Научная статья на тему 'Формирование целей творческой деятельности личности на основе ТРИЗ'

Формирование целей творческой деятельности личности на основе ТРИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ) / АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE THEORY OF INVENTIVE PROBLEM SOLVING (TRIZ) / FACTOR ANALYSIS OF PERSONALITY’S TARGETS / CREATIVE ACTIVITY / DIAGNOSTICS OF PERSONALITY IN A CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехова Г. В.

В основе научного исследования положения о постановке целей в творческой деятельности на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В статье проведен анализ проблемы диагностики личности на основе ТРИЗ творческой деятельности, предложена модель диагностики целеполагания в творческой деятельности. Теоретическое определение факторов проведено на основе функционального, диалектического, системного, ресурсного, рефлексивного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терехова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование целей творческой деятельности личности на основе ТРИЗ»

Терехова Г.В. ©

Докторант кафедры теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ

ТРИЗ

Аннотация

В основе научного исследования положения о постановке целей в творческой деятельности на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В статье проведен анализ проблемы диагностики личности на основе ТРИЗ творческой деятельности, предложена модель диагностики целеполагания в творческой деятельности. Теоретическое определение факторов проведено на основе функционального, диалектического, системного, ресурсного, рефлексивного подхода.

Ключевые слова: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), анализ целей личности, творческая деятельность, диагностика личности в творческой деятельности

Keywords: the theory of inventive problem solving (TRIZ), factor analysis of personality's targets, creative activity, diagnostics of personality in a creative activity

Одно из направлений современных психологических исследований сформировано на сопоставлении филогенетического и онтогенетического творчества. Это обуславливает изучение роли внешних и внутренних факторов, репродуктивных и продуктивных процессов, интуитивной и технологической составляющей в творческой деятельности личности. Актуальность данного направления также обусловлена прикладным исследованием творчества как инновационного процесса. В связи с этим предметом психологических исследований становятся руководители, изобретатели и инноваторы, способные ставить и выбирать масштабные цели в профессиональной деятельности [3].

Целью нашего исследования является выявление факторов, способствующих целеполаганию в процессе инновационной деятельности сочетающей интуитивно-субъективное и объективно-технологическое творчество. Объектом исследования определен творческий процесс на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Особенностью формирования целей личности на основе ТРИЗ являются теории, составляющие основу этой науки и соответственно определяющие методологические подходы к изучению проблемы: диалектический, системный, функциональный, ресурсный, идеализации.

Методологические аспекты изучения проблемы формирования творческой личности на основе ТРИЗ представлены в работах исследователей: Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, И.Л. Викентьев,

A.А. Гин, М.С. Гафитулин, Б.Л. Злотин, Г.И. Иванов, А.Л. Камин, В.А. Королев, С.С. Литвин,

B.В. Лихолетов, М.И. Меерович, И.Н. Мурашковска, А.А. Нестеренко, Г.И. Паренчик, В.М. Петров, Т.А. Сидорчук, А.Б. Сокол, Н.Н. Хоменко, В.А. Ширяева, Н.А. Шпаковский, Л.И. Шрагина и др.

С точки зрения исследователей ТРИЗ, цель может быть продуктом самой деятельности, определяющим признаком творческой личности, результатом становления личности в творческой (продуктивной) деятельности. Поэтому анализ процесса формирования целей должен отражать оценку личностью как промежуточных (в процессе решения задач по цели) так и конечных результатов деятельности (достижение цели), а также направленность исследования, идею, идеализацию, ресурс, противоречие, постановку задач, модель, образ, разрешение противоречия, осознаваемые когнитивные и личностные изменения и др., а также следующую или преобразованную цель.

Определение факторов, влияющих на постановку целей может осуществляться теоретическим и эмпирическим способом. Теоретической основой для выявления факторов, влияющих на целеполагание в творческой деятельности на основе ТРИЗ являются закономерности освоения способов анализа проблемной ситуации, формирования выбора задач, требующих решения, определение ключевых противоречий, желаемого и идеального результата при постановке задачи.

Для выявления этих факторов были проанализированы исследования ведущих специалистов в области ТРИЗ (более 300 наименований) [5], отражающие процесс работы с проблемой: способы

©Терехова Г.В., 2013 г.

получения результатов, выбор масштаба задачи при анализе проблемной ситуации, способы установления потенциальной эффективности решения. Таким образом, было определено, что целеполагание как творческий процесс на основе ТРИЗ невозможен без освоения теорий: диалектики, идеализации, систем, ресурсов, функциональности, рефлексии.

