Научная статья на тему 'Формирование территориальной организации таможенной инфраструктуры воронежской области'

Формирование территориальной организации таможенной инфраструктуры воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТАМОЖНЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CUSTOMS INFRASTRUCTURE / TERRITORIAL ORGANIZATION / CUSTOMS / FOREIGN TRADE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лунёва Н.А.

В статье рассмотрены вопросы формирования территориальной организации таможенной инфраструктуры на примере Воронежской области. Автором проведен анализ таможенной инфраструктуры и выделена роль воронежских таможенных органов в системе формирования бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лунёва Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the formation of the territorial organization of the customs infrastructure on the example of the Voronezh area. The author conducted an analysis of customs infrastructure and highlighted the role of the Voronezh customs authorities in the system of budgeting.

Текст научной работы на тему «Формирование территориальной организации таможенной инфраструктуры воронежской области»

3. Шнуренко Я.О. Корпоративная социальная политика как фактор социально-экономического развития // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. № 20. С. 377-382.

Лунёва Н. А

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ

ОБЛАСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: таможенная инфраструктура, территориальная организация, таможня, внешнеэкономическая деятельность.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы формирования территориальной организации таможенной инфраструктуры на примере Воронежской области. Автором проведен анализ таможенной инфраструктуры и выделена роль воронежских таможенных органов в системе формирования бюджета.

Keywords: customs infrastructure, territorial organization, customs, foreign trade activities.

Abstract: The article discusses the formation of the territorial organization of the customs infrastructure on the example of the Voronezh area. The author conducted an analysis of customs infrastructure and highlighted the role of the Voronezh customs authorities in the system of budgeting.

Открытие экономики, включение страны в мирохозяйственные связи в условиях глобализации и регионализации международных экономических отношений потребовало эффективного выполнения контактно-барьерной функции государственной границы и таможенной службы.

Воронежская область после распада СССР стала приграничной и здесь начала формироваться таможенная инфраструктура, которая включает таможенные посты, пункты пропуска транспорта, контейнерные и досмотровые площадки, площадки для выгрузки, таможенные склады и склады временного хранения. Территориальная организация таможенной инфраструктуры формируется под влиянием географического положения хозяйственной специализации региона, степени участия во внешнеэкономической деятельности, организационной структуры федеральных таможенных органов.

Воронежский таможенный пост в составе Московской центральной таможни был организован в 1987 г. для оформления значительных объёмов импортных грузов строящегося завода « Видеофон». После отмены в 1989 г. государственной монополии на внешнюю торговлю во внешнеэкономическую деятельность включились крупные предприятия области: АО «Воронежсинтезкаучук», ВАСО, ЗАО «ТМП», ОАО « Пивзавод « Воронежский». В 1990 г. на базе Воронежского таможенного поста была создана Воронежская таможня, в состав которой входили Белгородский, Липецкий, Курский, Тамбовский посты [1].

Протяжённость российско-украинской границы в пределах Воронежской области составляет 96 км., приходящиеся, в основном, на Кантемировский район. В районном центре был создан в 1992 г. первый приграничный таможенный пост. Он осуществлял таможенный контроль на границе РФ, а также стал обслуживать участников внешнеэкономической деятельности внутри области в пределах Верхнемамонского, Богучарского, Кантемировского районов.

В начале 1990-х гг. многие предприятия активно включаются в самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, что вызывает организацию довольно густой сети внутренних таможенных постов Воронежской области: Россошанского, Лискинского, Таловского, Бобровского, Эртильского, Нововоронежского. Одновременно из подчинения Воронежской таможни выведены посты областных центров Черноземья, преобразованные в самостоятельные таможни. На федеральном уровне создаётся Западное таможенное управление, в которое вливаются данные таможни.

Россошанский таможенный пост своим возникновением обязан химическому гиганту - ОАО «Минудобрения». Он производит таможенное оформление продукции этого и других предприятий юга области: ОАО «Евдаковский МЖК», ОАО «Ольховатский сахарный комбинат». В зону его действия входит Россошанский, Ольховатский, Подгоренский, Каменский, Бутурлиновский, Павловский, Воробьёвский, Калачеевский районы. Предприятия этих административных единиц осуществляют внешнеэкономические связи с Китаем, Турцией, Венгрией, Казахстаном, Украиной.

