Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций в процессе профессионального становления будущих социальных педагогов'

Формирование ценностных ориентаций в процессе профессионального становления будущих социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Е. В.

В статье представлен анализ ценностных ориентаций студентов, их описание, способы формирования; делаются выводы о возможности формирования ценностных ориентаций в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping the value orientations in the process of teaching professional future social teachers

In the article the analysis of the value orientation of the students, their description, ways of shaping are presented and conclusions of possibility of shaping the value orientation in high school are made.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций в процессе профессионального становления будущих социальных педагогов»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

са, и осуществление административно-организационных функций: планирования; принятия определенного решения; передачи решений исполнителям; контроля за ходом выполнения решений.

Следует отметить, что управление творческой активностью будущего учителя предполагает управление мотивами, целями, чувствами и настроением в целях регулирования их деятельности.

Важной составляющей технологического блока выступают уровни творческой активности будущего учителя, на наш взгляд, подразделяемые на:

— ситуативно-неустойчивый, характеризующийся ситуативным интересом к познавательной деятельности, переживанием отрицательных эмоций при столкновении с задачами, требующими длительного и большого интеллектуального напряжения, уход от сложных задач творческого характера;

— воспроизводящей активности, для которой характерен репродуктивно-активный стиль деятельности, а учащиеся имеют высокие социальные мотивы, их познавательная деятельность носит активный характер, но установка на творческую деятельность отсутствует;

— потенциально-творческий, для которого характерна творческая мотивация, оказывающая заметное влияние на стиль мышления и деятельность будущего учителя;

— творчески-преобразующий, характеризующийся сформированной творческой мотивацией, постоянным стремлением к самостоятельному поиску нерешенных творческих задач, яркостью переживаемых интеллектуальных, положительных и отрицательных чувств, выступающих самодовлеющей побудительной силой.

Главной особенностью модели формирования творческой активности будущего учителя выступает

мотивационно-потребностня сфера, что требует обновления образовательного процесса на мотивационной основе. Такой подход позволит педагогам отойти от абсолютизации внешних условий и сведения процесса развития творческой активности будущего учителя к механически понятой заданности цели извне.

Библиографический список

1. Андреев В. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Издательство Ростовского университета, 1983.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб пособие для студ. выс. учеб. заведений. - Издательский центр «Академия», 2002.

4. Гаджиев Г.М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002.

5. Галустов Р.А. и др. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии. М., 2002.

6. Кирсанов А.А., Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995

7. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., Наука. 1973.

БИЛАЛОВ Магомед Курбандибирович, ассистент кафедры теории и методики профессионально-педагогического образования.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.10.2007 г.

© Билалов М.К.

УДК 378 Е. В. ИСМАИЛОВА

Челябинская государственная академия культуры и искусств

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

В статье представлен анализ формирования; делаются ориентаций в вузе.

Формирование личности молодого человека определяется ценностями, которые влияют на его повседневное поведение и профессиональное становление. Современное российское общество является системой институтов, реализующих определенные функции: экономические, финансовые, просвещения, культуры, спорта, религиозные.

Профессиональному становлению современной молодежи способствует система социокультурных

ценностных ориентаций студентов, их описание, способы выводы о возможности формирования ценностных

ценностей, которая характеризует мобильную и открытую на изменения личность. Такая личность обладает следующими чертами: самостоятельность, компетентность, серьезность, способность к принятию инноваций, отсутствие конформизма, чувство ответственности, развитые познавательные потребности, способность к конкуренции.

Ценностные ориентации раскрывают цели, отражают идеалы, характеризуют интересы, потребнос-

ти, убеждения личности. Педагогической наукой выделены аспекты формирования ценностных ориентаций. К ним относятся: многосторонняя ценностная ориентация, соответствующая современному этапу общественно-экономического развития общества; опережающая ценностная ориентация, направленная на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов; социально ценные умения в процессе освоения социальных ценностей в различных видах деятельности.

