Научная статья на тему 'Формирование у детей 4-5 лет восприятия образности искусства народного геометризированного орнамента'

Формирование у детей 4-5 лет восприятия образности искусства народного геометризированного орнамента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО НАРОДНОГО ГЕОМЕТРИЗИРОВАННОГО ОРНАМЕНТА / THE ART OF FOLK GEOMETRIZED ORNAMENT / ГЕОМЕТРИЗИРОВАННЫЙ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / GEOMETRIZED ORNAMENTAL IMAGE / ЦВЕТОВОЙ ОБРАЗ / COLOUR IMAGE / ОБРАЗ-СИМВОЛ ГЕОМЕТРИЗИРОВАННОГО УЗОРА / SYMBOL IMAGE OF A GEOMETRIZED PATTERN / КОСМОГОНИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАРОДА / COSMOGONIC NOTIONS OF PEOPLE / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ДЕТИ 4 И 5 ЛЕТ / 4-5 YEAR OLD CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Людмила Геннадьевна

Описана методика выявления особенностей восприятия детьми 4 и 5 лет искусства геометризированного орнамента. Дан количественный и качественный анализ результатов, полученных на первоначальном уровне организации данной работы. Показана возможность развития у детей, начиная с 4 лет, восприятия и понимания образности искусства геометризированного орнамента, связанного с космогоническими представлениями народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are described the methods to reveal the peculiarities of 4-5 year old children’s perception of the geometrized ornament art. There is given the quantitative and qualitative analysis of the results received at the primary level of organization of art perception by children. There is shown the possibility to develop the perception and comprehension of geometrized ornament art starting from the age of 4 and regarding the cosmogonic notions of people.

Текст научной работы на тему «Формирование у детей 4-5 лет восприятия образности искусства народного геометризированного орнамента»

мотивации самостоятельной работы с трудом управляют собой на защите проекта, показывают недостаточное знание основ проектной деятельности. Они недооценивают важности саморазвития и самореализации, не проявляют инициативы.

Выявленные уровни мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста являются одной из теоретических основ организации процесса формирования исследуемого качества и позволяют определить логику процесса формирования мотивации самостоятельной работы школьников.

Список литературы

1. Глебов А.А. Целостные педагогические системы: историко-теоретическое исследование. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.

2. Ильин В.С. Целостный подход к формированию личности // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента: межвуз. сб. науч. тр. Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1990.

3. Ильин Б.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984.

4. Леонтьев А.Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека // Вопросы психологии. 1995. № 1.

5. Кочарян Н.Б. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Пед. науки. 2015. № 1 (96). С. 10.

6. Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи. М., 1969.

7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

* * *

1. Glebov A.A. Celostnye pedagogicheskie sis-temy: istoriko-teoreticheskoe issledovanie. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2010.

2. Il'in V.S. Celostnyj podhod k formirovaniju lichnosti // Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovanija lichnosti shkol'nika i studenta: mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd: VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1990.

3. Il'in B.S. Formirovanie lichnosti shkol'nika (celostnyj process). M.: Pedagogika, 1984.

4. Leont'ev A.N. Priroda i formirovanie psihi-cheskih svojstv i processov cheloveka // Voprosy psihologii. 1995. № 1.

5. Kocharjan N.B. // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Ped. nauki. 2015. № 1 (96). S. 10.

6. Kremjanskij V.I. Strukturnye urovni zhivoj materii. M., 1969.

7. Rubinshtejn S. L. Problemy obshhej psihologii. M.: Pedagogika, 1976.

Level model of motivation of teenager pupils' independent work

There are revealed the criteria of formation of teenager pupils' motivation for independent work, represented their characteristics. From the positions of the holistic approach there is regarded the level model ofpupils' motivation for independent work.

Key words: dynamic structure, components, motivation, independent work, level model.

(Статья поступила в редакцию 24.07.2015)

л.г. васшьева

(чебоксары)

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗНОСТИ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ГЕОМЕТРИЗИРОВАННОГО ОРНАмЕНТА

Описана методика выявления особенностей восприятия детьми 4 и 5 лет искусства гео-метризированного орнамента. Дан количественный и качественный анализ результатов, полученных на первоначальном уровне организации данной работы. Показана возможность развития у детей, начиная с 4 лет, восприятия и понимания образности искусства геометризированного орнамента, связанного с космогоническими представлениями народа.