Лискинский таможенный пост специализируется на осуществлении таможенного контроля и оформления грузов, перемещаемых по железной дороге и участку федеральной автотрассы «Дон». Этот пост обслуживает Лискинский, Острогожский, Бобровский, Таловский,

Новохопёрский, Поворинский, Борисоглебский районы. На этой территории крупнейшим предприятием-импортёром является ОАО «Лиски-сахар», а экспортёром - Лискинский завод монтажных заготовок.

Таможенный пост «Чертовицкий» был создан в 1995 г. в связи с получением воронежским аэропортом статуса международного. В 2001 г. пост был переименован в « Аэропорт - Воронеж». Этот пост внешний, т. к. здесь осуществляется декларирование, досмотр пассажиров, пересекающих границу и их багажа.

В новом веке происходит дальнейшее совершенствование территориальной и организационной структуры воронежской таможни. В 2000 г. упраздняются Таловский, Эртильский, Нововоронежский, Борисоглебский таможенные посты и зоны их влияния перераспределяются между другими. В следующем году в Воронеже создаются левобережный, правобережный, северовосточный посты, которые занимаются таможенным оформлением внешнеэкономической деятельности как городских, так и сельских административных районов. Каждый из них обладает своей специализацией.

Левобережный таможенный пост оформляет автомобильные грузы и сами транспортные средства, осуществляя их досмотр. Правобережный пост работает с 343 предприятиями города и прилегающих районов области: Нижнедевицкого, Рамонского, Семилукского. Основными импортёрами на этой территории являются: ОАО «Семилукский огнеупорный завод», ЗАО «Воронежский керамический завод», ООО «Энкоринструмент-Воронеж», а экспортёрами - ЗАО «Верофарм», ОАО «Воронежсинтезкаучук», ЗАО «ТМП».

Северо-восточный таможенный пост обслуживает Железнодорожный район г. Воронежа, а также Аннинский, Грибановский, Каширский, Панинский, Репьёвский, Хохольский районы области. На этой территории работают 100 предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельности. Среди них основные импортёры: ОАО «Видеофон», ООО ТД «Союзагропром», а экспортёры - ООО «Ангстрем-Арредо», ЗАО ВЗПП «Микрон», ЗАО «Вторстальмет»

Последний этап формирования территориальной организации таможенной инфраструктуры области начался в 2006 г. Он связан со строительством двух автомобильных пунктов пропуска «Бугаёвка» и «Новобелая» в Кантемировском районе. Первый из них имеет статус

международного, занимает территорию 3 га и имеет 4 полосы движения. Он располагает досмотровыми ямами и площадками, складами.

Из 32 районов области лишь Верхнехавский, Эртильский, Терновский, Петропавловский не закреплены за определёнными таможенными постами.

Несмотря на незначительную долю области в объёме ВВП РФ (0,3% в 2007 г.), экспорта (0,3%), импорта (0,4%) удельный вес экспорта в объёме промышленного производства области составляет существенную величину (18,7%) [2, с. 144]. Это свидетельствует о востребованности и конкурентоспособности воронежской продукции на мировом рынке. Воронежская таможня играет исключительную роль в обеспечении контроля и оформления экспортно-импортных операций, внешнеэкономической деятельности и за 20 лет своей деятельности внесла в государственный бюджет 42 млрд. руб.

Литература

1.Государева служба. 20 лет воронежской таможне / Под ред. К. П. Никитина.- Воронеж: Истоки, 2011.- 132 с.

2. Регионы России 2010: Статистический сборник.- Госкомстат России, 2011.- 408 с.

Майорова В.В.

СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Воронежский государственный университет

Ключевые слова: стратегия, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, автотранспортное предприятие.

Аннотация: работа посвящена разработке стратегических мероприятий с целью повышения конкурентоспособности автотранспортного предприятия, выделены принципы повышения конкурентных преимуществ.

Keywords: strategy, competitiveness, competitive advantages, motor company.

Abstract: is devoted to the development of strategic measures to enhance the competitiveness of the road transport enterprise, the principles highlighted increasing competitive advantage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.