Научная статья на тему 'Формирование у детей младшего возраста безопасного поведения при возникновении пожара'

Формирование у детей младшего возраста безопасного поведения при возникновении пожара Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА / ВЫЗОВ ПО ТЕЛЕФОНУ / АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ / УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафнер Василий Викторович

Целью статьи является описание методики формирования у детей младшего возраста безопасного поведения при возникновении пожара. Рассмотрены этапы проведения практических занятий для формирования умения вызова пожарной охраны по телефону у детей младшего возраста. Ежегодно в России происходит порядка 150 тысяч пожаров, во время которых погибает около 10 тысяч человек, в том числе более 500 детей. Из-за неосторожного обращения детей с огнем в 2015 году произошло 2314 пожаров, на которых погибло 100 и ранено 375 человек [6]. Самыми беззащитными при возникновении пожара являются дети младшего возраста. Нередки случаи, когда дети остаются дома без присмотра старших и в помещении возникает возгорание. Иногда с опасной ситуацией получается справиться. Например, пятилетний мальчик спас семью от пожара [1]. Позже он рассказал, что узнал о том, как нужно действовать, не от родителей или воспитателей, а из телевизионной передачи. Но чаще дети в ситуациях, связанных с пожарами, испытывают растерянность и чувство страха. Чтобы ребенку не мешали эти трудности, сомнения и страхи, кроме определенных знаний, необходимо сформировать умения безопасного поведения при возникновении пожара. Под умениями понимается «овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике» [4]. В соответствии со ФГОС дошкольного образования, образовательные программы должны быть направлены на формирование основ безопасного поведения [2], среди которых одно из первых мест занимают правила поведения при пожаре [3]. Но часто из-за неправильной организации работы с детьми, у них не формируются необходимые умения в полной мере, или хуже того, сформированы, но не правильно. И применение этих умений в реальной экстремальной ситуации, связанной с пожаром, может стоить детям жизни. Поэтому формированию безопасного поведения при возникновении пожара следует уделять достаточно внимания в дошкольном образовании. Безопасное поведение при возникновении пожара состоит из множества действий, но в любом алгоритме действий при пожаре всегда самым первым (при отсутствии взрослых рядом) будет являться вызов пожарной охраны по телефону. Алгоритм вызова пожарной охраны по телефону: 1. Снять трубку и набрать «01». 2. Сообщить диспетчеру пожарной охраны что горит. 3. Назвать точный адрес: номер дома, корпуса, подъезда, квартиры, этаж. 4. Назвать свою фамилию и имя. 5. Ответить на дополнительные вопросы. 6. Услышав, что вызов принят, положить трубку. Если мы проведем эксперимент и попросим выполнить это, на первый взгляд, достаточно простое задание, то увидим, что далеко не все дети младшего возраста смогут правильно продемонстрировать умение вызова пожарной охраны по телефону. В реальной ситуации неподготовленный ребенок не сможет объяснить ситуацию даже своим родителям. Так, в Ставропольском крае пятилетний мальчик, увидев огонь, принялся звонить родителям по мобильному телефону. Однако его речь была сбивчивой, и мать предложила сыну успокоиться и перезвонить позже. После этого звонки стали поступать один за одним, каждые 3 минуты. Мать, почуяв неладное, поспешила домой …[5]. При вызове пожарной охраны по телефону ошибки возможны на любом этапе алгоритма. Среди типичных ошибок следует выделить следующие, когда дети: 1. Неверно набирают номер пожарной службы. 2. Сообщают диспетчеру неверные данные. 3. Не называют свою фамилию и имя. 4. Не дают ответа на дополнительные вопросы. 5. Кладут телефонную трубку, недослушав диспетчера. Для того чтобы у ребенка сформировать умение вызова пожарной охраны по телефону, и он смог применить его в сложной ситуации, связанной с пожаром, мы предлагаем разбить этот процесс на несколько этапов. 1. Ознакомительный этап. На этапе происходит ознакомление детей с алгоритмом вызова пожарной охраны по телефону, воспитатель озвучивает свои действия и демонстрирует их. Происходит осмысливание детьми отдельных действий при возникновении пожара: Как нужно правильно вызвать пожарную охрану (алгоритм действий)? Что необходимо при этом сделать? При попытке вызова пожарной охраны по телефону дети совершают грубые ошибки в действиях. 2. Подготовительный этап. На втором этапе появляется интерес к выполняемым действиям, несмотря на то, что дети еще недостаточно умело их выполняют. Формируется отчетливое понимание способа вызова пожарной охраны. Происходит осознанное овладение отдельными элементами действия. 3. Унификационный этап. На данном этапе при повторных усилиях выполнения действия у детей происходит закрепление элементов действия. Повышается качество движений, внимание переносится на результат, контроль над передаваемой информацией улучшается. При дальнейших тренировках происходит объединение элементарных движений и фраз в единое целое. 4. Вариативный этап. На последнем этапе формируется приспособляемость к конкретной обстановке. Ребенок выполняет все действия при вызове по телефону пожарной охраны правильно. Методически процесс обучения детей младшего возраста вызову пожарной охраны по телефону выглядит следующим образом: 1. Теоретический этап. Воспитатель для всех детей одновременно рассказывает и показывает на телефонном аппарате, как правильно нужно вызывать пожарную охрану. Спрашивает, есть ли вопросы, и если есть отвечает на них. 2. Практический этап. А) Один из детей на телефонном аппарате (как проводном, так и сотовом) набирает «01» и сообщает диспетчеру службы о пожаре. Воспитатель выступает в роли диспетчера, принимает вызов от ребенка, задает ему вопросы, даже если он передает неверные данные и совершает неверные действия. На этом этапе ребенок должен понять свои ошибки и исправить их. Б) Дети в паре самостоятельно повторяют указанные действия и контролируют их выполнение. Один ребенок в роли диспетчера, другой в роли «пострадавшего». Чтобы каждый ребенок смог потренироваться они меняются ролями. Время «диалога» не учитывается важна правильность выполнения алгоритма действий. В) Дети выполняют все действия в режиме реального времени. Воспитатель снова выступает в роли диспетчера, принимает вызов от ребенка, обсуждает правильность выполнения алгоритма. При проведении практических занятий по формированию у детей младшего возраста умения вызова пожарной охраны по телефону воспитателю необходимо: правильно демонстрировать способы действий; наблюдать за отработкой действий; выявлять и своевременно исправлять ошибки, выявленные в ходе отработки детьми умений; поощрять детей. Безопасное поведение при возникновении пожара нельзя сформировать за одно занятие. Необходимы дополнительные тренировки по отработке умений безопасного поведения при возникновении пожара. Овладение ими позволит вовремя сообщить о пожаре, тем самым сократить число пострадавших и погибших детей на пожарах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у детей младшего возраста безопасного поведения при возникновении пожара»