Ключевые слова: искусство народного геоме-тризированного орнамента, геометризиро-ванный орнаментальный образ, цветовой образ, образ-символ геометризированного узора, космогонические представления народа, восприятие, дети 4 и 5 лет.

Любой вид искусства «мыслит» образами. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Образ в орнаментальном искусстве в философско-искусствоведческих исследованиях Г.К. Вагнер, М.А. Некрасовой, Б.А. Рыбакова и др. определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель взаимоотношения человека с ней и

О Васильева Л.Г., 2015

средство познания объективного мира. В орнаментальном образе закреплены представления народа о гармонии мироздания [1; 2; 3]. В зависимости от степени обобщения выделяются сходные образы, в которых проглядывает первообраз, и несходные - в виде знаков и символов. Первые типы образов имеют ярко выраженные признаки реальности. Это, к примеру, растения в хохломской, городецкой, гжельской росписях. Вторые - наоборот, только отдаленно напоминают первооснову, образность в них находится в закодированной форме. Это геометрические и геометризированные образы. В своем исследовании мы обращаемся именно к таким первообразам.

Многие проблемы освоения детьми дошкольного возраста орнаментального искусства изучены глубоко. Раскрыты возможности народного искусства в эстетическом и нравственном воспитании (Е.И. Васильева, Е.А. Фле-рина, А.П. Усова, Е.С. Бабунова, Л.Д. Вавилова, Г.П. Новикова, И.А. Старкова, О.А. Соло-менникова и др.). Определены возможности создания дошкольниками выразительного образа в декоративном творчестве (З.А. Богатее-ва, А.А. Грибовская, О.О. Дронова, С.В. Иван-никова, Н.Б. Халезова и др.). В исследованиях Н.С. Александровой и И.А. Лыковой представлены научные основы развития декоративного художественного образа в лепке и аппликации. В исследовании Н.К. Гараниной разработана проблема приобщения дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства в условиях музея дошкольного образовательного учреждения. Автором данной статьи рассматриваются вопросы развития у детей 4-7 лет способности к восприятию геометризированного орнаментального образа и формированию его в изобразительной деятельности. Названная проблема не была предметом специального изучения в русле теории и методики дошкольного образования.

Важность обращения к названной проблеме мы определяем не только ее неразработанностью, но и социальной значимостью и национальной обусловленностью. Художественные образы познавательно неисчерпаемы и универсальны по своему содержанию, являются одним из своеобразных способов постижения действительности. Овладение смыслом орнаментальной образности может стать одним из факторов, влияющих на накопление эмоционального, познавательного, этического и художественного опыта ребенка, что не только способствует приобщению его к исто-

кам творчества своего народа, но и определяет в дальнейшем его мировоззрение, помогает познанию самого себя и своих творческих возможностей. Именно поэтому важно, чтобы мир геометризированных орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследуемой нами проблемы. Актуальность нашего исследования заключается также в том, что оно позволяет реализовать идею Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (который вступил в силу с 1 января 2014 г.) об учёте этнокультурной ситуации развития детей (п. 1.4) [4].

В работе по приобщению детей к искусству народного геометризированного орнамента мы берем за основу положение о том, что в далеком прошлом геометрические и гео-метризированные образы отражали прежде всего космогонические представления древних людей (представления о строении мира). Создавая красивые вещи и окружая себя ими, человек воссоздавал рядом с собой как бы модель познанного им мира. Кроме того, мы учитываем то, что процесс формирования восприятия художественно-образной основы произведения искусства проходит различные ступени: от поверхностного восприятия художественного произведения как некоторого объекта с бросающимися в глаза яркими качествами (внешняя сторона художественного образа) до постижения его сущности и смысла (внутреннее содержание художественного образа). Поэтому работу с детьми мы начали с выявления особенностей восприятия детьми 4-5 лет искусства народного геометризированного орнамента. Полученные данные позволили нам определить, что дошкольников привлекает предельная геометризация орнамента. В этом возрасте они в состоянии понять условность его образов-символов, что объясняется бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, наглядно-образным мышлением и воображением, которые именно в этот период обладают наибольшей пластичностью и гибкостью.

