Научная статья на тему 'Формирование толерантности субъектов образовательного процесса'

Формирование толерантности субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / СЕМЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / TOLERANCE / NATIONALITY / ETHNIC IDENTITY / MULTICULTURALISM / FAMILY / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Антонида Константиновна

Приведены результаты сравнительного социологического исследования уровня толерантности педагогов, родителей и детей в школах, целенаправленно формирующих межэтническую толерантность и не уделяющих этому серьезного внимания. По результатам анкетирования выяснилось, что по всем показателям уровень толерантности учеников экспериментальной школы на 10-15 % выше, чем контрольной. Показано, что ключевыми условиями формирования толерантных взаимоотношений является специальная подготовка педагогов, демократизация уклада школьной жизни и создание условий для совместной деятельности подростков различных национальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TOLERANCE OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

Gives the results of a comparative sociological study of the level of the tolerance of teachers, parents and children at schools, purposefully forming inter-ethnic tolerance, and not giving serious attention to this. On the results of questioning according to all indices the level of tolerance of the students of experimental school is 10-15% higher, than of the check school. It is shown that the special training of teachers and the creation of conditions for the joint activity of the adolescents of different nationalities is the key condition for the formation of tolerant interrelations.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности субъектов образовательного процесса»

УДК 37.013

А. К. Лукина

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Приведены результаты сравнительного социологического исследования уровня толерантности педагогов, родителей и детей в школах, целенаправленно формирующих межэтническую толерантность и не уделяющих этому серьезного внимания. По результатам анкетирования выяснилось, что по всем показателям уровень толерантности учеников экспериментальной школы на 10-15 % выше, чем контрольной. Показано, что ключевыми условиями формирования толерантных взаимоотношений является специальная подготовка педагогов, демократизация уклада школьной жизни и создание условий для совместной деятельности подростков различных национальностей.

Ключевые слова: толерантность, национальность, этническая идентичность, поликультурность, семья, образовательное пространство.

В связи с возрастанием миграционных потоков, усилением межэтнических и межкультурных контактов возникает вопрос о факторах, влияющих на формирование толерантности у школьников, способности к продуктивному разрешению конфликтов.

Для ответа на этот вопрос было проведено исследование в школах г. Красноярска на основании анкеты, разработанной в Центре социологии образования В. С. Собкиным и Д. В. Адамчуком [1] и адаптированной к задачам данного исследования. В нем принимали участие педагоги, учащиеся и родители школ, имеющих неоднородный этнический состав, причем в одной из них (экспериментальной) ведется целенаправленная работа по формированию толерантных взаимоотношений, формируется соответствующий уклад школьной жизни, во второй (контрольной) такая работа не ведется или проводится от случая к случаю.

Содержание работы экспериментальной школы включает:

- развитие различных форм ученического школьного самоуправления, внеучебной деятельности и дополнительного образования с целенаправленным включением в него детей-инофонов;

- формирование позитивного образа всех этносов, представленных в школе через проведение поликультурных праздников, внесение поликультурных аспектов в учебный процесс школы;

- становление и развитие позитивного образа будущего, выстраивание жизненных траекторий и самоопределение детей;

- включение родителей в проектирование уклада школьной жизни;

- проведение специальных проектировочных и обучающих семинаров, тренингов для педагогов.

Анализ ответов на вопрос об эмоциональном переживании собственной национальной принадлежности показывает, что большинству школьников свойственна позитивная этническая идентичность - 72 % учащихся контрольной и 61 % учащихся экспериментальной школы испытывают гордость за свою национальную принадлежность.

Отметим, однако, что под выбором такого ответа может «прятаться» и гиперидентичность, означающая признание превосходства собственной нации над другими, что не является признаком толерантности. И риск этого значительно выше в контрольной школе. С другой стороны, 7 % учащихся контрольной школы, в основном представители нерусской национальности, «предпочли бы родиться человеком другой национальности», что говорит об испытываемом ими дискомфорте в отношениях. Среди учащихся экспериментальной школы такой вариант ответа не выбрал никто.

Важным показателем межэтнической толерантности является эмоциональное принятие/непринятие представителей другой национальности. Анализ ответов на вопросы этого блока представлен в табл. 1.

