Научная статья на тему 'Формирование творческой культуры дошкольников через музыкальное восприятие'

Формирование творческой культуры дошкольников через музыкальное восприятие Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
460
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КРЕАТИВНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ситникова Оксана Владимировна

В статье раскрывается понятие музыки как важнейшего вида искусства, воздействующего на эмоциональную сферу личности. Актуализируется процесс формирования творческой культуры дошкольника через музыкальное восприятие. Предлагаются доступные и универсальные методы музыкального восприятия как одного из компонентов познавательной сферы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой культуры дошкольников через музыкальное восприятие»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

О.В. Ситникова

DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOLCHILDREN'S CREATIVE CULTURE THROUGH MUSICAL PERCEPTION

Sitnikova O.V.

The article reveals the notion of music as the most important art kind influencing the emotional sphere of the personality. The process of pre-schoolchildren's creative culture development is actualised through musical perception. Simple and universal methods of musical perception as one of the personality's cognitive sphere components are suggested.

В статье раскрывается понятие музыки как важнейшего вида искусства, воздействующего на эмоциональную сферу личности. Актуализируется процесс формирования творческой культуры дошкольника через музыкальное восприятие. Предлагаются доступные и универсальные методы музыкального восприятия как одного из компонентов познавательной сферы личности.

Ключевые слова: педагогика творчества; музыкальное искусство; творческая культура; креативность; музыкальное восприятие.

УДК 373.2 : 37.036 : 372.878

В современной педагогике акцентируется внимание на противопоставлении традиционной педагогики и педагогики творчества, для последней основным является развитие творческой активности обучаемого независимо от его возраста. Так, если в традиционной педагогике акцент делается на поиске способов эффективной передачи знаний от педагога к ученику, то в педагогике творчества центральной является проблема принятия знаний самими учениками. В традиционной педагогике обучение воздействует в основном на интеллект, тогда как в творческой педагогике исследуются пути и способы воздействия, прежде всего на эмоциональную сферу личности. Как считают А.А. Оганов и И.Г. Хангельдиев, именно искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры (7).

Среди всех видов искусств, по мнению многих исследователей (1; 2; 6; 11; 12), самым эмоциональным по своей природе является музыка, поскольку она обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений.

Б. В. Асафьев характеризует музыку как «отражение логики смены эмоциональных состояний» (1); В. Тасалов как «вид искусства, которое даёт нам в этой своей образности познание объективных и субъективных сторон действительности» (13); Б.М. Теплов как «эмоциональное познание»

(14); О. Шпенглер считал музыку высшей формой человеческого познания (15). Взгляды вышеперечисленных учёных совпадают в научных воззрениях о том, что музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, творческого осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. А. В. Луначарский считал, что музыка как способ познания не только помогает осознавать весь окружающий человеческий мир и природу, но является даже необходимым элементом такого познания, организуя идеи и в особенности эмоции человека (5).

Таким образом, музыка, в данной статье, рассматривается как творческий способ освоения и познания ребёнком-дошкольником эмоционально-культурного аспекта общества, который формирует творческое отношение человека и общества к окружающему миру и к самим себе, их оценки действительности, их взгляды, вкусы, идеалы и представляет собой одно из самых могущественных средств формирования творческой культуры личности дошкольника.

Формирование творческой культуры ребёнка дошкольного возраста - это формирование индивида, обладающего высоким уровнем мотивационно-познавательной сферы, взаимодополняющими видами мышления («вертикальным», латеральным, конвергентным, дивергентным); способным к созданию принципиально новых, объективно и субъективно значимых ценностей в соответствии с возрастными особенностями; жизнеспособность и готовность в современных условиях творчески преобразовывать усвоенные алгоритмы поведения, комбинировать ранее приобретённый информационный опыт. Прогнозируемым результатом процесса формирования творческой культуры дошкольника средствами музыки является становление и развитие творческой, вариативно мыслящей личности, с развитым чувством нового и стремлением к созида-

нию, готовым объективно и субъективно воспринимать и усваивать новые знания окружающего мира. Креативная сторона субкультуры ребёнка-дошкольника, а в будущем взрослого человека, проявляется в поиске и создании новых, оригинальных ценностей, в творческом отношении к труду, творческой инициативе, в преодолении трудностей, в творческом риске, чувстве новаторства, способности дерзать.

