Научная статья на тему 'Формирование у бакалавров и магистров общекультурных и профессиональных компетенций в области здоровьесбережения'

Формирование у бакалавров и магистров общекультурных и профессиональных компетенций в области здоровьесбережения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / МАГИСТР / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абаскалова Надежда Павловна

В статье рассматриваются общие характеристики современного образования, подготовка компетентных специалистов по вопросам здоровьесберегающего образования. Описан механизм подготовки бакалавров и магистров через образовательные программы, отражающие формирование профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абаскалова Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у бакалавров и магистров общекультурных и профессиональных компетенций в области здоровьесбережения»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК: 378.14.74

Абаскалова Надежда Павловна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета, abaskalova2005@mail.ru, Новосибирск

формирование у бакалавров и магистров ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИя

В статье рассматриваются общие характеристики современного образования, подготовка компетентных специалистов по вопросам здоровьесберегающего образования. Описан механизм подготовки бакалавров и магистров через образовательные программы, отражающие формирование профессиональных компетенций.

Ключевые слова: бакалавр, магистр, здоровьесберегающее образование, профессиональные компетенции

Abaskalova Nadegda Pavlovna

Doctor ofpedagogical sciences, the professor of the department of anatomy, physiology and safety of the vital activity of the Novosibirsk state pedagogical university, abaskalova2005@mail.ru, Novosibirsk

FORMATION IN BACCALAUREATES AND MASTERS OF GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL SCOPES IN ZDOROVESBEREZHENAYA REGION

In the article are examined the general characteristics of contemporary formation, training competent authorities in questions of the zdorovesberegayushchego formation. Is described the mechanism of training baccalaureates and masters through the educational programs, which reflect the formation of professional scopes.

Keywords: baccalaureates, masters, the zdorovesberegayushchee training, professional scopes

Образование является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности и повышения социального статуса и защищенности граждан. Проблема компетентности выпускника учебного заведения на рынке труда в настоящее время стоит очень остро. Ведь конкурентоспособность молодого специалиста в данный момент времени обуславливается не только наличием у него профессиональных знаний умений и навыков, но и наличием определенных качеств и свойств личности. Таим образом, перед профессиональным образовательным учреждением стоит задача подготовки выпускников с высоким уровнем профессиональной и личностной компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, то есть -

компетентных и конкурентоспособных специалистов. В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения отмечено, что необходимо удовлетворять растущий спрос общества на новые компетенции [5].

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться

к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области проектирования применения здоровьесберегающих технологий важная задача, так как вопросы сохранения, развития здоровья обучающихся, формирования культуры здоровья отражены в образовательных стандартах нового поколения для всех уровней образования.

Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизиологическом здоровье (рис. 1).

В ФГОС второго поколения отражены вопросы сохранения и развития здоровья учащихся, поэтому школа должна пройти путь в направлении создания инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий от моделирования с детьми проблемных ситуаций, направленных на передачу информации и осуществление профилактической работы, от организации здоровьесберегающего пространства и формирования потребности в здоровом образе жизни до креативно-волонтерского движения и формирования компетентности «быть здоровым». Новой школе необходим новый педагог, компетентный в решении данных вопросов.

Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоро-

вья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивацию на здоровый образ жизни [1; 2].

Вопросы оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и обеспечение в образовательных учреждениях здоровьесберегающего пространства нашли свое отражение в ряде нормативных документов. Созданы организационные условия для развития сети «школ здоровья» через принятие Примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения (приказ № 1418 от 15.05.2000 года). Разработаны рекомендации «О приведении в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях» (приказ № 26/4100-6 от 30.10.2003).

Реализация программы «Здоровье» в школе предполагает осуществление деятельности по ряду основных направлений.

• Создание единого, ориентированного на сохранение здоровья, развивающего пространства в образовательном учреждении, позволяющего обучающимся в процессе креативной жизнедеятельности освоить ключевую компетенцию «быть здоровым» и сформировать здоровый образ жизни.

• Улучшение состояния внутришкольно-го пространства через создание аудио-визу-ального здоровьеориентированного имиджа учреждения.

