта

• 2 этап. Разработка модели.

Информационная модель ^ знаковая модель ^ компьютерная модель

• 3 этап. Компьютерный эксперимент.

План моделирования ^ технология моделирования

• 4 этап. Анализ результатов моделирования.

При выборе программной среды для создания учебных моделей и учебных мультимедийных проектов учитель должен ориентироваться на те программные средства, основные понятия и умения которых рассматриваются и формируются в рамках школьного курса информатики. В соответствии с этим рассмотрим компьютерные среды, их назначение и приведем примеры тем учебных моделей и мультимедийных проектов в начальных классах.

1. Paint - графический редактор с обширным набором инструментов и возможностей является удобным средством для создания моделей-рисунков. Темы для моделирования в данной среде могут быть связаны с любой учебной дисциплиной: «Строение цветка», «Строение живой или растительной клетки», «Строение Земли», «Правила техники безопасности при работе на компьютере», «Режим дня» и т.д. В графическом редакторе Paint учащиеся могут самостоятельно создавать игры, моделировать что-то новое, своё. Например, ученикам можно предложить выпол-

нить творческую работу «Чудо-животное» (из рисунков частей животных собирается новое, фантастическое животное, даётся краткое описание среды его обитания, обосновывается назначение особенностей строения тела этого животного) или работу, связанную с моделированием поздравительных открыток в разных видах народной живописи (жостовская роспись, хохлома, гжель), пользуясь заготовками автора игры.

3. Microsoft PowerPoint - программа для создания мультимедийных проектов и проведения презентаций. В данной программной среде учащимися старших классов создаются насыщенные компьютерными спецэффектами, краткой, но четкой информацией, обилием рисунков, графиков, схем, видеофильмов и звуковой обработкой мультимедийные проекты по темам: «Моя школа будущего», «Экологическая оценка моего города», «Красная книга Урала» и др.

4. ЛогоМиры 2.0 - программа для создания мультимедийных проектов с использованием аудио- и видеозаписей, фильмов, работа с графическим и музыкальным редакторами, программирование на языке Лого. В программной среде создаются модели и проекты, подобные мультфильмам, которыми дети управляют, дополняют необходимой информацией, общаются не просто с компьютером, а с героями фантастической сказки и в то же время изучают, исследуют некую учебную информацию. Темы для моделирования в данной среде, выполняемые детьми младших классов: «Строение компьютера», «Что такое траектория движения?», «Компас черепашки в ЛогоМирах», «Музыканты среды ЛогоМиры», «Круговорот воды в природе», «Солнечная система. Планета Земля», «Освоение космоса» и т.д.

5. Microsoft Word - это текстовый процессор, с помощью которого можно создавать информационные модели, схемы, блок-схемы: «Правила русского языка», «Алгоритмы решения математических задач» и т.д., а также красочные наглядные учебные модели, с использованием вставки фигурного текста и различных рисунков, фотографий, выполненных или обработанных в графических редакторах.

Моделируя на компьютере, расширяются знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируются изучаемые модели, что позволяет максимально реализовывать межпредметные связи, формируются представления и умения о том, как строятся реальные компьютерные модели в различных областях знаний и какие трудности возникают при их построении и выборе оптимальной компьютерной среды, раскрываются и развиваются творческие способности учащихся.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

78

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

ПОРТФОЛИО. ГИМНАЗИЯ № 35, Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

Видами коммуникативных действий являются:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

• умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Существенное значение для формирования на уроках информатики коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.

Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

• возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

• снижается школьная тревожность;

• возрастает сплоченность класса;

• возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

• меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

• растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

• дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

• дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;

• учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

• умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании универсальных учебных действий. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов - всё это требует от педагога грамотного подхода.

Формирование УУД на уроках информатики в начальных классах приобретает особую значимость перед началом изучения предметов основной школы в 7-9 классах. Это связано с тем, что значительная часть деятельности в рамках этих предметов связана с построением, преобразованием, оценкой информационных моделей. В то же время деятельность, связанная с моделированием, в разных предметах осуществляется по-разному, что затрудняет понимание общей структуры этой деятельности. Курс информатики является предметом, в котором систематически изучаются виды и свойства моделей, формируются навыки моделирования различных объектов и процессов.

Таким образом, можно обосновано утверждать, что общеобразовательный курс информатики играет значительную роль в формировании универсальных учебных действий.

Литература

1. Белорукова Е. М. Краткие методические рекомендации по итогам эксперимента «Апробация механизма введения ФГОС в практику начальной школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- № 2.-С. 73-79.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИН-ТОР 1996.

3. Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе.-2013.- № 3.- С. 5-10.

4. Кашина С. Ю. Можно ли осваивать ФГОС, обучая детей по УМК «Школа России» (Из опыта работы учителя начальных классов) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2013.- № 2.- С. 33-36.

5. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 2.- С. 4-6.

6. Ткаченко М. О., Сальникова С. В. Стартовая диагностика уровня сформированности УУД у первоклассников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2011.- № 6.- С. 3-9.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011.

8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В.П. 3инченко.-М.: Педагогика, 1989.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.