Для определения специфики восприятия и осмысления детьми 4-5 лет геометризирован-ного орнаментального образа нами был проведен эксперимент, включавший четыре серии заданий. В первой серии выявлялись интерес и эмоционально-личностное отношение детей к изделиям прикладного искусства с геометри-зированным орнаментом в процессе рассматривания этнографических материалов и бесе-

- известия вгпу. пе,

ды с каждым ребенком по вопросам: Радуют ли тебя эти чудесные по красоте вещи? Какое настроение у тебя они создают? Если бы у тебя были такие красивые вещи, что бы ты делал с ними? Покажи вещь, которая понравилась больше всего. Чем понравилась? Вторая серия включала четыре задания и была направлена на определение у детей способности воспринимать и понимать систему геоме-тризированных орнаментальных образов художественной вещи. Первое задание проводилось в форме игры «Как называются узоры, что ты видишь в них и откуда их брали» для установления характера восприятия и осмысления образов-символов геометризированных узоров. Второе задание в форме игры-загадки «Клубки из ниток и вопросов в сундуке у бабушки» имело целью определение способностей детей воспринимать и понимать цветовой образ искусства народного геометризиро-ванного орнамента. Ребенку предлагалось рассмотреть содержимое сундука с вышитыми и ткаными изделиями, клубками ниток разных цветов и разгадать «загадки» бабушки: какую тайну она вкладывала в красный (черный, белый, желтый, зеленый, синий) цвет? Что она хотела передать этими цветами? По результатам третьего задания этой серии выяснялся характер восприятия детьми выразительности орнаментальной композиции на основе поочередного предъявления изделий с разными видами построения орнамента. Четвертое задание - игра-загадка «Угадай, о чем народная мастерица хотела рассказать» - было направлено на определение способностей детей понимать образно-содержательный смысл искусства народного геометризированного орнамента. В третьей серии в процессе игры «Что это и для чего?» выявлялись способности детей понимать назначение изделий орнаментального искусства. В четвертой серии эксперимента изучались знания и представления детей о народных мастерах, создающих художественные вещи (индивидуальная беседа «Народный мастер. Кто он?», игра-загадка «Кто, из чего и чем, как создал эти красивые вещи?»).

Полученные в первой серии эксперимента данные показали положительное отношение детей к искусству народного геометри-зированного орнамента. Все обследованные 4 лет и большинство - 5 лет с интересом рассматривали орнаментированные геометризи-рованными узорами изделия. У некоторых детей (13,6% 4 лет и 20,5% 5 лет) интерес был выражен особенно ярко. Они долго и увлеченно рассматривали вещи со всех сторон, эмоци-

гогические науки -

онально реагировали на них: радовались, восхищались, удивлялись. Представляется важным то, что дети и словом откликались на красоту вещей, мотивируя их художественными качествами. Большая часть детей (44,4% 4 лет и 58,8% 5 лет) обратила внимание прежде всего на узоры, некоторые (19,1% 4 лет и 12,7% 5 лет) в первую очередь отозвались на цвет, отдельные (1,6% 4 лет и 7,9% 5 лет) - и на узор, и на цвет.

Рассматривание художественных вещей с геометризированным орнаментом вызывало у детей, по их высказываниям, «хорошее», «веселое», «радостное», «задумчивое» настроение. Некоторые дети высказывались так: «улыбаться хочется», «смеяться», «петь», «самой хочется носить эти вещи» и др. 34,9% детей 4 лет и 20,6% 5 лет не сумели сформулировать свое отношение к изделиям. Красота изделий с геометризированным орнаментом побуждала у детей также желание пользоваться ими: «одевал(а) бы», «танцевал(а) бы в них», «зашивала бы» (32,1% 4 лет и 35,7% 5 лет); включать их в житейский обиход: «играл(а) бы» (28,6% 4 лет и 35,7% 5 лет); встречаться с ними: «любовался бы», «смотрел(а) бы», «хранил(а) бы» и др. (10,7% и 4 лет и 5 лет). 28,6% детей 4 лет и 17,9% детей 5 лет не смогли выразить своего отношения к использованию вещей. Результаты этой серии эксперимента обобщены в табл. 1.

