Научная статья на тему 'Формирование термина «Жизненные стратегии»'

Формирование термина «Жизненные стратегии» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
377
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / жизненные стратегии / strategy / life strategies

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Огородова Татьяна Владимировна

История социологии – это не только история открытий, трудов выдающихся учёных, но и история формирования научного аппарата, в том числе и научных терминов. Возникновение терминов и развитие их содержания отражает развитие знания в той или иной научной области. Цель данной работы – проследить этот процесс на примере термина «жизненные стратегии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe history of sociology is not only the history of the discoveries, works of outstanding scientists, but also is the history of the formation of a scientific apparatus, including scientific terms. The emergence of the terms and development of their content reflects the development of knowledge in a particular scientific field. The purpose of this work is to follow this process on the example of term life policies.

Текст научной работы на тему «Формирование термина «Жизненные стратегии»»

Формирование термина «жизненные стратегии»

Огородова Т. В.

Огородова Татьяна Владимировна / Ogorodova Tatyana Vladimirovna - аспирант,

кафедра культурологии,

Пермский гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: история социологии - это не только история открытий, трудов выдающихся учёных, но и история формирования научного аппарата, в том числе и научных терминов. Возникновение терминов и развитие их содержания отражает развитие знания в той или иной научной области. Цель данной работы - проследить этот процесс на примере термина «жизненные стратегии».

Abstract: the history of sociology is not only the history of the discoveries, works of outstanding scientists, but also is the history of the formation of a scientific apparatus, including scientific terms. The emergence of the terms and development of their content reflects the development of knowledge in a particular scientific field. The purpose of this work is to follow this process on the example of term life policies.

Ключевые слова: стратегия, жизненные стратегии.

Keywords: strategy, life strategies.

Стратегия - древнегреческий военный термин (stratos - «войско», ago-«Be^»), обозначавший искусство управлять войском и побеждать.

Во времена сложившегося капитализма, «войны всех против всех», термин перешёл в близкую область -политику, потом в экономику и другие сферы, например, науку, игру. Определение стратегии дают экономические, политические, философские и другие словари. Если обобщить их, то стратегия предполагает:

1. Нацеленность на достижение жизненно важного результата, это главное, что организует

стратегию.

2. Субъективность 2-х уровней: стратег - главная фигура, осуществляет планирование и организацию, управление; должен иметь высокий уровень подготовки (1); исполнители - должны быть компетентны, организованы, мотивированы (2).

3. Условия борьбы и неполной известности (действия противных сил) требуют мобилизации и наиболее эффективного использования ресурсов; а также тактической гибкости, готовности к изменению методов.

4. Организацию времени: чёткое видение этапов достижения цели, и в то же время нельзя запланировать всё окончательно, пока цель не достигнута.

Итак, если цель находится в области экономики, стратегия - экономическая, если в области науки -научная. Что же такое жизненная стратегия или стратегия жизни?

Вначале термин появился в биологии как стратегия жизни популяций - совокупность приспособлений, способов выживания и поддержания стабильности популяций растений и животных. Позже был перенесён на социальные явления. Есть интересный пример такого переноса: «По одной из классификаций стратегий жизни растений, предложенной Л. Г. Раменским (1938), различают виоленты, патиенты, эксплеренты. «Виоленты - тип стратегии растений, отличающийся высокой конкурентоспособностью... мощный габитус и корневая система позволяют ставить под контроль ресурсы эдафической среды и света» [11]. «Виолентная стратегия - стратегия конкурентной борьбы, состоящая в ставке на снижение издержек производства, которая достигается за счёт организации массового выпуска сравнительно недорогих, вполне доброкачественных товаров» Далее такие же параллели про патиентную и эксплерентную стратегии [10].

В ХХ в. начался серьёзный пересмотр теоретических воззрений на общество. «В середине ХХ столетия, когда обозначился кризис тоталитарных моделей общественного развития, «линейных» схем истории и, соответственно, «больших» социальных теорий, проблема понимания субъекта стратегии оказалась тесно связана с проблемой социальных взаимодействий. Общество предстало в качестве полисубъективного образования. Возможность реализации стратегии из одной его точки. становится всё более сомнительной» [6]. Термин жизненная стратегия как раз и отразил этот переход от стратегии как управления некими исполнителями к стратегии как самоуправлению индивидуального или коллективного -вплоть до человечества - субъекта.

О стратегии как стратегии жизни человека писала в конце 30-х-начале 50-х гг. ХХ века Карен Хорни, немецкий и американский психоаналитик, ученица З. Фрейда. Она пошла дальше своего учителя и стала объяснять социальное (стратегии психологической защиты человека, выражающиеся в определённых типах поведения) не биологическим, но социальным (общением детей и родителей). К. Хорни описала 10 защитных стратегий, связанных со свойствами личности, которые в нормальных условиях комбинируются. Если же одна стратегия начинает преобладать, это говорит о патологии личности.

П. Бурдье, создавший наиболее значительную социологическую концепцию-образ современного ему общества, в 70-90-е гг. употреблял (насколько можно судить по изложению Н. Шматко) этот термин в разных сочетаниях: стратегии уклонения от разрушительной информации (о габитусе), стратегии поведения

(об агентах), стратегии социального воспроизводства - образовательные стратегии (об обществе, элите) и др.

