Научная статья на тему 'Формирование толерантности будущих педагогов в образовательном процессе'

Формирование толерантности будущих педагогов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1446
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TEACHER''S TOLERANCE / TOLERANCE / DEVELOPMENT OF VALUES / TEACHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / INTERPERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Светлана Ивановна, Безотечество Людмила Михайловна

В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию толерантных ценностей у студентов будущих педагогов и их практическая реализация в образовательном процессе вуза. Педагогическая толерантность понимается как ценность, формированию которой способствуют условия, эффективность которых подтверждена экспериментально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing tolerance of future teachers in the educational process

The paper defines the concept of teaching tolerance; concretizes the concept of pedagogical conditions conducive to its development in the educational process of students future teachers; reveals axiological foundation of tolerance, the stages of its development (such as focus on the values of tolerance, tolerance appropriation of values and their fixation in the activity); identifies pedagogical conditions in developing tolerance and proves their efficiency through the research work. The authors put forward the idea of using the potential of the educational process, the content of the psychological and pedagogical disciplines for the development of tolerance that they reasonably define as an integrative personal quality. The paper proves understanding of tolerance as a key competence of the teacher, as well as the conditions and stages of its development

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности будущих педагогов в образовательном процессе»

С. И. Осипова Л. М. Безотечество

(Красноярск)

Формирование толерантности будущих педагогов

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию толерантных ценностей у студентов - будущих педагогов и их практическая реализация в образовательном процессе вуза. Педагогическая толерантность понимается как ценность, формированию которой способствуют условия, эффективность которых подтверждена экспериментально

Важнейшей характеристикой современного мира является его многообразие, проявляющееся в разнообразии национальностей, рас и вероисповеданий, культур.

Процессы глобализации, интеграции, миграции, межкультурного взаимодействия, смена этнического сознания под влиянием смешанных браков ставят проблему обеспечения мира и согласия в обществе, социальной безопасности и стабильности. Решение этой проблемы может быть осуществлено в условиях специально организованного воспитательного процесса, ориентированного на формирование у студентов способности к взаимопониманию и взаимоуважению, к мирному разрешению возникающих конфликтов, к демократии и толерантности и, в целом, способности к конструктивному взаимодействию в поликультурном пространстве, основанному на ценностях толерантности.

Толерантность как ценность и социальная норма гражданского общества определена в «Декларации принципов толерантности», принятой в ЮНЕСКО в 1995 году. Важность формирования толерантности обозначена в «Концепции модернизации Российского образования до 2020 года», в «Основах формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в гражданском обществе» и в других документах.

Особую важность и значимость проблема толерантности имеет для педагогического образования, являющегося приоритетной и системообразующей областью в системе образования в целом. Невозможно переоценить значение подготовки педагогов, способных вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения в ус-

ловиях многообразия современного мира, взаимопроникновения и столкновения различных культур. В этих условиях толерантность выступает как одна из важнейших ценностей, проявляющихся в деятельности педагога, реализующейся в многообразной и по-ликультурной среде.

В рамках исследуемой проблемы формирования толерантности студента - будущего педагога значимыми являются работы, рассматривающие технологии разрешения педагогических конфликтов (А. Меняев, С. Ю. Темина, Н. В. Нижегородцева и др.]; взаимодействия субъектов образовательного процесса (В. И. Загвязинский, Л. А. Левшин, Х. Й. Лий-метс и др.]. Формирование педагогической толерантности как необходимое условие совершенствования педагогического образования рассматривают как на теоретическом (Л. А. Занина, Н. П. Меньшикова], так и на практическом уровнях, в частности, через погружение студентов в поликультурную среду (С. А. Ляушева), через ориентацию на личностную модель взаимодействия в разрешении специально созданных ситуаций (Е. Ю. Клеп-цова, О. Б. Нурлигаянова, М. А. Перепелицына, Т. Ю. Фадеева].

Приступая к выявлению потенциала образовательной среды в формировании толерантности, конкретизируем базовые понятия данного исследования. Таким в первую очередь является понятие «толерантность». Опираясь на принципы и положения деятельностного и личностно ориентированного подходов, будем рассматривать студента как субъекта учебной деятельности, проявляющего активность и способности строить взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса. Такая способность прояв-

ляется в умении делать выбор, поиске смысла взаимодействия и смысла жизни в целом, самоопределении, формировании «Я-концеп-ции».

Анализ различных толкований полинауч-ного понятия «толерантность» даёт возможность отличить его от понятия «терпимость» и рассматривать как интегративное личностное качество, обеспечивающее бесконфликтную адаптацию личности к глобализационным процессам во всём их многообразии, являющееся основой развития личности и базирующееся на ценностном отношении к людям, в соответствии с которым человек, имея собственную жизненную позицию, уважает и признаёт право другого воспринимать, мыслить и действовать иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие с учетом других точек зрения [1, 2].