Таким образом, анализ полученных в этой серии данных показал, что дети, особенно 4 лет, охотно и с интересом рассматривали произведения искусства с геометризиро-ванным орнаментом. Их восприятие вызыва-

Таблица 1

Особенности проявления детьми 4-5 лет

интереса и эмоционально-личностного отношения к искусству геометризированного орнамента, %

Характер проявлений детей Возраст детей

4 года 5 лет

Рассматривает изделия: - внимательно и с удовольствием 86,4 72,7

- длительно и увлеченно 13,6 20,5

- равнодушно - 6,8

Эмоционально-личностное отношение выражает, выделяя:

а) внешние признаки изделия:

- узоры 44,4 58,8

- цвета 19,1 12,7

- узоры и цвета 1,6 7,9

б) содержательную сторону образа - -

Не выражает своего отношения к изделиям 34,9 20,6

ло у них положительную оценку и связанное с ней эмоционально-личностное отношение, которое большая часть из них выражала, замечая эстетическую выразительность. Однако ни один из участников эксперимента не обратился к содержательной стороне искусства народного геометризированного орнамента.

Результаты второй серии эксперимента «Мир геометризированного орнаментального образа» показали, что дети 4 и 5 лет образы-символы геометризированных узоров воспринимали одинаково. Возрастных различий в их осмыслении мы не выявили. Особый интерес для нас представляло то, что в ходе обследования определилась небольшая группа детей, образно воспринимающих смысловое значение геометризированных узоров. Дети этой группы стремились установить конкретные связи узоров с каким-либо явлением или действием. Например, чувашский узор «дерево» ^вызывал у детей такую картину: «на ветке гусеница», «сломанная грозой елка», «отражение ели в воде», «облачко над деревом» и др. Подавляющее большинство детей «опредмечивали» геометризированный орнамент. Так, чувашский узор «пахотная земля» Й91,6% детей

4 лет и 94,4% - 5 лет воспринимали как предметный образ, чувашский и мордовский узор «солнце» 96,4% детей обоих возрастов. Следует отметить, что рассматривание узоров, внешние очертания которых приближены к геометрическим фигурам, вызывало ассоциации с предметами у меньшего количества детей. Так, узор «гора» А осмысливали как образы предметов 60,3% детей 4 лет и 67,1% -

5 лет. Содержание некоторых геометризированных узоров, в частности 5 из 8 предложенных, часть детей характеризовала адекватно исходному образу. Так, содержание узора, изображающего животное, 33,7% детей 4 лет и 61,7% - 5 лет связывали именно с этим образом; 64,6% детей и 4, и 5 лет угадали смысловое значение узора, первоосновой которого является дерево. Однако дети воспринимали узоры в силу возрастных особенностей мышления в основном как образы конкретных предметов, в то время как образы в народном искусстве носят видовой характер. Например, узор дерева Сони называли елкой, березой, сосной. И только небольшая группа детей (28,1% 4 лет и 21,9% 5 лет) осмысливала их как видовые образы. Любопытно, что некоторые дети находили связи узоров со знаковой системой: это буквы «х», «т», «п», «з», цифра «6», «на ноль похоже», «плюс» и др. Часть испытуемых (36,9% детей 4 лет и 27,4% - 5 лет) в определении узо-

ров опиралась на геометрические эталоны, называя их квадратами, треугольниками. Отдельные дети отказывались ответить на вопрос, что видят в узоре. Результаты характера восприятия детьми образов-символов гео-метризированных узоров обобщены в табл. 2 (см. с. 46).

Из полученных в результате выполнения первого задания второй серии данных можно заключить, что к образам-символам геометри-зированных узоров дети и 4 лет, и 5 лет проявляли повышенный интерес. Геометризирован-ные образы, только отдаленно напоминающие первооснову, вызывали в их воображении различные ассоциации, чаще всего основанные на едва уловимом сходстве с предметами.

