ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Калимуллин И.Ф.*
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителя в системе высшего профессионального образования в свете современных требований практики школы.
Ключевые слова: педагогический процесс, субъектная позиция, будущий педагог как субъект педагогической деятельности.
В современных условиях перехода общеобразовательной школы на ФГОС второго поколения, основанного на деятельностном и компетентност-ном подходах, первоочередной задачей вузовской подготовки будущих педагогов становится формирование самостоятельной, творческой личности педагога, субъекта профессиональной педагогической деятельности.
Решение данной задачи будет возможно, если в основу педагогического процесса будет положена теория и методология деятельностного подхода как системы принципов организации образовательного процесса.
Очевидно, речь идет о такой организации педагогического процесса, в котором будущий учитель, наряду с усвоением системы знаний, овладевал бы обобщенными способами педагогической деятельности. Это в свою очередь предполагает, что усвоение обобщенных знаний должно сопровождаться формами всего комплекса интеллектуальных, психо-эмоциональных, операциональных элементов педагогической деятельности.
В психологии понятие «субъект» рассматривается в контексте выполняемой деятельности. Человек как субъект познания выступает вторично, первично - он субъект действия, практической деятельности. Субъект являет собой единство воли, чувств и познания - заключает С.Л. Рубинштейн [3]. На способность субъекта согласовывать систему своих личностных качеств и психических процессов с системой объективных условий и требований, которые возникают в связи с решением задач, указывает К.А. Абульханова-Славская [1]. Громыко Ю.А. выделяет свойственную субъекту способность прогнозировать результат и его последствия, для чего ему необходимо иметь не линейное, плоскостное, а многомерное мышление [2].
Для педагога является важной способность выстраивать стратегии целенаправленного образовательного процесса, продуктивного взаимодействия с обучающимися.
* Аспирант кафедры Педагогики.
158
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Образовательный процесс в вузе реализуется в ходе усвоения студентами набора учебных дисциплин. Характер и логика деятельности при усвоении содержания предметов существенно отличается от характера и логики практической деятельности педагога. В процессе обучения в вузе студент усваивает некую сумму теоретических знаний по педагогике, методике и проч. В данной ситуации, очевидно, он не выполняет осознанных действий анализа и диагностики, целеполагания, планирования, рефлексии. В лучшем случае он имеет сумму знаний и представлений о педагогической деятельности. Но сам не упражняется в их выполнении, так как ситуация не предполагает практического выполнения педагогической деятельности.
Возникает противоречие между необходимой потребностью в формировании у студентов субъектной позиции и отсутствием тех педагогических условий, которые способствовали ее развитию.
Очевидно, что сама по себе субъектность будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки не возникнет. Необходимо создание специальных организационно-педагогических условий, обеспечивающих его мотивированное понимание сути профессиональной деятельности, с одной стороны, и технологическим оснащением педагогического процесса по поэтапному переводу студента из позиции объекта в позицию субъекта - с другой стороны. Это предполагает:
- вооружение студентов способами самоанализа и самодиагностики профессионального становления в целостном педагогическом процессе;
- включение будущих педагогов в процесс целеполагания и планирования различных видов деятельности на всех уровнях: своей индивидуальной деятельности, коллектива студенческой группы, курса, факультета, вуза в учебной и внеучебной работе, на педагогической практике и в исследовательской деятельности;
- овладение студентами способами проектной деятельности;
- создание ситуаций выбора и самоопределения, в ситуации решения социальных и профессиональных проблем;
- ориентация педагогов вуза при организации образовательного процесса на интересы и потребности студентов, учет уровня подготовленности студентов к предстоящей деятельности, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, установка на профессиональный успех;
- формирование рефлексивно-оценочных действий в ситуации анализа собственной и коллективной деятельности;
- использование индивидуальных и коллективных способов стимулирования творчества и активности студентов.
Задачи профессионального образования также диктуют пересмотр методов, методик, форм, технологий обучения, которые бы носили практико-
Проблема качества среднего и высшего педагогического образования
159
ориентированный характер: лаборатории педагогического творчества и мастерства; педагогические клубы, педагогические отряды, студенческие образовательные центры консультирования населения по психолого-педагогическим вопросам, репетиторство и прочие.
Проявление и развитие субъектной позиции студента существенно зависит от характера его взаимодействия с субъектами педагогического процесса. Приемлемыми здесь являются такие типы взаимодействия, как диалог, сотрудничество, научное сотворчество.
Основанный на паритетных отношениях между его участниками диалог позволяет выработать самостоятельность в выборе и самоопределении взглядов, определять совместные стратегии и тактические действия в той или иной педагогической ситуации.
Сотрудничество - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Традиционные формы студенческого самоуправления также должны быть направлены на формирование субъектной позиции каждого члена коллектива при взаимодействии всех его участников (ректората, деканата, профессорско-преподавательского состава, студенческого актива).
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульха-нова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Громыко Ю.А. Проективное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления [Текст] / Ю.А. Громыко. - М., 1998. - 560 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / Составители: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 594 с.