Понимание толерантности как способности и готовности выстраивать взаимодействие в поликультурной среде, учитывая деятельностную природу этой характеристики личности, позволяет отнести толерантность к общекультурной компетентности. Толерантность как общекультурная компетентность обладает свойством универсальности (по характеру и степени применимости]; многофункциональности (в решении различных педагогических задач]; многомерности (включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения]; интеллектуальной насыщенности (саморефлексия, критическое мышление]; объёмности (широкая компетенция]; междисциплинарности и над-предметности, что даёт основание признать толерантность ключевой компетентностью для педагога [1, 2, 7].

Отметим, что студенческий возраст является сензитивным для развития личности, в том числе и для формирования толерантности у студентов - будущих педагогов, однако эффективность этого процесса связана со специально организованными педагогическим условиями, способствующими ему.

В справочной литературе педагогическое условие трактуется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон; устное или письменное соглашение о чем-нибудь, договоренность; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; данные,

требования, из которых следует исходить [9]. Общим в этих трактовках является то, что условия - это категория, описывающая отношения субъекта с окружающим. В философском понимании условие трактуется аналогично, как «то, от чего зависит нечто другое, что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса» [6]. В педагогике условия рассматриваются также как совокупность некоторых внешних факторов, определённым образом влияющих на развитие, обучение и воспитание человека. Влияние условий «может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их конечные результаты» [3].

Понятие «педагогические условия» подразумевает необходимые компоненты среды, которые способствуют формированию тех или иных качеств личности за счет целенаправленного отбора необходимого содержания образования, форм и методов обучения, способствующих достижению дидактических целей [3, 4]. Целенаправленный отбор содержания, форм и методов обучения для формирования толерантности как ценности необходимо ориентировать на выбор таких педагогических условий, которые способствуют формированию ценностей.

Педагогические исследования определяют ценности как специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности. При этом различаются ценностное знание и сознание, ценностная установка и ориентация, ценностные действия и поступки. Ценностное сознание выступает формой отражения объективной действительности, позволяющей субъекту определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное, единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия на основе отражения действительности как мира духовных ценностей. Ценностное сознание основано на приобретении личностью ценностных знаний, информации, являющихся элементами сознания. Ценностное отношение как внутренняя позиция личности, отражающая взаимоотношение личных и общественных значений, имеет в своей основе ценностную установку как элементарное наличие ценностно окрашенной направленности личности и ценностную ориентацию как совокупность

ценностных установок. Только при сформированном ценностном сознании и отношении возможно проявление ценностной деятельности - целенаправленной деятельности человека, имеющей ценности внутренним регулятором [12].

Таким образом, рассматривая педагогическую толерантность как интегративное личностное качество субъекта, основанное на ценностном отношении к людям, при формулировке педагогических условий необходимо ориентироваться на технологию формирования ценностей, заключающуюся в последовательной выработке ценностного сознания, присвоения ценностного отношения и закрепление этого отношения и сознания в ценностном поведении.

Соглашаясь с В. А. Сластёниным и Г. И. Чи-жаковой, будем представлять процесс формирования ценностей толерантности через три этапа: ориентацию на ценность толерантности, заключающуюся в получении ценностных знаний и выработке ценностного сознания, присвоение толерантных ценностей и их закрепление, реализующиеся последовательно [12]. Учитывая, что формирование ценностей зависит от воздействия на интеллект, эмоции и волю личности, от её активной практической деятельности, этот процесс ориентируется на формирование когнитивной (знаю], аффективной (чувствую] и ко-нативной (делаю] сфер личности студента [10].

Ориентация на принятие ценности подразумевает непосредственное эмоциональное отражение, получение студентами первичной информации, ознакомление с сущностью феномена педагогической толерантности. Т. А. Кондратюк отмечает, что этап ориентации заключается преимущественно во внешнем воздействии на эмоциональную и когнитивную сферы личности. Происходит получение и переживание информации о педагогической толерантности, формируется сознание, направленное на ценность толерантности [5].

Осознание роли формируемой ценности характеризует этап её присвоения. Присвоение ценностей отражает их «положительную личную оценку и признание как ориентиров жизнедеятельности» [5]. Аффективный компонент формирования ценности толерантности предполагает эмоциональное окрашивание формируемых ценностей и полученной на этапе ориентации информации. Для того

чтобы знания органически переросли в стремления и установки, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний личности.

Наряду с ориентацией и принятием в процессе формирования толерантных ценностей важную роль играет их закрепление, основанное на интерактивной деятельности учащихся. Конативная сторона формирования ценностей связана с осуществлением целенаправленной активности. Профессиональнопедагогические ценности закрепляются студентами в ходе решения ряда задач, предполагающих включение в различные виды деятельности на основе ценностного отношения как внутреннего регулятива поведения.

