Научная статья на тему 'Формирование таможенных органов китайской народной Республики'

Формирование таможенных органов китайской народной Республики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3175
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВОБОЖДЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ / КПК / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ГЛАВНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / LIBERATION / REFORMING OF THE CUSTOMS SYSTEM / THE COMMUNIST PARTY OF CHINA / FOREIGN TRADE / SOCIALISM DEVELOPMENT / THE GENERAL CUSTOMS ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаев Алексей Максимович

В статье описывается процесс становления таможенных органов КНР в начальный период социалистического строительства в Китае. Автор рассматривает основные мероприятия властей в деле реформирования таможенных органов страны и превращения таможенной системы в инструмент регулирования внешней торговли в интересах государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Customs Authorities of the People’s Republic of China

The paper describes the development of customs of the People’s Republic of China during the period of building a socialist economy in China. The author focuses on the main activities undertaken by authorities in reforming the country’s customs bodies and turning the customs system into the instrument of the foreign trade regulation in the State’s interests.

Текст научной работы на тему «Формирование таможенных органов китайской народной Республики»

страницы истории

УДК 339.543(901) ББК 67.401.143.1

А. М. НИКОЛАЕВ

Формирование таможенных органов китайской народной Республики

В статье описывается процесс становления таможенных органов кнР в начальный период социалистического строительства в китае. Автор рассматривает основные мероприятия властей в деле реформирования таможенных органов страны и превращения таможенной системы в инструмент регулирования внешней торговли в интересах государства.

Ключевые слова: Освобождение, реформирование таможенной системы, КПК, внешняя торговля, социалистическое строительство, Главное таможенное управление.

A. M. Nikolayev

Forming Customs Authorities of the People's Republic of China

The paper describes the development of customs of the People's Republic of China during the period of building a socialist economy in China. The author focuses on the main activities undertaken by authorities in reforming the country's customs bodies and turning the customs system into the instrument of the foreign trade regulation in the State's interests.

Keywords: liberation, reforming of the customs system, the Communist Party of China, foreign trade, socialism development, the General Customs Administration.

До победы в 1949 г. социалистической революции в Китае, которую там принято называть Освобождением, таможенная сфера страны на протяжении длительного времени находилась под фактическим контролем иностранных государств, а в ходе гражданской войны 1946-1949 гг. подчинялась временным территориальным администрациям, поэтому одной из важнейших задач пришедшей к власти Коммунистической партии Китая (КПК) стало реформирование таможенной системы.

нИколАЕВ Алексей [Максимович — кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Nikolaev.alex@vfrta.ru.

© Николаев А.М., 2016

Первые преобразования таможенной сферы происходили одновременно с созданием в достаточно сжатые сроки государственных структур нового Китая. Еще в июне 1949 г. был образован Центральный финансово-экономический комитет во главе с Чэнь Юнем. В структуре комитета были сформированы 6 рабочих учреждений и 13 департаментов, позднее преобразованных в министерства. Для руководства таможенными вопросами всей страны был создан Главный таможенный департамент во главе с Кун Юанем [1, с. 35]. В августе того же года Кун Юань вместе с Яо Илинем и Чжу Цзяньбаем подготовили записку «Предложения о первоначальных мероприятиях Главного таможенного департамента», которая явилась первым документом на таможенную тематику КНР. В ней излагалась необходимость направления партийных работников для создания организационного отдела таможенного департамента. Предлагалось организовать первоочередной контроль над таможнями Пекина и Тяньцзиня; со всеми другими таможнями установить рабочие связи и разобраться в сложившейся в них обстановке; создать организационные структуры Главного таможенного департамента; осуществить расстановку кадров и разработать таможенный тариф, проект системной структуры таможенной сферы; подготовить и провести всекитайское рабочее совещание по таможенным вопросам.

С 23 сентября по 16 октября 1949 г. в Пекине прошло Всекитайское рабочее совещание по таможенным вопросам, в котором принимали участие 36 человек, представлявших северо-восток страны, города Инкоу, Яньтай, Тяньцзинь, Шанхай, Коулун, Пекин и Центральный финансово-экономический комитет КНР, председательствовал Кун Юань.

В программе значилось четыре пункта:

1) Задачи и сфера ответственности народной таможни.