Таблица 1

Результаты ответов учеников на вопросы об эмоциональном принятии/непринятии представителей других национальностей

Вариант ответа Количество ответов учащихся в школах, %

экспериментальная контрольная

1. Чувства, испытываемые при знакомстве с человеком другой национальности:

1.1. Раздражение - 2

1.2. Недоверие 4,8 14

1.3. Интерес 19 24

1.4. Уважение 11,9 6

1.5. Ничего особенного 40,5 28

1.6. Зависит от национальности 23,8 26

2. Оценка вклада представителей национальных меньшинств в развитие российской науки и культуры

2.1. Значение этого вклада сильно преувеличено 30 30,2

2.2. Представители других национальностей внесли большой вклад в развитие российской науки и культуры 30 14

2.3. Не имею определенного мнения 37,5 39,5

2.4. Мне это безразлично 2,5 16,3

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 1 (166)

Из анализа результатов видно, что учащиеся -представители экспериментальной школы в значительно меньшей степени обращают внимание на национальность человека (ответ 1.5), реже испытывают негативные чувства при взаимодействии с ним (ответы 1.1, 1.2), что является предпосылкой развития толерантности.

Анализ ответов на вопрос относительно вклада представителей разных народов в культуру России (вопрос № 2) позволяет сделать вывод, что практически треть респондентов в обеих школах не признает вклада национальных меньшинств в развитие российской культуры (ответ 2.1), что, по сути, характеризует их статусное непринятие учащимися. Треть учащихся экспериментальной школы и только шестая часть контрольной признают этот вклад (ответ 2.2). Стоит отметить, что суммарный показатель безразличного отношения к данному вопросу (ответы 2.3 и 2.4) очень высок в обеих школах, однако в контрольной достигает 55,8 %, что свидетельствует о том, что больше половины учащихся этой школы и больше трети в экспериментальной еще не актуализировало для себя данный вопрос. Это отражает отсутствие интереса к культуре своего и других народов, что косвенно может свидетельствовать о слабой степени развитости этнической идентичности.

Проявление толерантных установок у уче

Ответы родителей на этот вопрос показывают преобладание безразличия у родителей контрольной школы (50 % опрошенных не имеют определенного мнения по этому вопросу) и признание большого вклада представителей разных народов в культуру России родителями экспериментальной школы - 30% опрошенных выбрали это вариант ответа. Но в целом родители достаточно высоко оценивают вклад представителей разных народов в культуру России, что является предпосылкой толерантности.

По этому содержательному блоку вопросов можно отметить, что очень большой процент учащихся обеих школ имеет неразвитую этническую идентичность и часто проявляет «эмоциональную глухоту» по отношению к членам иноэтнических групп. Однако учащиеся экспериментальной школы менее склонны к этноцентризму и негативным эмоциональным переживаниям во время контактов с представителями других национальностей, чем ученики контрольной школы, что свидетельствует об их большей склонности к эмоциональному принятию представителей других национальностей.

Важным показателем толерантности является проявление установок на идеологическим уровне. Результаты исследования этого параметра отражены в табл. 2.

Таблица 2

ков и родителей на идеологическом уровне

Варианты ответов Количество, %

Экспериментальная школа Контрольная школа

Дети Родители Дети Родители

1. Отношение к публичному празднованию национальных праздников

1.1. Все должны иметь эту возможность 75 77,5 67,4 68,8

1.2. Безразличие 12,5 17,5 23,3 28,1

1.3. Неприятие на личностном уровне 12,5 2,5 9,3 3,1

2. Отношение к возможности появления национальных школ в г. Красноярске

2.1. Совершенно необходимо для сохранения культур 25,6 18,6 28,9 33,3

2.2. Необходимо для взаимообогащения культур 25,6 32,6 17,8 23,3

2.3. Не нужно, так как приведет к изоляции 18,6 16,3 26,7 13,3

2.4. Не нужно, так как все должны получать одинаковое образование 14,0 27,9 15,6 26,7

2.5. Необходимо для изоляции представителей разных национальностей 7,0 4,7 8,9 3,3