Процесс формирования толерантности будущих педагогов осуществлялся для студентов специальности 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям] профиль подготовки 051000.62.18 Информатика и вычислительная техника». Анализ содержания дисциплин учебного плана показал, что формирование педагогической толерантности явно обозначено только в дисциплинах «Практикум по педагогическому мастерству» и «Практикум по решению педагогических задач».

В большинстве других дисциплин проблема толерантности может рассматриваться как:

- необходимый компонент идеологии и реализации личностно ориентированной модели образования (дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии», «Методика воспитательной работы», «Практикум по инновационным педагогическим технологиям», «Методология психолого-пе-дагогических исследований»];

- основа эффективного поликультурного взаимодействия («Философия и история образования», «Философия», «Общая психология», «Менеджмент в профессиональном образовании»];

- база для организации педагогического взаимодействия («Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Методика воспитательной работы», «Методика обучения информационным технологиям», «Практикум по решению педагогических задач»];

- важное для разрешения педагогических задач, проблем и конфликтов качество личности («Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика воспитательной работы», «Практикум по решению педагогических задач», «Практикум по общей психологии»];

- одна из ведущих ценностей образования («Философия и история образования»];

- компетентность педагога («Методика профессионального обучения», «Практикум по решению педагогических задач»].

Анализ рабочих программ дисциплин педагогического цикла показал, что наибольшие возможности для формирования толерантности имеют практикумы по педагогическому мастерству и по решению педагогических задач, а также общая психология и практикум по ней. В частности, при изучении темы «Педагогическая эмпатия и толерантность» раскрывается содержание и сущность педагогической толерантности, при рассмотрении тем «Межличностные отношения в группах» и «Общая теория конфликта» - роль толерантности в общении, толерантное поведение будущего педагога как необходимое условие разрешения конфликтов и проч.

Однако имеющееся содержание образования в названных дисциплинах не в полной мере обеспечивает формирование педагогической толерантности. В одних дисциплинах содержание, способствующее формированию указанных общекультурных компетенций, сведено к минимуму, в других, напротив, представлено достаточно обширно. Для устранения этого недостатка и для обеспечения более полного использования потенциала педагогических дисциплин нами разработаны методические рекомендации для преподавателей. Для эффективного формирования педагогической толерантности необходимо не только использование имеющегося содержания, но и его обогащение, так как обязательный минимум содержания основной образовательной программы не в полной мере обеспечивает формирование педагогической толерантности как ключевой компетентности педагога.

В связи с этим определим первое педагогическое условие формирования педагогической толерантности в образовательном процессе вуза: актуализация потенциала дисциплин учебного плана (практикум по педагогическому мастерству, практикум по решению

педагогических задач, общая психология, практикум по общей психологии] и обогащение содержания учебного материала, способствующее формированию ценностной ориентации, ценностного отношения как готовности к толерантному поведению студента - будущего педагога в образовательном процессе вуза.

Это условие способствует ориентации студента на толерантные ценности и принятию их.

Закрепление, как этап формирования ценностных ориентаций студентов, реализуется не только за счет обеспечения доступа к соответствующей информации, за счёт обогащения содержания, но и за счёт реализации активных педагогических технологий, вовлекающих студентов в определённую деятельность.

Такими технологиями являются интерактивные педагогические технологии (деловая игра, круглый стол, метод проектов, кейс-метод, разрешение педагогических ситуаций, мозговой штурм, дискуссия и проч.]. Общим в этих формах работы является создание ситуаций, деятельность в рамках которых требует не только толерантного сознания, но и толерантного поведения.

На этапе выработки ценностной ориентации нами использовались технологии мозгового штурма и дискуссии; при присвоении ценностного отношения - группового обсуждения, дискуссии, кейс-метод, работы в парах, круглого стола; при закреплении ценностного поведения - круглого стола, метода проектов, творческого задания, деловой и ролевой игр.

Придавая особую значимость реализации активных педагогических технологий в процессе формирования толерантности, определим второе педагогическое условие: вовлечение студентов в специально организованную деятельность, формирующую ценностную ориентацию на толерантное поведение и требующую его реализации в условиях применения интерактивных педагогических технологий.