Процесс формирования творческой культуры дошкольников имеет свои особенности, которые связаны с возрастными особенностями дошкольного возраста. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Данные отечественных и зарубежных исследований (Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комиссарова, А. Катинене, А. Вайчене, К. Форай, А. Атанасова, Э. Седлачкова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов творческой деятельности наиболее привлекает дошкольников - музыкальная.

Творческая музыкальная деятельность дошкольников, по мнению О. П. Радыновой, это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется формирование творческой культуры дошкольника. Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки (9). В связи с этим далее данный вид музыкальной деятельности мы рассмотрим более подробно.

Вопросы развития музыкального восприятия изучались С.Н. Беляевой-Экземплярской, Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А. Ка-тинене, О.П. Радыновой, С.М. Шоломович и др. Установлено, что у ребёнка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями.

Физиологическую особенность восприятия музыки как искусства, располагаю-

щегося во времени исследовал И. М. Сеченов. По его мнению, слуховое восприятие, как и мышечное, связано с временными ощущениями, в то время как зрительное - с пространственными. «Если на слух человека падает какой-нибудь звук, например, музыкальный тон, то человек чрезвычайно легко определяет его продолжительность и характеризует это словами... В способности уха ощущать тягучесть звука лежит условие для анализа последнего во времени. Этой способностью обладают в наивысшей степени певцы. Но ведь та же способность должна лежать и в основе умения придавать своей речи определённый характер: один слог протянуть долго, другой меньше, а третий произнести очень отрывисто. Стало быть, этой способностью обладают уже и «неразумные дети» (10, с. 77). Восприятие объединяет высшие уровни психической деятельности, в том числе и речь.

Психолого-педагогические исследования процесса восприятия доказывают его сложность и активность, которое требует значительной аналитико-синтетической работы. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Восприятие даёт целостный образ. Так, воспринимая мелодию, услышанные ранее ноты ещё продолжают звучать в уме, когда наступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает её структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в неё элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма (8, с. 221).

Музыкант-психолог Е.В. Назайкин-ский различает два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно. «Музы-

кальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха». Важно формировать именно музыкальное восприятие - восприятие, «адекватное музыке, её художественному смыслу» (6, с. 91).

Для характеристики художественного характера восприятия представляются интересным некоторые его черты. П.И. Иванов выделяет непроизвольное восприятие, вызываемое теми объектами, которые «выделяются своей яркостью, красочностью, звучностью, подвижностью, контрастностью». И произвольное восприятие, которое связано уже со специально поставленной целью - посмотреть картину, послушать музыку и т. д. В произвольном восприятии особую роль играет внимание, обусловливающее полноту, ясность восприятия, а также и наблюдательность, помогающая установить сходство и различие, выделить основное (3).

Некоторые данные ранних исследований восприятия разнохарактерной музыки показали, что дошкольники предпочитают весёлую и маршевую музыку. На этом основании определялась некоторая эмоциональная односторонность детей. Данные эти в последующих исследованиях не подтвердились. О.П. Радынова считает необходимым использовать разнообразную по эмоциональному содержанию музыку, знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, приучая к их интонационному языку (9). Только в этом случае процесс восприятия музыки в формировании творческой культуры дошкольника будет эффективным.

Н.А. Ветлугина целью формирования творческой культуры средствами музыки считала развитие музыкальности ребёнка, понимаемой как: способность целостного восприятия музыки (слушание и сопереживание) и дифференциацию средств выразительности; исполнительские способности;

способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях (2, с.71).