• Организация условий для социальной рекламы ценностей здорового образа жизни в подростковой субкультуре внутри школы и микрорайоне.

• Предоставление условий для комплексной реабилитации (педагогической, социальной, психологической, медицинской и т. д.) в образовательном учреждении.

• Формирование психологических и социальных ресурсов для поддержания всех участников педагогического взаимодействия.

Направления формирования базовой личностной культуры здоровья в учебных заведениях:

1) противодействие специфическим факторам риска нарушения здоровья, связанным с организацией воспитательно-образовательной деятельности;

Рис. 1. Схема формирования культуры здоровья личности

2) обеспечение конкурентоспособности здорового образа жизни (ЗОЖ) среди других способов времяпрепровождения людей;

3) обеспечение однонаправленности всех социальных и педагогических воздействий и обеспечения за счет этого резонанса ЗОЖ;

4) развитие творческих проявлений человека, его самообразование и самопознание в сфере культуры культуры здоровья и ЗОЖ;

5) включение в состав показателей оценки качества деятельности образовательных учреждений интегральных показателей здоровья и ЗОЖ всех участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса -это комплекс мероприятий, включающих анализ и дифференциацию образовательных маршрутов учащихся в сопоставлении с показателями успешности обучения, ре-

зультатами тестирования, прогнозирования и коррекции функционального состояния каждого учащегося, с учетом степени его адаптации к учебному процессу, работоспособности и здоровья.

Под здоровьесберегающими технологиями в образовательной среде следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье конкретной группы лиц.

В Новосибирском государственном педагогическом университете для бакалавров, осваивающих программы «Педагогические здоровьесберегающие технологии», «Безопасность жизнедеятельности», а также магистрантов программы «Здоровьесберегающее образование», разработан и реализуются программы курс «Здоровьесбе-

регающие технологии в образовательном процессе».

Цель освоения курса - содействие формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области проектирования применения здоровьесберегающих технологий в различных социальных средах (путем формирования культуры здоровья и ЗОЖ, создания оптимальных условий обучения, использования физических упражнений, а также современных психологических средств воздействия на личность).

Курс базируется на методе проектов. Метод проектов оптимален для реализации инновационных подходов в профессиональном образовании. В основе метода проектов лежит развитие критического мышления обучающихся, развитие их познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Для реализации метода проектов необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных научных областей, формировать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Программа разработана на основе ФГОС, Закона РФ «Об образовании» (статья №51) и приоритетного национального проекта «Образование и здоровье», ориентирована на подготовку кадров высшей квалификации:

1) компетентных в:

- организации здоровьесберегающей среды ОУ, разработке моделей программ здоровья для образовательных учреждений разного уровня;

- проектировании индивидуальных образовательных траекторий обучающихся по проблемам здоровья, здорового образа жизни и безопасности;

- организации педагогических исследований по актуальным проблемам образования, здоровья и ЗОЖ;

- применении здоровьсберегающих технологий, инновационных педагогических технологий и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- управлении образовательным учреждением с позиций здоровьесберегающего образования;

2) готовых к работе:

- педагогом в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования;

- научным сотрудником в научно-образовательных центрах, центрах здоровья, оздоровительных лагерях, институтах;

- руководителем методических служб и других структурных подразделений образовательных учреждений разного уровня.

Такая подготовка возможна за счет реализации модульного образования: общенаучный модуль, профессиональный модуль, научно-методический модуль, исследова-тельско - проектный модуль, организационно-управленческий модуль. Таким образом, выпускники магистерской программы получают возможность выбора научной, педагогической и управленческой карьеры.

Библиографический список

1. Абаскалова Н. П. Системный подход к формированию здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-ВУЗ»: Монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. - 325 с.

2. Абаскалова Н. П. Проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи»: Матер. Республиканской с междунар. участием науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2009. -С. 6-9.

3. Казин Э. м. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты: монография. - Кемерово: Изд-во КРИП-КиПРО, 2010. - 214 с.

4. мельникова м. м. Системный подход к организации здоровьесберегающего образования в вузе: Практико-ориентированная монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - 194 с.

5. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 126 с.

6. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.