2) Структурные органы и система руководства всекитайской таможни.

3) Задачи Центрального таможенного управления и проект его организационного устава.

4) Административные и рабочие таможенные вопросы (контроль и пошлины, таможенный тариф, борьба с контрабандой, персонал, статистика, морские сборы и др.).

Председатель Центрального финансово-экономического комитета Чэнь Юнь в своем выступлении обозначил задачи, стоящие перед работниками таможенной сферы:

1. Полуколониальную таможню превратить в самостоятельную, независимую от иностранного влияния таможню, которая будет служить интересам народа.

2. Способствовать развитию торговых связей со всеми государствами на основе равноправия и взаимной выгоды.

3. Постепенно формировать единую таможенную политику, уходя от наследия прежнего режима с его разбалансированным управлением территориальными таможнями.

4. Крепить единство новых и старых таможенных кадров.

На совещании выступил представитель советской таможни, который ознакомил участников со структурой и задачами таможенных органов Советского Союза [5].

Главный таможенный департамент 25 октября 1949 г. был преобразован в Главное таможенное управление (ГТУ). Председатель КНР Мао Цзэдун поставил во главе Управления Кун Юня, а его заместителем назначил Дин Гуйтана.

Период с 1949 по 1956 г. явился для Китая временем перехода к социализму. В таможенной сфере произошли преобразования, заложившие базу для новой самостоятельной и независимой таможни, которая была призвана способствовать укреплению суверенитета государства, поддерживать социалистические преобразования, стимулировать восстановление национальной экономики.

В октябре 1949 г. премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай на 53-м заседании Госсовета одобрил создание двух печатных органов ГТУ «Народная таможня» и «Таможенная статистика», которые сыграли значительную роль в реформировании таможни и ее новейшей истории [5].

В декабре 1949 г. Госсовет КНР утвердил Организационный устав Главного таможенного управления, в котором оно признавалось самостоятельным административным учреждением, руководившим всей таможенной сферой страны. Через год Госсовет КНР издал Директиву об основных положениях организации и управления таможенными органами страны. В ней говорилось: «Следует коренным образом изменить практику ввоза демпинговых товаров и вывоза сырья по низким ценам, что является мерами экономической агрессии империалистических стран, а также злоупотреблений во внешней торговле, взять курс на создание в необходимых местах таможенных учреждений с целью защиты государственных экономических интересов» [2].

Одновременно с началом социалистических преобразований в январе 1950 г. ГТУ КНР подготовило проект Постановления о политике таможенного обложения и работе таможни, которое после обсуждения в Госсовете и одобрения премьера Госсовета Чжоу Эньлая было принято 7 марта. В нем резко критиковалась старая таможенная структура, служившая интересам зарубежного капитала, четко определялась организационная форма новой таможни, ее основные задачи. В постановлении говорилось: «Победа великой революции покончила с проявлениями любого неравенства и зависимости, восстановила суверенитет Китая над таможенной сферой и сбором таможенных пошлин» [2]. В документе подчеркивалось, что Главное таможенное управление является государственным учреждением, которое осуществляет единое руководство над таможенными органами, обеспечивает строгий контроль перемещения через государственную границу любых товаров и предметов с взиманием таможенных пошлин, осуществляет борьбу с контрабандой и таким образом защищает страну от экономического вторжения

капиталистических государств. Постановление стало самым ранним документом нового Китая, в котором были сформулированы основные принципы таможенной политики, не утратившие своей актуальности до настоящего времени. В постановлении подчеркивалась такая функция таможни, как защита национальной промышленности, что было особенно важно на заре существования КНР. С принятием постановления власти Китая обозначили направление развития таможенной сферы.