С середины 80-х гг. ХХ в., в период перестройки, когда рушились устои общества, и сама жизнь потребовала срочного проектирования будущего страны и отдельных её граждан, термин жизненные стратегии стал активно употребляться в отечественной научной литературе в разных общественных науках: в экономике, политике, психологии, социологии и др. дисциплинах; и по отношению к любым субъектам - от личности до человечества в целом. Такая «многомерность» потребовала теоретического осмысления термина. В различных общественных науках появились работы, в которых рассматривались структура, типология, функция и другие особенности жизненных стратегий: К. А. Абульханова-Славская «Стратегия жизни»; Н. Ф. Наумова «Жизненная стратегия человека в переходном обществе», «Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения» и др. статьи; Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов «Жизненная стратегия личности (опыт комплексного анализа)»; Ю. Н. Долгов, Т. Н. Смотрова «Типология жизненных стратегий личности»; В. Е. Купченко «Типологии жизненных стратегий» и др.

Термин часто употребляется во множественном числе - жизненные стратегии - в 2-х значениях: 1) типичные стратегии жизни многих представителей одной общности (жизненные стратегии современного российского студенчества); 2) жизненные стратегии, реализуемые в разных сферах жизни одного субъекта (личности, семьи, человечества). В любом случае речь идёт о стратегиях, важных для реализации жизни в целом.

Стратегия жизни «двусоставна»: планирование будущего (1 уровень, идеальный); осуществление жизни по этому плану, иногда совсем не по плану (2 уровень, реализация). Динамика этих 2-х составляющих стратегии по отношению к обществу в целом была описана философом В. Е. Кемеровым, схемы человеческой деятельности вообще рассматриваются и как элементы конструирования социального бытия, и как элементы структур социального воспроизводства: эта «некая «искусственная» форма [т. е. стратегия] перерастает в естественное эволюционное движение общества»: когда общество стабильно, стратегия не выступает в качестве проблемы, образует «естественный» фундамент структуры общества, если же общество в кризисе, стратегия социальных изменений становится проблемой, специально создаётся, т. е. становится «искусственной», и это жизненно необходимо [6]. Психологи и социологи тоже говорят о двух уровнях жизненных стратегий: кризисные моменты, в которые резко возрастает интеллектуальное напряжение поиска путей построения будущего, т. е. моменты, периоды построения стратегии (например, после окончания школы - у отдельного человека, или у России - с конца 80-х ХХ в.); и некие установки проявляющихся в жизни, в повседневном поведении субъектов стихийно.

Стратегия жизни появляется и формируется под одновременным и взаимным воздействием разных внутренних (индивидуальные свойства субъекта) и внешних (воздействие среды) факторов. В ней отражаются отношение между притязаниями субъекта и степенью их реализации, степень адаптации к социально-экономической ситуации, ожидание будущего, самооценка, положение субъекта в обществе. В свою очередь, реализуясь, жизненные стратегии изменяют существующее положение вещей. Через механизмы идентификации (и не только) индивидуальные стратегии превращаются в стратегии общностей, которые формируют общественные условия существования самих индивидов.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991, 299 с. [текст] 480с.

2. Бурдье П. Стратегии воспроизводства и способы господства / /П. Бурдье Социология социального пространства. М., СПб., 2005, с. 97-120.

3. Белугина М. А. Психологическое содержание жизненных стратегий личности в юношеском возрасте.

Автореферат. Ярославль, 2009 / [Электронный ресурс] / Режим доступа:

psibook.com/scholary/psihologicheskoe-soderzhanie-zhiznennyh-strategiy-lichnosti-v-yunosheskom-

vozraste.html/ 10.01.2015.

4. Бурдье П. Социология политики. Пер. с фр. Н. А. Шматко / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко / [Электронный ресурс] / Режим доступа: library.khpg.org/files/docs/1333091162.pdf/ 22.05.2015.

5. Долгов Ю. Н. , Смотрова Т. Н. Типология жизненных стратегий личности. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.sibac.info/13854/ 24/01/2015.

6. Кемеров В. Е. Стратегия // Философский словарь / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. slovar/onlinedics.ru/fil/g/strategija.htlm/28.02.2015.

7. КупченкоВ. Е. Типологиии жизненных стратегий. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.el-histori.ru/node/588/ 30/03/2015.

8. Основные концепции Пьера Бурдье // Альманах «Восток» 2004, вып. 11 (23) / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.situation.ru/app/j_art_632.htm/25.04.2015.

9. Рудакова О. В. Жизненные стратегии современного российского студенчества. Автореферат. Москва,

2004 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.dissecat.com/cjntent/zhiznennije-strategii-

sowremennogo-rossiiskogo-studenchestva/ 12.01.20157.

10. Стратегия конкуренции // Экономическая безопасность. Лекция 4. / [Электронный ресурс] / Режим доступа: econbez.narod.ru/2competition/1books/4.htm /16.04.2015.

11. Экологический словарь 2001 / [Электронный ресурс] / Режим доступа:

dic.academic.ru/dic.nsf/ecology/196/виоленты/ 14.03.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.