В характере видения цветового образа гео-метризированного орнамента детьми 4 лет и 5 лет выявлены существенные различия. Большая часть четырехлетних детей (от 45,7 до 61,8%) затруднялась выделить образность цветов, что проявилось в молчании и отказе отвечать на вопросы. Своеобразие видения цветового образа в орнаментированных изделиях остальными детьми этого возраста заключалось в том, что они в основном воспринимали цвет как неотъемлемую особенность узоров. Об этом свидетельствовали такие ответы: красным цветом вышивали «узоры», «рисунки», «полоски», «треугольники», «квадратики». То же говорили и про другие цвета. Дети же 5 лет (от 22,9 до 51,3%) в восприятии цвета узоров ориентировались на цвет реального предмета. Детей 4 лет, воспринимающих цветовой образ изделий по этому признаку, было незначительное количество (от 2,9 до 11,1%). Содержание ответов детей обоих возрастов не отличалось. Так, за красным цветом они увидели землянику, солнышко, огонь, ягодки; за синим - небо, облака, дождь, тучи, море и др. Важно отметить, что часть обследованных обоих возрастов, но больше пятилетних, связывала представления о цвете в искусстве гео-метризированного орнамента с характерными явлениями действительности. Например, про красный цвет дети говорили так: «рассвет», «утро», «осень»; про черный - «гроза, когда все темно», «похоже на ночь»; про желтый - «поляна», «лето», «солнце светит». Примечательно также то, что часть детей, причем и 4 лет, и 5 лет, воспринимала отдельные цвета как символы, т.е. связывала их с каким-либо понятием или эмоциональным состоянием человека. Пятилетние дети чаще всего так воспринимали красный и белый цвета, а четырехлетние - желтый и зеленый. Особенности вос-

Таблица 2

Характер восприятия и понимания детьми 4-5 лет образов-символов геометризированных узоров, %

Характер детских ответов &п 3 £ V ста

4 года 5 лет 4 года 5 лет 4 года 5 лет 4 года 5 лет 4 года 5 лет 4 года 5 лет

Связывает мотивы геометризированного орнамента с мировидением и миропониманием народа - - - - - - - - - - - -

Воспринимает геометризированные узоры образно - 1,2 2,4 - 2,4 - 3,7 7,3 1,25 7,4 2,8 4,2

Воспринимает геометризированные узоры как образы предметов 82,6 87,3 96,4 96,4 86,8 92,8 90,2 90,2 76,5 75,3 76,1 78,9

Находит связи геометризированных узоров со знаками 6,9 6,9 1,2 3,6 - 1,2 - - 1,25 6,2 8,5 8,5

Отождествляет геометризированные узоры с геометрическими фигурами - - - - 8,4 3,6 - - 13,6 8,6 8,5 8,5

Не определяет содержание геометризированных узоров 10,5 4,6 - - 2,4 2,4 6,1 2,5 7,4 2,5 4,2 2,8

приятия цветового образа искусства народного геометризированного орнамента представлены в табл. 3 (см. с. 47).

Полученные данные позволили сделать следующие выводы. Примерно у половины испытуемых цвета чувашского геометризированного орнамента вызывали эмоциональный отклик и различные ассоциации. Дети 5 лет устанавливали, а дети 4 лет пытались установить связи цветов с замыслом народного мастера.

В восприятии выразительности орнаментальных композиций детьми 4 и 5 лет принципиальных различий мы не обнаружили. Они (34,5% 4 лет и 36,4% 5 лет) смогли заметить характерное для искусства орнамента многообразие видовых образов, что выразилось в высказываниях: «здесь много узоров», «очень много нарисовано везде», «узоры занимают всю картину» и т.д. Часть детей (17, 3% 4 лет и 21,2% 5 лет) увидела один из важных признаков орнамента - повторяемость мотивов и их движение («квадраты идут по очереди», «друг на друга смотрят узоры и по дорожке бегут», «как будто топают по дорожке, а здесь крутятся по кругу» и т.д.). Остальные обследованные (48,2% 4 лет и 39,4% 5 лет) не смогли заметить художественную систему ритмической орга-

низации поверхности. Недоступным для всех оказалось и понимание роли цвета как композиционного фактора. Не смогли дети увидеть чередование узоров как композиционный прием, а также симметрию как выразительное средство композиции. Результаты выполнения этого задания представлены в табл. 4 (см. с. 47).