Как показали исследования К. В. Тарасовой, в процессе творческого восприятия музыки развивается музыкальное мышление, музыкальные способности, что является необходимыми компонентами в развитии познавательной сферы и базовой основой в процессе формирования творческой культуры дошкольника. К. В. Тарасова, занимаясь музыкальным восприятием в русле исследования онтогенеза музыкальных способностей дошкольников, выявила особенности восприятия двух слоёв содержания музыкальных произведений - интонационно-смыслового и интерпретации, определяемого социокультурным и личностным опытом ребёнка. Результаты исследования показали, что в период дошкольного детства музыкальное восприятие формируется покомпонентно: сначала происходит становление восприятия интонационной стороны музыки, а позже - её аналитической формы. Таким образом, при разработке специальной методики формирования мелодической ориентации музыкального восприятия возможно становление его высоких форм (12).

К.В. Тарасова обращает внимание на характер синтетической деятельности (музыки и игры, музыки и картинок) как необходимое условие продуктивного процесса восприятия и развития музыкального мышления. Методика обучения детей воспринимать музыку выстраивается от понимания общего нахождения жизненных аналогов чувствам и образам к всё более тонкому слушанию средств музыкальной выразительности и мелодической ориентации, которая приводит к значительному обогащению интерпретации музыкальных образов.

Сложность восприятия музыкального произведения, по мнению А.В. Шумаковой, состоит в том, что код, символ и знаки музыки закрытые. Передаваемая в ней идея непосредственно не обозначается, наоборот, она завуалирована в кодовой структуре произведения, с тем, чтобы ожить, творчески проявиться в голове воспринимающего в

виде компонентов управляющей модели поведения - побуждений, стремлений, реализуемых во внешних творческих действиях субъекта(16).

Таким образом, так как восприятие музыки является самым доступным творческим видом деятельности дошкольника, необходимо повышать продуктивность и эффективность данного вида музыкальной деятельности путём целеполагания, синтезирования (рисование, лепка, ритмопластика, стихотворения, «словесные зарисовки» и т.д.) и интеграции (музыка + все виды искусства; музыка + ТРИЗ; музыка + математика и т.д.). Такой подход обеспечивает успешное формирование творческой культуры ребёнка через музыкальное восприятие, наряду с которым развиваются все основные психические процессы, необходимые в эффективном осуществлении воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения согласно не только со стандартом образования, но и за рамками стандарта. От качества воспитания и образования зависит формирование индивидуальности каждого ребёнка, а также развитие творческого потенциала общества. Так как дошкольная воспитательно-образовательная система первая, основная и фундаментальная ступень в становлении личности, то творческая культура ребёнка-дошкольника является неотъемлемым компонентом в процессе формирования всесторонней гармонично развитой личности, в будущем, достойного субъекта прогрессивного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Ленинград.: Музыка, 1973.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1967.

3. Иванов П. И. Психология. - М.: Учпедгиз, 1955.

4. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. - М., 1986.

5. Луначарский А.В. В мире музыки. Статьи и речи. -М.: Советский композитор, 1971.

6. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. -М., 1980.

7. 7. Оганов А.А. Теория культуры: учеб. пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

8. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1998.

9. 9. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 1994.

10. Сеченов И. М. Произвольные движения // Рефлексы головного мозга, т. 2. - М.: Учпедгиз, 1953.

11. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. -М.: Музыка, 1975.

12. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988.

13. Тасалов В. И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика. - М.: Знание, 1990.

14. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

15. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории, в 2т. - М.: Мысль, 1993.

16. Шумакова А.В. Мир музыки и ребёнок в нём // Ребёнок в мире культуры / Под ред. Чуми-чевой Р.М. - Ставрополь: Ставропольсер-висшкола, 1998.

Об авторе

Ситникова Оксана Владимировна, музыкальный руководитель МДОУ ЦРР д/с № 39 «Радуница» г. Ставрополя, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования (СКИПКРО), соискатель кафедры ППВШ СевКавГТУ. sitnikova.oksana@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.