Формирование у детей младшего возраста безопасного поведения при возникновении

пожара

Гафнер Василий Викторович

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический

университет"

Ключевые слова:

дети, безопасное поведение, возникновение пожара, вызов по телефону, алгоритм действий, умения

Аннотация: Целью статьи является описание методики формирования у детей младшего возраста безопасного поведения при возникновении пожара. Рассмотрены этапы проведения практических занятий для формирования умения вызова пожарной охраны по телефону у детей младшего возраста.

Ежегодно в России происходит порядка 150 тысяч пожаров, во время которых погибает около 10 тысяч человек, в том числе более 500 детей. Из-за неосторожного обращения детей с огнем в 2015 году произошло 2314 пожаров, на которых погибло 100 и ранено 375 человек [6]. Самыми беззащитными при возникновении пожара являются дети младшего возраста. Нередки случаи, когда дети остаются дома без присмотра старших и в помещении возникает возгорание.

Иногда с опасной ситуацией получается справиться. Например, пятилетний мальчик спас семью от пожара [1]. Позже он рассказал, что узнал о том, как нужно действовать, не от родителей или воспитателей, а из телевизионной передачи. Но чаще дети в ситуациях, связанных с пожарами, испытывают растерянность и чувство страха. Чтобы ребенку не мешали эти трудности, сомнения и страхи, кроме определенных знаний, необходимо сформировать умения безопасного поведения при возникновении пожара. Под умениями понимается «овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике» [4].

В соответствии со ФГОС дошкольного образования, образовательные программы должны быть направлены на формирование основ безопасного поведения [2], среди которых одно из первых мест занимают правила поведения при пожаре [3]. Но часто из-за неправильной организации работы с детьми, у них не формируются необходимые умения в полной мере, или хуже того, сформированы, но не правильно. И применение этих умений в реальной экстремальной ситуации, связанной с пожаром, может стоить детям жизни. Поэтому формированию безопасного поведения при возникновении пожара следует уделять достаточно внимания в дошкольном образовании.

Безопасное поведение при возникновении пожара состоит из множества действий, но в любом алгоритме действий при пожаре всегда самым первым (при отсутствии взрослых рядом) будет являться вызов пожарной охраны по телефону.

Алгоритм вызова пожарной охраны по телефону:

1. Снять трубку и набрать «01».

2. Сообщить диспетчеру пожарной охраны что горит.

3. Назвать точный адрес: номер дома, корпуса, подъезда, квартиры, этаж.

4. Назвать свою фамилию и имя.

5. Ответить на дополнительные вопросы.

6. Услышав, что вызов принят, положить трубку.