До прихода к власти КПК в стране не существовало единого таможенного механизма, повседневная практика таможен, а нередко и размер таможенных сборов, зависели от местных администраций, поэтому на первом этапе преобразований было важно сформировать централизованную систему управления таможенной сферой. Финансово-экономический комитет Госсовета 8 марта 1950 г. принял постановление «О руководстве ГТУ всеми таможнями государства». В постановлении указывалось: «Все таможни страны обязаны подчиняться Главному таможенному управлению. Все таможенные организации, кадровые, административные и оперативные подразделения обязаны функционировать в соответствии с указаниями ГТУ. Издаваемые ГТУ приказы, директивы и инструкции подлежат обязательному и неукоснительному исполнению. Любые самостоятельные действия в таможенной сфере не могут предприниматься без утверждения Главным таможенным управлением и Финансово-экономическим комитетом Госсовета». При этом территориальные таможни по-прежнему подчинялись в оперативном плане финансовым комитетам больших административных округов городов центрального подчинения и тесно взаимодействовали с местными внешнеторговыми учреждениями. В постановлении также содержались инструкции по кадровой политике, административному производству, временному порядку взимания пошлин и другим вопросам.

ГТУ КНР осуществлял подборку партийных кадров для таможенной сферы и постепенно выстраивал систему прямого руководства всеми таможенными подразделениями. Была существенно сокращена численность таможен. Вместо прежних 173 было оставлено 70, в том числе 26 внутренних таможен прямого подчинения.

Устранялись самостоятельные названия таможен. Теперь названия привязывались к территориальному положению и, как правило, носили имя крупного города. Таможни, расположенные на морском побережье, назывались морскими таможнями.

Главное таможенное управление произвело полную замену руководства территориальных таможен. Их возглавили партийные кадры. Все иностранные поданные, которые в прежние времена во многом определяли работу таможенных органов, были уволены. Постепенно была внедрена единая система управления таможенным персоналом, упорядочены организационные и финансовые вопросы таможенной сферы. Усиленное внимание уделялось

идейному воспитанию молодых работников, приходивших в таможенные органы, а также опытных таможенных кадров.

Поиск оптимальных организационных решений не всегда происходил безупречно и порой сопровождался неоправданными структурными реформами.

В 1953 г. Главное таможенное управление было передано в подчинение Министерству внешней торговли с целью усиления таможенного регулирования внешнеэкономических связей и обеспечения масштабных задач экономического строительства в стране. ГТУ вошло в состав Главного управления внешней торговли, а территориальные таможни были включены в структуру местных управлений внешней торговли. Таким образом, таможенные органы не только обеспечивали выполнение таможенного законодательства, но и усилили регулирование внешней торговлей. Слияние внешнеторговых организаций с таможенными органами соответствовало исторической китайской традиции. После такого преобразования территориальные таможни по-прежнему подчинялись ГТУ и одновременно находились под контролем местных администраций.

Однако в 1956 г. такая система была признана неэффективной, и Госсовет постановил восстановить управления внешней торговли в прежнем виде. Задачи по управлению некоторыми функциями внешней торговли, которые были ранее возложены на таможенные структуры и персонал, вновь были переданы Главному и территориальным управлениям внешней торговли. Руководство таможнями было передано управлениям внешней торговли городов и районов. Несмотря на то, что внутриструктурное руководство по-прежнему осуществлялось центральным таможенным органами, основные оперативные руководящие функции принадлежали внешнеторговым структурам. В результате этого произошло определенное ослабление позиций таможенных органов.

Строительство новой таможенной системы сопровождалось созданием нормативной базы, соответствующей социально-экономическим условиям.

После создания Главного таможенного управления КНР, с целью замены повсеместно использовавшегося старого таможенного устава по распоряжению Госсовета в начале 1950 г. был разработан проект закона о таможне, который с 1 мая 1951 г., после утверждения Госсоветом КНР, применялся на временной основе во всех таможенных органах на территории страны. Этот закон стал инструментом политики КПК по проведению независимого политико-экономического курса, направленного на защиту экономики страны и обеспечение экономического развития, а также выступил в роли фундамента для дальнейшего развития таможенного дела в КНР.

Сразу вскоре после принятия временного закона о таможне Госсовет утвердил Таможенный тариф КНР и порядок его применения, и с 16 мая 1951 г. этот тариф стал применяться на всех таможнях страны. Таможенный тариф

КНР также явился одним из основополагающих нормативных актов таможенной сферы и впервые за последние сто лет защищал национального производителя и отечественную промышленную продукцию, которая могла конкурировать с иностранными товарами. Всего в течение 1951 г. и нескольких последующих лет было принято около 30 нормативных актов, касающихся регулирования деятельности таможен, взимания пошлин, борьбы с контрабандой, управления персоналом и других вопросов таможенной сферы, которые позволили оздоровить всю систему внешнеэкономической деятельности государства.