Основу психологической интерпретации процесса целеполагания творческой деятельности на основе ТРИЗ составили исследования общих закономерностей творческого развития личности, отдельных ее свойств и психических состояний в ходе творческой деятельности, факторов составляющих индивидуальные различия в когнитивной и эмоциональной сферах, которые влекут за собой различия в поведении, способах саморегуляции, эмоциональных реакциях, способностях и склонностях, эффективности освоения и деятельности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, М. Воллах, В.Н. Дружинин, Н. Коган, В.А. Крутецкий, А.М. Матюшкин, С. Медник, И.И. Ильясов, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Р. Стернберг, Б.М. Теплов, О.К. Тихомиров, Э.П. Торенс, М.А. Холодная, А.А. Ухтомский, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич, М.Г. Ярошевский и др.).)

В теории развития творческой личности (Г.С. Альтшуллер, И.Л. Верткин и др.) [1] была определена взаимосвязь личности и системы, которую она развивает, внешние проявления творческого стиля жизни, стратегию постановки и достижения творческих целей. Авторами были проанализированы более двух тысяч биографий известных творческих личностей и определены закономерности в достижении ими результатов, выявлены типы и уровни творчества, по которым можно ранжировать результаты достижения личностью или коллективом целей. Установлена взаимосвязь между масштабом личности и масштабом ее целей: личности, занимающиеся созданием и развитием совершенно новых систем отличаются по своим ценностным установкам и стилю жизни от тех, кто работает на сохранение системы, закончившей свое развитие.

Среди признаков отличающих творческую личность были названы:

• достойная цель: наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей);

• программа: наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ;

• работоспособность: желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов;

• техника решения задач: владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к

цели;

• умение «держать удар»: способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути;

• результативность: соответствие достигнутых результатов (или их масштаба) поставленной

цели.

Понятие достойной цели, по мнению авторов, является системообразующим качеством личности, способной получать продукты высокого уровня значимости.

Проблема определения этапов постановки целей деятельности, в том числе и творческой, является предметом изучения нескольких отраслей психологиии педагогики: общая психология, психология творчества, акмеология, креативная педагогика. Решение этой проблемы представлено в работах педагогов и психологов В.И. Андреева, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, А. В. Брушлинского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, О. К. Тихомирова и др.

По мнению В.П. Зинченко деятельность как методологическая проблема психологии -«философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция», «синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения» [2, 136]. Разработанные в психологии структуры деятельности «разнообразны и трудно различимы», «существенно не полны».

Вместе с тем во всех разработанных структурах деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Г.П. Щедровицкий, В.Д. Шадриков и др.) представлены компоненты цели и мотивы, установлены связи между ними. По мнению А.Н. Леонтьева деятельности классифицируются, упорядочиваются, даже отделяются одна от другой именно по признаку мотива [4, 439]. Следовательно, творческая деятельность - это деятельность в основе которой лежит мотив творческой деятельности. По определению Б. Ф. Ломова - это далекий мотив, т.е. мотив, который будет «движителем» на протяжении длительного периода времени.

Эти положения, а также положения сформированные О.К. Тихомировым [6] о характеристиках действий и деятельности в целом, значимых в контексте проблемы целей и целеобразования, как процесса порождения новых целей согласованы с результатами, полученными исследователями в области ТРИЗ.

Тихомиров О.К. определяет следующие механизмы целеобразования:

а) преобразования побочного результата действия в цель на основе его осознания и связывания с мотивом;

б) превращение неосознанных предвосхищений в цель на стадии подготовки практического действия;

в) смена (переформулирование) целей при недостижении первоначально предвосхищавшегося результата;

г) усвоение заданной цели путем связывания ее с мотивом;

д) выбор одной из множества задаваемых целей;

е) превращение мотива в мотив-цель;

ж) выделение промежуточных целей как функции препятствия, совместной практической деятельности, соотнесенности предмета с несколькими потребностями, частичного удовлетворения потребности предметом;

з) переход от предварительных к окончательным целям;

и) образование иерархии и временной последовательности целей.