Ориентация студентов на принятие толерантности как ценности начинается ещё на этапе выявления сущности этого феномена, оно не даётся студентам в готовом виде. На одном из занятий им предлагается самим сконструировать определение толерантности, используя технологию мозгового штурма, которая подразумевает работу в группах

Таблица

Динамика сформированности толерантности студентов

Экспресс-опросник «Индекс толерантности», % Тест-опросник В. В. Бойко, %

Уровень сформированности толерантности студентов

Критический Примитивный Допустимый Критический Примитивный Допустимый

Студенты 2012-2013 учебного года

До 0 91 9 9 69 22

После 0 60 40 0 36 64

Студенты 2013-2014 учебного года

До 8 84 8 16 61 23

После 0 58 42 0 45 55

по 5-7 человек. Учебная группа - 21 студент -делится на три подгруппы, в каждой из которых мозговой штурм проходит независимо, и выносится своё определение толерантности. Результаты работы в подгруппах выносятся на обсуждение во всей группе, на основе чего под руководством преподавателя синтезируется общее определение толерантности. В процессе работы в одной из подгрупп студенты определили толерантность через терпение и покорность, что не согласуется с пониманием толерантности как ценности, в соответствии с которой человек, имея свою точку зрения, уважает и признаёт право другого на иную точку зрения и готов строить с ним взаимодействие. При обсуждении всей группой было подчеркнуто это различие между сущностью толерантности и терпимости. Мозговой штурм вовлек в работу каждого участника коллектива, что позволило инициировать этап ориентации.

На этапе присвоения ценности толерантности осуществлялось обсуждение жизненных ситуаций, в которых важно проявлять толерантность. Этот вид работы сопровождается сильнейшим эмоциональным вовлечением студентов. Учащиеся сами предлагают ситуации для анализа в группе, что подразумевает личную заинтересованность. Во многом положительная личная оценка ценности толерантности начинает формироваться именно в ходе выполнения этого упражнения. В нашей практике самой острополемической темой явился вопрос однополых браков и особенно усыновления детей подобными парами. Так, один из студентов заявил, что такие семьи не являются «нормальными», то есть

соответствующими его представлению о правильности, в связи с чем они не могут воспитывать детей. Другой учащийся поддержал его, высказав мнение о том, что у ребенка в такой семье не будет примера разделения гендерных ролей родителей, что неминуемо скажется на его развитии отрицательно. Другие студенты на это возразили, что во многих неполных семьях ребёнок так же не видит примера поведения и мамы, и папы, но его взросление не сопровождается какими-либо трудностями. После обсуждения некоторые из студентов признали, что они всё ещё выстраивают своё отношение к людям на основе негативных стереотипов, и выразили желание изменить такой подход.

Закрепление толерантных ценностей в деятельности было реализовано в различных упражнениях, но наиболее объёмным и значимым являлось создание контента для сайта «Учимся жить и учимся быть вместе». Творческие работы студентов представлены как в стандартном виде публицистических статей и эссе, так и в форме видео и мультимедиа репортажей. Большой интерес представил видеоролик, в котором студенты спрашивают у учащихся вуза, как те относятся к толерантности, и анализируют их ответы. Стоит отметить, что создание контента у некоторых студентов вызвало затруднения, которые были преодолены в процессе работы.

В качестве методик оценивания уровня сформированности толерантности использовались тест-опросник В. В. Бойко [11] и экспресс-опросник «Индекс толерантности» [8] по методике Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой,

О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой].

В целом в результате реализации процесса формирования педагогической толерантности в рамках образовательного модуля «Педагогическая толерантность» в 2012-2013 и в 2013-2014 учебных годах у студентов первого курса специальности 051000.62.18 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника]» Института педагогики, психологии и социологии Сибирского Федерального Университета наблюдается значимое увеличение уровня сформированности

педагогической толерантности, что подтверждено соответствующими измерениями (на уровне значимости р=0,05 по критерию Фишера] - см. таблицу, с. 43. Всего в эксперименте приняли участие 99 человек.

Результаты проведённой экспериментальной работы позволили прийти к заключению о продуктивности выделенных педагогических условий для формирования толерантности студентов - будущих педагогов в образовательном процессе.

Литература

1. Безотечество Л. М. Толерантность как ключевая компетентность педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 358. - То же [Электронный ресурс] : URL: www.science-education.ru/106-7857 (дата обращения 27.05.14)

2. Безотечество Л. М. Формирование толерантных ценностей у бакалавров - будущих педагогов в современной информационной среде // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-6. -С. 1502-1505.

3. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and

Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.

4. Качалов А. В. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. Т. 62. - № 1-2. - С. 212-217.

5. Кондратюк Т. А. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Красноярск, 2008. - 23 с.

6 Нурлигаянова О. Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Ярославль, 2006. - 24 с.

7. Осипова С. И., Богданова А. И. Генезис сущности и содержание понятия «толерантность» // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №6. - С. 114-131.

8. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / под ред. Г.У. Солдатовой и др. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с.

9. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь : В 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

10. Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности // Заочные электронные конференции : научный электронный архив [Электронный ресурс]. - URL: http://econf.rae.ru/article/5159 (дата обращения 27.05.14).

11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. - Самара : Издательский дом «БАХРАХ», 1998. - 672 с.

12. Сластёнин В. А. Профессиональное саморазвитие учителя // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №2. - С. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.