Полученные в ходе выполнения четвертого задания второй серии данные показали: только отдельные дети 4 лет (7,2%) и часть обследованных 5 лет (26,7%) почувствовали, что искусство народного геометризированно-го орнамента содержит в себе скрытый образный смысл. Содержательную сторону образа они сводили к установлению предметных связей между образами-символами геометри-зированных узоров, перечисляя предполагаемые ими смысловые значения: «народная мастерица вышила красивые узоры, похожие на дом, травку», «наверное, солнышко», «мне кажется, травку, землю, растения», «здесь разные красивые узоры, наверное, вышила цветы» и др.

Примерно половина обследованных 4 лет (50,1%) и часть детей 5 лет (23,3%) образный смысл искусства народного геометризирован-ного орнамента сводила к его эстетической вы-

Таблица 3

Особенности восприятия детьми 4-5 лет цветовых образов геометризированного орнамента, %

Характер восприятия Красный цвет Черный цвет Белый цвет Желтый цвет Зеленый цвет Синий цвет

4 года 5 лет 4 года 5 лет 4 года 5 лет 4 года 5 лет 4 года 5 лет 4 года 5 лет

Связывает цвет с

каким-либо понятием или эмоциональным 5,7 17,1 8,6 8,5 2,9 8,5 5,4 - 8,7 2,9 5,6 5,6

состоянием человека

Воспринимает цвет как

средство выражения определенного образного содержания 2,9 5,7 5,7 20,0 - 11,8 2,7 8,0 2,9 - - 11,1

Воспринимает цвет

как вспомогательное

средство в качественной 8,6 22,9 2,9 34,4 8,8 26,5 10,8 48,8 8,7 51,3 11,1 41,7

характеристике предметов и объектов

действительности

Воспринимает цвет как

важнейший компонент 25,7 11,4 37,1 17,1 26,5 14,7 24,3 13,5 31,4 22,9 27,8 13,9

орнамента

Не выделяет выразительность цвета 57,1 42,9 45,7 20,0 61,8 38,5 56,8 29,7 48,3 22,9 55,5 27,7

разительности, а именно к выделению внешних видимых признаков - узоров и цветов, но в основном к первому из них: «народная мастерица хотела рассказать о том, что узоры вышивает», «вышила красивые узоры красивыми нитками» и т.д. При этом, как видно, дети не называли смыслового значения мотивов, хотя восприятие образов-символов геометризиро-ванных узоров в случае, когда они были представлены отдельно, у большинства из них вызывало различные предметные ассоциации.

Часть испытуемых (14,2% 4 лет и 23,3% 5 лет) заменяла содержательную сторону образа определением назначения изделий, в частности его утилитарной и эстетической функций. Об этом говорили так: «народная мастерица хотела показать, что у нее много красивых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Особенности восприятия детьми 4-5 лет выразительности композиции геометризированного орнамента, %

ниток, и вышивала, чтобы носить эту вещь», «мастерица говорит, что она вышила красивые узоры, на эти узоры можно смотреть», «здесь чувашские узоры, и эту вещь можно одевать, танцевать в ней под гармошку» и др. Были дети (28,5% 4 лет и 26,7% 5 лет), которые отказывались ответить на вопрос «О чем народная мастерица хотела рассказать?».

Полученные данные показали большие различия в понимании детьми 4 лет и 5 лет образного смысла геометризированного орнаментального образа. В силу возрастных особенностей пятилетние дети дали более осмысленные ответы, чем четырехлетние. Результаты выполнения этого задания представлены в табл. 5 (см. с. 48).

Таким образом, дети не предполагали, что искусство народного геометризированного орнамента является носителем представлений народа о мироздании. Однако примечательно то, что при восприятии этого вида искусства у детей и 4 лет, и 5 лет в отдельных случаях возникала связь образа вещей с природой, а это является одной из идей народного прикладного искусства.