Один из лидеров коммунистической партии Китая того времени Лю Шаоци, оценивая проведенные в таможенной сфере преобразования, сказал, что «Ключи от ворот Китая из кармана империалистов и их приспешников были переложены в карман китайского народа. Китайские товары оказались защищенными от нечестной конкуренции со стороны демпинговых цен империалистических стран. Китайское же сырье стало использоваться прежде всего в интересах собственной промышленности, а не вывозилось за рубеж. На пути развития национальной экономики было устранено препятствие, которое существовало на протяжении 100 лет» [3, с. 46].

В ходе преобразований в таможенной сфере был пересмотрен весь спектр обязанностей, которые традиционно возлагались на таможенное ведомство в Китае.

В течение 1950-1951 гг. ГТУ передало ряд функций, которые не были связаны с непосредственными задачами таможни, другим ведомствам. Так, все вопросы по морским перевозкам и портовому обслуживанию судов были переданы в ведение Министерства транспорта, а вопросы морского патрулирования в ведение пограничной службы и Министерства внутренних дел. Помимо этого, таможенные органы прекратили проверку почтовых посылок, пересылаемых внутри страны, и досмотр судов каботажного плавания. Эти мероприятия позволили таможенным органам сконцентрировать усилия на более качественном выполнении собственно таможенных задач.

Социалистическое строительство коренным образом изменило характер внешнеэкономических связей Китая. На начальном этапе существования КНР капиталистические государства осуществляли торгово-транспортную блокаду страны, поэтому таможня КНР всемерно способствовала развитию государственных организаций внешней торговли, которые налаживали торговые связи, прежде всего, с Советским Союзом и другими странами народной демократии.

Однако строительство социалистического общества в Китае не сопровождалось введением абсолютной монополии государства на внешнюю торговлю. В стране по-прежнему существовали частные торговые компании, что усложняло и без того непростые и многообразные задачи таможенных органов. Таможня КНР применяла гибкую политику в области выдачи

лицензий, контроля товаров и взимания пошлин в отношении частных торговых предприятий, которые противодействовали политике торгово-транс-портного эмбарго империалистических государств, импортируя материальные ресурсы и реализуя промышленную продукцию КНР на внешних рынках.

После 1953 г. в период интенсивного перемещения грузов и транспорта через Маньчжурию и порт Тяньцзиня таможенные органы принимали энергичные меры по упрощению и ускорению процедур проверки грузов и сбора таможенных платежей, при этом в отношении государственных учреждений применялся метод централизованной уплаты пошлин. Для снижения загруженности портов и пограничных переходов в ускоренном порядке решались все возникающие проблемы и транспортные инциденты.

В то время частные торговые предприятия перемещали товары через восточные и южные порты страны. Таможня не только контролировала эти перемещения и взимала пошлины, но и регулировала их деятельность через выдачу патентов, оценку стоимости товаров, сопровождение валютных операций и другие административные меры, что в значительной степени ограничивало возможности частных предпринимателей нарушать законы. В то же время у частников, которые работали без нарушения установленных правил, не возникало никаких противоречий с таможенными органами, их товары своевременно проходили таможенный контроль, что стимулировало внешнеторговые операции частников и способствовало их адаптации к социалистическому порядку. Налаженная и четкая работа таможен повышала их авторитет и доверие со стороны иностранцев. Начиная с 1956 г. стало значительно увеличиваться количество посещавших страну так называемых «хуацяо», т. е. этнических китайцев, которые имели иностранное гражданство и постоянно проживали за рубежом.

Одновременно выросло число официальных лиц и обычных пассажиров, которые пересекали границу воздушным и морским транспортом. Постепенно стал увеличиваться поток иностранных почтовых отправлений. Таможня КНР реагировала на эти ситуации оперативной разработкой соответствующих регламентирующих правил.

Согласно опубликованному в мае 1951 г. таможенному тарифу в соответствии с планами государственных расходов и задачами промышленного строительства на импортируемые товары была установлена пошлина в размере от 5 до 200 %. Ряд товаров был допущен к беспошлинному ввозу. Были также установлены обычные и минимальные ставки импортных пошлин. Экспортные товары, за исключением некоторых, освобождались от уплаты пошлин.