Профессия социального педагога утверждена в Российской Федерации сравнительно недавно, в 1991 году. Новая для российской действительности профессия относится к числу «помогающих» (helping professions). Какие ценностные ориентации, ценностные позиции, на которых стоит социальный педагог должны быть сформированы в процессе профессионального становления в вузе?

Рассмотрим профессиональные ценности, которые чаще всего выделяются авторами из всего перечня ценностей социальной педагогики.

Профессор П. Я. Циткилов в качестве базовых ценностей социальной педагогики выделяет гуманизм, характеризующий отношение социальных педагогов к людям, и альтруизм, характеризующий готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей

Е. И. Холостова отмечает, что при подборе кадров в области социальной педагогики необходимо учитывать ценностные ориентации кандидата. Среди предпочтительных ценностей автором выделяются: самоконтроль и самокритичность, самооценка своих поступков; коммуникабельность, эмпатич-ность, аттрактивность (внешняя привлекательность).

Е. Р. Ярская-Смирнова выделяет следующие ценности социальной педагогики: уважение личности и признание самоценности каждого индивида; принятие другого человека таким, какой он есть; неосуждающее отношение к людям; уважение права каждого на самоопределение; вера в человеческую способность к изменению и улучшению; умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности; индивидуальный подход к каждому; уважение конфиденциальности; эмпатия; эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т. е. умение достигать эмоциональной связи с людьми, но при этом контролировать себя; профессиональное развитие; стремление к социальной справедливости.

Итак, ценности какой-либо профессии - это устойчивые представления, убеждения о людях, их целях, способах достижения этих целей и предпочтительных условиях жизни. Такие ценности суть некоторые идеальные представления о том, каким должен быть мир и какова норма человеческого поведения в этом мире.

Из достаточно большого числа профессиональных ценностей социального педагога можно выделить следующие главные социокультурные ценности:

1. Человек, как наивысшая ценность. Каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность, следовательно, профессиональное взаимодействие (интеракции) с людьми должно способствовать утверждению их достоинства и индивидуальности.

2. Творчество как способность человека «действовать в неопределенных ситуациях», реальное преобразование предметной действительности, культуры и самого себя (нравственное творчество).

3. Профессиональное общение. Люди имеют право на свободу до тех пор, пока они не посягают на права других, следовательно, профессиональное общение (трансакции) с людьми в процессе поиска и активизации их ресурсов должно усиливать их самостоятельность и способность к самоопределению.

4. Эмпатия как основа профессионального общения специалиста в области социальной работы, сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого.

5. Нравственные нормы, и ценности: ценности долга, ответственности, гуманизма, семьи, коллективизма, достоинства и другие.

Если мы рассмотрим каждую из социокультурных ценностей социальной педагогики в отдельности, то убедимся, что ни одна из них не является специфической лишь для этой профессии. Однако именно их уникальное сочетание отличает социальную педагогику от других профессий.

Существуют также инструментальные, или операциональные, ценности, которые относятся к желаемым средствам достижения целей, например к предпочтительному типу поведения, этикету, манерам. Операциональными ценностями профессионального поведения социального педагога являются: доброта, открытость, заботливость и ответственность, умение хранить конфиденциальность информации, переданной ему. Право на самоопределение также является инструментальной ценностью социальной педагогики.

Гибкость - еще одно ценное качество, необходимое для достижения согласия и компромисса в переговорах различных сторон, каждая из которых имеет собственные предпочтения.

Значимость формирования ценности труда у молодежи подчеркивали философы Платон и Аристотель. В.А. Караковский, выделяя несколько уровней общечеловеческих ценностей, ценность труда ставит на втором уровне — ценностей более высокого прядка. Н.Е. Щуркова характеризует труд как наивысшую базовую ценность наряду с познанием.

В психологических исследованиях ориентация на труд изучается во взаимосвязи с мотивацией трудовой деятельности. М.И. Божович подчеркивал, что ценностные ориентации определяют мотивацию поведения человека и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. В зависимости от сформированных ценностных ориентаций будут определяться мотивы трудовой деятельности будущего специалиста.