Итак, анализ результатов данной серии исследования показал, что дети и 4, и 5 лет нестандартно воспринимали геометризирован-ные узоры, замечали отдельные композиционные принципы. Дети 4 лет пытались уловить, а часть детей 5 лет интуитивно улавливала за формой выразительности художественной вещи скрытый смысл. Перечисленное дает

Характер восприятия Возраст детей

4 года 5 лет

Замечает многообразие узоров 34,5 36,4

Замечает повторяемость мотивов 17,3 21,2

Выделяет чередование мотивов по форме - -

Выделяет чередование мотивов по цвету - 3,0

Видит симметричность композиции - -

Не выделяет выразительность композиции 48,2 39,4

Таблица 5

Особенности восприятия и понимания детьми 4-5 лет геометризированного орнаментального образа, %

Характер восприятия и понимания Возраст детей

4 года 5 лет

Понимает содержательный образ изделия как художественное выражение космогонических представлений народа - -

Определяет образно-содержательный смысл изделия, устанавливая сюжетно-повествовательные связи между образами-символами геометризированных узоров - -

Сводит понимание образно-содержательного смысла изделия к:

а) установлению предметных связей между образами-символами геометризированных узоров 7,2 26,7

б) называнию внешних признаков:

- узоров 42,9 20,0

- цветов 3,6 -

- узоров и цветов 3,6 3,3

в) его назначению 14,2 23,3

Отказывается от ответа 28,5 26,7

основание утверждать о наличии у детей как 4 лет, так и 5 лет предпосылок к формированию способности воспринимать и понимать систему образов искусства народного геометризи-рованного орнамента.

Полученные в третьей серии эксперимента «Назначение художественных вещей» данные позволили установить, что большая часть детей (41,6% 4 лет и 51,1% 5 лет) смогла выделить утилитарную функцию изделий, на вопрос «Для чего созданы эти красивые вещи?» поясняла так: «чтобы надевать, носить, пользоваться». Часть испытуемых (26% 4 лет и 28,1% 5 лет) отметила и другую функцию изделий - эстетическую («чтобы было красиво», «чтобы быть чувашками», «для танцев» и т.д.). Небольшое количество дошкольников (6,3% 4 лет и 13,5% - 5 лет) смогли увидеть и утилитарную, и эстетическую функции. Один ребенок 4 лет назвал функцию, связанную с оберегом («чтобы не болеть, мама рассказывала»). Были случаи отказа от ответов (25% детей 4 лет и 7,3% - 5 лет). Таким образом, дети называли в основном утилитарную и эстетическую функции, но чаще всего первую. Однако они не имели представления о том, что назначение орнаментированных вещей в прошлом люди связывали с представлениями о модели мира и гармонии природы.

Результаты четвертой серии эксперимента «Народный мастер и я» показали, что у дошкольников отсутствовали знания и представления о народном мастере как хранителе традиций народа. Большинство опрошенных (53,6% детей 4 лет и 42% - 5 лет) не смогли ответить на вопрос, кого называют народным мастером. Только незначительная часть детей

(1,4% 4 лет и 4,4% - 5 лет) представляла его как создателя художественных вещей («кто вышивает иголкой», «кто изготавливает красивые вещи с узорами» и др.). По мнению других (18,8% детей 4 лет и 13% - 5 лет), народный мастер - это человек, умеющий что-либо делать («мастерит что-нибудь», «который ремонтирует», «чинит вещь» и др.). Часть обследованных (14,5% и 4 и 5 лет) к народным мастерам причисляла представителей различных профессий, в основном художников, фотографов, парикмахеров, швей, водителей и мастеров в области бытовых машин и оборудования. Некоторые дети (4,4% 4 лет и 7,3% -5 лет) народным мастером называли человека определенной национальности. Остальные (7,3% 4 лет и 18,8% 5 - лет) не дали конкретного ответа («это человек», «наверное, бабушка», «тетенька», «дяденька»). Знания и представления дошкольников о том, чем занимаются народные мастера, были также крайне бедны. Только 8,6% четырехлетних и 25,8% пятилетних детей имели понятие об их труде. Таким образом, анализ полученных результатов показал, что обследованные дети имели поверхностные знания и представления о народных мастерах и их труде.