Однако, изучение проблемы целеобразования на основе ТРИЗ содержит отличия в описании установок и стратегий личности в творческой деятельности, диагностики личности в деятельности различного типа творчества. На основе анализа исследований направленности творческой деятельности на основе ТРИЗ определены по следующим основаниям: функциональность -нефункциональность, системность - несистемность, монолектичность - диалектичность -полилектичность, идеальность - ситуативность, ресурсность - нересурсность, рефлексивность -нерефлексивность. Таким образом, выявлены следующие факторы достижения целей в творческой деятельности: функциональная направленность в творческой деятельности, системная полнота творческих достижений, диалектичность творческих достижений, ориентация творческой деятельности на идеал, ресурсная направленность достижения творческих результатов, рефлексивная направленность творческой деятельности.

Для эмпирического исследования факторов была разработана методика диагностики личности, в основе которой метод опроса (138 утверждений). Она является средством получения информации о масштабе поставленной цели; наличии системы целей; способности достигать цель (работоспособность, умение держать удар, планировать творческую деятельность и др.); способах достижения цели; получении и оценивании результата.

В результате прохождения опроса можно ранжировать проявления личности по уровням осознанности достижения цели в творческой деятельности, в которой в свернутом виде, опосредованно, на основе проявлений определяются функциональные, диалектические, системные, идеальные, ресурсные, рефлексивные установки, ориентации личности в творческой (продуктивной) деятельности. Форма получения информации - распределенные по уровням проявления (высокий, средний, низкий) установки как регуляторы в основе которых потребности, мотивы, ценности, отношения, способы, они отражают способность осознанно осуществлять творческую деятельность.

Представим характеристику факторов анализа.

1 фактор. Функциональная направленность в творческой деятельности. Характеризует уровень осознанности: перспективности цели, масштаба решаемых задач, развития личности в творческой деятельности.

Уровни проявления:

Высокий уровень осознанности цели характеризует направленность личности на достижение результата высокого уровня творчества. Цель является определяющим фактором в творческой деятельности личности.

Средний уровень осознанности цели характеризует направленность личности на решение текущих актуальных задач. На этом уровне осознанности личность способна принять внешнюю цель и сделать ее направляющим вектором своего развития.

Низкий уровень осознанности цели характеризует направленность личности на исполнительскую деятельность. На этом уровне осознанности личная цель не имеет преимущества перед целями других людей и не является определяющим фактором в творческом развитии.

2 фактор. Системная полнота творческих достижений. Характеризует уровень системности осознания: закономерностей достижения цели, требований к личному вкладу в достижение цели, планирования достижений, выбора методов, ответственности за полученный результат.

Уровни проявления:

Высокий уровень системной полноты творческих достижений характеризуется осознанностью получения творческих результатов, опорой на закономерные связи между значимостью поставленной цели, личными возможностями и потребностями в ее достижении, умением управлять своими результатами, готовностью взять ответственность за полученный результат творчества.

Средний уровень системной полноты творческих достижений характеризуется осознанием личностью собственной значимости в процессе творческой деятельности, личных перспектив, удовлетворения собственных амбиций. Достижение цели является для личности средством удовлетворения актуальных (текущих, сегодняшних) потребностей, а полученный результат - новой возможностью в собственном развитии.

Низкий уровень системной полноты творческих достижений характеризуется неосознанностью средств, методов достижения цели, значимости полученных результатов. На этом уровне осознанности личность не способна управлять достижениями, нести ответственность за полученные результаты. Промежуточные результаты стимулируют творческое развитие, только при условии их внешнего одобрения, являются для личности случайным совпадением.

3 фактор. Диалектичность творческих достижений. Характеризует уровень осознанности: роли противоречий в достижении цели; направленности достижения цели: монолектичности, диалектичности, полилектичности; причин возникновения противоречий; разрешения противоречий (в пространстве и во времени).

Уровни проявления:

Высокий уровень диалектической осознанности достижений характеризует учет противоположностей в достижении целей; целенаправленное использование закономерности о неравномерности развития частей систем; умение получать результат, разрешая противоречия в пространстве и во времени.

Средний уровень диалектической осознанности достижений характеризует учет вариативности решений (полилектичность), в том числе и противоположных значений результата, готовностью решать задачи последовательно, находя компромиссные решения текущих задач на уровне следствий.

Низкий уровень диалектической осознанности достижений характеризует монолектичность (однонаправленность) результата, отсутствие навыков разрешения противоречий, ситуацию слабого управления достижением цели.