Проблема выявления основ профессионализма социального педагога раскрыта в трудах М. А. Гала-гузовой, И. А. Зимней, Р. А. Литвак, А. Ф. Никитина, Е. Р. Ярской-Смирновой и др. Профессионализм формируется во взаимосвязи с ценностными установками специалиста и включает в себя базовые и специальные компетентности.

Базовые компетентности предполагают сформи-рованность первоначального уровня профессиональных умений и приобретаются в системе профессионального образования. Последующее развитие профессионализма происходит через сочетание опыта работы и дальнейшего образования.

Социальным педагогам часто приходится анализировать, критически осмысливать и творчески походить к решению каждого конкретного случая. Востребованность творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения молодых людей

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

на современном рынке труда, актуализирует ценность творчества. Проблема творчества широко освещена в трудах отечественных (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) ученых.

Развивая идею личности как творчески действующего индивида, В. В. Давыдов определяет акт творчества как «реальное преобразование предметной действительности, культуры и самого себя». При этом он включает в понятие творчества также нравственное творчество.

В процессе подготовки будущего специалиста в области социальной педагогики необходимо формировать ценность творчества, развивать потребность принимать собственные решения независимо от внешних воздействий, сиюминутных условий и ограничений.

Ориентация на творчество, с точки зрения А. А. Леонтьева, предполагает открытие перед человеком всего спектра возможностей и ориентацию его на свободный, но ответственный обоснованный выбор той или иной возможности.

Главным побудительным мотивом творчества, по мнению К. Роджерса, является стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала будущего социального педагога — условие его успешной творческой деятельности.

Творчество присуще всем людям, однако необходимо целенаправленное формирование ценностей творчества, способствующее сохранению и развитию данного качества у будущих специалистов.

Профессионализм социального педагога напрямую зависит от выраженной ориентации на профессиональное общение с людьми, представителями государственных и общественных организаций. Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности.

В процессе общения обеспечивается единство целей людей, осуществляется их консолидация и упорядочивается их целенаправленная деятельность. Кроме этого, общение является важнейшим фактором формирования личности человека.

На наш взгляд основой профессионального общения специалиста в области социальной педагогики является способность к эмпатии. К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии (Т. П. Борисенко, Т. П. Гаврилова, Э. Р. Джарказян и др.).

Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению, различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и эффективным реакциям другого человека, когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.) и предикативную «эмпатию», проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого.

Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с возрастом, зависит от

жизненного опыта человека, его профессиональных занятий, уровня профессионального мастерства, от объекта восприятия (человек, либо это животное, или художественное произведение и др.), от позиции (статуса) субъекта, и от большинства личностных характеристик и особенно от потребности в общении.

У людей равнодушных, сосредоточенных на самих себе, эгоистичных, требовательных, — низкий уровень эмпатии, а высокий уровень эмпатии чаще встречается у людей сердечных, щедрых, оптимистичных.

Развитие эмпатии сильнее всего связано с воспитанием у человека непроизвольно проявляющихся нравственных мотивов, за которыми обязательно стоит все более крепнущая потребность жить для других людей и быть им полезным. Через формирование эмпатии достигается не одно лишь приобщение ребенка, подростка, юноши к миру переживаний других людей. Повторяющиеся ее проявления по все новым поводам и по отношению ко всем новым людям означают вместе с тем создание в воспитании человека как личности важнейшей предпосылки закрепления у него убеждения ценности другого человека и поведения, направленного на его благополучие.

Эмпатия важна для социальных педагогов, чтобы проявить ее в общении с людьми, почувствовать и показать свои чувства им. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально обусловленным, развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению, и прежде всего в области социальной педагогики.

Важную роль в личном и профессиональном становлении будущих социальных педагогов играют нравственные ценности: чувство долга, честь, порядочность, доброта. Долг — это превращение требований нравственности, общих для многих людей, в личную задачу человека, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Если долг социального педагога состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, и практически осуществить моральные требования, то вопрос, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности специалиста. Ответственность социального педагога — это соответствие моральной деятельности специалиста его долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей человека.