Если мы проведем эксперимент и попросим выполнить это, на первый взгляд, достаточно простое задание, то увидим, что далеко не все дети младшего возраста смогут правильно продемонстрировать умение вызова пожарной охраны по телефону. В реальной ситуации неподготовленный ребенок не сможет объяснить ситуацию даже своим родителям. Так, в Ставропольском крае пятилетний мальчик, увидев огонь, принялся звонить родителям по мобильному телефону. Однако его речь была сбивчивой, и мать предложила сыну успокоиться и перезвонить позже. После этого звонки стали поступать один за одним, каждые 3 минуты. Мать, почуяв неладное, поспешила домой .„[5].

При вызове пожарной охраны по телефону ошибки возможны на любом этапе алгоритма. Среди типичных ошибок следует выделить следующие, когда дети:

1. Неверно набирают номер пожарной службы.

2. Сообщают диспетчеру неверные данные.

3. Не называют свою фамилию и имя.

4. Не дают ответа на дополнительные вопросы.

5. Кладут телефонную трубку, недослушав диспетчера.

Для того чтобы у ребенка сформировать умение вызова пожарной охраны по телефону, и он смог применить его в сложной ситуации, связанной с пожаром, мы предлагаем разбить этот процесс на несколько этапов.

1. Ознакомительный этап. На этапе происходит ознакомление детей с алгоритмом вызова пожарной охраны по телефону, воспитатель озвучивает свои действия и демонстрирует их. Происходит осмысливание детьми отдельных действий при возникновении пожара: Как нужно правильно вызвать пожарную охрану (алгоритм действий)? Что необходимо при этом сделать? При попытке вызова пожарной охраны по телефону дети совершают грубые ошибки в действиях.

2. Подготовительный этап. На втором этапе появляется интерес к выполняемым действиям, несмотря на то, что дети еще недостаточно умело их выполняют. Формируется отчетливое понимание способа вызова пожарной охраны. Происходит осознанное овладение отдельными элементами действия.

3. Унификационный этап. На данном этапе при повторных усилиях выполнения действия у детей происходит закрепление элементов действия. Повышается качество движений, внимание переносится на результат, контроль над передаваемой информацией улучшается. При дальнейших тренировках происходит объединение элементарных движений и фраз в единое целое.

4. Вариативный этап. На последнем этапе формируется приспособляемость к конкретной обстановке. Ребенок выполняет все действия при вызове по телефону пожарной охраны правильно.

Методически процесс обучения детей младшего возраста вызову пожарной охраны по телефону выглядит следующим образом:

1. Теоретический этап. Воспитатель для всех детей одновременно рассказывает и показывает на телефонном аппарате, как правильно нужно вызывать пожарную охрану. Спрашивает, есть ли вопросы, и если есть - отвечает на них.

2. Практический этап.

А) Один из детей на телефонном аппарате (как проводном, так и сотовом) набирает «01» и сообщает диспетчеру службы о пожаре. Воспитатель выступает в роли диспетчера, принимает вызов от ребенка, задает ему вопросы, даже если он передает неверные данные и совершает

неверные действия. На этом этапе ребенок должен понять свои ошибки и исправить их.

Б) Дети в паре самостоятельно повторяют указанные действия и контролируют их выполнение. Один ребенок в роли диспетчера, другой в роли «пострадавшего». Чтобы каждый ребенок смог потренироваться - они меняются ролями. Время «диалога» не учитывается - важна правильность выполнения алгоритма действий.

В) Дети выполняют все действия в режиме реального времени. Воспитатель снова выступает в роли диспетчера, принимает вызов от ребенка, обсуждает правильность выполнения алгоритма.

При проведении практических занятий по формированию у детей младшего возраста умения вызова пожарной охраны по телефону воспитателю необходимо:

• правильно демонстрировать способы действий;

• наблюдать за отработкой действий;

• выявлять и своевременно исправлять ошибки, выявленные в ходе отработки детьми

умений;

• поощрять детей.

Безопасное поведение при возникновении пожара нельзя сформировать за одно занятие. Необходимы дополнительные тренировки по отработке умений безопасного поведения при возникновении пожара. Овладение ими позволит вовремя сообщить о пожаре, тем самым сократить число пострадавших и погибших детей на пожарах.

Список литературы:

1. В Бузулуке пятилетний мальчик спас семью от пожара. URL:

http://www.orenday.ru/novosti/novostnaya-lenta/news170615125624. Дата обращения 25.02.2016 г.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.

4. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 Кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576с.: ил.

5. Пятилетний малыш спас сестер на пожаре. URL:

http://www.rbc.ru/society/23/09/2010/470900.shtml. Дата обращения 25.02.2016 г.

6. Статистика пожаров РФ 2015. URL: http://wiki-fire.org/Статистика-пожаров-РФ-2015.ashx. Дата обращения 25.02.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.