4 фактор. Ориентация творческой деятельности на идеал. Характеризует осознанность: построения идеального образа результата, процесса его построения, оценку на основе закона повышения степени идеальности, ориентации на идеальность, построения идеального конечного результата.

Уровни проявления:

Высокий уровень характеризует наличие системы целей, установок на получение результата близкого к идеальному, осознание ИКР как этапа решения задачи по цели, принятие решения с учетом изменения системы как носителя функции в направлении идеала, осознание идеальности как критерия оценки решения.

Средний уровень характеризует осознанность принятия решения на уровне аналогов, анализа опыта, ориентации на текущие изменения, целенаправленное преобразование на основе современных представлений, фактов, оценка решения с точки зрения эффективности.

Низкий уровень характеризует принятие решения на основе интуиции, перебора вариантов, ситуативной направленности в достижении целей, оценивание решения на основе экспертной оценки.

5 фактор. Ресурсная направленность достижения творческих результатов. Характеризует осознанность управления ресурсами: ресурсы как необходимый этап в достижении цели, учет и анализ имеющихся ресурсов, наличие стратегии выбора ресурсов, использование ресурсов системы.

Уровни проявления:

Высокий уровень характеризует осознанность ресурсов как необходимого элемента решения, отбор средств для достижения цели как параметра (характеристики) образа решения приближающего реализацию цели, способность получать высокого уровня результат минимальными затратами, управление временными и пространственными ресурсами достижения цели.

Средний уровень характеризует направленность достижения цели на основе сформированных внешними обстоятельствами представлений о целесообразности применения тех или иных средств, принятие решений на основе анализа эффективности уже имеющихся внесистемных ресурсов, частично контролируемый процесс достижения цели.

Низкий уровень характеризует неосознанность объектов проблемной ситуации как ресурсов, получение результата на основе перебора средств, не контролируемый процесс достижения цели, удовлетворенность любыми полученными решениями, стихийность получения результата.

6 фактор. Рефлексивная направленность творческой деятельности. Характеризует осознанность: применения специализированных мыслительных инструментов, необходимости отстаивать точку зрения, держать удар, адаптации в непривычных условиях, направленности в действиях, необходимости постоянного совершенствования как результата достижения цели, проверки и оценки результата. Уровни проявления:

Высокий уровень характеризует личность способную получать высокий результат творческой деятельности на основе переструктурирования собственного опыта, целенаправленного следования алгоритму решения задачи, способную отстаивать собственные идеи, использующую многокритериальный подход в оценке результатов, постоянно стремящуюся к самосовершенствованию.

Средний уровень характеризует личность способную получать результат на основе опыта, использования полученных ранее частичных решений, модификациях имеющихся результатов деятельности, способной на продвижение и оценку результата в области деятельности позволяющей быть успешным.

Низкий уровень характеризует личность решающую ситуативные проблемы на основе опыта, способную генерировать однотипные варианты решения, не уверенную в своих результатах, зависимую от внешней оценки результата деятельности.

В апробации приняли участие испытуемые различных профессий (певец-актер, руководитель подразделения вуза, спортсмен, изобретатель, переводчик, педагоги - преподаватели ТРИЗ, ТРИЗ-разработчики, доцент, профессор, директор предприятия, проректор университета, консультант по решению проблем), а также студенты технических и гуманитарных университетов, работающие над собственным проектом. Возраст испытуемых от 19 до 60 лет. Общее количество 200 человек.

На основе полученных данных выявлены значения распределения по факторам и уровням, позволяющие оценить освоение ТРИЗ и использование ее составляющих. Определены минимальные и максимальные значения по каждому из факторов, что позволяет повысить эффективность использования ТРИЗ при решении личностью проблем в профессиональной деятельности, требующей реализации инноваций, а также возможность составить рекомендации по дальнейшему улучшению решения проблем на основе ТРИЗ.

Литература

1. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности\ Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.

3. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография/ В.И. Долгова. - М.: КДУ, 2009. - 228 с.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология"/ Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.

5. Проблемы становления и перспективы развития ТРИЗ: аналит. обзоры по материалам Фонда материалов по ТРИЗ ЧОУНБ/ сост. В.Г. Березина, Л.А. Кожевникова, Выпуск 1. - Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. - 202 с.

6. Тихомиров О.К. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии [Электрон. ресурс]/Электронная библиотека МГППУ-1995г. Режим доступа: http://psycЫib.ш/mgppu/hre/hre-066.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.