Полученные в ходе эксперимента данные позволили сделать следующие выводы.

Осмысления геометризированного орнаментального образа детьми 4 и 5 лет мы не зафиксировали. Однако 17,4% обследованных (3,6% 4 лет и 28,6% 5 - лет) были близки к его пониманию. Подавляющее большинство детей и 4, и 5 лет проявляли повышенный интерес и эмоционально-личностное отношение к произведениям декоративно-прикладного ис-

кусства с геометризированной орнаментикой. Данные, полученные в ходе обследования, позволяют выявить общие черты и различия в восприятии произведений народного узорного искусства. Они указывают на возможность и психологическую готовность детей воспринимать и понимать систему образности искусства народного геометризированного орнамента. Об этом свидетельствуют следующие положения.

• Дети нестандартно характеризовали условно трактованные мотивы орнамента, устанавливали различные по содержанию ассоциации, в большинстве случаев - предметные. Небольшая группа испытуемых и 4, и 5 лет образно воспринимала смысловое значение орнаментальных рисунков геометризированного характера. Выявленные особенности восприятия геометризированных узоров могут сделать доступным их осмысление для детей названных возрастов.

• Большинство 5-летних и незначительная часть 4-летних детей воспринимали цвет как средство образной характеристики конкретных предметов, небольшая же часть обследованных обоих возрастов - как средство выражения определенного образного содержания. Мы считаем, что это является ценным качеством видения цвета, которое при соответствующих условиях может способствовать пониманию детьми цветового образа как важнейшего компонента орнамента.

• Большая часть испытуемых заметила выразительность орнаментальной композиции и отдельные ее принципы. Это позволяет предположить, что у детей 4-5 лет можно развить понимание художественной системы композиций и их возникновение, связанное с представлениями народа о жизни и мире.

• Часть детей 5-летнего и некоторые дети 4-летнего возраста понимали, что народные орнаментальные изделия содержат скрытый образный смысл.

• Большинство обследованных имели некоторое представление о назначении художественных вещей, называли, в первую очередь, одну из важнейших функций - утилитарную, что указывает на возможность рассмотрения космологического образного строя изделий.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать о реальной возможности развития у детей дошкольного возраста (начиная с 4 лет) восприятия и понимания на доступном им уровне образно-содержательной стороны изделий на-

родного творчества с геометризированной орнаментикой, а именно художественного восприятия как восприятия более высокого уровня, основной задачей которого является развитие способности понимания геометризирован-ного орнаментального образа.

Список литературы

1. Вагнер Г. Трудности истинные и мнимые // Декоративное искусство в СССР. 1973. № 7.

2. Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда / сост. М.А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1988.

3. Рыбаков Б. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство в СССР. 1975. № 1, 3.

4. РФ. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. (любое изд.). * * *

1. Vagner G. Trudnosti istinnye i тттуе // Dekorativшe iskusstvo V SSSR. 1973. № 7.

2. Iskusstvo ашатЬЦа. Hudozhestvennyj predmet. Шег'ег. АЛйеИига. Sreda / sost. М.А. Nekrasova. М.: ЬоЬжйеГпое iskusstvo, 1988.

3. Rybakov В. Makrokosm V mikrokosme narodnogo iskusstva // Dekorativnoe iskusstvo V SSSR. 1975. № 1, 3.

4. КГ. Ministerstvo obrazovanija i пний. ОЬ ШгекМепп federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija: prikaz № 1155 ot 17 oktjabrja 2013 g. (ЦиЬое

Development of 4-5 year old children's perception of figurativeness of folk geometrized ornament

There are described the methods to reveal the peculiarities of 4-5 year old children's perception of the geometrized ornament art. There is given the quantitative and qualitative analysis of the results received at the primary level of organization of art perception by children. There is shown the possibility to develop the perception and comprehension of geometrized ornament art starting from the age of 4 and regarding the cosmogonic notions of people.

Key words: the art of folk geometrized ornament, geometrized ornamental image, colour image, symbol image of a geometrized pattern, cosmogonic notions of people, perception, 4-5 year old children.

(Статья поступила в редакцию 7.08.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.