Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения'

Формирование у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1800
681
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование умений коммуникативного взаимодействия / начальное образование / уроки литературного чтения / development of skills of communicative interaction / primary education / lessons literary readings

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Анна Александровна

В статье раскрываются вопросы формирования у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения. Понятие коммуникации рассматривается в статье с позиций А.Г. Асмолова и Н. В. Буренковой: как взаимодействие, как сотрудничество (кооперация) и как условие интериоризации. Приводится обоснование выбора умений коммуникативного взаимодействия и описывается экспериментальная работа по их формированию посредством целенаправленного включения в уроки литературного чтения заданий, направленных на решение данной задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the questions of formation in primary school skills of communicative interaction on the lessons literary readings. The concept of communication are considered in the article from the position A.G. Asmolov and N. C. Burenkova: how the interaction of how collaboration (cooperation) and as a condition of interiorization. The substantiation of the selection of skills of communicative interaction and experimental work on their formation through targeted inclusion in the lessons literary reading tasks, aimed at solution of this problem.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения»

Время науки

The Times of Science

Белова Анна Александровна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (4 курс)

Научный руководитель: канд. педагогич. наук, доцент Г.С. Гладнева

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация:

В статье раскрываются вопросы формирования у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения. Понятие коммуникации рассматривается в статье с позиций А.Г. Асмолова и Н. В. Буренковой: как взаимодействие, как сотрудничество (кооперация) и как условие интериоризации. Приводится обоснование выбора умений коммуникативного взаимодействия и описывается экспериментальная работа по их формированию посредством целенаправленного включения в уроки литературного чтения заданий, направленных на решение данной задачи

Ключевые слова:

формирование умений коммуникативного взаимодействия, начальное образование, уроки литературного чтения.

Abstract:

The article considers the questions of formation in primary school skills of communicative interaction on the lessons literary readings. The concept of communication are considered in the article from the position A.G. Asmolov and N. C. Burenkova: how the interaction of how collaboration (cooperation) and as a condition of interiorization. The substantiation of the selection of skills of communicative interaction and experimental work on their formation through targeted inclusion in the lessons literary reading tasks, aimed at solution of this problem.

Keywords:

development of skills of communicative interaction, primary education, lessons literary readings

К числу важнейших задач, поставленных современной дидактикой и м етодикой перед начальным образованием, относится задача развития школьника как личности, в полной мере владеющей умениями коммуникативного взаимодействия не только с собеседниками, но и с текстом.

По мнению А.Г. Асмолова и Н. В. Буренковой, коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами

2014

Belova A.A.

А.А. Белова

коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество (кооперация), коммуникация как условие интериоризации.

Под коммуникацией как взаимодействием подразумевается потребность в общении и способность младшего школьника устанавливать контакты, налаживать отношения со сверстниками и со взрослыми, положительное отношение к общению с людьми, ориентация на собеседника, умение его слушать и слышать.

Коммуникация как кооперация - это владение универсальными учебными действиями, согласовывающими усилия по достижению общих целей общения; действиями, организующими совместную деятельность. Необходимыми условиями такой деятельности является ориентация на партнера по деятельности.

Коммуникация как условие интериоризации - это коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии (интериоризация - переход извне внутрь, осознание и усвоение полученного извне содержания речи).

Следовательно, формирование коммуникативных учебных действий у современных школьников является важной образовательной задачей уже с первых лет обучения. Оно осуществляется на любых уроках, а уроки литературного чтения благоприятствуют названному процессу, так как позволяют включать детей в активное речевое взаимодействия при работе с текстами и обсуждении различных жизненных и литературных ситуаций.

Литературное чтение закладывает фундамент формирования умений коммуникативного взаимодействия, так как в процессе анализа художественного произведения у младших школьников появляется возможность пристально вглядываться в литературных героев и друг в друга.

Учебные действия коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения обеспечивают совершенствование основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Уроки литературного чтения благоприятствуют решению названных задач, так как позволяют включать детей в активное речевое взаимодействие при работе с текстами и обсуждении различных жизненных и литературных ситуаций.

Анализ методической литературы позволил выделить следующие умения коммуникативного взаимодействия, формируемые у младших школьников на уроках литературного чтения: умение формулировать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы; умение строить понятные для партнёра высказывания; умение строить монологическое высказывание; умение вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение слушать собеседника.