Все региональные таможни были обязаны начислять пошлины в соответствии с тарифом и предоставлять льготы только на законном основании. Строгое соблюдение тарифной политики позволило не только собрать необходимые финансовые средства для государства, но и защитить отечественную

промышленность, а также стимулировать внешнюю торговлю. Председатель Центрального финансово-экономического комитета Чэн Юнь в июне 1956 г. на 3-й сессии ВСНП первого созыва так оценил фискальную деятельность таможенных органов КНР: «Государственная казна после Освобождения оказалась надежно защищена таможенной политикой государственной таможни и ее способностью контролировать процессы внешней торговли» [4, с. 89].

Сотрудникам таможенных органов молодого государства приходилось вести последовательную борьбу с контрабандой, которая была очень распространена в Китае сразу после Освобождения. На границах с Гонконгом, Макао, Вьетнамом, Кореей, Бирмой контрабандой промышляли мелкие торговцы, солдаты бывшей гоминьдановской армии и местное население. Нарушители закона занимались контрабандой на обычных торговых маршрутах, уклоняясь от валютного контроля.

В очень сложных условиях обустройства государственной границы, во взаимодействии с пограничниками, органами правопорядка удалось справиться с разгулом контрабанды.

Только за первые три года было возбуждено 554 дела по контрабанде, по которым к ответственности было привлечено более 3 тыс. чел. [6, с. 91].

Начиная с 1951 г. стала затухать народная контрабанда, в значительной степени уменьшилась так называемая политическая контрабанда, т. е. ввоз на территорию КНР литературы и печатных изданий подрывного антикоммунистического характера. С ростом задержаний за контрабанду стало уменьшаться количество незаконного ввоза товаров. По мере роста производства табака и спиртных напитков внутри страны в значительной степени упал спрос на аналогичные импортные продукты.

В 1953 г. впервые была проведена объединенная конференция представителей таможенных органов по борьбе с контрабандой. После нее подобные конференции стали проводится и в провинциях. На них происходил обмен информацией и опытом борьбы с контрабандой на местах, что улучшило ситуацию по пресечению контрабанды в стране в целом.

В 1953 г. в КНР основана Шанхайская таможенная школа - первое учебное заведение по подготовке таможенных работников для Китая. Первым директором школы стал начальник Шанхайской таможни Гу Чжэнь, который совмещал два этих поста. Его заместителем был назначен Фэн Хуацюань. В 1966 г. после Культурной революции таможенная школа прекратила набирать слушателей. Всего из ее стен вышло более 1 100 таможенных специалистов. (В 1980 г. учебное заведение было восстановлено в статусе вуза).

В сентябре 1953 г. были введены герб и знамя таможни.

В конце 1956 г. в Пекине состоялся первый в КНР съезд передовых таможенников. На съезде присутствовали Мао Цзэдун, Лю Щаоци, Чжу Дэ и другие лидеры Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики.

Этот съезд, по сути дела, подвел итог первому этапу становления таможенной системы КНР. Лидеры правящей партии и государства констатировали радикальное изменение характера и принципов функционирования таможенных органов Китая, указали направление дальнейшего их развития и совершенствования.

Таким образом, руководству Коммунистической партии Китая за достаточно короткий период, с 1949 по 1956 г., удалось провести решительные и эффективные преобразования громоздкой и разбалансированной таможенной сферы. Оно сумело произвести отбор и расстановку компетентных кадров, которые подготовили основную нормативную базу таможенной системы, запустили единый таможенный механизм с централизованным управлением, обеспечивший проведение необходимой государству фискальной таможенной практики и выгодной внешнеторговой деятельности.

Список литературы

1. Вэньсянь хэ яньцзю. 1984. № 10.

2. Жэньминьван [Электронный ресурс]. Режим доступа: people.com.cn/GB/shizheng/252/7619/7647/2541170.html.

3. Жэньминь хайгуань. 1985. № 2.

4. Материалы 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (5-30 июля 1956 г.). М., 1957.

5. Тхесюенет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bbs.tiexue.net/ post_5335182_1.html.

6. Хайгуань яньцзю. 1985. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.