2.6. Другой вариант 9,3 - 2,2 -

3. Отношение к возможности введения ограничений по национальному признаку

3.1. На получение высшего образования 4,7 12,1 7,2 5.6

3.2. На некоторые виды профессиональной деятельности 4,7 12,1 8,7 2,8

3.3. На занимание руководящих должностей 4,7 13,8 14,5 2,8

3.4. На занятия политической деятельностью 18,6 10,3 17,4 2,8

3.5. На получение российского гражданства 4,7 5,2 15,9 13,9

3.6. Такие ограничения недопустимы 41,9 31 18,8 58,3

Стоит отметить, что большая часть учащихся и родителей обеих школ придерживается толерантных идеологических установок (ответы 1.1, 2.1, 2.2), что является хорошей базой для построения толерантного взаимодействия. Однако у некоторых опрошенных наблюдается личное, субъективно негативное отношение к проявлению культуры других национальных групп, чему, скорее всего, способствовал негативный прошлый опыт взаимодействия с представителями иных национальностей. Однако степень толерантности родителей экспериментальной школы практически по всем параметрам выше на 10-15 %.

Анализируя ответы на вопрос № 3, обратим внимание, что в экспериментальной школе число учащихся, фиксирующих толерантную позицию в правовом аспекте (ответ 3.6), значительно выше, чем в контрольной школе. Стоит отметить, что наиболее сильно интолерантные установки проявляются относительно политической деятельности представителей национальных меньшинств (3.4), занятия ими руководящих должностей (3.3) и получения ими гражданства (3.5).

В целом можно заметить, что ответы этого содержательного блока показывают большее проявление толерантных установок на идеологическом уровне у родителей контрольной школы, которые в большей степени признают правовое равенство представителей различных национальностей и сохранение их национальной самобытности.

Анализируя существующие стереотипы относительно мигрантов, отметим, что наибольшее количество негативных стереотипов среди всех участников опроса вызывает представление, что мигранты занимают рабочие места (от 15 до 18 % от общего числа опрошенных), причем у детей убе-

жденность в этом выше, чем у родителей. Вторую позицию занимает мнение, что мигранты плохо относятся к представителям принимающей стороны, не уважают местные обычаи - от 10,8 % у представителей экспериментальной группы до 14,8 % - у детей из контрольной группы.

Итак, исследование показало, что высоким уровнем толерантности обладают 70 % учащихся экспериментальной школы и только 53,5 % -контрольной. Таким образом, можно говорить о том, что условия экспериментальной школы способствуют развитию межэтнической толерантности учеников.

Важнейшую роль в создании этих условий играет целенаправленное проектирование поликультурного образовательного пространства и вну-тришкольная система повышения квалификации учителей. В повышении квалификации педагогов главное место уделяется прежде всего формированию позитивной Я-концепции учителя, его собственной этнической идентичности, без чего в принципе невозможно формирование понимающего отношения со всеми участниками образовательного процесса. «Вторая линия» подготовки - это развитие эмпатии и коммуникативных компетенций педагогов, навыков межкультурного взаимодействия. Важное место занимает также знание национально-культурных особенностей детей, которые обучаются в школе.

Работа выполнена при поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности, проект «Исследование условий формирования общероссийской идентичности у учащейся молодежи средствами образования», 2015 г.

Список литературы

1. Социология образования: беседы, технологии, методы: труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XVIII / под ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. 223 с.

Лукина А. К., кандидат философских наук. Сибирский федеральный университет.

Пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041. E-mail: antonida_lukina@mail.ru

Материал поступил в редакцию 02.11.2015.

A. K. Lukina

FORMATION OF TOLERANCE OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

Gives the results of a comparative sociological study of the level of the tolerance of teachers, parents and children at schools, purposefully forming inter-ethnic tolerance, and not giving serious attention to this. On the results of questioning according to all indices the level of tolerance of the students of experimental school is 10-15% higher,

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)

than of the check school. It is shown that the special training of teachers and the creation of conditions for the joint activity of the adolescents of different nationalities is the key condition for the formation of tolerant interrelations.

Key words: tolerance, nationality; ethnic identity, multiculturalism; family; educational space.

References

1. Sotsiologiya obrazovaniya: besedy, tekhnologii, metody: trudy po sotsiologii obrazovaniya [Sociology of education: conversations, technology, methods: works in sociology of education]. Vol. XI. pr. XVIII. Ed. V. S. Sobkin. Moscow, 2006. Pp. 104-145 (in Russian).

Lukina A. K.

Siberian Federal University.

Pr. Svobodniy, 79, Krasnoyarsk, Russia, 660041. E-mail: antonida_lukina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.