( 6б\ ----------------

2014

Время науки

The Times of Science

Проведение экспериментальной диагностики в МБОУ-гимназии № 11 г. Тулы в 3Б классе обнаружило, что большая часть опрашиваемой группы детей (65%) находится высоком уровне сформированности умений коммуникативного взаимодействия. Учащиеся точно, понятно выражают свои мысли, их речь характеризуется логичностью, коммуникативной целесообразностью, работу выполняют самостоятельно, проявляют активность и инициативность в коммуникативном взаимодействии. У 27% учащихся средний уровень

сформированности у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия. У этих учащихся частично сформированы умения строить понятные для партнера высказывания, строить монологическое высказывание, умение формулировать собственное мнение и позицию. Они работают самостоятельно, редко обращаются за помощью. 8% учащихся имеют низкий уровень сформированности умений коммуникативного взаимодействия. У этих детей не сформированы умения задавать вопросы и строить монологическое высказывание; они постоянно ждут помощи от окружающих, не формулируя четко свои затруднения.

По завершении констатирующего этапа был проведен формирующий этап эксперимента, в ходе которого в уроки литературного чтения включались задания, направленные на формирование умений слушать и понимать чужую речь в процессе чтения и обсуждения художественного произведения; создавать собственную речь при обсуждении содержания и формы художественных произведений; обмениваться читательскими позициями.

Формирующий этап эксперимента проходил с 18 ноября по 16 декабря 2013 г. В ходе экспериментальной работы дети на уроках литературного чтения выполняли следующие задания: группа учащихся должна была составить пять вопросов к произведению и задать их другой группе; нужно было написать мини-сочинение об отношении к литературному герою, обосновав свое мнение примерами из текста и сопоставив книжную и жизненную ситуации; выбрать из изучаемого художественного произведения эпизод и рассказать о нем так, чтобы другие учащиеся отгадали, что это за эпизод и назвали его; придумать вопросы по тексту, опираясь на следующую структуру вопросов: кто...? что...? откуда...? почему...?; рецензировать свои и чужие высказывания и творческие работы; включаться в совместное пересказывание текстов, воспроизводя содержание отдельного фрагмента и др.; участвовать в совместном инсценировании эпизодов или целого произведения; участвовать в коммуникативных групповых играх.

‘ -------------------------_ Гб7\

2014

Belova A.A.

А.А. Белова

После проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была проведена контрольная диагностика детей экспериментального класса. На контрольном этапе использовались те же методы диагностики, что и на констатирующем.

Результат проведённой работы подтвердил ожидаемые результаты. Диагностика показала, что большая часть опрашиваемой группы детей (92%) находится высоком уровне сформированности умений коммуникативного взаимодействия. Была выявлена сформированность всех умений (или 4), входящих в состав комплексного умения коммуникативного взаимодействия (умение формулировать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы; умение строить понятные для партнёра высказывания; умение строить монологическое высказывание; умение вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

Учащиеся точно, понятно выражают свои мысли, их речь характеризуется логичностью, коммуникативной целесообразностью, работу выполняют самостоятельно, проявляют активность и инициативность в коммуникативном взаимодействии. У 8% учащихся средний уровень сформированности умений коммуникативного взаимодействия. У этих учащихся частично сформированы умения строить понятные для партнера высказывания, строить монологическое высказывание, умение формулировать собственное мнение и позицию. Они работают самостоятельно, редко обращаются за помощью. На низком уровне - 0 % учащихся.

После проведения контрольного этапа мы сравнили полученные результаты. Данные по сравнению приведены в таблице:

Уровни Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 17 (65%) 24 (92%)

Средний 7 (27%) 2 (8%)

Низкий 2 (8%) 0

Как видно из таблицы, в экспериментальном классе произошли существенные изменения. Количество учащихся на высоком уровне увеличилось с 17 (65 %) до 24(92 %) человек, на среднем уровне уменьшилось с 7 (27%) до 2 (8%). После проведения контрольного исследования низкий уровень не зафиксирован.

На диаграмме показано распределение учащихся по уровням сформированности умения коммуникативного взаимодействия в начале и в конце опытно-экспериментальной работы.

2014

Время науки

The Times of Science

□ низкий уровень

Таким образом, за время проведения эксперимента в классе произошли существенные изменения. Включение в уроки чтения заданий по формированию умений коммуникативного взаимодействия научило детей проявлять активность в общении, лучше понимать и чувствовать настроение и внутренний мир литературных героев и друг друга.

Мы можем утверждать, что предложенные нами задания позволяют интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие в процессе выполнения задач, способствуют предупреждению перегрузки, обеспечивают эффективное формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Литература

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под. ред. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М. : Просвещение, 2008. -151 с.

2. Вакуленко, Е.А. Развитие речевых умений школьников // Начальная школа. -2011. - № 3. - 112 с.

3. Примерные программы начального общего образования //Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт] / Изд-во «Просвещение». М., 2008-2014. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531.

2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.