Н.Е. Щуркова наивысшей нравственной ценностью называет гуманизм, проявляющийся в отзывчивости, доброжелательности, внимательности и чуткости. Основным объектом гуманного отношения является человек как таковой. Ориентация на интересы другого человека, коллеги по работе, сопереживание его проблемам, оказание ему помощи, идентификация себя с другим человеком — это все различные проявления гуманизма, необходимые социальному педагогу в будущей профессиональной деятельности.

Достоинство — качество, отражающее отношение человека к самому себе. Оно неразрывно связано с гуманизмом и истинным коллективизмом. Отсутствие достоинства порождает хамство, завистливость, жестокость. В деятельности специалиста в области социальной педагогики достоинство, умение выстраивать отношения партнерства будет определять уровень профессионализма.

Мы рассмотрели систему социокультурных ценностей будущих специалистов в области социальной педагогики. Данная система включает в себя ценнос-

ти труда, творчества, профессионального общения, эмпатии и общечеловеческие нравственные ценности (ценности долга, ответственности, гуманизма, семьи, коллективизма, достоинства и другие).

Формирование ориентации на социокультурные ценности приобретает огромное значение в процессе профессионального становления будущих специалистов. Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологичес-

ких свойств через решение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью.

ИСМАИЛОВА Елена Викторовна, заведующая аспирантурой Челябинской государственной академии культуры и искусств, соискатель кафедры педагогики и психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2007 г.

© Исмаилова Е.В.

УДК 378 (471.67) Д. А. САЛМАНОВА

Дагестанский государственный педагогический университет

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье на основе анализа проведенных исследований в области подготовки педагога к профессиональной деятельности выявлены средства формирования его педагогической культуры, в частности механизм использования социально-педагогического тренинга, обеспечивающего успешность и эффективность овладения соответствующими умениями. Обоснованы сущность, функции и компонентный состав, социально-педагогического тренинга, ориентированного на продуктивные социальные межличностные отношения, развитие способностей личности студента через понимание себя в роли педагога процесса

обучения и т. д.

В современной педагогической науке в качестве средств с одной стороны рассматривают различные виды деятельности..., а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для организации педагогического процесса..., при этом нередко методические приемы и сами методы отождествляются со средствами обучения и воспитания (3).

По нашему мнению, одним из эффективных средств профессиональной подготовки выступает социально-педагогический тренинг, ориентированный на формирование умений и навыков построения продуктивных социальных межличностных отношений, анализ педагогических ситуаций со своей точки зрения и с позиции обучаемых, развитие способностей познания и понимания себя и других в процессе обучения, рефлексии и т. д.

При рассмотрении проблем формирования педагогической культуры необходимо учитывать ее непрерывный характер, ориентированный на обеспечение профессиональной компетентности, креативного мышления, аналитических, проективных и других умений, овладение техниками речи перевоплощения, влияния и т. д.

Анализ практики подготовки педагогов показывает, что возможностями по формированию перечисленных компонентов обладают все дисциплины психолого-педагогического цикла, поскольку затра-

гивают различные аспекты педагогической деятельности в рамках своих предметных областей, а также специальные дисциплины.

При этом уровень ориентированности недостаточный, поскольку организация практической составляющей подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности носит теоретический характер, не обеспечивается развитие профессиональных умений, мотивация к их формированию характеризуется лишь новообразованием собственной познавательной деятельности студента, зачастую имеющей внеучебную природу.

Следовательно, формирование педагогической культуры будет успешным и эффективным только при научно обоснованном, комплексном, спланированном использовании средств воздействии на все компоненты подготовки, способствующие социализации личности будущего педагога.

Кроме того, тренинговые занятия, и в частности социально-педагогический тренинг, обеспечивает эффективность формирования не только необходимых умений и навыков, но и подготовки будущих педагогов к творческой педагогической деятельности. Следует отметить, что тренинговые занятия не могут заменить другие или остаться единственным средством формирования педагогической культуры личности будущего педагога, а должны сочетаться с такими формами, как изучение соответствующей

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.