Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций у курсантов военных вузов'

Формирование ценностных ориентаций у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1531
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ / VALUE ORIENTATIONS / MILITARY STUDENTS / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ACTIVITIES FOR ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL PROVISION OF OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубан Алексей Васильевич

Проведен анализ структуры ценностей курсантов военного вуза. Дано обоснование необходимости формирования ценностных ориентаций будущих офицеров на этапе обучения в вузе. Рассмотрены мероприятия, способствующие повышению эффективности формирования у курсантов ценностных ориентаций в процессе их обучения и воспитания в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубан Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS FORMATION OF STUDENTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The analysis of the value structure of students of a military higher education institution has been carried out. The substantiation of the necessity of value orientations formation of future officers at the level of studying at a higher education institution has been presented. The activities promoting the increase of the efficiency of value orientations formation of military students in the course of their education in a military higher education institution have been considered.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций у курсантов военных вузов»

УДК 37.032.2

Рубан Алексей Васильевич

Соискатель Филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани mal7439@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Проведен анализ структуры ценностей курсантов военного вуза. Дано обоснование необходимости формирования ценностных ориентаций будущих офицеров на этапе обучения в вузе. Рассмотрены мероприятия, способствующие повышению эффективности формирования у курсантов ценностных ориентаций в процессе их обучения и воспитания в военном вузе.

Ключевые слова: ценностные ориентации, курсанты, военный вуз, система мероприятий по организационнопедагогическому обеспечению оптимизации процесса воспитания и развития ценностных ориентаций.

Ruban Alexey Vasilyevich

Postgraduate Student of the affiliated branch of Kuban State University in the city of Slavyansk-on-Kuban

mal7439@yandex. ru

VALUE ORIENTATIONS FORMATION OF STUDENTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The analysis of the value structure of students of a military higher education institution has been carried out. The substantiation of the necessity of value orientations formation of future officers at the level of studying at a higher education institution has been presented. The activities promoting the increase of the efficiency of value orientations formation of military students in the course of their education in a military higher education institution have been considered.

Key words: value orientations, military students, military higher education institution, system of activities for organizational and educational provision of optimization of the process of education and development of value orientations.

Современный этап военного строительства в России детерминирован принципиально новыми процессами, происходящими в экономической, политической, социальной, духовной и идеологической сферах общественной жизни. Наряду с выработкой военной политики, ориентацией на качественные параметры материально-технического оснащения войск, их комплектованием, в Вооруженных Силах особое значение приобретают проблемы, связанные с формированием и развитием ценностных ориентаций военнослужащих. Высокие требования предъявляются к эффективности образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях.

Российское общество переживает сложные социально-психологические процессы, когда в нем в целом не выработана единая государственная идеология и не определены приоритеты развития, а ценностные ориентации большинства граждан размыты. В общественном сознании людей, прежде всего, молодежи, усиливаются проявления духовной и нравственной опустошенности. Все это негативно влияет на процесс формирования мировоззрения курсантов, становление и развитие личности защитника Отечества. Для многих молодых людей, поступающих в военные вузы, характерен нарастающий прагматизм, не подкрепленный чувством патриотизма. Специфика военно-профессиональных мотивов курсантов военных вузов на современном этапе развития российского общества связана с ухудшением отношения молодежи к военной службе, что сделало ее менее престижной и существенно затруднило процесс комплектования силовых структур Российской Федерации офицерским составом [1, с. 2].

Изучение сложившейся системы подготовки курсантов показывает, что она не в полной мере отвечает социальному заказу формирования личности будущих офицеров.

В результате проведенного в военном вузе изучения структуры ценностных ориентаций и учебной мотивации курсантов первого курса обучения, было выявлено, что у 91% респондентов в иерархической структуре ценностей доминируют ценности, которые являются «базисными» (первичными, низшими) и характеризуют направленность личности на защиту собственной физической жизни, материальное благополучие, а также обеспечение взаимодействия с внешней средой.

У 4% обучаемых наблюдается выраженность ценностей, которые отражают значимость для личности свободы от ограничений, желание не придерживаться установленных норм и правил, стремление к самоутверждению за счет независимости от регламентирующих обстоятельств.

И только у 5% испытуемых первое место в иерархической структуре ценностей занимают ценности, которые характеризуют направленность личности на профессиональное совершенствование и творческое саморазвитие. Для данной группы курсантов характерно стремление к творческой деятельности, расширению своего образования, кругозора и интеллектуального развития.

Такое соотношение противоречит целям и ценностям, присущим силовым структурам. Таким образом, в настоящее время назрела потребность поиска новых подходов и способов формирования в сознании курсантов адекватной предназначению военнослужащего системы расстановки приоритетов и профессионально-важных ценностных ориентаций, в том числе, с точки зрения более полного использования потенциала воспитательной работы.

Процесс формирования и развития ценностных ориентаций курсантов является очень многоплановым. Поэтому важным требованием, предъявляемым к данному процессу, является целостность, т.е. наличие устойчивых взаимосвязей между его элементами, а также специализированных качеств, присущих педагогическому процессу в целом. Для придания целостного характера процессу профессиональной подготовки следует, прежде всего, упорядочить его структуру, т.е. совокупность комплекса присущих ему элементов и взаимосвязей между ними [2].

Разработанная структурно-содержательная модель представляет собой совокупность следующих компонентов: целей, задач, содержания, деятельности и результатов процесса формирования ценностных ориентаций, а также форм и методов его организации. Выделение данных структурных компонентов достаточно условно, так как четко выраженных границ между звеньями данного процесса практически не существует. На практике все они взаимосвязаны и взаимодействуют одно с другим, хотя специфика каждого из них проявляется в процессе профессиональной подготовки курсантов.

Кроме того, нами была разработана система мероприятий по организационно-педагогическому обеспечению оптимизации процесса воспитания и развития ценностных ориентаций у курсантов.

Данная система включает комплекс мер, направленных на решение единой проблемы, отличающейся особой сложностью и требующей объединения усилий исполнителей. Ее основным назначением и достоинством является упорядочение действий всех субъектов образовательного процесса с ориентацией на конечный результат.

В качестве основных мероприятий, способствующих повышению эффективности формирования у курсантов ценностных ориентаций в процессе их обучения и воспитания в военном вузе, мы выделяем следующие:

- внедрение в деятельность военного вуза системы психолого-педагогического сопровождения;

- включение курсантов в активную социально-значимую деятельность в качестве субъектов образовательного процесса;

- построение профессиональной психолого-педагогической подготовки преподавателей института как непрерывно развивающейся системы, в соответствии с особенностями педагогического процесса в высшей военной школе;

- повышение уровня профессионально-педагогической культуры командного состава военного вуза, развитие качеств, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса;

- организация деятельности нештатных офицеров-кураторов;

- создание и поддержание особой духовно-нравственной атмосферы, формирование положительных традиций;

- организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации кандидатов на обучение в военном вузе по соответствующим специальностям;

- внедрение методики рейтинговой оценки курсантов, совершенствование системы распределения выпускников с учетом их подготовленности, структуры и направленности мотивации, целей на предстоящую службу и др.;

- организация диагностики и мониторинга процесса формирования учебной и военнопрофессиональной мотивации курсантов и целенаправленное управление данным процессом.

Внедрение в деятельность военных вузов данной системы мероприятий позволяет повысить эффективность процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Улыбин С.В. Динамика развития военно-профессиональной мотивации у курсантов военных институтов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.

2. Веретин С.В., Тымчук О.Н. Формирование профессиональной культуры у курсантов высших военно-учебных заведений. Ульяновск, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.